Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Ствуется какое-то свинство и обоим каналам так и хочет-



", ся сказать: "Поцелуйтесь со своею свиньею!" (сарказм).

(«Демократический союз»)

Вам в казармы! Это налево.

Послушайте! И не говорите, что Вас не было дома!

Вы дома (метаф.), Вы в России, и этот дом рухнет

Вам на голову, если на крыше будут сидеть коммунисты!

Не ведите себя подобно ребенку (сравн.),

тянущему в рот без разбора любую гадость.

Не голосуйте за левых всех мастей (неодобр.).

(«Союз правых сил»)

С точки зрения синтаксиса данные тексты харак­теризуются большим количеством абзацев, вставных конструкций, вводных слов и словосочетаний, проти­вопоставлений, наличием большого количества знаков препинания: тире, двоеточие, восклицательный и воп­росительный знаки. Нередко встречаются в них нарра­тивные вопросы. Предложения, как правило, распрост­раненные, сложносочиненные или сложноподчинен­ные с одним или часто с несколькими придаточными предложениями.

В эпатажных текстах нередко встречается лекси­ка, связанная с едой: объедаться русскими кушаньями, здоровая русская кухня, холуйская пайка, с остатками пищи в углах небритого рта, звон бокалов, бесконечные фуршеты, за чечевичную похлебку, свиная похлебка из корыта, «студент, который только пьет пиво», гости-



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


нец, даровой стол (и хороший стол!), а также послови­цы, поговорки, эпиграммы, в которых упоминается еда: «хрен редьки не слаще», «Отпусти меня к деточкам, Ванечка! Я за то подарю тебе пряничка» и т.п. Как правило, употребление такой лексики имеет негатив­ный оттенок. Едят, «объедаются», — плохие, голода­ют — хорошие.

И насчет жены не верю. Какой у бедняжки бизнес? Я своими ушами слышала, что у Лужковых есть корова и они внукам Ельцина молоко продают. И пасека еще есть! Я вот мед у мэра хотела купить. Может, он лавочку в мэ­рии откроет? Мне и творог нужен, и сметана. Разве ж это бизнес?

Однако семантическая категория «голод» представ­лена не ярко (голодные и чванливые, голодать, на хлеб зарабатывать и др.).

Часто в данных текстах можно обнаружить проти­вопоставление добра и зла (как в сказках), истины (прав­ды) и лжи.

Бог не в силе, а в правде, не в деньгах, а в совести.

Не голосуйте за левых всех мастей... Не отдавайте Ваше право налево! Голосуйте за Союз правых сил!

Робкое, приличное Добро в кисейном платьице с во­ланчиками испытывает, подобно девочке-отличнице, не­победимое влечение ко Злу — расхристанному чумазо­му мальчишке, тайком затягивающемуся отцовской си­гаретой. Неравный и несчастливый брак.

В эпатажных текстах часто встречаются упомина­ние тех или иных животных, пословицы и поговорки, где упоминаются различные животные, а также срав­нения с животными: «Собаке— собачья смерть»; со зве­рями в темном общественном лесу; культивировать зве­ринцы; бассейн с золотыми рыбками; живая божья ко­ровка. Это также придает некоторую «сказочность» дан­ным текстам.


Глава 4. Психологическое воздействие текста...



В эпатажных текстах много отвлечений, примеров, которые иллюстрируют простые мысли:

Есть такая современная пародия на знаменитую сказ­ку о Золушке. В этой сказке умная мачеха, которая хоте­ла повредить своей падчерице, не стала держать ее в чер­ном теле, не стала перед нею раскладывать мешок проса и мешок золы, которые она должна была отделить друг от друга. Она сделала все наоборот.

Она свою дочку, родную дочку, заставила работать, научила домашнему хозяйству, сделала ее спортивной, тренированной, подготовила, словом, к жизни, к жизнен­ным трудностям. А падчерицу она уложила в постель, накрыла шелковым одеялом, кормила ее восемь раз в день, не давала пылинке на нее упасть. В конце концов, когда пришел принц, он обнаружил спортивную, в джин­сах, в кедах родную дочку, молодую, стройную, краси­вую, которая все умела, у которой все в руках горело, и эту так называемую Золушку, раскормленную, как до­машняя индюшка, которая уже рукой пошевелить не мог­ла, которая лежала в постели, у которой глаза заплыли. Тщетно было бы спрашивать, на ком женился принц. По-моему, это и так ясно. Потому что ноги у Золушки рас­пухли, и никакая хрустальная туфелька уже на нее не на-* лезала. Спортом надо было заниматься.

То же самое происходит с Россией. Казалось, при­рода нас одарила щедро....

: (Валерия Новодворская

«Мой Карфаген обязан быть разрушен»)

В целом эпатажные тексты интересно читать, даже не вдумываясь в смысл, так как внешняя эстетика, ху­дожественность отвлекают читателя, и тем самым эпа­тажные тексты вносят в процесс потребления массо­вой информации некоторый игровой момент.

Анализ листовки

Здесь мы приведем пример анализа политическо­го текста с помощью программы ВААЛ и рекоменда­ции по его изменению.



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


Выявлены следующие характеристики текста.

— Акцентуация: Текст паранойяльный (16% лекси­
ки) и эпилептоидный (11%) одновременно. Текст
достаточно агрессивный (5.5%).

— Установки: Текст направлен на негатив, в нем от­
сутствует лексика, несущая позитивное начало.

— Каналы восприятия: Преобладает лексика чувствен­
ного канала информации (обработка и трансляция).
Воздействие также ведется на уровне рациональ­
ного канала. Именно с рациональностью связана и
агрессивность.

— Организация событий: Основное внимание уделя­
ется причинам событий и в меньшей степени воз­
можным следствиям. Причем причины видятся в
настоящем, а в будущем предполагаются некото­
рые последствия сегодняшних действий.

— Пространство: склонность к ориентации назад и к
движению от объекта.

— Эгоцентрические слова: низкая частота использо­
вания местоимений.

— Грамматика: Преобладают глаголы несовершенно­
го вида настоящего времени.

— Частотный анализ: часто упоминается слово «жен­
щина» (19 раз), высока частотность слов «дитя» (8),
«ребенок» (6), и, кроме того, слов «насилие» (8), «из­
насилование» (3), «аборт» (3), «жертва» (3). Немало
слов типа «страна» (9), «государство» (5), «Россия»
(4), «общество» (4).

Заключение:

1. Текст политизирован и направлен на решение соци­
альных проблем; решение предлагается очень конк­
ретно, энергично, но резко. Автор может быть оха­
рактеризован как желающий добиться успеха путем
быстрых и агрессивных действий.

2. Положение дел описывается и оценивается как явно
и объективно неудовлетворительное.

3. Позитивного решения проблемы не предлагается,
поскольку в решение проблем не вовлекаются воз­
можные избиратели. Предполагается, что сам кан-


Глава 4. Психологическое воздействие текста... 285

дидат попытается решить их путем борьбы. Буду­щее не видится успешным. Текст, не обладая пози­тивным началом, не вселяет уверенность, не дает повода для положительных эмоций, скорее запуги­вает.

4. Текст ориентирован на тех, кто недоволен существу­
ющим положением дел и хочет получить быстрый
результат.

5. Текст фактологический, публицистический и явля-
1 ется агитационно-пропагандистским материалом,

ориентированным как на адресную рассылку, так и на публикацию в печати. Общее содержание может быть сведено к мысли о том, что женщина подверга­ется насилию со стороны мужчин. Он явно ориенти­рован на женщин 25—45 лет, у которых не сложилась личная жизнь, подвергавшихся реальному насилию или опасающихся этого. Возможна также высокая оценка текста женщинами нетрадиционной ориен­тации.

Рекомендации:

1. Добавить в текст местоимение «мы» (как эквивалент
мы — «женщины», мы — «избирательницы», мы —
жители этой страны, мы — жители Москвы).

2. Добавить позитивной информации, чаще использо­
вать слова типа «хорошо», «лучше», «правильно», «вер­
но», «энергично», «оптимистично».

3. Чаще использовать лексику, отражающую зритель­
ный канал обработки информации (выражения типа
«точка зрения», «Я вижу эту проблему так...», «Если
взглянуть на это с другой стороны, то...», «Посмот­
рим на то, как...»).

4. Чаще использовать лексику, отражающую слуховой
канал обработки информации (выражения типа «То
и дело можно услышать, что...», «Мы никогда не слы­
шим о судебных процессах в отношении домашних
тиранов...»).

5. Добавить в текст то, что могло бы привлечь (а не
отпугнуть) мужчин.

6. Желательно добавить немного иронии и юмора.



Белянин В. Психологическое литературоведение


 



Просмотров 653

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!