Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методические рекомендации к теме № 1



Предметом трудового права является целый комплекс об­щественных отношений по труду работника в общественной организации труда, состоящий из 9 видов общественных от­ношений, в центре которого находятся трудовые отношения работника с работодателем, а остальные отношения являются производными от трудовых. Надо знать, какие из этих отношений могут предшествовать трудовому отношению, какие всегда ему со­путствуют, а какие могут и сопутствовать и последовать. Надо усвоить, какие из них относятся к организационно-управлен­ческим отношениям.

Изучая метод трудового права как комплекс способов пра­вового регулирования труда, надо понять, что он проявляется через нормы права и имеет свои особенности. Следует уяс­нить, из каких пяти способов состоит этот метод, чем харак­теризуется каждый из этих способов.

Предмет, метод и сфера действия трудового права подроб­но освящены в учебниках по трудовому праву. Особое вни­мание при их изучении надо уделить связи предмета с мето­дом данной отрасли, а также со сферой действия норм трудового права.

Необходимо уяснить широкую сферу действия норм трудового права в соответствии со ст. 11 ТК РФ, пре­дусматривающей, что ТК РФ регулирует трудовые отношения всех работников.

Необходимо также усвоить роль и функции трудового права и тенден­ции его развития. Задачи, роль и тенденции развития трудового права тесно связаны с его функциями. Поэтому надо уяснить, какие функции, т.е. основные направ­ления воздействия трудового законодательства на поведение людей, выполняют нормы трудового права.

Изучив предмет, метод и сферу действия трудового права, его роль и тенденции развития, надо перейти к усвоению сис­темы трудового права как отрасли и как науки. При этом необходимо понять, какие группы норм состав­ляют общую часть отрасли, обратив внимание на соответст­вующие статьи Конституции РФ и части1 и 2 ТК РФ, и какие есть институты особенной части трудового права, ори­ентируясь по оглавлению ТК РФ. Надо обратить внимание на сходство и отличие системы отрасли и системы науки трудо­вого права.

Поскольку система науки трудового права, учебного курса шире системы этой отрасли, то надо усвоить, за счет чего она расширяется, что входит в общую часть науки (учебного кур­са), а что в особенную и каков состав специальной части науки.

 

Нормативные правовые акты

 

1) Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда // Российская газета. – 1998. – 16 декабря.

2) Конституция РФ – М., 1993.

3) ГК РФ – М., 2002.

4) ТК РФ ФЗ РФ от 30.12.2001., № 197 ФЗ в ред. от 24.07.2002 и от 25.07.2002 // СЗ РФ. – 2002. – №1. – Ч.1. – Ст.3; № 30. – Ст.3014; № 30. – Ст.3033.

5) О применения судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.04.2004 г. № 2 // Российская газета. – 2004. – 8 апреля.

6) Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.95 г. № 8 // БВС РФ. – 1996. – № 1.

 

Основная литература

 

1. Гусов К.Н. Трудовое право России : учебник рек. Минобразования РФ / Гусов К.Н. - М. : Юрист; Проспект, 2004. – 496 с.

2. Никонов Д.А. Трудовое право : учебное пособие рек. УМО / Д. А. Никонов, А. В. Стремоухов, Н. Д. Амаглобели ; Под. ред. А. В. Стремоухова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с.

3. Никонов Д.А. Трудовое право : курс лекций / Никонов Д.А., Стремоухов А.В.. - М.: Норма, 2008. – 431 с.

4. Пресняков М.В. Трудовое право России : учебник / Пресняков М.В., Чаннов С.Е.. - М.: Юристъ, 2007. – 475 с.

5. Трудовое право России : учебник доп. Минобразования РФ / под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой . - М.: МЦФЭР, 2004. – 880 с.

6. Трудовое право России : учебник : краткий курс / под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдинова . - М. : ИНФРА-М, 2003. – 402 с.

 

Дополнительная литература

 

1. Гашкин А.А. Проявление дифференциации а предмете трудового права // Трудовое право. – 2011. – №10

2. Ершова Е.А. Классификация и система форм российского трудового права // Трудовое право. – 2012. – №11

3. Ершова Е.А. Система и классификация форм трудового права России // Трудовое право. – 2010. – №10

4. Ершова Е.А. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права // Трудовое право. – 2009. – №11

Практическое занятие № 2

Тема 2. Принципы и источники трудового права – 4 часа

Цель занятия:проанализировать принципы и источники трудового права.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и классификация принципов трудового права. Система принципов в сфере труда.

2. Содержание принципов в сфере труда (общеправовых, межотраслевых, отраслевых, принципов отдельных институтов трудового права)

3. Соотношение принципов трудового права с субъективными правами и обязанностями. Гарантии обеспечения принципов.

4. Понятие и виды источников трудового права. Цели и задачи трудового законодательства.

5. Разграничение полномочий в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и локальным уровнем.

6. Единство и дифференциация в правовом регулировании условий труда. Общее и специальное законодательство о труде.

7. Действие нормативных актов, содержащих нормы трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

8. Значение руководящих постановлений высших судебных органов в применении норм трудового законодательства.

Образовательные технологии

Семинар-практикум имеет цель – научить студентов самостоятельно находить ответы на короткие, но оригинальные вопросы и решать нестандартные задачи поискового, творческого и исследовательского характера. Для этого преподаватель может в одной теме вычленить серию взаимосвязанных оригинальных вопросов, а в другой – составить несколько нестандартных, но важных в практической деятельности, теоретических задач и заранее дать по ним задания студентам.

Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины.

Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Определите понятия «трудовое право» и «трудовое законодательство».

2. Что понимают под «универсальным правопреемством»?

3. Что следует понимать под принципами трудового права? Каковы эти принципы?

Задача 1

 

Инженер Игнатьев обратил внимание на то, что ре­гулярно получает премиальные в меньшем размере, чем другие сотрудники, выполняющие аналогичную работу. Связав этот факт со своей активной деятельностью в каче­стве члена профсоюзного комитета, он обратился в КТС.

На нарушение каких принципов права может сослать­ся Игнатьев в своем заявлении в комиссию? Ответ аргу­ментируйте.

 

Задача 2

Выпускница театрального вуза Шмелева поступила на работу в Театр юного зрителя. При заключении трудового до­говора по предложению администрации театра в него было включено условие о том, что в течение 5 лет молодая артистка не выйдет замуж.

Оцените правомерность включения в трудо­вой договор данного условия.

Могут ли в трудовом договоре устанавливаться дополнительные (по сравнению с ТК РФ) условия труда?

Является ли трудовой договор источником трудо­вого права?



Просмотров 1061

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!