Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 1. ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА



В.П. Кузнецов, Д.Н. Лапаев

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ

 

 

Рекомендовано Учебно-методическим объединением

По образованию в области производственного менеджмента

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

Обучающихся по специальности

Экономика и управление на предприятии машиностроения

 

Нижний Новгород

ББК 65,9 (2Рос)

К 89

Л 24

Кузнецов В.П., Лапаев Д.Н. Организационно-экономический механизма корпоративного управления в отрасли машиностроения. – Нижний Новгород: ВГИПУ, 2010. – 273 с.

 

Рецензенты:

Ефимычев Ю.И. – доктор экономических наук, профессор, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Морозова Г.А. – доктор экономических наук, профессор, Волго-Вятская академия государственной службы

В пособии изложены актуальные аспекты совершенствования организационно-экономического механизма корпоративного управления. Материал базируется на современных представлениях и системном подходе к анализу рассматриваемой проблемы. В работе широко использованы научные результаты, полученные авторами за последние годы.

Пособие предназначено для студентов, проходящих обучение по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)», может быть использовано студентами Социально-экономического и Профессионально-педагогического институтов при изучении дисциплин «Экономика отрасли», «Корпоративный менеджмент», «Экономика предприятия», при выполнении экономической части дипломного проекта, а также магистрами, аспирантами, научными сотрудниками и преподавателями.

Ссылки на литературу, оглавление

 

Ó Кузнецов В.П., Лапаев Д.Н., 2010

Ó ВГИПУ, 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
Глава 1. Построение организационного механизма корпоративного управления...........................................................................................................
1.1. Взаимодействие материнской компании с дочерними фирмами
1.2. Организация деятельности совета директоров компании…….….
1.3. Эффективность организационного механизма корпоративного управления………………………………….……………………...…
1.4. Механизм внутрикорпоративного управления…………………….
Глава 2. Формирование корпоративного управления…………………...
2.1. Предпосылки корпоративного управления………………....……...
2.2. Стратегическое видение ресурсов и способностей компании……………………….………………...………….........................
2.3. Реорганизация отечественных корпораций......................……........
Глава 3. Стратегия организационного развития корпоративного управления….………………….……………………………………
3.1. Выделение самостоятельных единиц в отечественных корпорациях..…….……………………………………………………………
3.2. Развитие внутрикорпоративного управления и его экономической эффективности………………..……………...………………...
3.3. Экономический механизм управления деятельностью корпорации………..........................................................................…………...
Глава 4. Выбор эффективных бизнес-единиц по совокупности показателей…………………………….……………………………………
4.1. Принципы многокритериальной сравнительной оценки экономического состояния бизнес-единиц.………………………………
4.2. Методика определения эффективных бизнес-единиц по двум показателям………………………………………...…………………...
4.3. Методика определения эффективных бизнес-единиц по трем и более показателям.............................................................…………...
Глава 5. Ранжирование бизнес-единиц по совокупности показателей...
5.1. Методика ранжирования бизнес-единиц по двум показателям..…
5.2. Методика ранжирования бизнес-единиц по трем и более показателям……………………………………………………………….....
Глава 6. Определение взаимоприемлемых решений при оценке экономического состояния бизнес-единиц………..…………………
6.1. Принципы определения взаимоприемлемых решений заинтересованными сторонами………………………………….……………
6.2. Методика выбора эффективных взаимоприемлемых бизнес-единиц…………………………………………..………………….....
6.3. Методика выбора ранжированных взаимоприемлемых бизнес-единиц…………..………………………………………………….…
Заключение…………………………………………………………………….
Тесты………………………...………………………………………………….
Глоссарий….……………………………...……………………………………
Рекомендуемая литература…..………………………………………………

Введение

 

Повышение эффективности системы управления промышленным сектором экономики выступает как ключевая составная часть решения стратегической задачи удвоения ВВП. Сегодня важно адекватно прогнозировать предстоящие перемены в народном хозяйстве, объективно оценивать возникающие проблемы, уметь преодолевать их с помощью различных методов, в том числе и инструментов целенаправленного воздействия механизма управления корпорацией на экономику. Для своевременного предупреждения нежелательных и негативных тенденций в сфере хозяйствования необходимо оперативно менять структуры, методы и инструментарий управленческой деятельности, систематически повышать профессионализм кадров.

Переход от отраслевого принципа управления к корпоративному ознаменовал качественно новый этап в развитии системы управления экономикой России. Отечественной наукой и практикой накоплен значительный опыт в сфере совершенствования экономических форм и методов управления компаниями. Однако проблемам становления и развития современных корпораций, созданных на базе крупных предприятий советского периода, не уделялось должного внимания. Между тем многие российские корпорации оказались неконкурентоспособными, в большинстве случаев из-за низкого уровня менеджмента и качества выпускаемой продукции.

Дело в том, что предприятия в доперестроечный период были, скорее, продуцентами, а не полноправными хозяйствующими субъектами. Стратегическое планирование, финансирование инвестиций, маркетинг, сбыт, и другие функции находились в компетенции вышестоящих министерств и ведомств. При ликвидации последних указанные функции перешли к промышленным предприятиям, которые в массе своей стали отечественными корпорациями (акционерными обществами, холдингами, и иными подобного рода структурами).

В этой связи российская теория и практика управления столкнулась с необходимостью решения принципиально новых проблем, связанных с разработкой более совершенных организационно-экономических механизмов управления, обеспечивающих значительное повышение их эффективности.

В условиях высокой концентрации собственности становится все более актуальной проблема совершенствования функционирования всех составляющих корпоративного менеджмента, в том числе совета директоров. В компаниях в деятельности этого органа стратегического управления существует много проблем, требующих не просто практических действий по улучшению работы, но и серьезного концептуального осмысления роли совета в решении стратегических проблем компании. Имеется также объективная необходимость в обстоятельном анализе и исследовании проблемы совмещения в одном лице собственника и менеджера, отношений «инсайдеров» и «аутсайдеров».

В условиях ужесточающейся конкуренции на первый план выходит и проблема совершенствования механизма внутрикорпоративного управления. В этой связи представляет интерес производственная система группы «ГАЗ», основанная на пошаговых улучшениях работы корпорации.

Российская практика корпоративного управления последних лет показала необходимость радикального совершенствования всего комплекса организационно-правовых решений, принятых в начале 90-х годов, на основе обобщения опыта успешно действующих отечественных корпораций.

В сложившейся ситуации представляется важным выявление и обоснование стратегических подходов к обновлению и повышению качества работы систем управления различных уровней, а также создание механизма, позволяющего практически решать эти задачи.

Весьма актуальной и имеющей самостоятельное значение проблемой является оценка экономических результатов деятельности бизнес-единиц. Здесь требуется учитывать два аспекта: многокритериальность выбора и необходимость учета интересов сторон, проводящих оценку.

Применение совокупности как финансовых, так и нефинансовых показателей призвано повысить объективность анализа ситуации. Однако использование нескольких показателей существенно усложняет процесс определения наиболее предпочтительных альтернатив. Это объясняется наличием противоречивых показателей, т.е. показателей, использование которых приводит к различным результатам анализа. Для разрешения указанных противоречий требуется применение соответствующих принципов многокритериальной оптимизации.

В современных условиях хозяйствования оценка экономического состояния бизнес-единиц, как правило, осуществляется несколькими заинтересованными сторонами. В качестве сторон могут выступать: собственники, менеджеры, инвесторы, кредиторы, персонал, органы власти соответствующих уровней управления. Каждая сторона характеризуется индивидуальным набором целей и критериев эффективности принимаемых решений. В общем случае цели и критерии не тождественны. Выбор взаимоприемлемых альтернатив при этом существенно усложняется. Возникает проблема удовлетворения потребностей различных заинтересованных сторон, что обусловливает необходимость поиска решений, базирующихся на тех или иных схемах компромисса.

Учебное пособие адресовано студентам, проходящим обучение по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», может быть использовано студентами экономических и педагогических факультетов при выполнении дипломного проектирования, магистрами, аспирантами, научными сотрудниками и преподавателями.

В первой главе изложены вопросы совершенствования структуры управления отечественными корпорациями. Рассмотрены взаимоотношения материнской компании и дочерних фирм. Проанализирована работа совета директоров. Рассмотрены особенности организационного механизма корпоративного управления. Даны рекомендации по совершенствованию системы внутрикорпоративного управления.

Во второй главе представлено организационное видение развития корпораций. Изложены предпосылки эффективного управления компанией. Приведена концепция стратегических ресурсов и стратегических способностей компании. Исследованы различные аспекты реструктуризации отечественных корпораций.

В третьей главе предложена стратегия организационного развития корпорации. Исследованы различные аспекты выделения бизнес-единиц. Даны рекомендации по проведению оптимизации внутри корпорации и оценена эффективность мероприятий. Представлен экономический механизм управления стратегией развития корпорации.

Четвертая глава посвящена многокритериальной оценке экономического состояния бизнес-единиц и выбору эффективных решений. Изложены классические принципы сравнительной оценки экономического состояния по совокупности показателей – принцип доминирования и принцип Парето. Представлена методика определения эффективных решений по двум показателям и методика определения эффективных решений по трем и более показателям. Данные методики заключаются в поэтапном выборе эффективных альтернатив, характеризуемых оптимальными значениями показателей, и формировании областей допустимых значений. Приведены примеры определения эффективных решений по двум и трем показателям.

В пятой главе рассматриваются задачи многокритериального ранжирования бизнес-единиц. Представлена методика ранжирования по двум показателям и методика ранжирования по трем и более показателям. Данные методики предусматривают поэтапный отбор альтернатив соответствующих рангов и формирование областей допустимых значений показателей. Методики ранжирования являются логическим продолжением соответствующих методик определения эффективных решений. Приведены примеры ранжирования бизнес-единиц по двум и трем показателям.

В шестой главе предложен инструментарий сравнительной оценки экономического состояния бизнес-единиц с учетом интересов различных заинтересованных сторон. Сформулированы принципы определения взаимоприемлемых решений заинтересованными сторонами – принцип эффективного выбора и принцип ранжированного выбора. Представлена методика выбора эффективных взаимоприемлемых решений и методика выбора ранжированных взаимоприемлемых решений. Методика эффективного выбора заключается в предварительном определении заинтересованными сторонами эффективных бизнес-единиц и последующем формировании взаимоприемлемых решений путем пересечения индивидуальных. Методика ранжированного выбора предусматривает поэтапное определение заинтересованными сторонами приемлемых бизнес-единиц, состоящих из альтернатив первого и близлежащих рангов, и последующее формирование взаимоприемлемых решений по результатам пересечения индивидуальных. В главе приведены примеры выбора эффективных и ранжированных взаимоприемлемых решений двумя заинтересованными сторонами по индивидуальным парам показателей.


Глава 1. ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА

КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ



Просмотров 1470

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!