Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Лексическая квалификация текстов



 

Тип текста Лексическая оценка
активный интенсив­ный веселый красивый темные печаль­ный усталый сложный
активный   детектив весело красиво грубо тоскливо самоко­пание странно
интенсивный неплохо + весело интересно детектив тоскливо самоко­пание скучно
веселый динамично динамично + интересно неприятно невесело занудно непонятно
красивый увлекательно неприятно весело + гадко грустно занудно непонятно
темный энергично детектив глупо примитив­но + занудно занудно заумно
печальный и усталый политика не интересна детективы не люблю для отдыха приятно надуманно грубо и противно лирично, но страшно психоло­гично загадочно, мистика
сложные примитивно очень про­сто пусто фальшиво любопытно психоло­гично психоло­гично +

Г

!•*>

I

i

*

I 3 s



Белянин В. Психологическое литературоведение


***

Итак, эксперимент подтвердил высказываемые многими исследователями положения о том, что вос­приятие и оценка художественного текста зависят от ряда субъективных факторов — от начитанности чи­тателей, их профессиональных интересов, факторов биографии, настроения и психологического состоя­ния. При этом полученные в описанных эксперимен­тах результаты позволяют утверждать, что существуют определенные закономерности в предпочтении типа текста, а именно эмоционально-смысловая доминан­та предпочитаемого текста соответствует доминанте (акцентуации) читателя, этот тип текста предпочита­ющего. Иными словами, предложенный тест выявляет искомые характеристики испытуемых, а построенная типология текстов связана с типологией лиц, их пред­почитающих.


Глава 4

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕКСТА: ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

Возможности применения разработанной методо­логии чрезвычайно велики, поскольку тексты очень •широко используются во всех сферах человеческой жизни. Психологический анализ текста, оценка его воз­действия требуются и в психотерапевтической рабо­те, и в судебной экспертизе, и при составлении тек­стов публичного выступления, и в повседневном об­щении.

Мы рассмотрим несколько областей, в которых та­кой анализ успешно применялся.

• Библиотерапия

Целительное воздействие слова имеет очень дав­нюю традицию. С развитием художественной литера­туры и пониманием ее роли в жизни человека появи­лись, как мы помним, исследования, позволяющие су­дить об особенностях различных читателей и читаю­щей публики в целом. Так, Н.А. Рубакин составлял ре­комендательные списки литературы для лиц, страдаю­щих от различных психических недугов.

В последние годы возросло число исследований, связанных с диагностикой и лечением словом (Бурла-кова, Олешкевич, 1999; Доценко, 1999; Шевченко, 1999; Карлов, 2004; Смулевич, 2005 и др.), которые, впрочем, известны давно. «Врачевание словом» используется для лечения соматических больных, отмечается большая терапевтическая роль сказки, особенно когда речь идет о детях; появляются работы, посвященные терапевти­ческому воздействию литературы в целом, а также соб-



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


ственному словесному творчеству пациентов (Соколов, 2004; Фанталова, 2001; Дорожевец, 1998; Зинкевич, Ми­хайлова, 1998; Яничев, 1999, и мн. др.). В нашей стране широко известен метод психотерапии творческим са­мовыражением М.Е. Бурно (Бурно, 1989).

Наш подход позволяет сделать эти методы более эффективными за счет индивидуально подобранных лексико-синтаксических средств.

Способность художественного текста передавать чувства и мысли человека, оказывавшегося в трудной ситуации, используются в библиотерапии. Этот метод призван помочь пациенту понять и изучить «типоло­гию характеров в литературе, искусстве, чтобы найти себя как читателя, зрителя в человеческой культуре, утвердиться и таким образом в собственной духовной индивидуальности» (Бурно, 1989, с. 133). Составлены спис­ки произведений, которые рекомендуются при опреде­ленных пограничных состояниях, для коррекции от­ношений между родителями и детьми, для уменьше­ния подростковых фобий или неврозов, вызванных раз­водом родителей, для повышения самооценки, вывода из депрессии, после изнасилования, для освобождения от наркотической и в целом химической зависимости (Pardeck J.T.,Pardeck J.A.,1993; Phillips, 1996).

Наша типология позволит подобрать литературу с более полным учетом индивидуальных особенностей пациента.



Просмотров 791

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!