![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Фенолы – это производные ароматических УВ, содержащие одну или несколько гидроксильных групп у атомов углерода бензольного кольца
Фенолы могут быть одно-, двух- и трехатомные. Возможны два типа изомерии: изомерия положения заместителей в бензольном кольце и изомерия боковой цепи. Многие фенолы имеют тривиальные названия. Простейшие одноатомные фенолы: - C6H5OH – фенол (гидроксибензол) - CH3C6H4OH – крезолы (метилфенолы, гидрокситолуолы) Простейшие двухатомные фенолы: - C6H4(OH)2 – дигидроксибензолы (1,2-дигидроксибензол – пирокатехин; 1,3 – резорцин; 1,4 – гидрохинон). Фенолы представляют собой полярные соединения (диполи). Бензольное кольцо является отрицательным концом диполя, группа –ОН – положительным. Дипольный момент направлен в сторону бензольного конца. Гидроксильная группа является заместителем I роды, т.е. она способствует повышению электронной плотности в бензольном кольце, особенно в орто- и пара-положениях. Это обусловлено тем, что одна из неподеленных пар электронов атома кислорода ОН-группы вступает в сопряжение с π-системой бензольного кольца. Смещение неподеленной пары электронов атома кислорода в сторону бензольного кольца приводит к увеличению полярности связи О–Н. Таким образом, имеет место взаимное влияние атомов и групп атомов в молекуле фенола. Фенол является слабой кислотой. В этом состоит главное отличие фенола от спиртов.
Химические свойства.
Обусловлены наличием в молекулах функциональной группы –ОН и бензольного кольца. I. Реакции с участием гидроксильной группы. - Кислотные свойства: а) диссоциация в водных растворах с образованием фенолят-ионов и ионов водорода; б) взаимодействие со щелочами с образованием фенолятов (отличие от спиртов); в) взаимодействие с активными Ме. Образующиеся феноляты легко разлагаются при действии кислот, даже такой слабой как угольная. II. Реакции с участием бензольного кольца. - Реакции замещения в бензольном кольце фенолов протекают легче, чем у бензола и в более мягких условиях: а) галогенирование – с образованием смеси орто- и пара-хлорфенолов; особенно легко происходит бромирование в водных растворах, при этом сразу образуется 2,4,6-трибромфенол; б) нитрование– концентрированной H2SO4 с образованием 2,4,6-тринитрофенола; в) сульфирование – при комнатной температуре в основном образуется о-фенолсульфо-кислота, при 100оС – пара-изомер. - Реакции присоединения: а) гидрирование – с образованием циклогексана. III. Качественные реакции на фенолы. В водных растворах одноатомные фенолы взаимодействуют с хлоридом железа (III) с образованием комплексных фенолятов, которые имеют фиолетовую окраску, которая исчезает при добавлении сильной кислоты.
Получение фенола: 1. из каменноугольной смолы – содержащийся в ней фенол щелочью переводят в фенолят, а затем обрабатывают кислотой; 2. взаимодействием галогенопроизводных ароматических УВ со щелочами (300оС, Р, Cu); 3. сплавлением солей аренсульфокислот со щелочью: C6H5–SO3Cl + NaOH → C6H5OH + NaCl ФМ Практическое занятие №4. Тема: «Альдегиды. Кетоны». Тип занятия: комбинированный (изучение нового материала, повторение и систематизация пройденного). Вид занятия: практическое занятие. Время проведения: 270 минут. Место проведения: кабинет практических работ по химии (№222). Цели занятия: Учебная: 1. добиваться понимания взаимной связи между строением веществ и их химическими свойствами; 2. закрепить знания о химических свойствах альдегидов, кетонов; 3. научиться составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства этих гомологических рядов; 4. закрепить знания о качественных реакциях на функциональные группы органических веществ и умение подтверждать эти свойства записями уравнений реакций. Воспитательная– воспитывать у студентов умение логически мыслить, видеть причинно-следственные связи, качества, необходимые в работе фармацевта. После занятия студент должен знать: 1. классификацию, изомерию, номенклатуру альдегидов и кетонов; 2. основные химические свойства и способы получения альдегидов и кетонов; 3. качественные реакции на альдегиды и кетоны. После занятия студент должен уметь: 1. писать уравнения химических реакций, характеризующие свойства альдегидов и кетонов.
План-структура занятия
![]() |