![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Выступление кандидата в депутаты
Еще один пример применения программы покажет особенности речи политика. Затем будут даны рекомендации по усилению воздействия речи. Конечно же, написание речей — задача профессионалов; политики (а чаще их сотрудники) только отмечают определенные тезисы и ракурсы. Конечный текст — творчество одного, иногда группы специалистов. Поэтому, анализируя такую речь, мы должны отдавать себе отчет в том, что в ней отражается труд (и сознание, и акцентуации) многих. Тем не менее, если иметь в виду образ политика, создаваемый этой речью, мы можем оперировать понятием «личность». Согласно результатам применения программы ВААЛ, текст достаточно политизированный (18% лексики) и агрессивный (5% лексики). В нем много конкретной информации констатирующего и уточняющего плана. При оценке организации событий акцент делается на следствии (а не на причине или на нарушении). Это свидетельствует о большой целеустремленности, серьезности намерений, ответственности и одновременно требовательности к окружающим со стороны кандидата. Значительно превышена норма употребления местоимения «я» (8% всех слов), и велики показатели семантической категории «свой». Наблюдается также повышенный показатель местоимения «мы» (3,5% всех слов), причем — судя по содержанию — речь идет прежде всего о деятельности фирмы, руководителем которой является кандидат. Это свидетельствует о большом эгоцентризме, желании подчеркнуть значимость своей личности или своей собственной деятельности. Пространственная ориентация лишь в незначительной степени связана с движением «вперед», хотя и одновременно не «назад». При незначительной выраженности ментального канала в речи есть некоторая преобладающая тенденция в ориентации на слуховой канал восприятия информации. Глава 4. Психологическое воздействие текста... Говоря о грамматических показателях совершенного и несовершенного вида, следует отметить, что категория «состояние» в два раза превышает количество слова категории «результат» (14% и 7% соответственно). При этом доля глаголов будущего времени слегка больше средней нормы для аналогичных современных политических текстов. При этом корреляционный анализ показывает связь категории «результат» исключительно с категорией «прошлое», а «будущее» связано с категорией «состояние» (то есть нерезультативно). Все это указывает на то, что кандидат, ориентируясь в значительной степени на прошлый результат, будущее представляет достаточно статично. Об этом свидетельствует и содержание текста — кандидат полагается в значительной степени на то, что ему даст государство (частью которого он хочет стать). При этом, судя по содержанию, кандидат считает своим сильным качеством достижения, которые имели место в прошлом. Тем самым в речи кандидата проявляется несоответствие его результатов образу будущего результата: кандидат знает, он достиг, хочет достичь большего, но при этом не очень точно знает, как он этого добьется. Коэффициент лексического разнообразия 0.48. Хотя такой небольшой текст не позволяет сделать однозначный вывод, речь оставляет впечатление лексического однообразия. Анализ фонетического рисунка текста показал, что звучание является скорее хорошим, красивым, простым, очень величественным, возвышенным. При этом текст звучит как холодный, большой, грубый, сильный. По звучанию он также достаточно угрюмый и зловещий. В целом наблюдается совпадение семантики (содержания речи) с ее формой. Логико-фактологический анализ содержания показывает, в частности, одно несоответствие (которое может быть истолковано как ложное, прикрывающее финансовые махинации). Говоря о налоговых проверках, кандидат сказал лишь о факте 33 проверок его орга- Белянин В. Психологическое литературоведение
низации, но не упомянул ни о каком результате этих проверок. Логика же свидетельствует о том, что если есть нарушения, то надо закрывать фирму. В сознании рядового жителя этого региона вызвать сочувствие к финансовой деятельности предпринимателя очень трудно. Заключение: 1. Речь агрессивная, тяжелая. 2. В тексте слишком много говорится о кандидате и о 3. Кандидат считает своей сильной стороной прошлые 4. Текст не несет позитивного начала, он не вселяет 5. Он ориентируется на тех людей, которые недоволь 6. Текст ориентирован только на предпринимателей Рекомендации: 1. Заменить местоимение «мы» (как эквивалент фирмы 2. Добавить позитивной информации, чаще использо 3. Добавить в текст то, что привлекает женщин. 4. Сочетать потребительское отношение (фразы типа 5. Сохранять уважительное отношение к оппонентам и i Глава 4. Психологическое воздействие текста... 289 иронии и юмора. ...Запустить что-нибудь остроумно-жизнерадостное как информационный повод газетам упомянуть имя кандидата. 6. Чаще использовать лексику, отражающую зрительный канал обработки информации (выражения «точка зрения», «Явижу эту проблему так...», «Если взгля-. путь на это с другой стороны, то...», «Посмотрим на то, как...»). J7. В отношении культуры речи следует порекомендовать в начале ответа на вопрос реже использовать < конструкцию «Вы знаете...», которая может указы- •-' вать на неуверенность и оправдательную позицию. Возможные замены: «Дело в том, что...», «Вы совер- !i шенно правы», «Конечно...» Таким образом, анализ текстов по эмоционально-смысловой доминанте позволил учесть эмоциональные потребности и перцептивные возможности целевых групп и скорректировать лексику и семантику рада рекламных текстов, повысив их привлекательность для более широких аудиторий. Объявления о знакомствах Как известно, одиночество рождает немало проблем. Пытаясь защитить свою индивидуальность от унификации и стандартизации и одновременно найти «родственную душу», некоторые дают объявление о знакомстве в газету или Интернет. Такие объявления впервые появились в конце XIX века в Англии. Но сегодня объявления о знакомстве развились в достаточно стандартный жанр опосредованного общения. Рассмотрим тактики самопрезентации при поиске партнера противоположного пола. Например, среди американских объявлений типа lonely heart advertisement, которые дают женщины в газеты, преобладают запросы о материальном благополучии и сообщения о внешней привлекательности. Мужские объявления соответствуют их запросу, самоописа- 19 Литературоведение Белянин В. Психологическое литературоведение
ние дается через материальное благополучие и поиск привлекательности. Тексты публикующихся в России (например, в газетах «Из рук в руки» и «Все для Вас») объявлений в настоящее время достаточно разнообразны. Они обладают следующей структурой. Как правило, автор упоминает о своей социальной позиции, указывает на свои физические параметры, пишет о своих морально-этических характеристиках. Авторы выдвигают определенные требования к личности партнера. Для большинства важны: социальная позиция; физические и морально-этические характеристики. Анализ свыше 300 объявлений показал, что многие из них дают возможность определить тип личности автора по следующим параметрам: — преобладающей модальности (зрительная модаль — по стилевым характеристикам: лаконичные (праг — Встречаются тексты эпатажные и даже агрессив Коротко рассмотрим основные типы текстов. Есть лаконичные тексты: Симпатичный москвич, бывший военнослужащий, 68/171, создаст семью с одинокой симпатичной женщиной без жилищных проблем. Читательское внимание, как правило, привлекают тексты, вьщеляющиеся из общего ряда. Объявления часто таких особенностей не имеют, они «нормальные», «стандартные». Мне 47/172/87, свободная, приятная, верная, для дружеских встреч на моей территории познакомлюсь с мужчиной без в/пр. и проблем. Глава 4. Психологическое воздействие текста...
Встречаются тексты эмоциональные: Найди меня, ты — единственная, кто нужен мне. Я — 20/178/73. Напиши, я так сильно этого жду. Не спонсор. Наступили зимние холода, так хочется согреть душевным теплом, милую, интеллигентную, с ч/ю, желательно высокую девушку, москвич 33/73/182 в/о, подробности по телефону. Полной противоположностью им являются «сложные» тексты: Предлагаю обмениваться всеобщими вопросами и ответами, для взаимной критики своих представлений, с целью познания понятий. 142100 г. Подольск... Вот пример текста с отрицаниями: Я не урод, не дурак, не бродяга. У меня пока нет в Москве жены, детей, квартиры и работы, но есть серьезные намерения. Если вам нужен в мужья нормальный русский мужичина, то напишите мне. 34/175/77, разведен, юрист, не курю. Иван, 32/180/66, тихий, скромный, верный, с заметным чувством юмора, проблемами не интересуюсь, зла не держу, со скукой не знаком, живу в творческом одиночестве, по наитию. Ищу девушку не из общества, тем более не из высшего, в общем, не от мира сего! Эпатажный («красивый») текст: Милые дамы! Внимательно посмотрите направо. Это все Ваше и никуда от Вас не денется. Ну а теперь посмотри налево: высокий, крепкий, 24 г. Скорпион, без ... и с ... Давайте подойдем поближе и рассмотрим. Давайте?! Наличие разных по психологической реализации текстов с одним и тем же коммуникативным замыс- 19* Белянин В. Психологическое литературоведение
лом делает возможным реконструкцию личности автора по тексту. В соответствии с типом автора может быть создан психологический портрет реципиента, на которого рассчитан определенный тип текста (по принципу «Рыбак рыбака видит издалека»). На основании этого подхода были выработаны рекомендации для бюро знакомств, в частности, о том, что можно вычитать из объявлений и что вкладывать в них. Агентства могли оказывать помощь клиентам в написании объявления и подборе кандидатов.
![]() |