Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Современные подходы к воспитанию



Изучив тему, вы узнаете:

- В чем сущность воспитания; каковы его движущие силы;

- какие существуют концепции воспитания.

 

План:

1.Сущность воспитания, его логика, движущие силы.

2. Гуманистический подход в воспитании

3.Сущность ценностно-ориентированного воспитания: ориентация на ценности; человек как приоритетная ценность воспитания.

4. Культурологического подхода к воспитанию: базовая культура личности; ее содержание.

5.Сущность деятельностного подхода к воспитанию.

 

Литература (основная):

1. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики [Текст] : учебник для вузов / В. В. Анисимов ; О.Г. Грохальская, Н.Д. Никандров. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2007. - 575 с. 21 экз.

2. Головнева, Е.В.Теория и методика воспитания [Текст] : учеб.пособие для пед.вузов по спец. "Педагогика и методика нач.образования" / Е. В. Головнева. - М. : Высш.шк., 2006. - 256 с. 30 экз.

3. Загвязинский, В.И.Общая педагогика [Текст] : учеб.пособие для вузов / В. И. Загвязинский ; И.Н. Емельянова. - М. : Высш.шк., 2008. - 391 с. 20 экз.

4. Кукушкин, В.С.Теория и методика воспитания [Текст] : учеб.пособие для пед.вузов / В. С. Кукушкин. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 508 с.49 экз.

Подготовка к занятию.

Задание 1. Заполните таблицу, сравнив ряд определений понятия «процесс воспитания».

 

Определение понятия «процесс обучения» На чем сделан акцент Что общего В чем различие
«Воспитание- это процесс целенаправленной организации воспитательных отношений» В.С.Безрукова      
«Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, направленное на личность и создание условий для ускоренного процесса социализации» В.А.Сластенин    
«Целенаправленный, социально и индивидуально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизированными знаниями и способами деятельности, всем богатством духовной и материальной культуры человечества» В.И.Загвязинский    
«Процесс активного целенаправленного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, в результате которого создаются воспитательные ситуации» Б.Т.Лихачев    
(Найдите самостоятельно) ФЗ «Об образовании в РФ»      

Задание 2. Изучите особенности подходов в воспитании Обобщите информацию и оформите ее в виде таблицы.

 

Концепция Сущность подхода Системообразующий элемент в воспитании Примеры реализации подхода
Личностно ориентированный подход в воспитании        
Деятельностный        
Культурологический      
Ценностный      
Гуманистический      

 

Задание 3. Напишите доклад по теме «Современные концепции воспитания и воспитательно-образовательная политика России».

Рекомендации по выполнению: Доклад оформляется письменно в виде тезисов по схеме:

Тема_________________________________________________________________________

Вступление. Почему эта тема актуальна?__________________________________________

Тезис1. О чем идет речь (понятия, аксиомы)?_______________________________________

Тезис 2. В чем суть проблемы?___________________________________________________

Тезис 3. Что вы думаете по существу темы и что предлагаете?________________________

 

Объем доклада не менее 3 листов машинописного текста.

 

Тема 15.

Содержание, закономерности и принципы воспитания

 

Изучив тему, вы узнаете:

- В чем сущность содержания воспитания, каковы подходы к данному понятию;

- какие существуют закономерности и принципы воспитания.

 

План:

1. Сущность понятия «содержание воспитания».

2. Подходы к понятию «содержание воспитания».

3. Закономерности воспитания.

4. Принципы воспитания.

 

Литература (основная):

  1. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики [Текст] : учебник для вузов / В. В. Анисимов ; О.Г. Грохальская, Н.Д. Никандров. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2007. - 575 с. 21 экз.
  2. Головнева, Е.В.Теория и методика воспитания [Текст] : учеб.пособие для пед.вузов по спец. "Педагогика и методика нач.образования" / Е. В. Головнева. - М. : Высш.шк., 2006. - 256 с. 30 экз.
  3. Загвязинский, В.И.Общая педагогика [Текст] : учеб.пособие для вузов / В. И. Загвязинский ; И.Н. Емельянова. - М. : Высш.шк., 2008. - 391 с. 20 экз.
  4. Кукушкин, В.С.Теория и методика воспитания [Текст] : учеб.пособие для пед.вузов / В. С. Кукушкин. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 508 с.49 экз.

 

Подготовка к занятию.

Задание 1. На основе знаний о закономерностях и принципах воспитания составьте Кодекс педагога-воспитателя, включив в него не менее 6-8 правил, описывающих особенности взаимодействия воспитателя и воспитанников.

Примечание. В дальнейшем Кодекс будет дополняться, поэтому его необходимо оформить на отдельном листе.

Задание 2. Составьте компендиум по теме «Содержание воспитания».

Примечание. Компендиум – краткое руководство, конспект, представляет собой самостоятельно подобранный материал из периодической печати, интернет-ресурсов, иллюстрирующий научный/ практический взгляд на исследуемую проблему.

Алгоритм выполнения: 1) изучить литературу по проблеме, 2) осуществить ее анализ, понять структуру, взаимосвязи компонентов, 3) отобрать материал, характеризующий различные подходы и авторский позиции, 4) законспектировать (сделать «выжимки») из источников, раскрывающие позицию автора, 5) интегрировать собранные материалы в единый блок.

Требования к выполнению: должно быть изучено и представлено не менее 3-х источников; все должны быть содержательно связаны; интегрированы логично; должны представлять авторскую позицию.

Задание 3. Сравните авторские позиции:

А. «В результате немецкого воспитания получается немец, из французского – француз, из английского – англичанин, и только из русского сплошь и рядом выходит не русский, а часто если не космополит по убеждению, то человек совсем равнодушный и безучастный к своей стране и народности» (А.А. Царевский Значение русской словесности в национальном русском образовании. Казань, 1893. – С. 42.)

Б) «Русские школы переделывают структуру русской души на манер иностранный, учат патриотизму на примере римских патриотов, чести – на образах французского рыцарства, семейной домовитости – на рассказах о германцах и швейцарцах…» (В.В. Розанов Сумерки просвещения. М., 2001. – С.56.)

Проанализируйте обозначенные подходы к национальному в воспитании личности. Что вы думаете по этому поводу? Насколько воспитание современных школьников имеет национальный характер?

 

Тема16.



Просмотров 1891

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!