![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Формы, методы и приемы воспитания
Изучив тему, вы узнаете: - Что такое метод воспитание, воспитательный прием; - Какие существуют методы воспитания , каковы условия их применения; - В чем сущность воспитательной технологии.
План: 1) Повторение теоретического материала: 1.Понятия: метод, прием, средства. 2.Выбор методов воспитания. 3.Методы формирования сознания. 4.Методы организации деятельности. 5.Методы стимулирования. 6.Сущность воспитательной технологии.
Литература 1. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики [Текст] : учебник для вузов / В. В. Анисимов ; О.Г. Грохальская, Н.Д. Никандров. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2007. - 575 с. 21 экз. 2. Головнева, Е.В.Теория и методика воспитания [Текст] : учеб.пособие для пед.вузов по спец. "Педагогика и методика нач.образования" / Е. В. Головнева. - М. : Высш.шк., 2006. - 256 с. 30 экз. 3. Загвязинский, В.И.Общая педагогика [Текст] : учеб.пособие для вузов / В. И. Загвязинский ; И.Н. Емельянова. - М. : Высш.шк., 2008. - 391 с. 20 экз. 4. Кукушкин, В.С.Теория и методика воспитания [Текст] : учеб.пособие для пед.вузов / В. С. Кукушкин. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 508 с.49 экз.
2) Практикум. Анализ воспитательных ситуаций. Задание № 1. Саша П. и света Ф. часто опаздывали на уроки. Несмотря на замечания, опоздания продолжались. Тогда учитель решил провести специальную беседу после уроков. Разговор он начал с вопроса к классу: - Ребята, сегодня Саша опоздал на 10 минут, а Света- на 15 минут. Сколько учебного времени потеряно? - 25 минут,- раздались голоса. - Нет,- сказал учитель,- гораздо больше. Ведь вы считаете то время, которое потеряли Саша и Света. А разве каждый из нас не потерял времени из-за них? - Конечно, потеряли,- отвечали ученики. – Они нам помешали. - Вот давайте сосчитаем, вы все слушали внимательно, с интересом. Вдруг приходит Саша. Он постучал, вошел в класс, остановился у двери. Саша получает замечание, садится на свое место. Я бросил работать, вы бросили работать. И прошло у нас без дела 3 минуты. Потом начали вспоминать, на чем остановились. Опять потратили минуту. Вас в классе 40 человек и каждый потерял по 4 минуты. Сколько же минут потерял класс из-за Саши? Помножьте. - 150 минут! – подсчитали ученики. - Только мы начали работать, входит Света, и снова мы теряем время. Сколько же всего потеряно времени? Дети тянут руки, желая ответить. - 320 минут плюс 25 минут, потерянных самими Сашей и Светой, - говорит один из учеников. – А всего, значит, 345… - Что же получается? – спрашивает учитель.- Саша и Света опаздывают, а страдает весь класс. Произошло это потому, что они забыли свой долг школьника. Тот, кто нарушает свой общественный долг, наносит вред своему товарищу, всему коллективу.
В чем особенности данной беседы? Какие из нижеприведенных положений вы считаете наиболее существенными и почему?
А) воздействие на эмоции учащихся; Б) возбуждение познавательных интересов. 2. Разъяснение учителя опирается на конкретные факты действительности. 3. В беседе деловой, исследовательский подход к анализу фактов. 4. Беседа учит задумываться над фактами, скрывающими за собой отношение к людям. 5. Учащиеся обогащаются знанием моральных норм.
Ситуации предъявления требований.
Ситуация 2. - Арифметику не знаешь. Сократи,- говорит учитель ученику, решающему пример у доски. - Вы же сказали можно не сокращать! – реплика из класса. - Пиши. Ученик у доски стоит, ждет и не пишет. - Пиши,- еще раз требует учитель. - Чего пиши? – огрызается озлобленно. В классе – смех. - Кто пойдет напишет? – обращается учитель к классу – Шувалов к доске. Разговоры!
Ситуация 4. В школе авария – трубы прорвало и вода хлещет как из фонтана, заливая коридор второго этажа. Директор входит в 11-й класс и обращается к старшеклассникам: - Беда, ребята. Пока приедет аварийка, затопим школу. Кто сможет помочь мне перекрыть трубу?
Ситуации 5. Второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она споткнулась и вдребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испуга оцепенела, а потом горько заплакала. Юля была потрясена: такое с ней в школе случилось впервые. Кроме того, она боялась возможного наказания. Поймут ли ее? Поверят ли, что это произошло помимо ее воли и желания, нечаянно? Беспокоила ее мысль, что придется купить новую посуду взамен разбитой. Таковы были порядки в школе. А как отнесется к такому случаю мама, ведь ей и так тяжело одной воспитывать и кормить двух девочек?
![]() |