Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Методические рекомендации к теме № 2



При изучении этой темы необходимо, прежде всего, уяс­нить, что представляет собой понятие правовых принципов. Это руководящие идеи, которые выражают сущность, основ­ные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных от­раслей или институтов. Все они, так или иначе, нормативно закреплены и им должны соответствовать акты как законода­тельных, так и правоохранительных органов.

Эти основные положения могут дословно не совпадать с текстом закона (как правило, Конституции РФ), но именно содержание принципа должно гарантироваться государством. Чаще всего содержание принципов текстуально совпадает с содержанием основных субъективных прав и обязанностей.

Однако если субъективные права и обязанности – это соответственно вид или мера возможного или должного поведения субъекта, которому эти права предоставляются или на которо­го возлагаются обязанности, то в правовых принципах отра­жается позиция государства в закреплении определенного уровня гарантий применительно к правам и обязанностям, который оно должно обеспечить тем или иным субъектам права.

Правовые принципы различаются между собой не только содержанием, но и глубиной, степенью охвата правовой мате­рии.

В зависимости от того, в одной, нескольких или всех от­раслях права действуют соответствующие пришиты, их мож­но подразделить на основные (общие), межотраслевые и от­раслевые.

При изучении данной темы следует также иметь в виду, что в литературе высказаны неодинаковые мнения по поводу видов правовых принципов и их содержания.

Изучая вопрос о гарантиях, нужно продумать и назвать нормы, установленные для соблюдения принципов.

Исходя из общетеоретических положений, студентам необ­ходимо раскрыть понятие источников трудового права, формы их выражения и особенности источников (форм) трудового права.

Перечень основных нормативных правовых актов о труде приве­ден в ст. 5 ТК РФ. При этом необходимо учесть, что нормы, регули­рующие трудовые отношения, нередко содержатся также в федеральных законах, не относящихся в целом к сфере от­расли трудового права, например, в Федеральных законах «Об образовании», «О производствен­ных кооперативах» и др. В систему актов о труде входят и подзаконные акты, а также соглашения, коллективные договоры и ло­кальные нормативные правовые акты о труде.

В связи с этим необходимо определить, какое место по юридической силе в системе российского трудового законодательства занимают нормативные договоры: международные договоры РФ и коллективный договор. Для этого нужно внимательно изучить ст. 5, 8-10 ТК РФ.

Изучение важнейших законодательных актов о труде не­возможно без ознакомления с практикой их применения. Большую помощь в этом вопросе оказывает внимательное изучение постановлений Пленума Верховного Суда РФ, а также постановлений Конституционного Суда РФ.

Что касается вопроса о правовой природе актов высших судебных органов, то следует иметь в виду, что он до сих пор остается дискуссионным. В связи с этим студенту необходимо знать мнения учёных и их аргументацию, а также иметь своё мнение относительно данного вопроса.

Нормативные правовые акты

 

1. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда // Российская газета. – 1998. – 16 декабря.

2. Конституция РФ – М., 1993.

3. ГК РФ – М., 2002.

4. ТК РФ ФЗ РФ от 30.12.2001., № 197 ФЗ в ред. от 24.07.2002 и от 25.07.2002 // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч.1. – Ст.3; № 30. – Ст. 3014; № 30. – Ст. 3033.

5. О применения судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.04.2004 г. № 2 // Российская газета. – 2004. – 8 апреля.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.95 г. № 8 // БВС РФ. – 1996. – №1.

 

Основная литература

 

1. Гусов К.Н. Трудовое право России : учебник рек. Минобразования РФ / Гусов К.Н. - М. : Юрист; Проспект, 2004. – 496 с.

2. Никонов Д.А. Трудовое право : учебное пособие рек. УМО / Д. А. Никонов, А. В. Стремоухов, Н. Д. Амаглобели ; Под. ред. А. В. Стремоухова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с.

3. Никонов Д.А. Трудовое право : курс лекций / Никонов Д.А., Стремоухов А.В.. - М.: Норма, 2008. – 431 с.

4. Пресняков М.В. Трудовое право России : учебник / Пресняков М.В., Чаннов С.Е.. - М.: Юристъ, 2007. – 475 с.

5. Трудовое право России : учебник доп. Минобразования РФ / под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой . - М.: МЦФЭР, 2004. – 880 с.

6. Трудовое право России : учебник : краткий курс / под ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдинова . - М. : ИНФРА-М, 2003. – 402 с.

 

Дополнительная литература

 

1.Ершова Е.А. Нормативные правовые акты работодателя, содержащие нормы трудового права // Трудовое право. – 2007. – № 12.

2.Ершова Е.А. Нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права // Трудовое право. – 2008. – № 1.

3.Ершова Е.А. Обычаи, содержащие нормы российского трудового права // Трудовое право. – 2008. – № 3.

4.Ершова Е.А. Основополагающие принципы российского трудового права // Трудовое право. – 2008. – № 2.

5.Ершова Е.А. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права // Трудовое право. – 2007. – № 11.

Практическое занятие № 3

Тема 3. Субъекты трудового права – 4 часа

 

Цель занятия:Изучить правовой статус субъектов трудового права

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Понятие и классификация субъектов трудового права. Правовой статус субъекта трудового права и его содержание (трудовая правосубъектность, права, обязанности, гарантии и ответственность).

2. Работник как субъект трудового права. Трудовая правосубъектность. Права и обязанности работников, гарантии их прав и ответственность. Особенности правового статуса иностранных граждан в РФ области трудовых отношений.

3. Работодатель как субъект трудового права. Виды работодателей. Правовой статус работодателя (трудовая правосубъектность, права и обязанности, ответственность).

4. Руководитель организации, его компетенция. Особенности правового статуса руководителя. Порядок его назначения, основания и порядок его освобождения от должности. Администрация как субъект трудового права.

5. Коллектив работников (трудовой коллектив) как субъект трудового права: его полномочия, органы и представители. Особенности правового статуса коллектива работников.

6. Иные органы как субъекты трудового права (органы службы занятости, органы социального партнёрства, органы государственного контроля и надзора, юрисдикционные органы).

 

Образовательные технологии

Практическое занятие. Предназначено для углубленного изучения дисциплины. Играет важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Структура практических занятий: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; заключительное слово преподавателя.

Контрольная работа предназначена для выявления уровня усвоения понятийного аппарата дисциплины.

Индивидуальное задание студенты готовят самостоятельно и результаты его демонстрируют на занятии.

 

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Как можно классифицировать субъекты трудового права?

2. Кто является субъектами трудовых правоотношений?

3. Кто может выступать в роли работодателя?

4. Кто может выступать в роли работника и при каких условиях?

5. Может ли Российская Федерация выступать в роли работодателя?

Задача 1

Назовите субъекты трудового права, которые участвуют в коллективно-договорном процессе.

Каковы их права и обязанности?

 

 

Задача 2

Пациентам психиатрической клиники была пропи­сана трудовая терапия в виде вязания изделий из шерсти. Впоследствии эти вещи реализовывались администрацией клиники. Опекун одного из больных обратился в суд о взыскании заработной платы, причитающейся, по его мне­нию, пациенту за проделанную работу.

Какое решение должен вынести суд?

Задача 3

Супруга слесаря Белкина обратилась к директору за­вода «Прогресс», где тот работал, и просила оказать воздействие на мужа, который пропивает почти всю заработ­ную плату. Директор распорядился ежемесячно выдавать заработную плату Белкина его супруге. Узнав об этом, Белкин обратился в К.ТС завода с требованием отменить это распоряжение, так как в организации работает он, а не его супруга.

Может ли быть ограничена трудовая дееспособность работника при вышеизложенных обстоятельствах? Сфор­мулируйте решение КТС.



Просмотров 767

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!