Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



В эту же минуту она взглянула на ноги и увидела, как стремительно они уносятся вниз. Еще мгновение — и они скроются из виду



<...> В эту минуту она ударилась головой о пото­лок: ведь она вытянулась футов до девяти, не мень­ше <...>.


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



 


Алису беспокоят эти изменения роста, и она об-иуждает их с другими персонажами:

' Наступило молчание.

— Ах мне все равно, — быстро сказала Алиса, —
. Только, знаете, так неприятно все время меняться...

; — Не знаю, — отрезала Гусеница. <...>

— А теперь ты довольна? — спросила Гусеница.

— Если вы не возражаете, сударыня, — отвечала Али­
са, — мне бы хотелось хоть капельку подрасти. Три дюй­
ма — это такой ужасный рост!

В других местах текста также встречаются нело­гичные, кажущиеся даже неуместными, не связанные с содержанием всего текста разговоры о росте.

Наличие этого семантического комплекса 'боль­шой'—'маленький' обусловлено так называемой психо-ссисорной аурой, которая «сопровождается ощущением увеличения или уменьшения размеров собственного тела или его частей» (Портнов, Федотов, 1971, с. 183), с ощуще­ниями, возникающими при микропсиях, макропсиях, метаморфопсиях, и другими изменениями «схемы тела», происходящими в акцентуированном сознании при эпи-мепсии (Справочник, 1985). В этих случаях человеку «вдруг начинает казаться, что все кругом изменилось, предме-i ы удаляются, становятся меньше или же, наоборот, при­ближаются, валятся <на него. — В.Б.У, <...> части тела <"...> увеличиваются, уменьшаются, исчезают» (Гуревич, еврейский, 1946). Характерно, что для описания таких со­стояний существует и соответствующий термин — «Али­сы в стране чудес синдром», который наблюдается, в частности, при эпилепсии.

Возвращаясь к противопоставлению 'большой'— 'маленький', отметим, что главный герой, как правило, бывает маленького роста, а враг — большой, высокий. В частности, большинство противников Шерлока Хол­мса (из «Приключений Шерлока Холмса» Конан Дои­ла) — высокие люди.

Перечислим некоторых из них. Это Тэнер из рас­сказа «Тайна Боскомской долины», Аб Слени, пишущий



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


записки не словами, а крошечными пляшущими человеч­ками (рассказ «Пляшущие человечки»); Пэтрик Кэрнс — убийца из рассказа «Черный Питер»; дворецкий Брай­тон из рассказа «Обряд дома Масгрейвов», который хо­тел похитить ценности, — рослый мужчина; Гилкрист, который пытался переписать экзаменационный текст до экзамена, — высокий и стройный (рассказ «Три студен­та»); Джефро Рукасл, угрожавший Вайолетт Хантер, — это толстый-претолстый человек («Медные буки») и к тому же обладатель огромного, величиной с теленка, дога. Гримсби Ройлотт из рассказа «Пестрая лента» — владе­лец болотной гадюки — субъект колоссального роста; капитан Кроукер в рассказе «Убийство в Эбби-Грейндж», совершивший убийство, выше Шерлока Холмса на три фута, то есть на 90 сантиметров, несмотря на то что Шерлок Холмс сам высокий (об этом говорится в рас­сказе «Пустой дом») и у него длинные ноги (об этом упоминается в рассказе «Медные буки»).

Отметив, что у главного героя во многих случаях оказывается маленький рост, а у того, кто ему угрожа­ет, — большой, следует привести и обратные примеры.

В частности, некоторые противники Шерлока Хол­мса — маленького роста. И они тоже несут угрозу сы­щику. К примеру, маленькие и гибкие преступники пы­таются ограбить банк («Союз рыжих»). Маленький крас­нолицый человечек украл драгоценный камень («Голу­бой карбункул»); гибкая темная фигурка, быстрая и по­движная как обезьяна принадлежит похитителю жем­чужины Борджиев (рассказ «Шесть Наполеонов»).

Можно увидеть некоторую закономерность в том, что герои большого роста угрожают персонажам рас­сказов о Шерлоке Холмсе, а герои маленького роста — самому Шерлоку Холмсу. Но для более точного вывода необходимы дальнейшие исследования. Здесь же важ­но другое — рост героев постоянно автором «темного» текста подчеркивается.

Интересно, что «по размеру» делятся на положи­тельных и отрицательных персонажи одного из самых сложных романов в мире — «Преступление и наказа­ние» Ф.М. Достоевского. «Плохие всегда толстые, хоро-


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



 


шие — тонкие. Если, скажем, в описании дурака Лебе-зятникова мы отмечаем "худосочность", то неизбежным становится и благородный поступок <...> именно он спасает Соню от навета Лужина. Напротив, Лужин, по­являющийся в романе без указания на комплекцию, перед своим окончательным посрамлением сопровож­дается замечанием автора о "немного ожиревшем за пос­леднее время облике"» (Вайль, Генис, 1991, с. 162).

Такое постоянное переключение с большого на ма­ленького и с маленького на большого характерно для «темных» текстов. Например, в сказке братьев Гримм «Мальчик-с-пальчик» самый маленький герой выру­чает своих братьев и побеждает злого и большого ве­ликана. Тем самым маленький герой — положитель­ный, и он несет угрозу большому великану. В сказке «Волк и семеро козлят» спасителем оказывается так­же самый маленький по росту козленок, который спря­тался в часах и благодаря этому спасся. Во многих других сказках братьев Гримм также побеждают ге­рои маленького роста («Храбрый портняжка», «Вели­кан и портной» и др.).

Очень интересно развивается отношение 'малень­кий'—'большой' в тексте книги К. Кизи «Над кукуш­киным гнездом». Повествование ведется от лица ин­дейца, которому все говорят о его слишком высоком росте. По ночам он слышит голос своего отца, утвер­ждающего, что он еще маленький. Герою произведе­ния Макмерфи постоянно кажется, что главный врач психиатрический лечебницы слишком умная и ис­пользует свой ум во вред. Он подстрекает индейца к бунту против властей больницы. Индеец убеждает себя, что он уже большой, и начинает бороться со сво­ими врагами. Таким образом, наличие оппозиции 'ма­ленький'—'большой' служит исходным моментом для развертывания конфликта произведения, являюще­гося по своей эмоционально-смысловой доминанте «темным».

В России достаточно популярен такой жанр го­родского фольклора, как «черный юмор», где особое место занимают стишки про «маленького мальчика».



Просмотров 664

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!