Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ШВАРТОВКА К БОРТУ ДРУГОГО СУДНА



Маневрирование при швартовке к борту судна, стоящего у причала производится обычными способами, о которых говорилось выше. При этом швартующееся судно должно обеспечить надежную кранцевую защиту. К моменту, предшествующему касанию бортами, подходящее судно должно полностью погасить инерцию и поджиматься к борту другого только за счет тяги швартовов.

Помимо основных подготовительных мер перед швартовкой на обоих судах заваливают внутрь все выступающие части, создают небольшой крен на борт, противоположный швартовке, и подвешивают возможно большее количество кранцев.

ШВАРТОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ В МОРЕ

Предварительная подготовка. Швартовной операции должна предшествовать тщательная подготовка, во время которой знакомятся с типом, размерами и конструктивными особенностями судна, к которому предстоит швартоваться, его состоянием, посадкой, наличием крена и дифферента. Иногда полезно вычертить на плотной бумаге вид в плане обоих судов, вырезать их и проиграть варианты швартовки.

Капитаны судов обмениваются необходимой информацией, согласовывают выбранный вариант швартовки и последовательность действий каждого из судов, назначают место и время начала швартовки. Обсуждая детали швартовной операции, определяют борт, к которому будет становиться судно, и уточняют место у борта, как будет подходить швартующееся судно, курс и скорость обоих судов во время сближения, количество швартовных тросов, схему и порядок их подачи. Одновременно уточняют средства и планируют порядок действий во время грузовых операций или оказания помощи.

Оба судна готовят кранцевую защиту. Судно, к которому предстоит швартовка, вывешивает два типа кранцев: основные и вспомогательные. Основные кранцы предназначены для защиты причальной линии корпу­са обоих судов от повреждений во время швартовки и стоянки лагом. Для этой цели обычно используются крупные пневматические или заполненные наполнителями из пористого синтетического материала цилиндрические кранцы – двойки или тройки и на цепях и тросах располагаются вдоль борта на плаву. К вспомогательным относятся кранцы меньшего размера. Их вывешивают на обоих судах на разной высоте в местах возможного соприкосновения судов для защиты надстроек или оконечностей корпуса от повреждений.

В качестве вспомогательных используют мягкие плетеные кранцы крупных и средних размеров, комбинированные деревянные кранцы с оплеткой из растительных или синтетических тросов или же кранцы из набора автомобильных покрышек. Кроме перечисленных, подготавливают переносные мягкие кранцы для ослабления усилий от нагрузок на корпус в случае неожиданных навалов во время швартовных операций.

Капитаны знакомят командный состав, участвующий в швартовке, со схемой швартовки и порядком действий при швартовных операциях. Экипажи занимают места по объектам швартовки согласно швартовного расписания. Знакомятся с состоянием погоды и моря в районе швартовных операций и ближайшим прогнозом. При выборе варианта швартовки учитывают силу и направление ветра, высоту и направление распространения волн, величину и направление течения, состояние видимости, в какое время суток — темное или светлое предстоит швартовка. Придают обоим судам креп 1—2° в сторону, противоположную борту швартовки, убирают и заваливают внутрь все выступающие за борт со стороны швартовки детали.

Швартовка к судну, лежащему в дрейфе, выполняется обычно при благоприятных условиях погоды и волнении моря не более 3 баллов. Морская практика знает случаи критических ситуаций, когда для спасения людей производилась швартовка на короткое время к аварийному судну в условиях жестокого шторма. Однако риск нанести при этом своему судну серьезные повреждения, особенно винто-рулевой группе, и оказаться также в аварийном состоянии очень велик.

В тихую погоду для судов с правым шагом винта швартовку легче выполнять левым бортом. Минимальной скоростью подходят под углом 15—20° к борту лежащего в дрейфе судна так, чтобы погасить инерцию в момент нахождения у места швартовки. Когда траверзное расстояние в носовой части уменьшится примерно до 20—30 м, отрабатывают задним ходом, останавливают движение и подают выброску. Одновременно с прекращением поступательного движения под действием боковых сил гребного винта корма идет влево, суда занимают параллельное положение. Подают носовые, затем кормовые продольные концы с помощью которых регулируют скорость сближения носа и кормы и шпринги. Подают и крепят дополнительные дублирующие швартовы.

В случае швартовки правым бортом курс располагают чтобы подойти на расстоянии 20—30 м параллельно лежащему в дрейфе судну. Перед отработкой задним ходом для гашения инерции судну дают толчок влево чтобы компенсировать движение судна вправо. Подают одновременно с носа продольный и шпинг, а с кормы короткий продольный. Кормовые концы подают на весу, чтобы иметь возможность работать гребным винтом. В случае необходимости придерживают движение кормы швартовным концом. Затем подают кормовой шпринг и дополнительные швартовы.

Швартовку можно выполнять не только на параллельных курсах, но и на контркурсах носом к корме другого судна. Такая швартовка может быть вызвана конструктивными особенностями, например в случае кормового расположения надстроек у обоих судов — чтобы избежать их повреждения при качке, или же связана с удобством обеспечения перегрузочных работ.

Для отхода от судна, лежащего в дрейфе, отдают все швартовные концы, оставляя один кормовой шпринг. Поджимают корму, слегка отводят нос своего судна от борта, затем отдают шпринг и дают ход вперед.

Если швартовку выполняют при ветре, то вначале определяют направление и скорость дрейфа обоих судов. При этом необходимо учитывать, что дрейф судна, не имеющего хода, несколько больше, чем у такого же судна на ходу. Для швартовки подходят на траверзное расстояние около кабельтова и останавливаются параллельно лежащему в дрейфе судну, чтобы под действием дрейфа суда сближались. На расстоянии, достаточном для подачи выброски, начинают подавать швартовные концы. С помощью швартовов регулируют положение судов так, чтобы касание произошло параллельными бортами.

Отход выполняют разворотом на ветер. Отдают все швартовы, кроме носового и кормового шпрингов.Когда суда выйдут на линию ветра, а суда стремительно разносит друг от друга - отдают шпринги и дают ход вперед. Отход движением назад опасен, так как на заднем ходу отходящее судно плохо слушается руля и может навалить носовой частью на судно, лежащее в дрейфе.

Швартовка на ходу - наиболее безопасный способ швартовки в море, может выполняться при волнении моря до 5—6 баллов. Этот способ швартовки обладает большими преимуществами по сравнению со швартовкой к судну, лежащему в дрейфе, наиболее важными из которых являются постоянная управляемость обоих судов и возможность уравнять до нуля относительную скорость.

Судно, к которому швартуются («пассивное»), удерживает курс к скорость постоянными. Свой курс оно располагает против волны, уклоняясь на 20—30° от направления распространения воли в сторону борта швартовки, чем несколько прикрывает подветренный борт от волн. В случае смешанного характера ветровых волн и зыби направление курса выбирают относительно волн, вызывающих большую бортовую качку. «Пассивное» судно поддерживает минимальную скорость, но достаточную для надежной управляемости как своего, так и сближающегося с ним судна «активного». «Активное» судно заходит на швартовку с кормы подветренного борта.

Швартовка на ходу состоит из двух этапов. Первый — подойти к «пассивному» судну параллельно на расстояние около одного кабельтова и уравнять скорости. Контроль за относительным перемещением осуществляется пеленгованием приметной части корпуса или надстройки «пассивного» судна, Второй этап — сближение судов. Выполняют его уклонением «активного» судна в сторону идущего постоянным курсом и скоростью «пассивного» суднана 5-7 градусов. При сближении до 20-30 м с носовой части «пассивного» судна подают выброску. «Активное» судно первым передает и крепит два надежных носовых швартова- продольный и прижимной, плавно уменьшает свой ход и выходит на носовые швартовы. С помощью руля плавно сближается и встает лагом к борту «пассивного» судна. Затем подают кормовые продольные, шпринги и дополнительные швартовы. После окончания швартовки «активное» судно совсем останавливает машину, но держит ее в постоянной готовности.

Швартовка судов может быть выполнена и на курсе по волне – в том случае, когда швартовка на ветер невозможна. В этом случае продольная качка более плавная с большими периодами, воздействие ветра и волн слабее. Однако следует учитывать, что на попуткой волне суда хуже слушаются руля, удерживать их на заданном курсе значительно труднее, вероятность навалов и повреждений корпусов увеличивается, а отшвартовка значительно труднее.

Для отхода вначале оба судна уравнивают скорости, отдают все швартовные концы, кроме двух носовых продольных. С помощью руля при минимальной скорости ( при увеличении скорости срабатывает явление присасывания) отводят «активное» судно на 15—20 м от борта, затем,увеличивая скорость, отдают продольные и, двигаясь вперед, удаляются от другого судна.

Швартовка к судну, стоящему на якоре - наиболее сложный и опасный вид швартовных операций. Выполняется всегда с кормы против ветра и течения. Швартовка может быть затруднена рысканьем стоящего на якоре судна на 40-50 градусов. Поэтому прежде чем приступить к швартовным операциям, изучают период рыскания ,оценивают величину амплитуды и определяют крайние курсы рыскания.

К спокойно стоящему на якоре судну, имея на своем судне ВФШ правого шага, удобнее подходить левым бортом под углом 20—30 градусов. Скорость судна выдерживают минимальную. Заняв положение в 15—20 м по траверзу от стоящего на якоре судна, гасят инерцию работой машины на задний ход и подают с носа выброску. Под действием боковых сил гребного винта корма должна пойти влево, и суда займут параллельное положение. Подают носовые и кормовые продольные и шпринги, поджимают суда друг к другу и крепят швартовы.

Если судно на якоре рыскает под действием ветра или течения, то подходят против ветра или течения так, чтобы остановиться в позиции, близкой к внешней границе амплитуды рыскающего судна и по возможности параллельно его корпусу. В момент очередного сближения подают швартовы, регулируют ими параллельность соприкосновения обоих судов. Для улучшения управляемости при подходе и швартовке к судну иногда используют свой якорь наружного борта.

Однако прежде чем им воспользоваться,

Рис. 40

необходимо выяснить, как положена и на какое расстояние простирается якорная цепь судна, к которому предстоит швартовка. В случае, если положение якорной цепи неясно, якорем при швартовке пользоваться нельзя. При подходе к судну отдают якорь одной смычкой на грунт и протаскивают его по дну. Затем, после окончания швартовки, якорь берут снова в клюз.

При предполагаемой длительной совместной стоянке судов, особенно на открытом рейде, подверженном воздействию сильных ветров и течений, швартующееся судно может использовать свой наружный якорь для повышения безопасности стоянки. В этом случае подходят в точку, расположенную на расстоянии, равном приблизительно длине корпуса впереди стоящего на якоре судна, располагая курсы под углом 60—70° в наружную от его ДП сторону. Отдают якорь наружного борта и, потравливая якорную цепь, с разворотом спускаются к судну на якоре. В момент наибольшего сближения подают, oбжимают и крепят швартовы.

Отходят от судна, стоящего на якоре,(за исключением экстренныхслучаев) движением вперед. Если был отдан якорь, то вначале подбирают слабину якорной цепи. Затем потравливают и отдают швартовы, удерживаясь на носовом продольном. Потравливают и отдают носовой продольный, выбирают якорную цепь и, двигаясь вперед, отходят от судна. Если судно было ошвартовано без якоря, то отдают все швартовы, кроме носового продольного и носового и кормового шпрингов. Когда суда выйдут в крайнюю точку рыскания – отдают шпринги, затем продольный и дают ход вперед маневрируя с помощью небольших перекладок руля.

Постановка судна на бакштов. Обычно применяется в открытом море для передачи воды или жидкого топлива. Такой бесконтактный способ позволяет выполнять перегрузочные операции в условиях штормовой погоды или крупной зыби при волнении моря до 4-5 баллов.

Ведущее судно- танкер, передающий топливо или воду, следует самым малым ходом против волны и зыби. Ведомое судно заходит в кильватер ведущему и постепенно сближается на расстояние, достаточное для того, чтобы принять выброску или перебросить линь с помощью линеметательного аппарата. В момент подачи выброски или линя ведомому судну безопаснее находиться не строго по корме ведущего, а удерживая форштевень на 20—30 м в сторону па таком же примерно расстоянии позади от его кормы.

Выброску или линь подают с ведущего судна. Если из-за плохой погоды трудно передать проводник с помощью выброски или линеметателыюго аппарата, то его передают с помощью буйка, выпускаемого на лине длиной около 150 м с кормы ведущего судна. Затем, с помощью проводника передают на ведущее судно два швартовных тpoca и проводник для шланга. Швартовные тросы огонами набрасывают на кормовые битенги или кнехты и подают на ведомое судно шланги для снабжения топливом или водой. На ведомом судне швартовные тросы обтягивают до нужной длины и крепят на кнехтах.

Длина шланга, вытравливаемого за борт, в зависимости от состояния погоды и волнения моря, составляет 150—200 м. Он прикреплен к гибкому стальному тросу, превышающему шланг по длине на 50—60 м. Буксирный трос короче шланга примерно на 15—20 м. Его длина также зависит от состояния моря и регулируется таким образом, чтобы орбитальное движение обоих судов на волнении не вызывало сильных рывков. Для контроля за дистанцией на ходу с ведущего судна могут выпускать на лине приметный дистанционный буй, который ведомое судно удерживает на траверзе своего навигационного мостика.

Постановку на бакштов можно также выполнять, удерживая судно курсом по волне. В таком положении качка судна становится более плавной, сила относительного ветра, удары волн о корпус и его заливаемость ослабевают. Однако следуя по волне, судно хуже слушается руля, его тяжелее удерживать на курсе. В зависимости от положения на гребне или на подошве попутной волны скорость судна может меняться, что затрудняет подход для передачи швартовов и шлангов и удержание требуемой дистанции во время совместного плавания. После крепления буксирных тросов и шлангов ведомое судно может остановить машину или подрабатывать самым малым ходом, но скорость его должна быть меньше скорости ведущего. С завершением перегрузочных операций, после уборки шлангов ведомое судно несколько увеличивает ход, уменьшая расстояние между судами. С кормы ведущего сбрасывают ослабевшие буксирные тросы и увеличивают ход, а ведомое отрабатывает полным назад чтобы полностью погасить инерцию.

Постановка на бакштов к судну, лежащему в дрейфе или стоящему на якоре, может выполняться аналогичным способом.

Взаимодействие траверзным способомприменяется в основном военными кораблями для передачи грузов при параллельном движении судов в открытом море. Для грузовых операций или удержания шлангов используются специальные леерные устройства, выстрелы или грузовые краны. Одно из судов (ведущее) следует постоянным курсом и скоростью против волны или по волне. Другое судно (ведомое) подходит к нему с кормы вначале на траверзное расстояние около кабельтова, затем уравнивает скорость и постепенно уменьшает расстояние до заданного. С помощью линеметательного аппарата передают линь, затем леерное устройство с люлькой для передачи грузов и людей или шланги для снабжения топливом и водой. Во время грузовых операций расстояние между судами сохраняется в зависимости от средств передачи грузов от 20 до 70 м. Суда относительно друг друга ничем не удерживаются и сохраняют установленное расстояние только маневрированием ведомого судна. Позиция на ведомом судне контролируется с помощью пеленгования приметных частей ведущего судна и посредством контрольного дистанционного линя, протягиваемого между судами.


 



Просмотров 3743

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!