![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ОТДЕЛЕНИЯ КОНЦА 1920-Х ГОДОВ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИМ 8 часть
Однако в русской церковной диаспоре появился тогда документ, который представляет собой своеобразную реакцию на интервью Заместителя Местоблюстителя. Составитель документа дал свои ответы на вопросы, заданные митрополиту Сергию. «Два интервью, данные митрополитом Сергием представителям советской и иностранной печати, — говорится в этом документе, — глубоко возмутили русское церковное сознание. Не входя в оценку причин, заставивших митрополита Сергия произнести столь очевидную для всех верующих и для него самого ложь и клевету на Церковь, мы считаем себя обязанными дать правдивые ответы на вопросы представителей печати и таким образом рассеять эту клевету и ложь. 1. Ответ. В СССР действительно происходят жестокие гонения на религию и в особенности на Православную Церковь. Советские законы о свободе совести — лишь фикция, которой эти гонения прикрываются. Они состоят в том, что православные епископы, клирики и активные миряне без суда и предъявления обвинений бросаются в тюрьмы и далекие ссылки, что Церковь вот уже 13 лет лишена права созыва Соборов, епархиальных съездов, лишены печати, религиозных школ; что проповедь религии (пропаганда) рассматривается как преступление, в то время как проповедь безбожия везде и всюду насаждается. Что верующие миряне, если они не скрывают своей веры, лишаются работы, гражданских прав и терпят всякие утеснения (в особенности это касается учителей). 2. Ответ. Действительно, церкви в громадном количестве закрываются правительством по требованию безбожных организаций, несмотря на живой протест верующих. По официальной статистике, за 10 лет, с 1917 по 1927 год, по одной только Украине закрыто 2573 православных храма, а всего культовых зданий (всех религий) за это же время — 3384. По той же статистике, за 1928 год закрыто на Украине 79 церквей, за 29-й год — 154 православных храма, 11 монастырей и всего культовых зданий всех религий за 1929 год — 224. За январь 1930 года, опять на Украине — 42 церкви, по всему СССР за 1929 год православных церквей закрыто 333, а всего культовых зданий — 422. Кроме того, за тот же 1929 год возбуждено дел о закрытии еще 317 церквей. За 7 месяцев 1928 года по СССР закрыто 322 церкви. Симонов монастырь в Москве взорван, храм Рождества Богородицы в Москве (на Петровке, угол Столешникова переулка) снесен, храм Вознесения в Нижнем Новгороде взорван в самый день праздника Вознесения. Имеющие всероссийское и даже вселенское значение — Киево-Печерская, Троице-Сергиева Лавры, Саровский, Дивеевский монастыри, Оптина и Нилова Пустыни, Ново-Иерусалимский, Донской, Данилов, Угрешский монастыри в Москве, Спасо-Иаковлев в Ростове, Спасо-Евфимиев в Суздале — закрыты и разрушены, а последний превращен в тюрьму. По последнему сообщению Главнауки, 6 тысяч храмов исторического значения, находившиеся на учете Комиссии охраны памятников старины и искусства, тоже снимаются с учета и отдаются на слом. О том, как реагирует верующий народ на закрытие храмов, можно судить по следующим эпизодам. В августе 1927 года при закрытии собора в Тульчине (Подольск) народ пытался не допустить закрытия. Вызванная милиция устроила форменное побоище, причем были убитые и раненые. В селе Пески Николаевского округа народ во главе с духовенством пытался помешать безбожной процессии, ворвавшейся в храм, где происходило богослужение, с целью его закрытия. В результате произведены были массовые аресты, а священник Павленко, диакон Бернов и четыре мирянина были расстреляны. В Веневе Тульской губернии народ пытался воспрепятствовать закрытию храмов. Настоятель храма Чугунов и несколько мирян расстреляны. 3. Ответ. Количество епископов (по неполному подсчету), подвергшихся в таком порядке гонениям, равняется 197, причем многие за эти годы успели уже по два и три раза побывать в ссылках. Перед Рождеством 1929 года из одной Москвы было выслано 60 человек духовенства. В 1928 году из Петербурга было выслано около 80 человек, главным образом, мирян во главе с профессорами Андреевским, Мейером и известным писателем-философом Аскольдовым. Что касается отдельных случаев репрессий против мирян за религиозные убеждения, то они являются обычными. Для примера назовем: в Мелитополе сняты с работы без права поступления на службу служащие больницы: Демесская, Балл, Шмидт, Унру, в Орле — Екатерина Фаст, в Киеве — врач Кураева и учительница Воронихина. Все — за религиозные убеждения. В Киеве же арестован и сослан врач Иконников за то же. В Лохвице из школы исключено два ученика за принадлежность к баптистской общине. Все эти сведения взяты из советской печати, но безусловно таких случаев очень и очень много. 4. Ответ. В СССР религиозная пропаганда преследуется. Не издается ни одного религиозного журнала, ни одной книги религиозного характера. Последние журналы (обновленческие) закрыты в 1928 году. Даже богослужебные книги — Евангелие, молитвенники, церковные календари — воспрещено печатать. Из всех библиотек изъяты книги не только религиозные, но и идеалистические. Не функционирует ни одна богословская или религиозная школа. Последние, обновленческие, закрыты в 1928 году. Преподавание веры детям, даже частно, воспрещено, в то время как во всех школах ведется систематическая антирелигиозная пропаганда. 5. Ответ. Не зная, о каких именно фактах жестокости сообщалось в иностранной прессе, мы, однако, можем, на основании целого ряда известных нам фактов, подтвердить, что жестокости действительно чинятся агентами власти по отношению к отдельным священнослужителям В 1918 году агентами власти был зверски убит митрополит Киевский Владимир. Тело его найдено изуродованным со следами побоев и многочисленных колотых ран. В Перми в 1919 году был зверски убит епископ Андроник, которого выбросили из вагона поезда на ходу. В том же году (в Саратове?) был утоплен в Волге епископ Гермоген Саратовский. В Чите был сожжен живым епископ Ефрем Селенгинский. В 1928 году 6 мая в Никольске Вологодской губернии был убит престарелый епископ Иерофей агентами ГПУ при его аресте. Причем тело его исчезло и не было выдано для погребения. Многие епископы и священники были в разное время убиты и расстреляны, имена их составляют целый синодик. В ссылке на далеком севере Архангельской губернии замерз епископ Филарет Костромской в 1922 году. В ссылке же на одном из необитаемых Соловецких островов умер 2 января 1928 года архиепископ Петр Воронежский. В пересылочной тюрьме по дороге из Соловков на место новой ссылки умер 28 декабря 1928 года архиепископ Иларион, с 1922 года томящийся в ссылке. В ссылке же 1928 года умер больной архиепископ Борис Рязанский. Патраирший Местоблюститель митрополит Петр, шестидесятилетний старик, тяжело больной грудной жабой и эмфиземой легких, с 1925 года находился без перерыва то в ссылке, то в тюрьме. С 1927 года он живет в зимовье Хэ, далеко за Полярным кругом на берегу Обской губы, среди тундр. Ближайший населенный пункт, городок Обдорск, удален на двести верст. Митрополит Петр лишен не только медицинской помощи и необходимых медикаментов, но и минимальных удобств. Климат местности губителен для его здоровья. Несмотря на то что уже давно истек трехлетний срок его ссылки, его оттуда не выпускают. А ведь никакой суд его не судил, никакое обвинение ему не предъявлено. Шестидесятипятилетний митрополит Казанский Кирилл с 1922 года тоже бесследно томится в ссылке. С 1917 года он живет в Усть-Енисее, далеко за Полярным кругом, среди самоедских юрт. Епископа Николая (Троицкого), семидесятилетнего старца, находившегося в 1924 году в тюрьме в городе Троице Оренбургской губернии, агенты ГПУ заставляли в праздничные дни (6 декабря, в день святителя Николая, и на Рождество) вычищать выгребные ямы клозетов государственных учреждений города. Епископа Ананьевского Парфения и иеромонаха Павла из Данилова монастыря в Москве в январе 1930 года по дороге в ссылку в Киргизский край жестоко избили, так что иеромонах Павел до сих пор лежит в больнице в Самарской тюрьме, а епископ Парфений тоже лежал, но успел поправиться. Епископ Ананий Мариупольский, находясь в ссылке в Соловках, тяжело заболел туберкулезом легких. Престарелый архиепископ Корнилий Екатеринбургский с 1927 года послан на лесные разработки в Карельскую область. Этими фактами, конечно, не исчерпываются все те жестокости, которые творились и творятся. 6. Ответ. Церковь Православная в России начиная с 1918 года, то есть с момента гонений против нее, воздвигнутых Советской властью, по существу управляется не столько своими епископами, сколько благодатью Самого ее Божественного Основателя, Господа Иисуса Христа. Такова твердая вера и убеждение всех православных. А о том, есть ли стеснения в управлении Церковью, можно судить по тому, что Глава ее, Патриарший Местоблюститель, с 1925 года томится в тюрьмах и изгнании. Что все виднейшие ее иерархи — митрополит Кирилл, Арсений, Иосиф, архиепископ Феодор, Николай и другие также, скоро уже десять лет, находятся в изгнании. 197 епископов ее были и есть в тюрьмах и ссылке. Собор, о котором с 1925 года, с момента смерти Патриарха, хлопочет Церковь, не разрешается Правительством. Епископы в большинстве отсутствуют из своих епархий, а те немногие, что живут на местах, лишены возможности управлять, посещать свои паствы, будучи связаны подписками о невыезде из городов. Что касается митрополита Сергия и организованного им Синода, который выдает себя за «Патриарший Синод», то о них надо сказать, что путем компромисса с советской властью, позорным доказательством которого является, между прочим, и Декларация их в 1927 году и последнее интервью, они купили себе и личной группе близких им епископов одинакового с ними духа относительную свободу управления. Однако надо помнить, что, во-первых, эта свобода управления все же очень ограничена и, во-вторых, созданное митрополитом Сергием центральное Церковное управление по каноническому существу своему не может претендовать на такую роль. Синод избран митрополитом Сергием произвольно, вовсе не из тех иерархов, кто является членами разогнанного в 1922 году Патриаршего Синода, почему нет оснований утверждать, что Русская Церковь имеет центральное управление. 7. Вопрос. Обновленчество во всех его видах и его эволюционных формах, от «живой церкви» 1923 года до «синодальной» наших дней, всегда пользовалось покровительством и поддержкой советской власти. Кроме того, все возникшие на протяжении последних лет церковные группы, боровшиеся с Православной Церковью, неизменно поддерживались советской властью. При этом мы разумеем ВВЦС, Украинскую автокефальную, липковского, Белорусскую автокефальную, епископа Мелхиседека, так называемую «лубенскую иерархию» Собора епископов Украины во главе с Павлом Погодилло и другими. Поддержка эта выражалась в том, что все эти организации пользовались беспрепятственно правом созыва соборов и съездов, издавали свою как периодическую, так и непериодическую литературу (до 1928 года). Открывали религиозные школы (до 1928 года). Епископы этих организаций проживали в своих епархиях и свободно разъезжали по ним. Храмы у православных отбирались советской властью и передавались этим организациям. 8. Вопрос. Как может Церковь продолжать существовать, принимая во внимание политическое, экономическое и общественное положение священников и активных прихожан, а именно: лишение их прав, по которому они подлежат выселению, невозможность получения продовольственных карточек, также то обстоятельство, что их, согласно ему, выселяют из квартир. Нестерпимо бремя налогов. Полный произвол местной власти в отношении духовенства, особенно в селах, делает его положение нестерпимым. При этом имеют место такие дикие случаи, как, например, выселение духовных лиц, конфискация всего имущества (село Грушки Харьковской губернии, село Кривая Коса Мелитопольского округа, хутор Дегтярный Купянского округа). Обложение духовных лиц несуразными налогами (епископ Синезий Ижевский обложен подоходным налогом в 17 300 рублей). Назначение невыносимых повинностей (священник села Емяневка Уфимской губернии, 75-летний старик, назначен на лесные разработки; священник села Люк Вотской области должен был срубить, распилить и свезти 222 кубометра саженных дров. Что касается, в частности, выселения из квартир, то, действительно, духовенство выселяют, вопреки утверждениям митрополита Сергия, и, конечно, выселяют не за неуплату квартплаты и не по решению суда. Лучшим доказательством в пользу справедливости этого может послужить то, что 22 января 1930 года сам митрополит Сергий был выселен из собственного дома на Сокольниках по Ермаковскому проулку, номер 3. 9. Вопрос. Как Вы относитесь к административным мерам, принятым против Православной Церкви: 1) Запрещение звонить в колокола в Москве. 2) Отмена воскресений и прочих церковных праздников. 3) Закрытие церквей. Ответ: Мы рассматриваем все это как отдельные проявления общего грандиозного и систематического гонения на религию и, в частности, на Православную Церковь». Несомненно, эти «ответы» несравненно реалистичнее изображают церковную жизнь в Советском Союзе, чем ответы митрополита Сергия. Но и сочинялись они в иной обстановке, чем та, в которой находился Заместитель Местоблюстителя. В оценки ситуации с высшей церковной властью составитель документа стоит на вполне тенденциозной «иосифлянской» и «карловацкой» позиции, канонически несостоятельной. Есть в этих «ответах» и ряд неверных сведений об обстоятельствах гибели архипастырей в годы гражданской войны. Сразу же после встречи с иностранными корреспондентами, которым митрополит Сергий повторил то, что ему было «подсказано» гонителями Церкви, 19 февраля 1930 года он обратился с меморандумом к председателю Комиссии ВЦИК по вопросам культов Смидовичу, в котором ходатайствовал об отмене некоторых особенно стеснительных для Церкви мер правительства. Из этого документа, попавшего в зарубежную печать, можно было составить достаточно ясное представление об угнетенном и бесправном состоянии Православной Церкви и верующих христиан в России: «1. Страховое обложение церквей, особенно в сельских местностях, иногда достигает таких размеров, что лишает общину возможности пользоваться церковным зданием. Необходимо снизить как оценку церковных зданий (отнюдь не приравнивая их к зданиям доходным), так и самый тариф страхового обложения. 2. Сбор авторского гонорара в пользу Драмсоюза необходимо поставить в строго законные рамки. То есть чтобы сбор производился только за исполнение в церкви тех музыкальных произведений, которые или национализированы или же по авторскому праву принадлежат какому-либо лицу, а не вообще за пение в церкви чего бы то ни было при богослужении. В частности, чтобы исполнение служителями культа своих богослужебных обязанностей не рассматривалось, как исполнение артистами музыкальных произведений и потому церкви не привлекались бы к уплате 5-процентного сбора со всего дохода, получаемого духовенством храма; т. е. и дохода с треб, совершаемых даже вне храма. 3. Необходимо прекратить взимание сбора за страхование певчих, отмененного в июне 1929 года и взимаемого с церквей за пропущенные годы (иногда с 1922 г.) по день отмены; причем вместе с пеней сбор иногда достигает очень значительных сумм (например, 4 тысячи рублей с лишком). 4. Необходимо отменить обложение церквей различными сельскохозяйственными и другими продуктами (например, зерновым или печеным хлебом, шерстью и под.), а также специальными хозяйственными сборами, например, на тракторизацию, индустриализацию, на покупку облигаций госзаймов и т.д. в принудительном порядке. За неимением у церквей хозяйства, налог естественно падает на членов религиозной общины и является, таким образом, как бы особым налогом на веру, сверх других налогов, уплачиваемых верующими наравне с прочими гражданами. 5. Необходимо распоряжение НКФ (от 5 января с. г.) за № 195 «О наложении штрафов, ареста и прочее на имущество членов общины и приходсоветов за неуплату налогов на церковь» распространить и на страховой налог, авторский и пр. 6. Необходимо разъяснить, чтобы члены приходсоветов, церковные старосты и сторожа и другие лица, обслуживающие местный храм, не приравнивались за это к кулакам и не облагались усиленными налогами. 7. Необходимо разъяснить, чтобы представители прокуратуры на местах в случае обращения к ним православных общин или духовенства с жалобами не отказывали им в защите их законных прав при нарушении местными органами власти или какими-либо организациями. 8. Необходимо признать за правило, чтобы при закрытии церквей решающим считалось не желание неверующей части населения, а наличие верующих, желающих и могущих пользоваться данным зданием. Чтобы православный храм по ликвидации одной общины мог быть передан только православной общине, если в наличии есть достаточное количество желающих образовать такую общину, и чтобы по упразднении храма (от каких бы причин оно ни зависело) членам православной общины предоставлено было право приглашать своего священника для исполнения всех их семейных треб у себя на дому. 9. Необходимо сделать разъяснение касательно вступления в силу постановления СНК от 3 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», а равно и относящейся к этому Постановлению Инструкции (1 октября 1929 г.) и дополнительных распоряжений, так как иногда местные власти не принимают от общины заявление о регистрации и даже запрещают делать какие-либо подготовительные шаги к регистрации. Между тем в Законе ясно указан предельный срок — 1 мая 1930 года, т.е. в течение которого обязаны зарегистрироваться все общины, желающие продолжать свое существование. 10. Пожелания духовенства: чтобы служители культа как не пользующиеся при извлечении дохода наемным трудом приравнены были по прежнему к лицам свободных профессий, а не к нетрудовому элементу, тем более не к кулакам. 11. Чтобы при обложении подоходным налогом сумма доходов не назначалась произвольно, иногда вне всяких возможностей (например, в Ижевске на епископа Синезия (Зарубина) наложено 10300 рублей, и потом еще 7000 рублей с сотнями в качестве аванса на будущий год), и чтобы обложение приравнено было к лицам свободных профессий. 12. Чтобы в отношении служителей культа как элемента некулацкого дана была сельским властям ясная инструкция, устанавливающая некоторые границы касательно сроков и размеров местных налогов в порядке самообложения. 13. Чтобы служители культа, не занимающиеся сельским хозяйством, скотоводством, охотой и под., не облагались продуктами упомянутых занятий (зерновым или печеным хлебом, шерстью, маслом, дичью и под.), причем иногда в экстренном порядке («в 24 часа»). 14. Чтобы при описи имущества за неуплату налогов оставлялся законный минимум обстановки, одежды, обуви и проч. 15. Чтобы при назначении трудовой повинности принимались во внимание как сообразные со здравым разумом размер налагаемой повинности (например, на священника села Люк Вотской области наложено срубить, распилить и расколоть 200 кубов дров), так и возраст и состояние здоровья подвергаемых повинности... 16. Чтобы служители культа не лишались права иметь квартиру в пределах своего прихода и около храма в сельских местностях, хотя бы и в селениях, перешедших на колхоз. И чтобы лица, предоставляющие служителям культа такую квартиру, не облагались за это налогами в усиленной степени. 17. Чтобы детям духовенства разрешено было учиться в школах первой и второй ступени и чтобы те из них, кто к осени 1929 года уже был зачислен в состав вуза, не изгонялись за одно свое происхождение, а изгнанным предоставлено было право закончить свое образование. 18. Желательно, чтобы певчие любители, профессионалы, состоящие в союзе РАБИС и других профессиональных союзах и для постороннего заработка участвующие в церковных хорах, за это участие не исключались из РАБИС и других союзов. 19. Летом 1929 года возбуждалось ходатайство об открытии в Ленинграде Высших богословских курсов Православной Патриаршей Церкви. Весьма желательно получить удовлетворение этого ходатайства, хотя бы в целях уравнения нашего церковного течения с обновленческим, у которого есть Академия. 20. Давно чувствуется потребность иметь Патриархии какое-нибудь периодическое издание, хотя бы в виде ежемесячного бюллетеня для печатания распоряжений, постановлений, посланий и проч. Центральной церковной власти, имеющих общецерковный интерес. 21. Ввиду газетных статей о необходимости пересмотра Конституции СССР в смысле совершенного запрещения религиозной пропаганды и дальнейших ограничений церковной деятельности, просим защиты и сохранения за Православной Церковью тех прав, какие предоставлены ей действующими законоположениями СССР». Имел ли этот меморандум митрополита Сергия последствия? Заметных перемен в антицерковной политике большевистских властей, конечно, не произошло. Тем не менее, в основном на уровне декларативном, обозначилось некоторое смягчение антицерковного курса правительства. Так, в самый канун тех дней, когда митрополит Сергий давал интервью печати, 6 февраля 1930 года, комиссия Смидовича приняла постановление: «Признать, что в связи с развертыванием кампании по закрытию молитвенных зданий, закон «Об отделении Церкви от государства» от 8 апреля 1929 года подлежит пересмотру в сторону упрощения процессов закрытий и увеличения радиуса прихода». 11 февраля ЦИК и Совнарком СССР выпустили специальное постановление «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах и религиозных объединениях». В этом драконовском постановлении, принятом, как сказано в самом документе, «в целях борьбы с попытками враждебных элементов использовать религиозные объединения для ведения контрреволюционной работы», правительствам союзных республик предлагалось исключать из церковных «двадцаток» «кулаков, лишенцев и иных враждебных советской власти лиц», а также снимать с регистрации те религиозные объединения, где это условие не соблюдается. Теперь же, после интервью Заместителя Местоблюстителя и его меморандума Смидовичу, в принятое ЦК ВКП(б) 14 марта 1930 года постановление «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении» включено было и требование «решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке». В статье И. В. Сталина «Головокружение от успехов», напечатанной 2 мая, высмеивались административные приемы борьбы с религией, вроде сбрасывания колоколов. Это были, конечно, только слова. А что же помимо слов? 20 июля 1930 г. была издана секретная инструкция к Постановлению ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях», которая предполагала некоторое смягчение репрессивной антицерковной политики властей. В инструкции говорилось: «Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года, опубликованное в «Известиях ЦИК Союза ССР и ВЦИК» 26, 27 и 28 апреля 1929 года и Собрании узаконений 1929 года № 75, ст. 353, определяет права и обязанности всех религиозных объединений, а также устанавливает отношение к таким объединениям органов советской власти. Между тем за последнее время местные органы советской власти в некоторых местах по отношению к религиозным объединениям допустили нарушения указанного Закона, выразившиеся: 1. В неправильном изъятии из пользования верующих молитвенных зданий и в расторжении договоров с верующими о пользовании молитвенными зданиями. 2. В чрезмерном налогообложении этих зданий, а также служителей культов. 3. В неправильном лишении служителей культов жилой площади. 4. В разного рода других нарушениях революционной законности, препятствующих служителям культов отправлению культов. В целях прекращения подобных явлений президиум ВЦИК предлагает принять к руководству следующее: 1. В двухмесячный срок рассмотреть все случаи изъятия молитвенных зданий из пользования религиозных объединений и расторжения договоров с этими объединениями, произведенные местными органами власти, без утверждения этих действий ЦИКами автономных республик, краевыми и областными исполнительными комитетами, с последующим направлением этих дел в президиум ВЦИК, если постановления об изъятии и расторжении договоров будут обжалованы верующими. Для рассмотрения этих дел не допускать изъятия молитвенных зданий из пользования религиозных объединений, если таковое изъятие приводит к невозможности в данном месте отправления культа (если данное молитвенное здание является единственным для того или иного культа). Решение административных органов об изъятии молитвенных зданий при наличии протеста значительной части населения подлежит отмене. Равным образом подлежит отмене изъятие молитвенных зданий, поскольку оно не связано с использованием для удовлетворения действительных общественных надобностей. 2. Проверить правильность страховой оценки обложения молитвенных зданий, не допуская преувеличенной оценки обложения этих зданий, приводящей иногда к их механическому закрытию, вопреки циркуляров Наркомфина Союза ССР от 5 января 1930 года за № 195 и Росгосстраха от 28 февраля 1930 года за № 769. Увеличение обложения молитвенных зданий по сравнению с 1928 и 1929 годами должно быть мотивировано в каждом отдельном случае. В частности, не должны допускаться сборы и налоги, не установленные законом, как то: сбор за использование песнопений под видом оплаты авторского гонорара, промысловый налог за продажу в молитвенных зданиях церковных свечей и т.п. Виновные в таких действиях должны привлекаться к ответственности. 3. Не допускать налогового обложения служителей без обоснованного учета действительного дохода, в соответствии с циркулярами Наркомфина РСФСР от 13 октября 1928 года за номером 63 и 29 апреля 1920 года за номером 606. Увеличение налоговой ставки по сравнению с предшествующими годами должно быть в каждом случае обосновано. Не допускать лишение служителей культа жилой площади в муниципализированных зданиях без установленного в законе основания, принимая во внимание, что один факт лишения избирательных прав не может служить основанием к выселению из муниципализированных зданий. Равным образом, не должна предъявляться непосильная плата за жилую площадь и за коммунальные услуги выше установленных норм. Плата за жилую площадь и за коммунальные услуги в совокупности во всяком случае не должна превышать 30 процентов общего дохода служителя культа. Не допускать обложение служителей культа сборами, не соответствующими их правовому положению. Служители культа не могут быть членами некоторых видов кооперативных организаций и поэтому взыскание с них вступительных и членских взносов в эти организации не может иметь места, а взысканные взносы должны быть возвращены. Служители культов не могут быть членами сельскохозяйственных коллективов, а потому с них не должны взыскиваться различного рода сборы, установленные для членов колхозов, в частности, тракторные сборы, а взысканные сборы подлежат возврату. 4. Служители культа как лишенные избирательных прав, ограничены по закону в политических и некоторых гражданских правах наравне со всеми прочими лицами, лишенными избирательных прав. И для них как служителей культа никаких дополнительных ограничений законом не предусмотрено». Статистика говорит о некотором затихании волны массового закрытия храмов в 1931 г. В 1929 году в России закрыто было 1119 приходов, а в 1931 году — 171 приход. Митрополит Сергий получил разрешение на выпуск «Журнала Московской Патриархии» Журнал выходил с 1931 по 1935 год. За пять лет мизерным тиражом выпущено было 24 номера. Помимо официальных документов, в нем помещались богословские статьи, в частности, самого митрополита Сергия, который и редактировал журнал. В первом номере напечатана принципиально важная статья «О полномочиях Патриаршего Местоблюстителя и его Заместителя». «Ввиду отсутствия коллегиальных органов Высшего церковного управления Патриарх Тихон, — пишет митрополит Сергий в этой статье, — имел единственную возможность сохранить преемственность церковной власти — личным распоряжением указать лицо, которое бы по смерти Патриарха восприняло всю полноту Патриаршей власти для передачи будущему Патриарху. На это Патриарх имел поручение от Поместного Собора. Митрополит Петр, взявший на себя по завещанию Патриарха бразды Высшей церковной власти, — передал ее своим распоряжением от 6 декабря 1925 года своему Заместителю, причем без всяких ограничений. Оговорки об ограничении прав Заместителя нет в этом документе, да и по существу дела ее не могло быть Какой был бы смысл нагромождать лишнюю инстанцию — Заместителя, если бы последний не мог ничего делать больше предоставленного каждому епархиальному архиерею. Различие между Местоблюстителем и его Заместителем не в объеме Патриаршей власти, а только в том, что Заместитель является как бы спутником Местоблюстителя, сохраняет свои полномочия до тех пор, пока Местоблюститель остается в своей должности. Само собою понятно, что с возвращением Местоблюстителя к управлению Заместитель перестает управлять. За распоряжения своего Заместителя Местоблюститель ни в какой мере не может быть ответственным и поэтому нельзя ожидать или требовать, чтобы Местоблюститель вмешивался в управление и своими распоряжениями исправлял ошибки Заместителя. Такое вмешательство привело бы только к еще большему расстройству церковных дел и к анархии, как и всякое двоевластие. Как самостоятельный правитель, Заместитель сам и отвечает за свое правление перед Поместным Собором. Конечно, порядок вещей, когда Церковь управляется Заместителем, нельзя признать нормальным. Такой порядок может быть терпим лишь в качестве меры временной, переходной. Наш архипастырский долг — думать о скорейшем созвании Поместного Собора». Статья митрополита Сергия была ответом на полемические выпады против него со стороны «григорьевцев» и «непоминающих», которые, критикуя его за самоуправство, умалчивали об очевидной для них невозможности вполне правомерного устройства Высшего управления через созыв Собора.
![]() |