![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Методические рекомендации к теме № 23
Прежде всего, следует определенно уяснить, в каких случаях работодатель возмещает работнику имущественный ущерб в соответствии с нормами трудового права. Студенты должны самым внимательным образом изучить все нормативные акты, относящиеся к возмещению материального ущерба, причиненного работодателем работнику, а также судебную практику по этому вопросу. Особенно это касается случаев ответственности за вред, причиненный увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Такая ответственность предусмотрена Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». При изучении и усвоении данной темы студентам следует обратить внимание на нормы, регулирующие такие вопросы, как размеры страховых выплат и порядок их исчисления, порядок назначения и выплаты обеспечения по страхованию, ответственность субъектов страхования и др. Изучая вопросы, связанные с ответственностью работодателя, возникшей вследствие нарушения работодателем права работника на труд студенты должны обратить внимание и уяснить, что трудовое законодательство России направлено, прежде всего, на защиту интересов работника. В этой связи достаточно привести примеры из содержания Главы 38 ТК РФ. В ней речь идет о том, что работодатель несет материальную ответственность перед работником в случаях незаконного отказа в приеме на работу, незаконном отстранении от работы, незаконном переводе на другую работу, незаконном увольнении с работы и в других случаях, когда нарушается право на труд. Кроме того, следует обратить внимание на ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы, а также определить случаи, при которых возможно взыскание с работодателя компенсации морального вреда. Нормативные правовые акты
1) ТК РФ ФЗ РФ от 30.12.2001., № 197 ФЗ в ред. от 24.07.2002 и от 25.07.2002 // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – ч. 1. – Ст. 3; № 30. – Ст. 3014; № 30. –Ст. 3033. 2) ФЗ РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3803; 1999. № 29. – Ст. 3702; 2000. – № 2. – Ст. 131. 3) ФЗ РФ «О связи» от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ // СЗ РФ.– 2003. – № 28. – Ст. 2895. 4) ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8.01.98 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. – № 2. – Ст. 219. 5) О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или вакантных работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности: Постановление Правительства РФ от 14.11.2002 г. № 823 // Бюллетень Минтруда РФ. – 2002. – № 12. – С. 50. 6) Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.99 г. № 975 в ред. от 21.12.2000 г. // СЗ РФ. – 1999. – № 36. – Ст. 4408; 2001. – № 1 (часть 2). – Ст. 128. 7) Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности: Постановление Минтруда России от 31.12.2002 г. № 85 // Бюллетень Минтруда РФ. – 2002. – № 2. – С. 103.
Основная литература 1. Гусов К.Н. Трудовое право России : учебник рек. Минобразования РФ / Гусов К.Н. - М. : Юрист; Проспект, 2004. – 496 с. 2. Никонов Д.А. Трудовое право : учебное пособие рек. УМО / Д. А. Никонов, А. В. Стремоухов, Н. Д. Амаглобели ; Под. ред. А. В. Стремоухова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с. 3. Никонов Д.А. Трудовое право : курс лекций / Никонов Д.А., Стремоухов А.В.. - М.: Норма, 2008. – 431 с. 4. Пресняков М.В. Трудовое право России : учебник / Пресняков М.В., Чаннов С.Е.. - М.: Юристъ, 2007. – 475 с. 5. Трудовое право России : учебник доп. Минобразования РФ / под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой . - М.: МЦФЭР, 2004. – 880 с. 6. Трудовое право России : учебник : краткий курс / под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдинова . - М. : ИНФРА-М, 2003. – 402 с.
Дополнительная литература
1. Колеватова В.С. Ответственность работодателя за незаконный отказ в приеме на работу // Трудовое право. – 2012. – № 3. 2. Коршунова Т.Ю. Материальная ответственность руководителя организации: необходимы изменения // Право и экономика. 2009. № 19/20. 3. Курочкина В. Ответственность работника перед работодателем. // Российская юстиция. 2009. № 1. Практическое занятие № 24 Тема 24. Охрана труда – 2 часа
Цель занятия: усвоить основные положения охраны труда, особенности охраны труда отдельных категорий работников
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие охраны. Охрана труда как правовой принцип и правовой институт. 2. Принципы и формы обеспечения охраны труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда. 3. Требования охраны труда. 4. Обязанности сторон по обеспечению охраны труда и ответственность за невыполнение этих обязанностей. 5. Организация охраны труда: органы управления охраной труда. 6. Права и гарантии прав работников на охрану труда (организационно-правовые формы обеспечения охраны труда). 7. Охрана труда женщин. 8. Охрана труда несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью (инвалидов). Образовательные технологии Практическое занятие. Предназначено для углубленного изучения дисциплины. Играет важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя. Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины. Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии. Тестпредназначен для оценки уровня понимания и применения базовых терминов и положений темы. Вопросы для самопроверки 1. Дайте понятие «охрана труда» в объективном и субъективном смысле? 2. Как соотносятся принципы охраны труда с направлениями государственной политики в области охраны труда? 3. Назовите ГОСТы в области охраны труда? 4. Назовите особенности охраны труда беременных женщин? Задача 1 По заключению женской консультации Маниловой в связи с беременностью рекомендовали более легкий труд. Работодатель не смог найти Маниловой более легкую работу и пропущенные ею дни оплатил как за время простоя. Правильно ли поступил работодатель? Задача 2 Козлова 17 лет приняли на работу в казино «Парус». В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка он должен был работать с 22-00 до 6-00 ежедневно. По истечении 3 месяцев работы Козлов попросил у работодателя оплачиваемый отпуск, чтобы навестить своих родителей, живущих в другом городе. Работодатель отказал Козлову в предоставлении отпуска, мотивируя это тем, что отпуск за первый год работы предоставляется работникам по истечении 6 месяцев непрерывной работы в данной организации. Укажите нарушения, которые допустил работодатель. Практическое занятие № 25 Тема 25. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 2 часа Цель занятия: уяснить понятие несчастного случая на производстве, его отличия от других происшествий, и порядок расследования несчастных случаев на производстве. Вопросы для обсуждения:
1. Понятие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. 2. Органы, расследующие несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. 3. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании. 4. Порядок расследования несчастных случаев на производстве. Образовательные технологии Практическое занятие. Предназначено для углубленного изучения дисциплины. Играет важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя. Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины. Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии. Вопросы для самопроверки 1. Назовите отличия несчастного случая на производстве от профессионального заболевания? Задача Киселев, направляясь к столовой, которая находилась через дорогу от организации, в которой он работал, переходя дорогу, попал под машину, в результате чего он полностью утратил трудоспособность в течение 6 месяцев. Является ли данное происшествие несчастным случаем на производстве, если учитывать, что в организации, в которой работал Киселев, нет столовой?
![]() |