![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
УФ-8 КОМПЛЕКСНАЯ СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА
Практикум. Анализ воспитательных ситуаций. Задание № 1. Саша П. и света Ф. часто опаздывали на уроки. Несмотря на замечания, опоздания продолжались. Тогда учитель решил провести специальную беседу после уроков. Разговор он начал с вопроса к классу: - Ребята, сегодня Саша опоздал на 10 минут, а Света- на 15 минут. Сколько учебного времени потеряно? - 25 минут,- раздались голоса. - Нет,- сказал учитель,- гораздо больше. Ведь вы считаете то время, которое потеряли Саша и Света. А разве каждый из нас не потерял времени из-за них? - Конечно, потеряли,- отвечали ученики. – Они нам помешали. - Вот давайте сосчитаем, вы все слушали внимательно, с интересом. Вдруг приходит Саша. Он постучал, вошел в класс, остановился у двери. Саша получает замечание, садится на свое место. Я бросил работать, вы бросили работать. И прошло у нас без дела 3 минуты. Потом начали вспоминать, на чем остановились. Опять потратили минуту. Вас в классе 40 человек и каждый потерял по 4 минуты. Сколько же минут потерял класс из-за Саши? Помножьте. - 150 минут! – подсчитали ученики. - Только мы начали работать, входит Света, и снова мы теряем время. Сколько же всего потеряно времени? Дети тянут руки, желая ответить. - 320 минут плюс 25 минут, потерянных самими Сашей и Светой, - говорит один из учеников. – А всего, значит, 345… - Что же получается? – спрашивает учитель.- Саша и Света опаздывают, а страдает весь класс. Произошло это потому, что они забыли свой долг школьника. Тот, кто нарушает свой общественный долг, наносит вред своему товарищу, всему коллективу.
В чем особенности данной беседы? Какие из нижеприведенных положений вы считаете наиболее существенными и почему?
А) воздействие на эмоции учащихся; Б) возбуждение познавательных интересов. 2. Разъяснение учителя опирается на конкретные факты действительности. 3. В беседе деловой, исследовательский подход к анализу фактов. 4. Беседа учит задумываться над фактами, скрывающими за собой отношение к людям. 5. Учащиеся обогащаются знанием моральных норм.
Ситуации предъявления требований.
Ситуация 2. - Арифметику не знаешь. Сократи,- говорит учитель ученику, решающему пример у доски. - Вы же сказали можно не сокращать! – реплика из класса. - Пиши. Ученик у доски стоит, ждет и не пишет. - Пиши,- еще раз требует учитель. - Чего пиши? – огрызается озлобленно. В классе – смех. - Кто пойдет напишет? – обращается учитель к классу – Шувалов к доске. Разговоры!
Ситуация 4.
В школе авария – трубы прорвало и вода хлещет как из фонтана, заливая коридор второго этажа. Директор входит в 11-й класс и обращается к старшеклассникам: - Беда, ребята. Пока приедет аварийка, затопим школу. Кто сможет помочь мне перекрыть трубу?
Ситуации 5. Второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она споткнулась и вдребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испуга оцепенела, а потом горько заплакала. Юля была потрясена: такое с ней в школе случилось впервые. Кроме того, она боялась возможного наказания. Поймут ли ее? Поверят ли, что это произошло помимо ее воли и желания, нечаянно? Беспокоила ее мысль, что придется купить новую посуду взамен разбитой. Таковы были порядки в школе. А как отнесется к такому случаю мама, ведь ей и так тяжело одной воспитывать и кормить двух девочек?
Как следует поступить педагогу в такой ситуации? Предложите возможные варианты действий педагога в такой ситуации. Ситуация 6. Как-то Василий отказался дежурить, так и сказал: — Не буду, и все! Педагог не стал возмущаться и грозить разными наказаниями, а только сказал: — Давай поспокойней. Садись-ка, поговорим. Ты не хочешь дежурить? — Не хочу. — Но ведь в классе ты не один. Еще 23 человека. И все дежурят, потому что раз, не спеши, а завтра мы с тобой вернемся к этой проблеме На другой день утром Василий подошел к учителю и буркнул под нос: — Буду дежурить. Только пусть со мной кто-нибудь другой дежурит, не Петрова. А то она все учит и учит, что как делать. Надоело.
ПФ - 9: ТЕМАТИКА ЭССЕ 1. Влияние образовательных стандартов на качество образования. 2. Гуманистическая функция учебного плана школы. 3. Государственный образовательный стандарт и модель выпускника школы. 4. Учебный план инновационного учебного заведения как фактор образования выпускника. 5. Образовательные концепции (отечественные и зарубежные), которые соответствуют целям и задачам современного общества. 6. Проблемное обучение как средство развития креативности личности. 7. Личностная ориентация образования в условиях внедрения ФГОС. 8. Инновации в образовании и мое отношение к ним. Требования к написанию эссе: 1. Структура работы предполагает обязательное наличие в ней введения, основной части, раскрывающей способы решения педагогических проблем по теме работы разными авторами, заключение и список использованной литературы. 2. Список литературы составляется в алфавитном порядке с указанием всех библиографических данных. Количество источников должно быть не менее 5, стандарт 2008г. 3. Выбор темы эссе происходит по согласованию с преподавателем, он может быть связан с интересами студента. 4. Умение с позиции педагогической науки выявить эффективные способы (условия, средства, методы, принципы) решения анализируемых в эссе проблем. 5. Умение показать свое отношение к рассматриваемой проблеме, найти аргументы в защиту своей позиции.
Критерии оценки эссе связаны с выполнением всех описываемых требований, кроме того учитывается: 1) Полнота изложенной по данному вопросу информации. 2) Логичность рассуждений. 3) Понимание и анализ актуальных проблем педагогической теории и практики. 4) Отсутствие стилистических, орфографических, оформительских ошибок 5) Объем информации 6 тыс. печатных знаков, традиционное оформление. УФ – 12: ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
50. Опыт обучения и воспитания педагогов-новаторов (по выбору студента). 51. Педагогическая система Е.А.Ямбурга, А.Н.Тубельского, В.А.Караковского. 52. Прагматическая педагогика Д.Дьюи и ее влияние на педагогические системы США и других стран. 53. Теория и практика свободного воспитания Марии Монтессори. 54. Особенности обучения и воспитания в Вальдорфской школе. 55. Образовательная организация как система и объект управления. 56. Право на образование в системе прав и свобод человека. 57. Система законодательства РФ об образовании. 58. Международное законодательство об образовании. 59. Методология педагогической науки, ее уровни. 60. Логика и методы педагогического исследования.
10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций. Аудиторные занятия включают в себя: лекции, семинарские занятия, консультации, контроль за самостоятельной работой студентов, зачет (как итоговый). Лекции носят информационно-проблемный характер. Практические занятия могут проводиться в форме: диспута, разрешения психолого-педагогических задач, деловой игры, защиты докладов и т.п. Результаты исследования обсуждаются в устной и письменной формах в виде сравнительно-обобщающих таблиц, эссе по изучаемым темам, их рецензирования и защиты. Занятия по промежуточному контролю за самостоятельной работой студентов предполагают их организацию по выравниванию успехов студентов в максимальном овладении знаниями, умениями и навыками по проблемам осуществления учебно-воспитательного процесса. Консультации носят обзорно-диалогический характер, целью которого является устранение «пробелов» в знаниях, противоречий во взглядах, формирование уверенности (убеждений) в их объективном характере. Зачет предполагает проверку, уточнение и дополнение знаний учебного материала. На занятиях в форме семинаров обсуждаются основные теоретические вопросы по курсу, заслушиваются подготовленные студентами доклады, сообщения по предложенным темам. На семинарских занятиях развиваются когнитивный (знаниевый), эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты деятельности студентов в контексте компетентностного подхода к профессионально-педагогической подготовке. Аттестации знаний студентов проводятся один раз в 4 семестре. Они реализуются преподавателем в форме накопительного зачета. Для оценки знаний студентов можно использовать традиционную или балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов.
11. Образовательные технологии.
12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля). 12.1 Основная литература: 5. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики [Текст] : учебник для вузов / В. В. Анисимов ; О.Г. Грохальская, Н.Д. Никандров. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2007. - 575 с. 21 экз. 6. Воробьева, С.В.Основы управления образовательными системами [Текст] : учеб.пособие для вузов / С. В. Воробьева. - М. : Академия, 2008. - 208 с. 20 экз. 7. Головнева, Е.В.Теория и методика воспитания [Текст] : учеб.пособие для пед.вузов по спец. "Педагогика и методика нач.образования" / Е. В. Головнева. - М. : Высш.шк., 2006. - 256 с. 30 экз. 8. Загвязинский, В.И.Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб.пособие для вузов / В. И. Загвязинский ; Р.А. Атаханов. - 5-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 208 с. 50 экз. 9. Загвязинский, В.И.Общая педагогика [Текст] : учеб.пособие для вузов / В. И. Загвязинский ; И.Н. Емельянова. - М. : Высш.шк., 2008. - 391 с. 20 экз. 10. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст] : учеб.пособие для вузов / В. И. Загвязинский. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 192 с. - (49); 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2006. - 192 с. - (51)100 экз. 11. Кукушкин, В.С.Теория и методика воспитания [Текст] : учеб.пособие для пед.вузов / В. С. Кукушкин. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 508 с.49 экз. 12. Осмоловская, И.М. Дидактика [Текст] : учеб.пособие для вузов по пед.спец. / И. М. Осмоловская. - М. : Академия, 2006. - 240 с.51 экз. 13. Федорова, М.Ю.Нормативно-правовое обеспечение образования [Текст] : учеб.пособие для вузов по пед.спец. / М. Ю. Федорова. - 2-е изд., - М.: Академия, 2009. – 192с. 55 экз. 14. Ягофаров, Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования [Текст] : учеб.пособие для вузов по спец. "Педагогика" / Д. А. Ягофаров. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 399 с. 100 экз.
Дополнительная литература:
1. Гриценко, Л.И.Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход [Текст] : учеб.пособие для вузов по пед.спец. / Л. И. Гриценко. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 240 с. - 3 экз.; М. : Академия, 2005. - 240 с. - 4 экз. 2. Гриценко, Л.И.Теория и практика обучения: интегративный подход [Текст] : учеб.пособие для вузов / Л. И. Гриценко. - М. : Академия, 2008. - 240 с.8 экз. 3. Емельянова, И.Н.Теория и методика воспитания [Текст] : учеб.пособие для вузов / И. Н. Емельянова. - М. : Академия, 2008. - 256 с. 5 экз. 4. Загвязинский, В.И. Педагогика [Текст] : учебник для вузов / В. И. Загвязинский ; И.Н. Емельянова; под ред. В.И. Загвязинского. - М. : Академия, 2011. - 352 с. - 10 экз. 5. Загвязинский, В.И.Теория обучения в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. И. Загвязинский. - М. : Академия, 2006. - 160 с. 5 экз. 6. Коджаспирова, Г.М.Педагогика [Текст] : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. - М. : Гардарики, 2009. - 528 с. 10экз. 7. Корнилова, Т.В.Методологические основы психологии [Текст] : учеб.пособие / Т. В. Корнилова ; С.Д. Смирнов. - СПб. : Питер, 2008. - 320 с. : ил. - (6); СПб. : Питер, 2007. - 320 с. : ил. - (4)10 экз. 8. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап [Текст] : учеб.пособие для вузов по пед. спец.(ОПД.Ф.02 - Педагогика) / В. В. Краевский ; Е.В. Бережнова. - М. : Академия, 2006. - 400 с. 20 экз. 9. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. В. Краевский. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 352 с. - (5); М. : Академия, 2007. - 352 с. -25 экз. 10. Методика воспитательной работы [Текст] : учеб.пособие для вузов / под ред. В.А. Сластенина. - 4-е изд., испр.и доп. - М. : Академия, 2006. - 160 с.29 экз. 11. Панина, Т.С.Современные способы активизации обучения [Текст] : учеб. пособие для вузов / Т. С. Панина. - 4-е изд. - М. : Академия, 2008. - 176 с. - 9 экз.; 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 176 с. -.12 экз.
12.3 Интернет-ресурсы:
13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
Программное обеспечение современными информационно–коммуникационными технологиями - рабочей программой не предусмотрено.
14.Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
Учебные аудитории; технические средства обучения (аудио-, видеоаппаратура, мультимедийный проектор, экран, компьютеры); носители информации (DVD и SD аудио, OSB – накопитель); учебно-наглядные средства (мультимедийные презентации к лекционным и практическим занятиям).
15. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) Изучение курса предполагает, что преподаватель читает лекции, проводит семинарские занятия и консультации, организует самостоятельную работу студентов, осуществляет текущий и итоговый формы контроля, руководит подготовкой докладов, эссе студентов. Материалы лекции являются основой для подготовки к обсуждению вопросов соответствующей темы. В процессе проведения занятий, подготовке к семинарским занятиям преподаватель организует деятельность обучающихся по изучению учебной и дополнительной литературы, поиску необходимой информации для выполнения индивидуальных (групповых) заданий в форме самостоятельной работы, используя Интернет-ресурсы и иные источники информации. Анализ конкретных ситуаций в ходе выполнения самостоятельных заданий, позволяет формировать учебные профессиональные навыки, необходимые в практической деятельности, развивает аналитические способности, навыки поиска необходимой информации, оценки фактов и разработки альтернативных решений.
![]() |