Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской федерации



 

Вопросы для изучения и обсуждения на семинаре:

1. Образование как элемент правового пространства. Право на образование в системе прав и свобод человека. (6 ,с.37-51; 5с.14-29)

2. Система законодательства РФ об образовании и его общая характеристика. (6 с, 102 -106; 5, с.31-45)

3. Становление образовательного права. Предмет, источники и структура образовательного права. (6 ,с.79-87)

4. Законы РФ «Об образовании в РФ» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - базовые системообразующие документы в Российском образовательном законодательстве . (6 , с.117-143; 2;3)

5. Основные положения Конвенции о правах ребёнка и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». (1, с.417-445; 4)

Основная литература

1. Борытко, Н. М. Нормативно-правовое обеспечение образования: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006 - 32 с.

2. Фёдорова, М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. / М.Ю. Фёдорова, - М.: Академия, - 2008. – 192 с.

3. Ягофаров, Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования [Текст] : учеб.пособие для вузов по спец. "Педагогика" / Д. А. Ягофаров. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 399 с. 100 экз.

Дополнительная литература

1. Погребняк, Л.П. Правовые основы функционирования и развития образовательного учреждения: Учебное пособие / Л.П. Погребняк. - М.: Владос, 2003. – 185 с.

2. Сырых, В.М. Образовательное право как отрасль российского права / В.М. Сырых,. - М.: Юрист, 2000. – 204 с.

3. Сырых, В.М.Введение в теорию образовательного права / В. М. Сырых. — М.: Готика, 2002. — 400 с.

4. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – М., ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Изд центр «Март», 2003. – 464 с.

5. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, www.garant.ru

6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ, http://zakon.edu.ru/catalog

7. Фёдорова, М.Ю. Образовательное право; Учебное пособие для вузов / М.Ю. Фёдорова. - М.: Владос. – 2004. – 319 с.

8. Федеральный закон «Об образовании в РФ»

9. Ягофаров, В.Ф. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учебное пособие для студентов / В.Ф. Ягофаров - М.: Владос. – 2004. -319 с.

 

Вопросы для дискуссии и обсуждения:

16. Как вы думаете, почему вопросы (и само понятие) образовательного права актуализировались лишь в последние годы?

17. Может ли право на образование быть полностью отнесено к естественным правам человека? Попробуйте привести по три аргумента «pro et contra»?

18. Система каких документов составляет законодательство об образовании? В чем проявляется их системность?

19. В чём суть и каковы принципы современной российской государственной образовательной политики? Как вы оцениваете эту политику как студент педагогического вуза?

Практические задания:

I. Изучите Конвенцию о правах ребёнка и ответьте, что говорится в международном документе:

- о школьной дисциплине и наказаниях;

- о недопустимости всех видов эксплуатации детей;

- о гарантиях ребёнка в случае обвинения его в нарушениях уголовного законодательства;

- о гражданстве ребёнка и праве на сохранение своей индивидуальности;

- о незаконном перемещении и невозвращении детей из-за границы;

- о признании прав ребёнка в образовании;

- перечислите, какие права ребёнка государства-участники Конвенции обязуются обеспечить (выпишите их)

Упражнения

1. Прокомментируйте правовые последствия следующей ситуации:

В Ярославле учительницу младших классов обвиняют в насилии над детьми. Как рассказали в районной прокуратуре, уголовное дело против Г.К. было возбуждено по ст. 156 УК РФ («ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогом образовательного учреждения, если эти деяния соединены с жестоким обращением с несовершеннолетними»).

С заявлением о том, что 60-летняя учительница с 32-летним стажем работы избивает учеников, в прокуратуру обратились воспитатели детского дома. Две 10-летние воспитанницы, учившиеся в классе Г.К., неоднократно говорили им, что учительница во время уроков «отвешивает подзатыльники и бьет линейкой и указкой по рукам». Таким образом педагог наказывала свои подопечных за невыученные уроки и плохое поведение.

В текст заявления вошли также слова еще двух учеников Г.К., которые подтвердили случаи необоснованного насилия. На допросе школьники показали, что привычка к рукоприкладству появилась у пожилой учительницы с конца прошлого учебного года.

Подозреваемой назначена комплексная амбулаторно-психиатрическая экспертиза. Если вина Г.К. будет доказана в суде, ей грозит до 2 лет лишения свободы с временным лишением права занимать должности в сфере образования.

По материалам сайта gazeta.ru.

Может ли администрация уволить учительницу на основании изложенных фактов? Кто может обратиться с таким требованием к администрации?

2. Познакомьтесь с приведенным ниже фрагментом письма заместителя директора одной из школ.

Школа катится в тартарары. Мы постоянно с кем-то судимся. Теперь начинается очередной суд с двумя родителями первоклассников, которым не понравилось, что их детей оставили на второй год. Вчера было первое заседание суда, в ходе которого выяснилось, что они даже бумаги правильно не смогли оформить. В общем, эта катавасия будет продолжаться не один месяц. Если иск удовлетворят, то мы каждый год будем судиться с родителями и выплачивать ущерб. Какой надо сделать вывод: учится ребенок - не учится, закрывай глаза и переводи в другой класс.

Всегда ли оправданно обращение субъектов образовательных отношений к правовым регулятивам этих отношений? Каковы возможные последствия (позитивные и негативные) постоянного обращения педагогов, обучающихся и их родителей к закону в различных ситуациях педагогического взаимодействия для урегулирования образовательных отношений? Предложите возможные пути и способы повышения правовой культуры родителей, других субъектов образовательных отношений.

Самостоятельная работа:

1. Изучите самостоятельно главу 3 учебного пособия Ягофарова Д.А. (с.70-101) и попытайтесь графически изобразить все те элементы системы образования, которые должны подлежать правовому регулированию безусловно и подробно, и те, у которых правовое регулирование может носить факультативный и/или достаточно общий характер

2. Исходя из собственного «школьного» и студенческого опыта попытайтесь составить свой собственный перечень тех проступков обучающихся (а), педагогических работников (б) и руководителей образовательных учреждений (в), которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены законодательством и за совершение которых должны нести юридическую ответственность.

Выходной контроль:

Содержание заданий Рекомендацию по их выполнению
1. В чём заключается право человека на образование? 2. Юридическая ответственность за нарушение образовательного законодательства и прав ребёнка и участников образовательного процесса. 3. Система каких документов составляет законодательство об образовании РФ? Внимательно изучить учебное пособие (6), выполнить самостоятельную работу и практическое задание к теме
3. Предмет и структура образовательного права. Глава 2 пособия (6), с. 37-67
4. Права ребёнка, закреплённые в международной Конвенции о правах ребёнка и ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Изучите Конвенцию по учебному пособию (1) ФЗ (4). Выполните практическое задание к семинару.

Тема 13-14.



Просмотров 1780

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!