Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Модуль 3. Теория и методика воспитания



 

Тема 3.1Традиционные и инновационные подходы в воспитании.

Классические теории воспитания. Отечественные теории: антропологическая, теория воспитательного коллектива, коллективного творческого воспитания. Зарубежные концепции: Вальдорфская педагогика, педоцентризм и др

Современные подходы в воспитании: культурологический, деятельностный, ценностный и др. Воспитание как управление развитием личности, как средство трансляции культуры.

Воспитание отношений как процесс личностного развития. Социальные отношения (гражданская позиция, мировоззрение), нравственные отношения, отношения, связанные с эстетической культурой, отношения, составляющие различные стороны физической культуры. Воспитание как функция общества, специально организованный процесс,вид педагогической деятельности.

Признаки воспитания, его взаимосвязь с обучением. Воспитание как компонент организации человека. Решение двух групп задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности.

Тема 3.2Закономерности, принципы воспитания.

Структурные компоненты воспитания, их краткая характеристика.

Противоречия воспитательного процесса: между требованиями к личности со стороны социума и возможностями( физическими, психическими, нравственными) каждой отдельной личности; между потребностями личности и возможностями удовлетворить эти потребности в социуме; между воспитательными задачами и интересами каждой отдельной личности; между целью, средством и результатами воспитания; между социальной ролью воспитателя и его личностными особенностями, его нравственной позицией.

Логика воспитания: эмоциональная ориентация – выработка умений – формирование позитивных привычек – усвоение опыта общественного поведения – формирование мировоззрения. Примеры формулирования принципов воспитания.

Понятия «закономерность» и «принцип воспитания».

Описание закономерностей и принципов воспитания по Н.Е.Щурковой.

Тема 3.3Содержание воспитания.Развитие взаимодействия педагогов и учащихся

Многоаспектность содержания воспитания школьников. Подходы к определению содержания воспитания: Развитие сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно- практической, экзистенциальной. Формирование готовности школьников к социальным отношениям. Социальные роли подлежащие освоению. Сферы самореализации: семьянин, ученик, член детского подросткового молодежного сообщества, житель города (поселка, деревни), гражданин России, человек мира, творческая индивидуальность. Формирование базовой культуры личности.

Педагогическое взаимодействие – организованный процесс, направленный на решение воспитательных задач. Сущность педагогического взаимодействия (срабатываемость и совместимость). Структура педагогического взаимодействия: общение, совместная деятельность, поддержка индивидуального развития личности, предоставление личности необходимого пространства для принятия самостоятельных решений. Типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация. Этапы организации взаимодействия. Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и учащихся. Методика организации педагогического взаимодействия.

Тема 3.4Воспитательная система школы, ее развитие. Воспитательная деятельность классного руководителя.

Специфика школы как воспитательной системы. Воспитательная система какцелостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Структура воспитательной системы школы: цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения, среда системы, управление развитием.

Управление развитием воспитательной системой школы как стадиальный процесс: становление, основной этап (системообразующий вид деятельности, формы, методы, средства), оформление системы (укрепление горизонтально-вертикальных связей) .

Примеры авторских воспитательных систем:

Школа В.А.Караковского. Главный элемент воспитательной системы школы - «ключевые общешкольные дела» в 90 – х годах и на современном этапе. Проблема целеполагания с опорой на общечеловеческие ценности. Особенности управления воспитательной системой школы. «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского. Поиск нового содержания образования, новых целей и способов работы учителя, нового уклада школьной жизни – главные признаки инновации данной школы. Особенности работы данной школы. Адаптивная школа Е.А.Ямбурга – школа для всех: адаптивная модель, теоретические основы и практическая реализация. Примеры из зарубежной педагогики.

Вариативность классного руководства в зависимости от возможностей социума, потребностей детей, родителей, видов деятельности. Функции классного руководителя: воспитательная, социальной защиты ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды, организаторская, диагностическая, целеполагания, планирования, контроля, коррекции. Направления деятельности классного руководителя: изучение учащихся и коллектива, сплочение и развитие коллектива, индивидуальная работа с учащимися, взаимодействие с семьей, взаимодействие с педагогами школы, привлечение представителей общественных организаций к воспитанию детей.

Методика организации и проведения классного часа: цель, задачи, содержание, методы, приемы, рефлексия. Анализ и планирование работы классного руководителя.

Критерии эффективности классного руководителя: результативный, процессуальный.

Тема 3.5Формы воспитательной работы

Понятие «формы воспитательной работы». Классификация форм воспитательной работы, выбор форм воспитательной работы. Диалоговые формы воспитания. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах Взаимодействие школы, семьи, общественности.

Тема 3.6Методы воспитания, их классификация.

Выбор методов и приемов воспитания.

Сущность понятия «метод воспитания», соотношение понятий метод и прием воспитания. Проблема классификации методов воспитания и различные подходы к ее решению. Методы формирования сознания (убеждение, пример, беседа и др.); методы организации деятельности (упражнения, педагогическое требование, приучение, поручение, воспитывающие ситуации и др.); методы стимулирования и коррекции поведения (поощрение, наказание, метод естественных последствий и др.; методы самовоспитания.Классификации методов воспитания (по характеру воздействия на личность воспитанника, по источнику воздействия, по результатам воздействия, по направленности, бинарные методы).

Классификация Т.А. Ильиной: методы убеждения: внушение, разъяснение, рассказ, беседа, метод примера; методы организации деятельности: приучение, упражнение, поручение; методы стимулирования: поощрение, наказание. Авторский метод А.С.Макаренко - метод взрыва.

Педагогические приемы воспитания: диалогические, манипулятивные, императивные. Выбор методов и приемов воспитания.

 

6. Планы семинарских занятий.

Тема 1-2



Просмотров 1102

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!