Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Педагогический процесс как целостное явление и система. Методологические основы педагогики



План:

  1. Объект и предмет педагогики. Функции и задачи педагогики.
  2. Структура педагогических наук, связь педагогики с другими науками.
  3. Педагогический процесс как социальное явление и система.
  4. Целостный подход к организации педагогического процесса.
  5. Понятие о методологии педагогической науки.
  6. Понятийный аппарат научного исследования, его содержание и характеристика.
  7. Методы научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Классификация методов.

Задания для самостоятельной работы.

 

· Подготовьте ответы на вопросы 1-4 по предложенным источникам:

1. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики [Текст] : учебник для вузов / В. В. Анисимов ; О.Г. Грохальская, Н.Д. Никандров. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2007. - 575 с. 21 экз.

2. Загвязинский, В.И.Общая педагогика [Текст] : учеб.пособие для вузов / В. И. Загвязинский ; И.Н. Емельянова. - М.: Высш.шк., 2008. - 391 с. 20 экз.

3. Загвязинский, В.И.Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учеб.пособие для вузов / В. И. Загвязинский ; Р.А. Атаханов. - 5-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 208 с. 50 экз.

 

· Выявите и законспектируйте аспекты целостности образовательного процесса, (источник 1.)

 

Задания творческого характера:

  1. Изобразите в форме логической схемы связи различных наук: философии, педагогики, методологии, дидактики, частных методик обучения.

Постойте модель взаимодействия специалистов разных научных областей с теми или иными объектами и предметами их исследований.

Обоснуйте свои схемы.

  1. Сравните между собой следующие дидактические отношения: «преподавание-учение», «ученик - учебный материал», «ученик – другие учащиеся», «наука – учебный предмет», «содержание – процесс», «обучение – воспитание». Выделите в каждом отношении его смысл, задачи и особенности по отношению к обучению.

Тема №3-4

Содержание образования и его социально-педагогическая функция

План:

1. Сущность содержания образования и его исторический характер.

2. Факторы, детерминирующие формирование содержания образования.

3. Принципы и критерии отбора содержания образования.

4. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

 

Литература

1. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики [Текст] : учебник для вузов / В. В. Анисимов ; О.Г. Грохальская, Н.Д. Никандров. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2007. - 575 с. 21 экз.

2. Загвязинский, В.И.Общая педагогика [Текст] : учеб.пособие для вузов / В. И. Загвязинский ; И.Н. Емельянова. - М. : Высш.шк., 2008. - 391 с. 20 экз.

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст] : учеб.пособие для вузов / В. И. Загвязинский. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 192 с. - (49); 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2006. - 192 с. - (51)100 экз.

4. Осмоловская, И.М. Дидактика [Текст] : учеб.пособие для вузов по пед.спец. / И. М. Осмоловская. - М. : Академия, 2006. - 240 с.51 экз.

 

Содержание образования – понятие, которое как ни одно другое в педагогике представляет собой вечную сложнейшую проблему. Что включает в себя данное понятие на современном этапе? Какие взгляды и подходы сложились к рассмотрению содержания образования? Под влиянием каких факторов?

 

Подготовка к занятию:

 

Задание1. Оформите в виде таблицы информацию об особенностях и теориях формирования содержания образования на разных этапах развития человеческой цивилизации:

 

Теория формирования содержания образования Авторы, исторический период Характеристика
         

 

Задание 2. На основе различных источников законспектируйте определения понятия «содержание образования»

Литература: Анисимов, В.В.Общие основы педагогики: учеб. Для вузов / В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2007. - С. 104 – 117.

 

Задание 3. Изучите объективные и субъективные факторы, детерминирующие формирование содержание образования. Выявите и запишите проблемы содержания образования, связанные с этими факторами.

 

Факторы Проблемы Пути их решения
Объективные:    
1.    
Субъективные:    
1.    

 

Литература: Анисимов, В.В.Общие основы педагогики: учеб. Для вузов / В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2007. - С. 104 – 117.

 

Задание 4. Выясните сущность компетентностного подхода к содержанию образования, кратко его законспектируйте.

 

Задание 5. В рамках концепции В.С.Леднева, В.В.Краевского, М.Н.Скаткина стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Стандарты выполняют разнообразные функции, но процесс стандартизации имеет ряд недостатков. Изучите функции образовательных стандартов, требования к ним, причины их появления и на основе этой информации оформите следующую таблицу:

 

Достоинства (преимущества) образовательных стандартов Недостатки образовательных стандартов
       

 

Сделайте вывод об эффективности (необходимости) стандартизации образования, обоснуйте его.

Задание 6. Оформите в виде таблицы сущностные характеристики документов, регламентирующих содержание образования:

 

Вид документа Сущность Структура, (особенность)
Образовательный стандарт      
Учебный план    
Учебная программа    
Учебник    

 



Просмотров 1095

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!