Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 1.6 Современные формы организации обучения



Цели и задачи дисциплины (модуля)

Цель дисциплины: развитие профессиональной компетентности студентов посредством освоения ими знаний и умений в области общих основ педагогики, педагогической деятельности, дидактики, теории воспитания, необходимых для методически грамотного решения практических задач по реализации учебной, воспитательной и профессиональной педагогической деятельности.

Задачи:

- содействовать закреплению у студента системы базовых теоретико-методических знаний, позволяющих будущему педагогу эффективно реализовывать учебную, воспитательную и профессионально-педагогическую деятельность; выявлять связи между состоянием образования и государственной политикой по отношении к нему.

-развивать у студентов основные профессиональные умения, необходимые педагогу для организации образовательного процесса;

-содействовать овладению студентами самообразовательными умениями, связанными с анализом практико-ориентированной и научно-методической литературы в области общих основ педагогики, педагогической деятельности, дидактики, теории воспитания, а также практики реализации образовательной и воспитательной функций.

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина «Педагогика школы» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б.3. Б. 1.2.)

- Для освоения дисциплины «Педагогика школы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История образования и педагогической мысли», «Психология развития человека в образовании», «Педагогическая, социальная психология». Требования к знаниям и умениям как результату освоения предшествующих дисциплин:

Знать:

· ведущие педагогические системы мировой и отечественной культуры;

· основополагающие педагогические идеи, имевшие место в истории российского образования;

· основополагающие категория и понятия педагогической психологии (учебная мотивация, учебная деятельность, педагогическая деятельность).

· возрастные характеристики субъектов образовательной деятельности.

Уметь:

· устанавливать связи между историей педагогики и историей культуры и цивилизаций;

· рассматривать педагогические явления на разных уровнях: всеобщего, общего, особенного, единичного;

· сравнивать, сопоставлять, группировать педагогические идеи и факты;

· давать самостоятельную оценку разнообразным явлениям педагогической теории и практики.

Владеть:

· представлениями о социокультурной обусловленности образования, его конкретно-историческом характере; тенденциях развития российской и мировой педагогической науки и практики.

Освоение дисциплины «Педагогика школы» является необходимой основой для прохождения педагогических практик, подготовки к итоговой государственной аттестации, последующего изучения следующих дисциплин:

Таблица 1

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

 

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
 
1. Профессиональные педагогические задачи   + ++   +   +   + ++   +   +   + ++   +   +   +   +
2. Современные образовательные технологии         + ++   +   +         + ++   +   +
3. Методика обучения и воспитания         + ++   +   +         + ++   +   +

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

Формируемыми и проверяемыми компетенциями по результатам освоения данного курса выступают ОК-4, ОПК-1, ПК-7

Общекультурные компетенции:

- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

Профессиональные компетенции:

-готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7).

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать:

-основы методологии педагогической науки, проблемы образования (обучения, воспитания, социализации);

-сущность, структуру и характеристики образовательного процесс;

-особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного общества;

-актуальные теории обучения и воспитания обучающихся, сопровождения субъектов педагогического процесса;

- способы организации сотрудничества обучающихся, поддержания их активности, самостоятельности, развития творческих способностей;

- способы профессионального самопознания и саморазвития;

 

Уметь:

-различать иучитывать различные контексты, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

-анализировать и обосновывать выбор образовательных концепций; методов и форм реализации учебно-воспитательного процесса;

-учитывать в педагогическом взаимодействии особенности учащихся;

-планировать процесс сотрудничества обучающихся, поддержания их активности, самостоятельности, развития творческих способностей;

-участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

 

Владеть:

-способами ориентирования в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.),

-навыками совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды и процесса обучения.

 

2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 4 Форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов, из них 18 ч. – лекций, 36 практических занятия, 54 часа выделенных на контактную работу с преподавателем, 54 часа, выделенных на самостоятельную работу.

 

 

Таблица 2

 

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Контактная работа:
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:    
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)    
Лабораторные занятия (ЛЗ)    
Иные виды работ:    
Самостоятельная работа (всего):
Общая трудоемкость зач. ед. час
Вид промежуточной аттестации Зачет

 

3. Тематический план

Таблица 3

Тематический план по дисциплине

«Педагогика школы»

для студентов очной формы обучения

 

  №   Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.   Итого часов по теме   Из них в интерактивной форме, в часах   Итого количество баллов
Лекции * Семинарские (практические) занятия* Лабораторные занятия* Самостоятельная работа*
Модуль 1. Педагогика в системе гуманитарных наук. Основы теории обучения
1.1 Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методологические основы педагогики 1,2 - - 0-5
1.2 Содержание образования и его социально-педагогическая функция.   - 0-5
1.3 Закономерности, принципы, функции обучения. - -   0-5
1.4 Современные дидактические концепции. Авторские школы - 0-7
1.5 Методы обучения, их классификация и выбор - 0-10
1.6 Современные формы организации обучения   - -   0-8
  Всего:   - 0-40
Модуль 2. Нормативно-правовые основы образования
2.1 Образовательное учреждение как педагогическая система и объект научного управления -   0-10
2.2 Система образования в РФ: сущность, уровни, правовые основы, стратегии развития - 0-10
  Всего:   - 0 - 20
Модуль 3. Теория и методика воспитания
3.1 Традиционные и инновационные подходы в воспитании -   0-5
3.2 Закономерности, принципы воспитания. - -   0-5
3.3 Содержание воспитания. Развитие взаимодействия педагогов и учащихся - - 0-5
3.4 Воспитательная система школы, ее развитие. Воспитательная деятельность классного руководителя. - 0-10
3.5 Формы воспитательной работы -   0-5
3.6 Методы воспитания, их классификация. Выбор методов и приемов воспитания. -   0-10
  Всего     0-40
  Итого (часов, баллов):   - 0-100
  Курсовая работа *   - - - - - - -
  Из них в интеракт. форме            

 

*- если предусмотрены учебным планом ОП.

4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4

 

  № Темы     Устный опрос     Письменные работы     Технические формы контроля   Практико-ориентированные   Итого количество баллов
Участие в дискуссии сообщение ответ на семинаре Составление конспекта контрольная работа тест Составление глоссария эссе программы компьютерного тестирования комплексные ситуационные задания Моделирование фрагмента занятия Представление (защита)
Модуль 1. Педагогика в системе гуманитарных наук. Основы теории обучения
1.1.     0-3     0-2             0-5
1.2.     0-2         0-3         0-5
1.3.   0-3 0-2                   0-5
1.4.     0-3               0-4   0-7
1.5.     0-3                 0-7 0-10
1.6.   0-3       0-5             0-8
Всего                         0-40
Модуль 2. Нормативно-правовые основы образования
2.1. 0-5 0-5                     0-10
2.2. 0-5 0-5                     0-10
Всего                         0-20
Модуль 3. Теория и методика воспитания
3.1   0-3 0-2                   0-5
3.2     0-2                 0-3 0-5
3.3   0-3   0-2                 0-5
3.4   0-3 0-2                 0-5 0-10
3.5       0-2     0-3           0-5
3.6     0-2   0-5           0-3   0-10
Всего                         0-40
  Итого       0-100
                               

 

5. Содержание дисциплины.

 

Модуль 1. Педагогика в системе гуманитарных наук. Основы теории обучения.

 

Тема 1.1 Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методологические основы педагогики.

Возникновение и развитие педагогики. Система педагогических наук (отрасли педагогики). Педагогика как наука о воспитании и обучении. Предмет и объект педагогики. Основные функции педагогики: теоретическая и технологическая, их уровни. Задачи педагогики: научные и практические, постоянные и временные, их характеристика. Педагогическая наука и педагогическая практика.

Основные категории педагогики: воспитание в социальном значении, воспитание в педагогическом смысле, обучение и образование. Воспитание и самовоспитание. Формирование, развитие и социализация личности. Педагогическая деятельность, педагогическая система, образовательный процесс. Соотношение между педагогическими категориями. Связь педагогики с другими науками.

Понятие «методология педагогической науки». Уровни методологии: философский, общенаучной, конкретно-научный, технологический. Организация педагогического исследования. Система методов и методик педагогического исследования.

Тема 1.2 Содержание образования и его социально-педагогическая функция.

Образовательный процесс как целостное явление.

Сущность содержания образования и его исторический характер. Теории формального и материального формирования содержания образования. Научно–теоретические основы содержания образования. Принципы формирования содержания образования, источники и факторы (объективные и субъективные) формирования содержания образования.

Подходы к содержанию образования. Культурологический подход, характеристика основных компонентов базовой культуры личности: когнитивный опыт личности, опыт осуществления способов деятельности (практический опыт), опыт творческой деятельности, опыт отношений. Знание ориентированный, личностно ориентированный подходы, ориентация содержания образования на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Различные способы структурирования содержания образования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Компетентностный подход.

Нормативные документы, регламентирующие содержание образования в школе.

Учебные планы, учебные программы, государственные образовательные стандарты.

Тема 1.3. Закономерности, принципы, функции обучения.

Сущность процесса обучения и его двусторонний характер. Задачи обучения: стимулирование познавательной активности, формирование научного мировоззрения,

самостоятельности, нравственной культуры и др. Обучение как сотворчество учителя и учащихся. Обучение как взаимодействие учителя и учащихся, субъект-субъектный характер их отношений. Взаимосвязь обучения, воспитания, развития и образования.

Структурные компоненты процесса обучения: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционально-деятельностный, эмоционально-волевой, регулирующий, оценочно-результативный.

Дидактический аспект процесса обучения: обучение как одна из сторон целостного педагогического процесса, это смена учебных ситуаций и состояний обученности, воспитанности и развитости учащихся, процесс направлен на достижение целей образования.

Психологический аспект: обучение осуществляется благодаря психическим функциям (ощущение, воображение и др.), а также закономерностям психической деятельности.

Методичесий аспект: обучение осуществляется с помощью образовательных технологий.

Важнейшие функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная. Образовательная функция – формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений. Воспитательная функция – формирование мировоззрения, определенных качеств, свойств, отношений (взглядов, убеждений). Развивающая функция – формирование и развитие психических процессов (мышление, память, творческие процессы), свойств и качеств личности.

Движущие силы процесса обучения как противоречие между выдвигаемыми в ходе обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений, навыков учащихся, уровнем их умственного развития и развития отношений. Логика учебного процесса как характеристика последовательности развертывания деятельности обучения, т.е. организации учителем усвоения содержания учебного предмета.

Образовательные цели – сознательно определённые ожидаемые результаты, которые стремится достичь данное общество с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшее будущее.

Система дидактических принципов, их взаимосвязь.

Тема 1.4 Современные дидактические концепции. Авторские школы.

Сущность дидактической (образовательной) концепции.

Концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин,. Ф.Талызина). Программированное обучение: виды принципы, средства.

Проблемное обучение. Организация проблемной ситуации на уроке. Развивающее обучение (Л.С.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин). Концепция личностно-ориентированного обучения (А.Н.Алексеев, В.В.Сериков, ЕВ.Бондаревская, ИС.Якиманская и др.).

Авторские школы как эксперименты учебно-воспитательного учреждения, деятельность которых основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной автором или авторским коллективом. Сущность понятия «авторская школа». Общие черты авторских школ: инновационность, альтернативность, концептуальность, систематичность и комплексность преобразований, социально – педагогическая целесообразность, реальность и эффективность. Примеры авторских школ. Школа адаптивного обучения (Е.А.Ямбург), школа диалога культур (В.С.Библер) школа Завтрашнего Дня Ховарда, зарубежные школы П.Петерсена, С.Френе и др.

Тема 1.5 Методы обучения, их классификация и выбор.

Метод обучения как многомерное явление. Понятие и сущность метода обучения. Современное определение понятия, структуры метода обучения как системы методов преподавания и учения, или системы приемов обучения; определение понятия “прием обучения”, соотношение методов и приемов обучения, их функции.

Классификации методов обучения: по источнику знаний (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников), по характеру познавательной деятельности (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер), по основным компонентам деятельности (Ю.К.Бабанский), по сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащихся (М.И.Махмутов).

Дидактический, психологический, методический аспекты реализации методов обучения.

Содержательно-процессуальные характеристики методов обучения.

Сущность методов активного обучения. Методы активного обучения — совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Кругликов).

Особенности методов активного обучения; признаки методов; классификация методов активного обучения (по характеру учебно-познавательной деятельности): имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые.

Выбор методов обучения в соответствии со следующими критериями: соответствие целям и задачам обучения и развития, соответствие содержанию учебного материала, реальным возрастным особенностям учащихся, уровню их подготовленности и т.д. Возможности использования методов обучения в формировании личности.

Тема 1.6 Современные формы организации обучения

Формы организации обучения: определение, история развития. Индивидуальная, классно-урочная форма, Белль-Ланкастерская система, Дальтон-план, бригадно-лабораторная форма, лекционно-семинарская. Общая характеристика классно-урочной системы.

Классификация современных форм обучения (по В.И.Андрееву). Урок, внеурочные и дополнительные формы обучения.

Урок как основная форма организации педагогического процесса, фронтальная, групповая, индивидуальная, индивидуализированная формы организации обучения на уроке. Дополнительные формы организации обучения: экскурсии, консультации, дополнительные занятия, домашняя работа, учебная конференция, школьная лекция, семинары, практикумы. Вспомогательные формы: факультативы, кружки, клубы.

Типология и структура урока. Тенденции развития современного урока.

Специальные формы обучения (курсы по выбору, элективные курсы), реализующие Концепцию профильного обучения.



Просмотров 1170

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!