Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вает все радости и все горести человека — переживает самого человека



Эта повесть трактовалась как «неудавшееся свида­ние» (Левидов, 1977) и даже как пример «вырождения дворянского общества в заурядных либералов» (Н.Г. Чер­нышевский). При этом Чернышевский говорит даже больше, он считает, что герой — «дряннее отъявленно­го негодяя». Скорее всего такого рода социологичес­кий (точнее, педагогический) вердикт имеет под со­бой основания в мировоззрении литературного крити­ка. Психологический же анализ этого типа текстов по­зволяет считать такой вывод совершенно неверным.

Культурно-историческая школа литературоведения рассматривает произведение как «документ», «памят­ник» своей эпохи, что имеет обоснования в тексте. Нам ближе подход к литературе как к индивидуальному, личностному взгляду на мир, как к мировоззрению и мироощущению автора.

Если в научном тексте денотативную основу со­ставляет предмет или явление внешнего мира, кото­рые могут быть объективно описаны не только авто­ром данного текста, то в художественном тексте такая объективная (событийная) основа составляет лишь часть внешней формы — его тематику и сюжет. Ком­позиция художественного текста и его образная систе­ма могут не иметь внешней опоры в реальности.

Возвращаясь к повести «Ася», скажем, что в ней есть главная мысль «печального» текста: герой стар, он живет прошлым, все время возвращаясь к пережива­нию несостоявшегося счастья.

Такого рода мироощущение (в данном случае и ос­новная идея художественного текста) вполне соответ­ствует депрессивному видению мира: окружающее вос­принимается в мрачном свете, прошлое видится как цепь ошибок, в настоящем и будущем мрак и безысходность.

Еще одним показательным примером «печальных» текстов является миниатюра И.С. Тургенева из «Сти­хотворений в прозе» под названием «Повесить его!». В ней описывается, как честного и смирного денщика



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


Егора хотят повесить по подозрению в не совершен­ном им воровстве двух кур. Он реагирует так:

Тут он совсем помертвел — и только два раза с трудом воскликнул: «Батюшки! Батюшки!» А потом вполголоса: «Видит Бог, не я!» <.„> Я был в отчаянии. «Егор! Егор! — кричал я, — как же ты это ничего не сказал генералу!» — «Видит Бог — не я», — повторил, всхлипывая, бедняк.

В психодиагностических работах о лицах с диаг­нозом «депрессия» говорится следующее: «Видя при­чину всех бед в самих себе, в собственной неполноцен­ности и "греховности", они считают бессмысленным бороться, сопротивляться, не способны ни к какой дей­ственной инициативе. Они покорно склоняют голову под ударами судьбы, отличаются бессловесностью и долготерпением» (Мельников, Ямпольский, 1985, с. 226).

Во внутренней картине мира есть установка на поражение, безнадежность, бессмысленность борьбы. Страдание воспринимается как данность.

Психолингвистический анализ показывает, что деп-рессивность проявляется, в частности, в творчестве та­ких русских писателей, как А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Лер­монтов, И. Тургенев, И. Бунин. В. Руднев даже пишет о «русском депрессивном реализме». Многие их произве­дения можно назвать «печальными» на основании сход­ства вербализованной в них картины мира с мироощу­щением депрессивной личности.

Приведем еще один пример типичного печального текста.

Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье — все готовы: Никто не хочет грусть делить. Один я здесь, как царь воздушный, Страданья в сердце стеснены, И вижу, как, судьбе послушно, Года уходят, будто сны.


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой.
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землей?
Никто о том не покрутится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моем...
< (М.Ю. Лермонтов «Одиночество», 1830)

Это стихотворение, написанное юношей в 16 лет, наполнено грустью, сожалением об уходящих годах, видением гроба, желания смерти.

Пессимизм, безысходность, усталость от жизни про­низывают и многие произведения, объединенные Тур­геневым под названием «Стихотворения в прозе». Вот одно из них, под названием «Старик»:

Настали темные, тяжелые дни... Свои болезни, неду­ги людей милых, холод и мрак старости... Все, что ты лю­бил, чему отдавался безвозвратно, — никнет и разруша­ется. Под гору пошла дорога. Что же делать? Скорбеть? ' Горевать? Ни себе, ни другим ты этим не поможешь.

На засыхающем, покоробленном дереве лист мель­че и реже — но зелень его та же. Сожмись и ты, уйди в себя, в свои воспоминания, — и там, глубоко-глубоко, на самом дне сосредоточенной души, твоя прежняя, тебе одному доступная жизнь блеснет перед тобою своей па­хучей, все еще свежей зеленью и лаской и силой весны! Но будь осторожен... не гляди вперед, бедный старик!

Оно также отражает сознание депрессивной лично­сти. Рассмотрим психиатрические основания депрессии.

Депрессивная акцентуация

Выделяя среди заболеваний психопатического кру­га депрессию, П.Б. Ганнушкин называет людей, подвер­женных депрессии, «конституционально-депрессивны-



Белянин В. Психологическое литературоведение


ми» личностями. При этом он пишет о том, что в чис­том виде эта группа немногочисленна. Речь идет о ли­цах с постоянно пониженным настроением. Картина мира как будто покрыта для них траурным флером, жизнь кажется бессмысленной, во всем они отыскивают толь­ко мрачные стороны. Это прирожденные пессимисты.

Жизнь перед всеми ставит проблемы, но для деп­рессивной личности они кажутся столь сложными, что такой человек всегда готов к худшему исходу. Нередко жизненный путь таких людей преждевременно обры­вается самоубийством, к которому они словно готовы в любую минуту жизни. При этом они «никак не могут отделаться от уверенности в своей собственной винов­ности, окрашивающей для них чрезвычайно тяжелым чувством воспоминания о самых обычных поступках юности. Это заставляет их сторониться других людей, замыкаться в себе. Иной раз они настолько погружа­ются в свои самобичевания, что совсем перестают ин­тересоваться окружающей действительностью, делают­ся к ней равнодушными и безразличными. Вечно уг­рюмые, мрачные, недовольные и малоразговорчивые, они невольно отталкивают от себя даже сочувствующих им лиц» (Ганнушкин, 1984, с. 252—254).

Они «чрезвычайно чувствительны ко всяким не­приятностям, иной раз очень остро реагируют на них, а кроме того, какое-то неопределенное чувство тяжести на сердце, сопровождаемое тревожным ожиданием не­счастья, преследует постоянно многих из них» (там же). Неудивительно, что «всякое радостное событие сей­час же отравляется для них мыслью о непрочности радости, от будущего они не ждут ничего, кроме несча­стья и трудностей, прошлое же доставляет только уг­рызения совести по поводу действительных или мни­мых ошибок, сделанных ими» (там же).

Отмечается, что «за этой угрюмой оболочкой обычно теплится большая доброта, отзывчивость и способность понимать душевные движения других людей...» (там же).

Психиатры при этом описывают и такое свойство депрессивности, как ларвированность — за улыбкой может быть скрыта угнетенность. Депрессивная лич-


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



ность может и шутить, однако юмор их — это юмор висельников, черный юмор, юмор очень печальный. И афоризмы тоже мрачные (Например: «Жизнь— вред­ная штука: от нее умирают».) Такой пессимизм при­сутствует и в высказываниях, и в мыслях. Кроме того, их иногда посещают мысли о болезни или даже смер­ти (своей или близких людей).

Общение в целом их утомляет — они устают и от шума, и от разговоров. Им хочется побыть одним в ти­шине и спокойствии. Их трудно назвать разговорчивы­ми. Кроме того, в межличностном поведении депрес­сивная личность характеризуется пассивностью. Такие люди редко вступают в контакт первыми, в споре гото­вы уступить другому, лишь бы не портить с ним отно­шения.

Если говорить о внешности депрессивной личнос­ти, то следует отметить, что «во внешних их проявле­ниях, в движениях, в мимике большей частью видны следы какого-то заторможения, опущенные черты лица, бессильно повисшие руки, медленная походка, скупые, вялые жесты — от всего этого так и веет безнадежным унынием» (там же).

«Какая бы то ни была работа, деятельность по боль­шей части им неприятна, и они скоро от нее утомля­ются. Кроме того, в сделанном они замечают преиму­щественно ошибки, а в том, что предстоит — столько трудностей, что в предвидении их невольно опускают­ся руки. К тому же большинство из них обычно не способны к продолжительному волевому напряжению и легко впадают в отчаяние. Все это делает их крайне нерешительными и неспособными ни к какой действен­ной инициативе» (там же).

При этом, как показывают результаты психологи­ческих исследований, депрессивность положительно коррелирует со склонностью к употреблению алкого­ля. Не умея решать стоящие перед ним проблемы, та­кой человек подменяет действия беседами о своих про­блемах, как правило, с малознакомыми людьми. Алко-юль притупляет тревогу, снимает тягостное настрое­ние, создает видимость простого выхода из ситуации.

Литературоведение


146 Белянин В. Психологическое литературоведение

Таким образом, психологический портрет депрес­сивной личности содержит противоречивые черты. С одной стороны, мягкость, спокойствие, приветливость, чуткость и доброе отношение к людям, с другой — пессимизм, неуверенность в себе, склонность к чувству вины. Это и есть основа амбивалентной (конфликтной в данном случае только внутренне) установки личнос­ти с депрессивной акцентуацией.

Психолингвистические особенности «печальных» текстов

Семантические классы слов, несущие эмоциональ­ную образность, расположены не в соответствии с их упорядоченностью в системе языка и даже не в соот­ветствии с научной картиной мира. Их наличие, сопо-ложенность и противопоставленность обусловлены системой конструктов личности, мироощущением ак­центуированной личности того или иного типа.

В структуре эмоционально-смысловой доминан­ты «печальных» текстов ключевую роль играют сле­дующие семантические комплексы: возраст (юность/ радость), богатство/нищета, радость/печаль, жизнь/ смерть, сожаление, подчиненность, немота, тяжесть, вдох, запах.

Рассмотрим их подробнее.

Возраст

В «печальном» тексте герой, как правило, молод или вспоминает о своей молодости, когда он был си­лен, красив, жизнедеятелен. При этом прошлое идеали­зируется, что также связано с психологической доми­нантой — депрессивностью.

Так, герой повести «Ася» вспоминает свою моло­дость и несостоявшуюся любовь. Молоды погибшие герои повестей Б. Васильева «А зори здесь тихие...» и «Завтра была война». Юны герои А.С. Пушкина — Дуб­ровский, Татьяна, Ленский (убитый во цвете лет), Ольга, Моцарт (отравленный Сальери), Герман.


Глава 2. Отражение черт личности в текстах.



 


Смерть

«Печальные» тексты очень часто завершаются смер­тью главных героев. Умирает лермонтовский Мцыри («Мцыри»), погибает Бэла, играет со смертью Печорин («Герой нашего времени»). Умирают герои повести Б. Ва­сильева «А зори здесь тихие...». Его же повесть «Завтра была война» начинается с сообщения о смерти многих учеников класса выпуска лета 1941 года. Начинается со слов о находящемся при смерти дяде пушкинский «Ев­гений Онегин». О смерти и первая фраза повести Э. Си­гала «История любви»: « Что можно сказать о двадцати­пятилетней девушке, которая умерла? Что она была кра­сивой и умницей. И что она любила Моцарта и Баха. И меня». Кончает жизнь самоубийством юная героиня Н. Карамзина, брошенная богатым любовником («Бедная Лиза»). Целиком на мотиве неизбежности и сладости смер­ти построена пьеса Т. Уайлдера «Наш городок». Она так­же начинается с того, что автор сообщает о смерти всех обитателей городка, жизнь в котором он описывает. Глав­ная героиня — красивая девушка — умирает. На кладби­ще, в могиле, она узнает о возможности вернуться в мир живых. Другие мертвые отговаривают ее от этого шага, но она стремится туда, видит себя молодой, веселой и воз­вращается в могилу с еще большей тяжестью на сердце. Доминанта, содержанием которой является депрес­сия, характерна для многих произведений И.С. Турге­нева. Повесть «Первая любовь» кончается смертью Зи­наиды. Умирает молодым Базаров («Отцы и дети»), по­гибает на баррикадах Дмитрий Рудин («Рудин»), уми­рает Инсаров («Накануне»). Роман «Дворянское гнез­до» завершается размышлениями Лаврецкого:

...Он, одинокий, бездомный странник, под долетав­шие до него веселые крики уже заменившего его молодо­го поколения, — оглянулся на свою жизнь. Грустно стало ему на сердце... «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы... жизнь у вас впереди. А мне <...> остается отдать вам последний поклон и <...> сказать, ввиду конца, вви­ду ожидающего Бога: "Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!"»

ю*


148 Белянин В. Психологическое литературоведение

На первой странице романа Т. Уайлдера «Мартов­ские иды» есть такой абзац:

К 45 году (до Р.Х. — Б.б.) многие из моих персона­жей давно уже были мертвы: Клодия убили наемные бан­диты на проселочной дороге; Катулл <...> умер в возра­сте 30 лет; Катон-младший погиб за несколько месяцев до описываемых событий в Африке <...>; тетка Цезаря, вдова великого Мария, скончалась еще до 63 года. Бо­лее того, вторую жену Цезаря, Помпею, давно сменила третья жена Кальпурния.

Роман, как известно, заканчивается описанием убий­ства Цезаря, то есть подтверждает простую мысль: мы все смертны, но подтверждает ее в нарративной форме, сопровождая подробностями смерти, которая, по мне­нию автора, неизбежна. Вот другой фрагмент из этого же романа:

Ты говоришь о прошлом.

Я не позволяю своим мыслям надолго в него погру­жаться. Все, все в нем кажется прекрасным и — увы! — неповторимым. Те, что ушли, — как я могу о них думать? Вспомнишь один только шепот, только глаза — и перо падает из рук и беседа, которую я веду, обрывается не­мотой. Рим и все его дела кажутся чиновной суетой, пус­той и нудной, которая будет заполнять мои дни, пока смерть не даст мне избавления.

Опять смерть выглядит спасением от тяжестей жизни.

Помимо этого, в «печальных» текстах встречается сопряженность семантических компонентов 'юность', 'старость' или 'радость' и 'смерть'. Они находятся тут в одном конкордансе:

Представь себе <...> меня — немного помоложе; влюбленного ... с красоткой ... Я весел... Вдруг: виденье гробовое...

(А. Пушкин «Моцарт и Сальери»)


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



 


Ты молода... Но когда пора пройдет, когда твои гла­за впадут и веки, сморщась, почернеют, и седина в косе твоей мелькнет... Тогда — что скажешь ты?

(А. Пушкин «Каменный гость»)

В «печальном» тексте и обнищание, и трудности, и смерть неизбежны. Все фатально предрешено.

Эпиграфом ко многим «печальным» текстам может быть фраза: «Все будет так, как должно быть, даже если это будет иначе», высказанная персонажем фантасти­ческого рассказа Р. Силверберга «Тихий вкрадчивый го­лос». В нем рассказывается о человеке, который купил машинку, подсказывающую ему из будущего, какие ак­ции покупать. Кончается этот рассказ тем, что наруше­ние временных событий замечено и равновесие восста­новлено — человек лишается всех богатств и покупает билет на самолет (тема возможного, но несостоявшего­ся полета из «веселых» текстов), который разбивается.

Герой «печальных» текстов практически не сопро­тивляется обрушивающимся на него бедам. Неспособ­ность к активному действию характерна, в частности, для тургеневского Герасима из рассказа «Муму», стара­тельного, добросовестного, обязательного человека.

Многие другие миниатюры Тургенева также про­низывает мысль о бесцельности существования и не­избежности самоубийства («Враг и друг», «Насекомое», «Порог», «Мои деревья», «Конец света», «Старик», «Ку­ропатки», «Старуха», «Песочные часы», «Я встал ночью»).

Категория бессмысленности характерна для про­изведений Л. Андреева. Министр из «Рассказа о семи повешенных», узнавший о готовившемся покушении, понимает, что могло быть «совершенно бессмысленно пить кофе, надевать шубу, когда через несколько мгновений все это, и шуба, и тело, и кофе, < ...> будет уничтожено взрывом, взято смертью».

Без всяких объяснений отказывается от борьбы гордый и властный Вернер:

Барин, а что, если бы конвойных того ... а? Попробо­вать?


150 Белянин В. Психологическое литературоведение

— Не надо, — так же шепотом отвечал Вернер. — Выпей до конца.

В целом для текстов Л. Андреева характерны моти­вы усталости и пессимизма:

И тогда наступило для него самое ужасное: беспо­щадно светлое сознание, что пришел новый день и скоро ему нужно вставать, чтобы бороться за жизнь, без на­дежды на победу («В подвале»).

Одиночество

Герой «печальных» текстов в молодости соверша­ет ошибки и, оценивая свою жизнь как череду ошибок, неудач и трудностей, постоянно ощущает одиночество. «Там рано жизнь тяжка бывает для людей», — пишет лермонтовский турок в «Жалобах турка». Исполнены тоской песни соседа по тюрьме («Сосед»); «одна и гру­стна» пальма («На севере диком...»); одиноко стоит в пустыне утес («Тучка»). И лишь тучка золотая, которую большинство испытуемых фоносемантического экспе­римента оценивают как желтую (Парачев, 1981), при­вносит в его жизнь какое-то счастье. Однако



Просмотров 683

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!