Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



УФ-8 КОМПЛЕКСНАЯ СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА



 

Практикум. Анализ воспитательных ситуаций.

Задание № 1.

Саша П. и света Ф. часто опаздывали на уроки. Несмотря на замечания, опоздания продолжались. Тогда учитель решил провести специальную беседу после уроков. Разговор он начал с вопроса к классу:

- Ребята, сегодня Саша опоздал на 10 минут, а Света- на 15 минут. Сколько учебного времени потеряно?

- 25 минут,- раздались голоса.

- Нет,- сказал учитель,- гораздо больше. Ведь вы считаете то время, которое потеряли Саша и Света. А разве каждый из нас не потерял времени из-за них?

- Конечно, потеряли,- отвечали ученики. – Они нам помешали.

- Вот давайте сосчитаем, вы все слушали внимательно, с интересом. Вдруг приходит Саша. Он постучал, вошел в класс, остановился у двери. Саша получает замечание, садится на свое место. Я бросил работать, вы бросили работать. И прошло у нас без дела 3 минуты. Потом начали вспоминать, на чем остановились. Опять потратили минуту. Вас в классе 40 человек и каждый потерял по 4 минуты. Сколько же минут потерял класс из-за Саши? Помножьте.

- 150 минут! – подсчитали ученики.

- Только мы начали работать, входит Света, и снова мы теряем время. Сколько же всего потеряно времени?

Дети тянут руки, желая ответить.

- 320 минут плюс 25 минут, потерянных самими Сашей и Светой, - говорит один из учеников. – А всего, значит, 345…

- Что же получается? – спрашивает учитель.- Саша и Света опаздывают, а страдает весь класс. Произошло это потому, что они забыли свой долг школьника. Тот, кто нарушает свой общественный долг, наносит вред своему товарищу, всему коллективу.

 

В чем особенности данной беседы? Какие из нижеприведенных положений вы считаете наиболее существенными и почему?

  1. Беседа предполагает:

А) воздействие на эмоции учащихся;

Б) возбуждение познавательных интересов.

2. Разъяснение учителя опирается на конкретные факты действительности.

3. В беседе деловой, исследовательский подход к анализу фактов.

4. Беседа учит задумываться над фактами, скрывающими за собой отношение к людям.

5. Учащиеся обогащаются знанием моральных норм.

 

Ситуации предъявления требований.

 

Ситуация 2.

- Арифметику не знаешь. Сократи,- говорит учитель ученику, решающему пример у доски.

- Вы же сказали можно не сокращать! – реплика из класса.

- Пиши.

Ученик у доски стоит, ждет и не пишет.

- Пиши,- еще раз требует учитель.

- Чего пиши? – огрызается озлобленно.

В классе – смех.

- Кто пойдет напишет? – обращается учитель к классу – Шувалов к доске. Разговоры!

 

 

Ситуация 4.

 

В школе авария – трубы прорвало и вода хлещет как из фонтана, заливая коридор второго этажа. Директор входит в 11-й класс и обращается к старшеклассникам:

- Беда, ребята. Пока приедет аварийка, затопим школу. Кто сможет помочь мне перекрыть трубу?

 

Ситуации 5.

Второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она споткнулась и вдребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испуга оцепенела, а потом горько заплакала.

Юля была потрясена: такое с ней в школе случилось впервые. Кроме того, она боялась возможного наказания. Поймут ли ее? Поверят ли, что это произошло помимо ее воли и желания, нечаянно? Беспокоила ее мысль, что придется купить новую посуду взамен разбитой. Таковы были порядки в школе. А как отнесется к такому случаю мама, ведь ей и так тяжело одной воспитывать и кормить двух девочек?

 

Как следует поступить педагогу в такой ситуации?

Предложите возможные варианты действий педагога в такой ситуации.

Ситуация 6.

Как-то Василий отказался дежурить, так и сказал:

— Не буду, и все!

Педагог не стал возмущаться и грозить разными наказаниями, а только сказал:

— Давай поспокойней. Садись-ка, поговорим. Ты не хочешь дежурить?

— Не хочу.

— Но ведь в классе ты не один. Еще 23 человека. И все дежурят, потому что
обязанность каждого помочь уборщице, которая убирает всю школу. И в любом
классе нашей школе ребята дежурят по очереди. Что ж ты за особенный? Все де­
журят, а ты — «не буду». Подумай, как ребята на тебя смотреть будут. Да и ты
сам: ведь за тебя, значит, кто-то должен лишний раз убирать? Ты подумай еще

раз, не спеши, а завтра мы с тобой вернемся к этой проблеме

На другой день утром Василий подошел к учителю и буркнул под нос:

— Буду дежурить. Только пусть со мной кто-нибудь другой дежурит, не Пет­рова. А то она все учит и учит, что как делать. Надоело.

 

ПФ - 9: ТЕМАТИКА ЭССЕ

1. Влияние образовательных стандартов на качество образования.

2. Гуманистическая функция учебного плана школы.

3. Государственный образовательный стандарт и модель выпускника школы.

4. Учебный план инновационного учебного заведения как фактор образования выпускника.

5. Образовательные концепции (отечественные и зарубежные), которые соответствуют целям и задачам современного общества.

6. Проблемное обучение как средство развития креативности личности.

7. Личностная ориентация образования в условиях внедрения ФГОС.

8. Инновации в образовании и мое отношение к ним.

Требования к написанию эссе:

1. Структура работы предполагает обязательное наличие в ней введения, основной части, раскрывающей способы решения педагогических проблем по теме работы разными авторами, заключение и список использованной литературы.

2. Список литературы составляется в алфавитном порядке с указанием всех библиографических данных. Количество источников должно быть не менее 5, стандарт 2008г.

3. Выбор темы эссе происходит по согласованию с преподавателем, он может быть связан с интересами студента.

4. Умение с позиции педагогической науки выявить эффективные способы (условия, средства, методы, принципы) решения анализируемых в эссе проблем.

5. Умение показать свое отношение к рассматриваемой проблеме, найти аргументы в защиту своей позиции.

 

Критерии оценки эссе связаны с выполнением всех описываемых требований, кроме того учитывается:

1) Полнота изложенной по данному вопросу информации.

2) Логичность рассуждений.

3) Понимание и анализ актуальных проблем педагогической теории и практики.

4) Отсутствие стилистических, орфографических, оформительских ошибок

5) Объем информации 6 тыс. печатных знаков, традиционное оформление.

УФ – 12: ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Объект, предмет и функции педагогики.
  2. Структура педагогических наук.
  3. Связь педагогики с другими науками
  4. Дидактика как отрасль педагогического знания. Функции обучения.
  5. Движущие силы обучения. Логика процесса обучения.
  6. Закономерности обучения, примеры их проявления.
  7. Принципы обучения, их взаимосвязь.
  8. Процесс обучения, его структура.
  9. Концепция содержания базового образования.
  10. Виды содержания образования.
  11. Носители содержания образования (документы, регламентирующие содержание образование)
  12. Теории формирования содержания образования.
  13. Методы обучения, их классификации.
  14. Выбор методов обучения. Методический прием.
  15. Средства обучения, их функции. Требования к использованию средств обучения.
  16. Сущность и классификация форм обучения.
  17. Формы профессионального обучения.
  18. Педагогическая концепция и парадигма, их взаимосвязь.
  19. Концепция поэтапного формирования умственных действий.
  20. Программированное обучение.
  21. Проблемное обучение, его виды. Способы создания проблемной ситуации.
  22. Развивающее обучение.
  23. Концепция личностно-ориентированного обучения.
  24. Педагогика сотрудничества.
  25. Отечественные авторские школы.
  26. Зарубежные авторские школы
  27. Типология и структура урока. Тенденции его развития.
  28. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс.
  29. Движущие силы, логика воспитания.
  30. Закономерности и принципы воспитания.
  31. Базовые концепции воспитания и развития личности: деятельностная, культурологическая, ценностная и др.
  32. Цели воспитания. «Дерево целей».
  33. Понятие о содержании воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании.
  34. Духовно-нравственное развитие личности.
  35. Гражданское воспитание в современной школе.
  36. Трудовое, экономическое воспитание учащихся.
  37. Физическое и экологическое воспитание школьников. Формирование здорового образа жизни современного школьника.
  38. Эстетическое воспитание учащихся в современной школе.
  39. Общее понятие о методах и приемах воспитания. Условия оптимального выбора и применения учителем методов воспитания.
  40. Характеристика методов воспитания, воздействующих на сознание личности (взгляды, убеждения, цели, ценностные ориентации и т.д.).
  41. Характеристика методов воспитания, формирующих опыт поведения, деятельности и общения личности.
  42. Характеристика методов воспитания, стимулирующих и корректирующих деятельность и поведение личности.
  43. Понятие о коллективе, группе. Педагогические аспекты взаимодействий личности и коллектива.
  44. Педагогическое взаимодействие, его виды и характеристики.
  45. Понятие воспитательной системы. Характеристика различных воспитательных систем.
  46. Содержание, формы и методы взаимодействия школьного и семейного воспитания. Специфика и основания семейного воспитания.
  47. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
  48. Целостный педагогический процесс. Взаимосвязь процессов воспитания, перевоспитания и самовоспитания.
  49. Методики организации воспитательной работы.

50. Опыт обучения и воспитания педагогов-новаторов (по выбору студента).

51. Педагогическая система Е.А.Ямбурга, А.Н.Тубельского, В.А.Караковского.

52. Прагматическая педагогика Д.Дьюи и ее влияние на педагогические системы США и других стран.

53. Теория и практика свободного воспитания Марии Монтессори.

54. Особенности обучения и воспитания в Вальдорфской школе.

55. Образовательная организация как система и объект управления.

56. Право на образование в системе прав и свобод человека.

57. Система законодательства РФ об образовании.

58. Международное законодательство об образовании.

59. Методология педагогической науки, ее уровни.

60. Логика и методы педагогического исследования.

 

10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций.

Аудиторные занятия включают в себя: лекции, семинарские занятия, консультации, контроль за самостоятельной работой студентов, зачет (как итоговый).

Лекции носят информационно-проблемный характер. Практические занятия могут проводиться в форме: диспута, разрешения психолого-педагогических задач, деловой игры, защиты докладов и т.п. Результаты исследования обсуждаются в устной и письменной формах в виде сравнительно-обобщающих таблиц, эссе по изучаемым темам, их рецензирования и защиты.

Занятия по промежуточному контролю за самостоятельной работой студентов предполагают их организацию по выравниванию успехов студентов в максимальном овладении знаниями, умениями и навыками по проблемам осуществления учебно-воспитательного процесса. Консультации носят обзорно-диалогический характер, целью которого является устранение «пробелов» в знаниях, противоречий во взглядах, формирование уверенности (убеждений) в их объективном характере. Зачет предполагает проверку, уточнение и дополнение знаний учебного материала.

На занятиях в форме семинаров обсуждаются основные теоретические вопросы по курсу, заслушиваются подготовленные студентами доклады, сообщения по предложенным темам. На семинарских занятиях развиваются когнитивный (знаниевый), эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты деятельности студентов в контексте компетентностного подхода к профессионально-педагогической подготовке.

Аттестации знаний студентов проводятся один раз в 4 семестре. Они реализуются преподавателем в форме накопительного зачета. Для оценки знаний студентов можно использовать традиционную или балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов.

 

11. Образовательные технологии.

 

№ темы Наименование модуля (темы) Образовательные технологии
Модуль 1. Педагогика в системе гуманитарных наук. Основы теории обучения
1.1 Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методологические основы педагогики Проблемная лекция с презентацией, семинар-практикум
1.2 Содержание образования и его социально-педагогическая функция.   Проблемная лекция с презентацией, «мозговой штурм»
1.3 Закономерности, принципы, функции обучения. Проблемная лекция с презентацией, семинар-практикум, дискуссия (дебаты)
1.4 Современные дидактические концепции. Авторские школы Проблемная лекция с презентацией, семинар-практикум, имитационное моделирование
1.5 Методы обучения, их классификация и выбор Проблемная лекция с презентацией, семинар-практикум
1.6 Современные формы организации обучения   Семинар-практикум, дискуссия (дебаты)
Модуль 2. Нормативно-правовые основы образования
2.1 Образовательное учреждение как педагогическая система и объект научного управления Проблемная лекция с презентацией, семинар-практикум, дискуссия
2.2 Система образования в РФ: сущность, уровни, правовые основы, стратегии развития Проблемная лекция с презентацией семинар-практикум, метод группового анализа ситуации  
Модуль 3. Теория и методика воспитания
3.1 Традиционные и инновационные подходы в воспитании Проблемная лекция с презентацией, семинар-практикум, дискуссия
3.2 Закономерности, принципы воспитания. Проблемная лекция с презентацией, семинар-практикум, представление (защита)
3.3 Содержание воспитания. Развитие взаимодействия педагогов и учащихся Семинар-практикум, групповая дискуссия
3.4 Воспитательная система школы, ее развитие. Воспитательная деятельность классного руководителя. Семинар-практикум, метод группового анализа ситуации
3.5 Формы воспитательной работы Проблемная лекция с презентацией, семинар-практикум, групповая дискуссия
3.6 Методы воспитания, их классификация. Выбор методов и приемов воспитания. Семинар-практикум, метод группового анализа ситуации

 

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

12.1 Основная литература:

5. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики [Текст] : учебник для вузов / В. В. Анисимов ; О.Г. Грохальская, Н.Д. Никандров. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2007. - 575 с. 21 экз.

6. Воробьева, С.В.Основы управления образовательными системами [Текст] : учеб.пособие для вузов / С. В. Воробьева. - М. : Академия, 2008. - 208 с. 20 экз.

7. Головнева, Е.В.Теория и методика воспитания [Текст] : учеб.пособие для пед.вузов по спец. "Педагогика и методика нач.образования" / Е. В. Головнева. - М. : Высш.шк., 2006. - 256 с. 30 экз.

8. Загвязинский, В.И.Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб.пособие для вузов / В. И. Загвязинский ; Р.А. Атаханов. - 5-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 208 с. 50 экз.

9. Загвязинский, В.И.Общая педагогика [Текст] : учеб.пособие для вузов / В. И. Загвязинский ; И.Н. Емельянова. - М. : Высш.шк., 2008. - 391 с. 20 экз.

10. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст] : учеб.пособие для вузов / В. И. Загвязинский. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 192 с. - (49); 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2006. - 192 с. - (51)100 экз.

11. Кукушкин, В.С.Теория и методика воспитания [Текст] : учеб.пособие для пед.вузов / В. С. Кукушкин. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 508 с.49 экз.

12. Осмоловская, И.М. Дидактика [Текст] : учеб.пособие для вузов по пед.спец. / И. М. Осмоловская. - М. : Академия, 2006. - 240 с.51 экз.

13. Федорова, М.Ю.Нормативно-правовое обеспечение образования [Текст] : учеб.пособие для вузов по пед.спец. / М. Ю. Федорова. - 2-е изд., - М.: Академия, 2009. – 192с. 55 экз.

14. Ягофаров, Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования [Текст] : учеб.пособие для вузов по спец. "Педагогика" / Д. А. Ягофаров. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 399 с. 100 экз.

 

Дополнительная литература:

 

1. Гриценко, Л.И.Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход [Текст] : учеб.пособие для вузов по пед.спец. / Л. И. Гриценко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 240 с. - 3 экз.; М. : Академия, 2005. - 240 с. - 4 экз.

2. Гриценко, Л.И.Теория и практика обучения: интегративный подход [Текст] : учеб.пособие для вузов / Л. И. Гриценко. - М. : Академия, 2008. - 240 с.8 экз.

3. Емельянова, И.Н.Теория и методика воспитания [Текст] : учеб.пособие для вузов / И. Н. Емельянова. - М. : Академия, 2008. - 256 с. 5 экз.

4. Загвязинский, В.И. Педагогика [Текст] : учебник для вузов / В. И. Загвязинский ; И.Н. Емельянова; под ред. В.И. Загвязинского. - М. : Академия, 2011. - 352 с. - 10 экз.

5. Загвязинский, В.И.Теория обучения в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. И. Загвязинский. - М. : Академия, 2006. - 160 с. 5 экз.

6. Коджаспирова, Г.М.Педагогика [Текст] : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. - М. : Гардарики, 2009. - 528 с. 10экз.

7. Корнилова, Т.В.Методологические основы психологии [Текст] : учеб.пособие / Т. В. Корнилова ; С.Д. Смирнов. - СПб. : Питер, 2008. - 320 с. : ил. - (6); СПб. : Питер, 2007. - 320 с. : ил. - (4)10 экз.

8. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст] : учеб.пособие для вузов по пед. спец.(ОПД.Ф.02 - Педагогика) / В. В. Краевский ; Е.В. Бережнова. - М. : Академия, 2006. - 400 с. 20 экз.

9. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. В. Краевский. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 352 с. - (5); М. : Академия, 2007. - 352 с. -25 экз.

10. Методика воспитательной работы [Текст] : учеб.пособие для вузов / под ред. В.А. Сластенина. - 4-е изд., испр.и доп. - М. : Академия, 2006. - 160 с.29 экз.

11. Панина, Т.С.Современные способы активизации обучения [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т. С. Панина. - 4-е изд. - М. : Академия, 2008. - 176 с. - 9 экз.; 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 176 с. -.12 экз.

 

12.3 Интернет-ресурсы:

Наименование электронно-библиотечной системы (ЭБС) Принадлежность Адрес сайта Наименование организации-владельца, реквизиты договора на использование  
1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» сторонняя http://biblioclub.ru подписка ТюмГУ  
2. Электронно-библиотечная система Elibrary сторонняя http://elibrary.ru ООО "РУНЭБ". Договор № SV-25-03/2014-1 на период с 05 марта 2014 года до 05 марта 2015 года.  
 
3. Универсальная справочно-информационная полнотекстовая база данных “East View” ООО «ИВИС» сторонняя http://dlib.eastview.com/ ООО "ИВИС".  
  Договор № 64 - П от 03 апреля 2014 г. на период с 04 апреля 2014 года до 03 апреля 2015 года.  
4. Электронная библиотека: Библиотека диссертаций сторонняя http://diss.rsl.ru/?lang=ru подписка ТюмГУ (1 рабочее место, подписка в 2015 г.)  
5. Межвузовская электронная библиотека (МЭБ) корпоративная http://icdlib.nspu.ru/ Совместный проект с ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»  
6. Автоматизированная библиотечная информационная система МАРК-SOL 1.10 (MARC 21)(Электронный каталог) библиографическая база данных сторонняя локальная сеть Научно-производственное объединение «ИНФОРМ-СИСТЕМА». Гос.контракт № 07034 от 20.09.2007 г., бессрочно  

 

13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

 

Программное обеспечение современными информационно–коммуникационными технологиями - рабочей программой не предусмотрено.

 

14.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

 

Учебные аудитории; технические средства обучения (аудио-, видеоаппаратура, мультимедийный проектор, экран, компьютеры); носители информации (DVD и SD аудио, OSB – накопитель); учебно-наглядные средства (мультимедийные презентации к лекционным и практическим занятиям).

 

15. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

Изучение курса предполагает, что преподаватель читает лекции, проводит семинарские занятия и консультации, организует самостоятельную работу студентов, осуществляет текущий и итоговый формы контроля, руководит подготовкой докладов, эссе студентов.

Материалы лекции являются основой для подготовки к обсуждению вопросов соответствующей темы. В процессе проведения занятий, подготовке к семинарским занятиям преподаватель организует деятельность обучающихся по изучению учебной и дополнительной литературы, поиску необходимой информации для выполнения индивидуальных (групповых) заданий в форме самостоятельной работы, используя Интернет-ресурсы и иные источники информации.

Анализ конкретных ситуаций в ходе выполнения самостоятельных заданий, позволяет формировать учебные профессиональные навыки, необходимые в практической деятельности, развивает аналитические способности, навыки поиска необходимой информации, оценки фактов и разработки альтернативных решений.



Просмотров 2036

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!