![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Методические рекомендации к темам № 7-8
Суть коллективно-договорного регулирования заключается в законодательном установлении необходимости равноправного участия представительных органов, выражающих как интересы работников, так и интересы работодателей, в разработке и обсуждении нормативно-правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения. Основными формами такого регулирования являются коллективные договоры и соглашения. Определения понятий соглашения и коллективного договора в общих чертах сформулированы в ст. 40, 45 ТК РФ. Эти понятия более полно раскрываются в учебной литературе. Так, с учетом ст. 45 ТК РФ надо хорошо знать указанные в них виды соглашений в зависимости от сферы их действия, а также учесть, что соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними; указать, кто и на каком уровне выступает в качестве участников соглашений. Далее, анализируя ст. Кодекса, надо хорошо усвоить вопросы о порядке и сроках заключения соглашений, а также показать роль Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в процессе ведения коллективных переговоров и заключении Генерального соглашения на федеральном уровне. Необходимо чётко уяснить вопрос о сторонах коллективного договора. Четкое усвоение, вопроса о сторонах коллективного договора очень важно для определения круга субъектов, несущих ответственность его нарушение. Переходя к вопросу о содержании и структуре коллективного договора, надо учесть, что они определяются сторонами. Надо иметь в виду, что понятием «взаимные обязательства работодателя и работников» (см. ст. 41 ТК РФ) охватываются две группы условий: нормативные положения – локальные нормы и обязательственные условия. Круг вопросов, который может быть предметом локального регулирования (наряду со ст. 41 ТК РФ), определяется также в ряде ст. ТК РФ, а также в ряде федеральных законов (например, в Законе о занятости населения и других нормативных правовых актах). Вопросы ответственности за нарушения процедуры ведения переговоров по заключению коллективного договора и соглашения урегулированы в КоАП РФ. При анализе данных положений необходимо обратить внимание на круг лиц, несущих ответственность, виды правонарушений в сфере коллективно-договорного регулирования и виды ответственности, установленные за них. Для глубокого усвоения вопросов данной темы необходимо помимо изучения ТК РФ внимательно познакомиться с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, отраслевыми тарифными соглашениями и коллективными договорами организаций, разработанными за последние годы.
Нормативные правовые акты 1. ГК РФ – М., 2002. 2. ТК РФ ФЗ РФ от 30.12.2001., № 197 ФЗ в ред. от 24.07.2002 и от 25.07.2002 // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч.1. – Ст. 3; № 30. – Ст. 3014; № 30. –Ст. 3033. 3. КоАП РФ – М., 2002. 4. ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. № 82 // СЗ РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1930. 5. ФЗ РФ «О Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений» от 01.05.99 г. № 92-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. – № 18. – Ст. 2218, 2219. 6. Об объединениях работодателей: Федеральный закон от 27.11.2002 г. № 156-ФЗ // Бюллетень Минтруда. – 2002. – № 12. 7. Постановление Правительства РФ «О порядке обеспечения деятельности Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 05.11.99. № 1229 // СЗ РФ. – 1999. – № 46. – Ст. 5572. Основная литература 1. Гусов К.Н. Трудовое право России : учебник рек. Минобразования РФ / Гусов К.Н. - М. : Юрист; Проспект, 2004. – 496 с. 2. Никонов Д.А. Трудовое право : учебное пособие рек. УМО / Д. А. Никонов, А. В. Стремоухов, Н. Д. Амаглобели ; Под. ред. А. В. Стремоухова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с. 3. Никонов Д.А. Трудовое право : курс лекций / Никонов Д.А., Стремоухов А.В.. - М.: Норма, 2008. – 431 с. 4. Пресняков М.В. Трудовое право России : учебник / Пресняков М.В., Чаннов С.Е.. - М.: Юристъ, 2007. – 475 с. 5. Трудовое право России : учебник доп. Минобразования РФ / под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой . - М.: МЦФЭР, 2004. – 880 с. 6. Трудовое право России : учебник : краткий курс / под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдинова . - М. : ИНФРА-М, 2003. – 402 с.
Дополнительная литература 1. Бородин И.И. Формы социального партнерства и их место в системе социального партнерства // Трудовое право. – 2011. – №1 Практическое занятие № 9 Тема 9. Правовое регулирование занятости и трудоустройства – 4 часа
Цель занятия: формирование понятий о государственной политики в области занятости и трудоустройства, проанализировать правовой статус безработного
Вопросы для обсуждения:
1. Государственная политика в области занятости населения. 2. Понятие занятости. Лица, считающиеся занятыми. 3. Массовое высвобождение работников, его критерии и меры по его предотвращению. Правовые способы защиты лиц, находящихся под угрозой высвобождения. 4. Понятие безработного. Лица, которые не могут быть признаны безработными. 5. Порядок регистрации безработных граждан. 6. Права и обязанности безработного. Ответственность безработного. 7. Виды социальных гарантий при безработице. 8. Правовое регулирование общественных работ. 9. Понятие трудоустройства, его формы и значение. Понятие подходящей работы. 10.Дополнительные гарантии трудоустройства для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поисках работы. Образовательные технологии Практическое занятие. Предназначено для углубленного изучения дисциплины. Играет важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя. Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины. Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии. Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Назовите виды и модели государственной политики в области занятости? 2. Что представляет собой неполная занятость? 3. Что представляет собой сверхзанятость? 4. Что такое циклическая безработица? 5. Чем занимаются рекрутинговые компании? Задача 1 Дубинин имеет три акции АО «Энергомаш» и учится заочно в ДВАГС. Когда он обратился в службу занятости, ему отказали в регистрации его в качестве безработного, мотивируя это тем, что Дубинин является студентом ДВАГС и, поэтому, не может быть признан безработным. Правильно ли поступила служба занятости? Задача 2 Семенова по направлению службы занятости прошла переобучение и получила специальность бухгалтер. Однако, Семенова и по новой специальности не нашла работу и тогда она снова обратилась в службу занятости. Служба занятости отказала Семеновой в регистрации ее в качестве безработной, сославшись на то, что лицо, прошедшее обучение по направлению службы занятости, не может больше быть признано безработным. Разберитесь в данной ситуации. Задача 3 Гражданка Ефимова, проработавшая в НИИ «Тяжмашбумтранс» более 20 лет в качестве бухгалтера-экономиста, была уволена по сокращению штатов. Обратившись в службу занятости, она получила предложение поступить на работу в фирму «Солнцедар», расположенную в том же районе города, на должность главного бухгалтера с окладом почти вдвое выше прежнего, но по срочному трудовому договору на год. Ефимова сочла предложенную работу неподходящей, так как прежний ее трудовой договор был бессрочным. Можно ли считать подходящей предложенную Ефимовой работу?
![]() |