Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Восприятие речевого сообщения



Восприятию речевого сообщения посвящено мно­го исследований, это хорошо разработанная в науке тема. Здесь мы остановимся только на самых общих представлениях об этом процессе.

Восприятие речи представляет собой процесс из­влечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний, что требует знания лингвисти-



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


ческих закономерностей ее построения. Будучи целост­ным отражением предметов, ситуаций и событий, оно возникает при непосредственном воздействии физи­ческих раздражителей на рецепторные поверхности. Восприятие речи подчиняется общим психологиче­ским закономерностям: оно тесно связано с внимани­ем, мышлением и памятью, направляется мотивацией, имеет определенную эмоциональную окраску. Разли­чают адекватное восприятие и иллюзии; критерием адекватности считают включенность его в общение и практическую деятельность.

Неосознаваемость. В указанных работах установ­лен ряд специфических особенностей восприятия речи. Так, получаемые ощущения и результаты не различа­ются сознанием как два отдельных по времени момен­та. Иначе говоря, мы не осознаем разницы между объек­тивно данными ощущениями и результатом нашего восприятия. Эта способность не выделять языковую форму речи как самостоятельную не является, однако, врожденной, она развивается по мере нашего освоения мира и овладения грамматикой языка.

Уровневость. Эта особенность обеспечивает сту­пенчатость самого процесса и последовательность (уровневость) обработки речевого сигнала. К примеру, если объектом нашего восприятия являются изолиро­ванные звуки, то восприятие проходит на самом эле­ментарном уровне распознавания и узнавания. В ре­зультате многократных различений звуков в сознании человека формируется образ формы и смысла слова, на который человек опирается при восприятии новых элементов.

Осмысленность. На всех уровнях восприятия речи реципиент стремится приписать смысл языковым структурам, предвосхищая их потенциальные значения и затем отбирая в соответствии с продолжением и кон­текстом.

Восприятие букв и слов. Об этом имеет смысл го­ворить главным образом применительно к письмен­ной речи. Оно представляет собой проникновение в


Глава 3. Индивидуально-психологические особенности... 223

смысл, который лежит за знаковой формой речи. Фи­зиологически восприятие осуществляется скачкообраз­ными движениями глаз с одного фрагмента на другой, при этом смысл осознается во время остановки дви­жения глаз. Интересно, что даже если слова содержат ошибки, но напоминают слова, знакомые реципиенту, они воспринимаются как знакомые.

Восприятие предложений относится к важнейшим особенностям языковой компетенции человека. Сле­дует отметить, что для реципиента не всегда важно, в какой синтаксической форме предъявляется фраза. Главное для него — это смысл, стоящий за ней.

При понимании многозначных фраз задача слуша­теля (читателя) состоит в опознании того, какая из глубинных структур имеется в виду говорящим. В це­лом же многозначными предложения представляются лишь до определенного момента, многозначность сни­мается, как только реципиент решает, какое из воз­можных значений имеет смысл (Белянин, 2004).

Соотнесение речи с действительностью. Как и при любом другом акте восприятия, воспринимая речь, че­ловек соотносит сказанное с действительностью и со своими знаниями о ней и будет каждый раз модифи­цировать свое понимание, стремясь, насколько это воз­можно, к более адекватному варианту и выбирая наи­более вероятное толкование. Кроме того, воспринимая речь, реципиенты обычно оказываются в состоянии описать затекстовую ситуацию более подробно, чем это можно было бы сделать на основании чисто формаль­ного анализа воспринимаемых фраз. Это позволяет ут­верждать, что понимание речи есть процесс превраще­ния речи в лежащий за ней смысл.

Механизм эквивалентных замен состоит в том, что в самом процессе восприятия речи реципиент заменя­ет слова и словосочетания, фразы более простыми сиг­налами или наглядными образами. Это является свое­го рода необходимостью в силу того, что возникающий в сознании знак отражает первичный знак (стимул) не прямо, а косвенно, «превращение» и его понимание человеком происходит путем как бы перевода с «язы-



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


ка слов» на «язык образов» и «язык мысли». В созна­нии реципиента образу (значению) могут соответство­вать различные смыслы, облаченные в слова, отличные от тех, что даны в восприятии, хотя и сопряженные с ними по смыслу. Если, однако, стимульные слова не представлены в сознании, то реципиент будет заме­нять их схожими.

Механизм вероятностного прогнозирования. При восприятии речи реципиент проявляет активность: опирается на свой прошлый опыт (как речевой, так и неречевой), осуществляет вероятностное прогнозиро­вание поступающего сигнала, а также производит эк­вивалентные замены. В этом процессе задействован механизм апперцепции — зависимость восприятия от прошлого опыта. При восприятии речи реципиент не пассивно ждет того, что ему скажет автор, а сам выдви­гает гипотезу о том, что он может услышать или про­читать на следующей странице или строчке. Механизм вероятностного прогнозирования является частью об­щепсихологических механизмов процесса восприятия

Понятие апперцепции, предложенное Г. Лейбни­цем, трактуется как внутренняя спонтанная активность сознания и как результат жизненного опыта индивида. Г.Лейбниц трактовал ее в качестве отчетливого, осоз­нанного восприятия душой определенного содержа­ния. Позже В. Вундт усмотрел в ней универсальный объяснительный принцип, внутреннюю «духовную силу», обусловливающую ход психических процессов. В со­временной психологии более распространено второе понимание апперцепции, связанное с выдвижением гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие.

В этой связи еще раз процитируем А.А. Ухтомского. «Старинная мысль, что мы пассивно отпечатлеваем на себе реальность, какова она есть, совершенно не соответ­ствует действительности, — писал он. — Наши доминан­ты, наше поведение стоят между нашими мыслями и действительностью <...> Мы можем воспринимать лишь то и тех, к чему и к кому подготовлены наши доминанты, то есть наше поведение» (Ухтомский, 1973, с. 253).


Глава 3. Индивидуально-психологические особенности... 225

Исследователи этого явления различают устойчи­вую и временную апперцепцию. Первая проявляется как мировоззрения и убеждения, вторая отражает си­туативно возникающие психические состояния — эмо­ции, экспектации, установки.

Субъективность восприятия. Результат восприятия зависит и от объекта, и от воспринимающего субъекта. «С позиций психологии человеческого бытия, — пи­шет В.В. Знаков, — понимание нужно субъекту для того, чтобы понять мир и самого себя, определить, что он есть, какое место занимает в мире» (Знаков, 2002, с. 39).

В целом восприятие и понимание речи включает в себя рецепцию слышимых или видимых элементов язы­ка, установление их взаимосвязи и формирование лич­ностного представления об их значении. Результатом восприятия является понимание как расшифровка об­щего смысла, который стоит за непосредственно вос­принимаемым речевым потоком, придание восприни­маемой речи определенного смысла.

Как показывает И.А. Зимняя, восприятие текста, являясь процессом посинтагменного второсигнально-го отражения действительности, представляет собой процесс раскрытия опосредованных словами связей и отношений, которое результирует в их осмыслении и приводит к пониманию всего текста (Зимняя, 1976).

В ходе понимания реципиент устанавливает меж­ду словами смысловые связи, которые составляют в со­вокупности смысловое содержание высказывания. На­чальный, самый общий уровень понимания свидетель­ствует о понимании только основного предмета вы­сказывания — того, о чем идет речь. Второй уровень — уровень понимания смыслового содержания — опре­деляется пониманием всего хода изложения мысли автора, ее развития, аргументации. Этот уровень харак­теризуется пониманием не только того, о чем говори­лось, но и того, что было сказано. Высший уровень понимания определяется пониманием не только того, о чем и что было сказано, но самое главное — понима­нием того, зачем это говорилось и какие языковые средства использованы.

И Литературоведение



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


Такое проникновение в смысловое содержание по­зволяет слушателю понять мотивы, побуждающие го­ворящего говорить так, а не иначе, понять все, что под­разумевает говорящий, внутреннюю логику его выска­зывания. Этот уровень понимания включает и оценку языковых средств выражения мысли, использованных говорящим.



Просмотров 1010

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!