![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Модуль 3. Теория и методика воспитания
Тема 3.1Традиционные и инновационные подходы в воспитании. Классические теории воспитания. Отечественные теории: антропологическая, теория воспитательного коллектива, коллективного творческого воспитания. Зарубежные концепции: Вальдорфская педагогика, педоцентризм и др Современные подходы в воспитании: культурологический, деятельностный, ценностный и др. Воспитание как управление развитием личности, как средство трансляции культуры. Воспитание отношений как процесс личностного развития. Социальные отношения (гражданская позиция, мировоззрение), нравственные отношения, отношения, связанные с эстетической культурой, отношения, составляющие различные стороны физической культуры. Воспитание как функция общества, специально организованный процесс,вид педагогической деятельности. Признаки воспитания, его взаимосвязь с обучением. Воспитание как компонент организации человека. Решение двух групп задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Тема 3.2Закономерности, принципы воспитания. Структурные компоненты воспитания, их краткая характеристика. Противоречия воспитательного процесса: между требованиями к личности со стороны социума и возможностями( физическими, психическими, нравственными) каждой отдельной личности; между потребностями личности и возможностями удовлетворить эти потребности в социуме; между воспитательными задачами и интересами каждой отдельной личности; между целью, средством и результатами воспитания; между социальной ролью воспитателя и его личностными особенностями, его нравственной позицией. Логика воспитания: эмоциональная ориентация – выработка умений – формирование позитивных привычек – усвоение опыта общественного поведения – формирование мировоззрения. Примеры формулирования принципов воспитания. Понятия «закономерность» и «принцип воспитания». Описание закономерностей и принципов воспитания по Н.Е.Щурковой. Тема 3.3Содержание воспитания.Развитие взаимодействия педагогов и учащихся Многоаспектность содержания воспитания школьников. Подходы к определению содержания воспитания: Развитие сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно- практической, экзистенциальной. Формирование готовности школьников к социальным отношениям. Социальные роли подлежащие освоению. Сферы самореализации: семьянин, ученик, член детского подросткового молодежного сообщества, житель города (поселка, деревни), гражданин России, человек мира, творческая индивидуальность. Формирование базовой культуры личности. Педагогическое взаимодействие – организованный процесс, направленный на решение воспитательных задач. Сущность педагогического взаимодействия (срабатываемость и совместимость). Структура педагогического взаимодействия: общение, совместная деятельность, поддержка индивидуального развития личности, предоставление личности необходимого пространства для принятия самостоятельных решений. Типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация. Этапы организации взаимодействия. Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и учащихся. Методика организации педагогического взаимодействия. Тема 3.4Воспитательная система школы, ее развитие. Воспитательная деятельность классного руководителя. Специфика школы как воспитательной системы. Воспитательная система какцелостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Структура воспитательной системы школы: цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения, среда системы, управление развитием. Управление развитием воспитательной системой школы как стадиальный процесс: становление, основной этап (системообразующий вид деятельности, формы, методы, средства), оформление системы (укрепление горизонтально-вертикальных связей) . Примеры авторских воспитательных систем: Школа В.А.Караковского. Главный элемент воспитательной системы школы - «ключевые общешкольные дела» в 90 – х годах и на современном этапе. Проблема целеполагания с опорой на общечеловеческие ценности. Особенности управления воспитательной системой школы. «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского. Поиск нового содержания образования, новых целей и способов работы учителя, нового уклада школьной жизни – главные признаки инновации данной школы. Особенности работы данной школы. Адаптивная школа Е.А.Ямбурга – школа для всех: адаптивная модель, теоретические основы и практическая реализация. Примеры из зарубежной педагогики. Вариативность классного руководства в зависимости от возможностей социума, потребностей детей, родителей, видов деятельности. Функции классного руководителя: воспитательная, социальной защиты ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды, организаторская, диагностическая, целеполагания, планирования, контроля, коррекции. Направления деятельности классного руководителя: изучение учащихся и коллектива, сплочение и развитие коллектива, индивидуальная работа с учащимися, взаимодействие с семьей, взаимодействие с педагогами школы, привлечение представителей общественных организаций к воспитанию детей. Методика организации и проведения классного часа: цель, задачи, содержание, методы, приемы, рефлексия. Анализ и планирование работы классного руководителя. Критерии эффективности классного руководителя: результативный, процессуальный. Тема 3.5Формы воспитательной работы Понятие «формы воспитательной работы». Классификация форм воспитательной работы, выбор форм воспитательной работы. Диалоговые формы воспитания. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах Взаимодействие школы, семьи, общественности. Тема 3.6Методы воспитания, их классификация. Выбор методов и приемов воспитания. Сущность понятия «метод воспитания», соотношение понятий метод и прием воспитания. Проблема классификации методов воспитания и различные подходы к ее решению. Методы формирования сознания (убеждение, пример, беседа и др.); методы организации деятельности (упражнения, педагогическое требование, приучение, поручение, воспитывающие ситуации и др.); методы стимулирования и коррекции поведения (поощрение, наказание, метод естественных последствий и др.; методы самовоспитания.Классификации методов воспитания (по характеру воздействия на личность воспитанника, по источнику воздействия, по результатам воздействия, по направленности, бинарные методы). Классификация Т.А. Ильиной: методы убеждения: внушение, разъяснение, рассказ, беседа, метод примера; методы организации деятельности: приучение, упражнение, поручение; методы стимулирования: поощрение, наказание. Авторский метод А.С.Макаренко - метод взрыва. Педагогические приемы воспитания: диалогические, манипулятивные, императивные. Выбор методов и приемов воспитания.
6. Планы семинарских занятий. Тема 1-2
![]() |