![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Какой мы видим нашу организацию через 3-5 лет?
Рис. 22. Формирование образа желаемого будущего (VISION) Методы консультирования работы над стратегией 461 Еще слоган из моей практики: "Мы с каждым работаем лично!" Это девиз, не VISION. Еще пример: "Не менее 5 новых услуг в год!" Работая над инновационным будущим одной компании, мы сформулировали неплохой, по-моему, лозунг: "Нет ничего, что нельзя улучшить!" Слоганы дают эмоциональное, пропагандистское подкрепление VISION, рассчитанное на чувства, симпатии. И они, как видите, небесполезны. Только не будем их путать с самим VISION. VISION работает не только на мотивацию сотрудников организации. На него серьезно реагируют инвесторы. Для них он - один из факторов инвестиционной привлекательности. Он неплохо действует и в отношениях с поставщиками, при выборе стратегических партнеров, при общении с органами власти, политическими лидерами. Качественный VISION тоже впечатляет. Вот не знаю только, действует ли это на налоговую инспекцию... Какие ошибки, просчеты бывают в работе над VISION? Визионеры часто строят образ будущего по принципу "того же, но больше", т. е. рисуя простую экспоненту. Может быть, это и неплохо, но, строго говоря, VISION есть новое качественное состояние организации, этап в ее истории. Другая ошибка: прямое заимствование из литературы, рекламных щитов или буклетов других компаний. Появляются совсем уж стандартные VISION типа: "Стать лидером на рынке". Приходится сожалеть также и о нереальных, идеализированных образах своего будущего: "Стать универмагом, в котором есть все!" Читателю, наверное, известны управление по целям, управление по отклонениям, управление по прецедентам и пр. Так вот, давайте освоим понятие управление по VISION. Это значит - управление из будущего. Советы консультанту Мы уже договорились, что VISION не проект и не программа. На рис. 22 видно, что исходное состояние обозначено прямыми линиями и углами, а VISION - волнистой, произвольной линией. Лучше бы его изобразить пунктиром. Более того: чем точнее VISION, тем менее он достижим. Он не выносит высокой точности, ибо рассчитан на постоянные изменения. По мере приближения к нему VISION уточняется, корректируется настолько, что даже может и противоречить первому варианту. Но все же он должен быть практичным, достижимым. VISION не может быть идеалом. Почему? Потому что идеал недостижим, он вечно несовместим с повседневностью, она противна ему. В то время как VISION должен быть досягаем, иначе он демотивирует, разочаровывает. Этой ошибки визионерам также следует избегать. Подумайте сначала: нужен ли Вашему клиенту VISION? Удержите его от соблазна следовать моде или показухе. Для этого задайте ему такой вопрос: какой вы видите вашу организацию, скажем, через 5-8 лет? Или иначе: какой ваша фирма должна стать в далеком будущем? Очень может быть, он ответит: "Я и на неделю вперед не могу заглянуть!" И объяснит это чрезмер- 462Глава XXII ной загруженностью текучкой либо все той же крайней неопределенностью будущего. Бывают уставшие организации, они идут туда, куда толкают обстоятельства. Попробуйте еще один заход: дайте свою версию будущего ближайшего конкурента, т. е. помогите ему взглянуть на VISION конкурента глазами консультанта. Он может озадачиться: "Тогда и я могу..." - начнет размышлять он. Вполне возможно, однако, что он останется равнодушным, а то и враждебным к бизнес-мечтаниям. И ладно. Советы руководителю Есть субъективные границы для визионерства: нежелание, непонимание, интеллектуальная лень. Но есть и объективные причины - невнимание руководителей к подобным занятиям. Скажем, оптовая фирма занята кондитерским бизнесом. Ею охвачено больше четверти регионального рынка, претендовать на большее - значит конфликтовать с антимонопольным ведомством. Даже удержать этот рынок - немалая удача. Вы скажете: VISION может быть направлен не только вовне, но и внутрь организации. Скажем, она станет более управляемой, с более простой структурой, или самой высокой клиентной ориентацией. Все это совсем неплохо, только заинтересуется ли Ваш клиент подобными изменениями? И не попадете ли Вы здесь в ловушку "того же, но больше". Словом, не стоит тратиться на убеждение руководителя, почему-либо не заинтересованного в такой работе. Очень советую всю работу над стратегией начинать именно с решения этой задачи - определение образа желаемого будущего бизнес-организации. Решение именно этой задачи потом определяет и направляет решение других задач стратегического направления Давайте скажем нашим клиентам: "Вы немало выиграете, если торжественно представите свой VISION собранию руководителей или тем, кто заинтересуется. VISION - дорогая вещь и должен отработать свое в полную силу".
![]() |