![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Методические рекомендации к теме № 16
Студентам, прежде всего, следует обратить внимание на четкое и правильное определение правового понятия рабочего времени. Это определение содержится как в нормах, регулирующих рабочее время, так и в учебной литературе. Рекомендуется давать сравнительный анализ этих определений, отмечать преимущество того или иного определения для решения практических вопросов. При изучении вопроса о нормах и видах рабочего времени необходимо иметь в виду, что общая норма рабочего времени установлена в объеме еженедельной его продолжительности, который не может превышать 40 часов в неделю. Законом установлены и виды рабочей недели — пятидневная или шестидневная рабочая неделя. Вид недели устанавливается работодателем совместно с соответствующим органом профсоюза с учетом специфики работы организации. Важно внимательно изучить вопрос о видах продолжительности рабочего времени – нормальной, сокращенной и неполной. Эти вопросы урегулированы в ТК РФ и других нормативных актах, а также подробно излагаются в учебной литературе. Необходимо отличать сокращенную продолжительность рабочего времени от неполной. При этом надо обратить внимание на порядок установления неполного рабочего времени. Важное практическое значение имеет знание вопроса о режиме и видах учета рабочего времени. Законодательством предусматривается возможность установления различного режима, в основе которого могут быть графики сменности: скользящий (гибкий) график рабочего времени, вахтовый метод режима труда и др. На основе учебной литературы и действующего законодательства важно уметь дать правильную характеристику существующих режимов рабочего времени, обратив внимание на крут лиц, в отношении которых он может устанавливаться, специфику производственных условий, вызывающих необходимость применения соответствующего режима (например, вахтового метода). Независимо от вида режима каждый из них направлен на обеспечение условий для выполнения работником установленной нормы труда – нормы рабочего времени, которая имеет важное значение при определении часовой тарифной ставки и всего размера оплаты труда. Студенты должны разбираться в порядке подсчета отработанного времени при каждом из этих видов учета. Хорошее знание вопроса о видах и порядке учета рабочего времени помогает правильно определить правовую природу переработки количества рабочих часов. Такая переработка может быть связана с недостатками в составлении графиков сменности, которые должны обеспечивать баланс рабочего времени в рамках учетного периода, исчисленного по календарю пятидневной рабочей недели, или являться сверхурочной работой, для выполнения которой в Законе установлены определенные правила, которые могут быть конкретизированы в коллективных или трудовых договорах. При изучении вопроса о сверхурочных работах студентам необходимо, прежде всего, отправляться от принципиального положения действующего законодательства об ограничении сверхурочных работ. Необходимо отличать сверхурочную работу от работы по совместительству. Для этого нужно изучить определение совместительства, указанное в ст. 282 ТК РФ. Практическое занятие № 17 Тема 17. Время отдыха – 2 часа
Цель занятия: формирование у студентов знаний в области времени отдыха
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и виды времени отдыха. 2. Правовое регулирование краткосрочных видов времени отдыха (перерывы в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный отдых), выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни). 3. Понятие и классификация отпусков. Отличие отпусков от иных видов времени отдыха. 4. Ежегодный отпуск и его виды. Порядок предоставления и суммирования отпусков. Продление и перенесение ежегодного отпуска. Разделение ежегодного отпуска на части. Отзыв из отпуска. Замена ежегодного отпуска денежной компенсацией. 5. Отпуск без сохранения заработной платы и порядок его предоставления. 6. Отпуска в связи с обучением. 7. Отпуска по беременности и родам и по уходу за ребёнком. 8. Иные, кроме отпусков, периоды освобождения от работы (состояние здоровья, выполнения донорских функций, выполнение государственных или общественных обязанностей).
Образовательные технологии Практическое занятие. Предназначено для углубленного изучения дисциплины. Играет важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя. Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины. Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии. Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Назовите отличия отпуска от иных видов времени отдыха? 2. Как можно классифицировать отпуска? Задача 1 Гражданину Пуговкину по его просьбе был установлен неполный рабочий день продолжительностью четыре часа при пятидневной рабочей неделе. При предоставлении Пуговкину ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительность отпуска была сокращена пропорционально продолжительности рабочей недели. Считая, что его права на ежегодный оплачиваемый отпуск нарушены, Пуговкин обратился в федеральную инспекцию труда. В роли государственного инспектора труда дайте юридически обоснованный письменный ответ Пуговкину и составьте предписание работодателю. Задача 2 Инженер Савушкин, имеющий согласно трудовому договору ненормированный рабочий день, систематически привлекался к выпол-нению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжи-тельности рабочего дня. Считая, что в отношении его нарушается трудовое законодательство, Савушкин обратился с письменной жалобой к директору предприятия. От имени юриста организации подготовьте ответ па жалобу работника.
Задача 3 В результате поломки оборудования на заводе работодатель предоставил всем работникам отпуск без сохранения заработной платы до восстановления поломанного оборудования. Прав ли работодатель?
![]() |