![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской федерации
Вопросы для изучения и обсуждения на семинаре: 1. Образование как элемент правового пространства. Право на образование в системе прав и свобод человека. (6 ,с.37-51; 5с.14-29) 2. Система законодательства РФ об образовании и его общая характеристика. (6 с, 102 -106; 5, с.31-45) 3. Становление образовательного права. Предмет, источники и структура образовательного права. (6 ,с.79-87) 4. Законы РФ «Об образовании в РФ» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - базовые системообразующие документы в Российском образовательном законодательстве . (6 , с.117-143; 2;3) 5. Основные положения Конвенции о правах ребёнка и Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». (1, с.417-445; 4) Основная литература 1. Борытко, Н. М. Нормативно-правовое обеспечение образования: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006 - 32 с. 2. Фёдорова, М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. / М.Ю. Фёдорова, - М.: Академия, - 2008. – 192 с. 3. Ягофаров, Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования [Текст] : учеб.пособие для вузов по спец. "Педагогика" / Д. А. Ягофаров. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 399 с. 100 экз. Дополнительная литература 1. Погребняк, Л.П. Правовые основы функционирования и развития образовательного учреждения: Учебное пособие / Л.П. Погребняк. - М.: Владос, 2003. – 185 с. 2. Сырых, В.М. Образовательное право как отрасль российского права / В.М. Сырых,. - М.: Юрист, 2000. – 204 с. 3. Сырых, В.М.Введение в теорию образовательного права / В. М. Сырых. — М.: Готика, 2002. — 400 с. 4. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – М., ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Изд центр «Март», 2003. – 464 с. 5. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ, www.garant.ru 6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ, http://zakon.edu.ru/catalog 7. Фёдорова, М.Ю. Образовательное право; Учебное пособие для вузов / М.Ю. Фёдорова. - М.: Владос. – 2004. – 319 с. 8. Федеральный закон «Об образовании в РФ» 9. Ягофаров, В.Ф. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учебное пособие для студентов / В.Ф. Ягофаров - М.: Владос. – 2004. -319 с.
Вопросы для дискуссии и обсуждения: 16. Как вы думаете, почему вопросы (и само понятие) образовательного права актуализировались лишь в последние годы? 17. Может ли право на образование быть полностью отнесено к естественным правам человека? Попробуйте привести по три аргумента «pro et contra»? 18. Система каких документов составляет законодательство об образовании? В чем проявляется их системность? 19. В чём суть и каковы принципы современной российской государственной образовательной политики? Как вы оцениваете эту политику как студент педагогического вуза? Практические задания: I. Изучите Конвенцию о правах ребёнка и ответьте, что говорится в международном документе: - о школьной дисциплине и наказаниях; - о недопустимости всех видов эксплуатации детей; - о гарантиях ребёнка в случае обвинения его в нарушениях уголовного законодательства; - о гражданстве ребёнка и праве на сохранение своей индивидуальности; - о незаконном перемещении и невозвращении детей из-за границы; - о признании прав ребёнка в образовании; - перечислите, какие права ребёнка государства-участники Конвенции обязуются обеспечить (выпишите их) Упражнения 1. Прокомментируйте правовые последствия следующей ситуации: В Ярославле учительницу младших классов обвиняют в насилии над детьми. Как рассказали в районной прокуратуре, уголовное дело против Г.К. было возбуждено по ст. 156 УК РФ («ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогом образовательного учреждения, если эти деяния соединены с жестоким обращением с несовершеннолетними»). С заявлением о том, что 60-летняя учительница с 32-летним стажем работы избивает учеников, в прокуратуру обратились воспитатели детского дома. Две 10-летние воспитанницы, учившиеся в классе Г.К., неоднократно говорили им, что учительница во время уроков «отвешивает подзатыльники и бьет линейкой и указкой по рукам». Таким образом педагог наказывала свои подопечных за невыученные уроки и плохое поведение. В текст заявления вошли также слова еще двух учеников Г.К., которые подтвердили случаи необоснованного насилия. На допросе школьники показали, что привычка к рукоприкладству появилась у пожилой учительницы с конца прошлого учебного года. Подозреваемой назначена комплексная амбулаторно-психиатрическая экспертиза. Если вина Г.К. будет доказана в суде, ей грозит до 2 лет лишения свободы с временным лишением права занимать должности в сфере образования. По материалам сайта gazeta.ru. Может ли администрация уволить учительницу на основании изложенных фактов? Кто может обратиться с таким требованием к администрации? 2. Познакомьтесь с приведенным ниже фрагментом письма заместителя директора одной из школ. Школа катится в тартарары. Мы постоянно с кем-то судимся. Теперь начинается очередной суд с двумя родителями первоклассников, которым не понравилось, что их детей оставили на второй год. Вчера было первое заседание суда, в ходе которого выяснилось, что они даже бумаги правильно не смогли оформить. В общем, эта катавасия будет продолжаться не один месяц. Если иск удовлетворят, то мы каждый год будем судиться с родителями и выплачивать ущерб. Какой надо сделать вывод: учится ребенок - не учится, закрывай глаза и переводи в другой класс. Всегда ли оправданно обращение субъектов образовательных отношений к правовым регулятивам этих отношений? Каковы возможные последствия (позитивные и негативные) постоянного обращения педагогов, обучающихся и их родителей к закону в различных ситуациях педагогического взаимодействия для урегулирования образовательных отношений? Предложите возможные пути и способы повышения правовой культуры родителей, других субъектов образовательных отношений. Самостоятельная работа: 1. Изучите самостоятельно главу 3 учебного пособия Ягофарова Д.А. (с.70-101) и попытайтесь графически изобразить все те элементы системы образования, которые должны подлежать правовому регулированию безусловно и подробно, и те, у которых правовое регулирование может носить факультативный и/или достаточно общий характер 2. Исходя из собственного «школьного» и студенческого опыта попытайтесь составить свой собственный перечень тех проступков обучающихся (а), педагогических работников (б) и руководителей образовательных учреждений (в), которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены законодательством и за совершение которых должны нести юридическую ответственность. Выходной контроль:
Тема 13-14.
![]() |