Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОТРАЖЕНИЕТИПОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ



Анализ литературы, описывающей психологичес-i иг 111ПЫ авторов, их доминанты, а также знакомство с Шжчолингвистическими работами, исследующими ху-' < огненные тексты, позволили сформулировать ги-• iy, согласно которой типологическим чертам лич-< ч! автора соответствует определенный тип текста. ' >ю очередь, каждому типу текста соответствует соб-

'Шый набор объектов описания (тем) и специфи-114, кие сюжетные построения. Более того, в рамках каж-йИП) 1ипа текста можно выделить семантически до-ItulMio ограниченный список вербальных индикато­ром, которые характеризуют выбранные тем или иным ?И1Шм авторов объекты материального, социального, MfHiильного И эмоционального мира человека. Этим Индикаторам будут соответствовать наборы лексичес-jjicmchtob, которые встречаются наиболее часто в одного типа. Если они встречаются в текстах мцуюю типа, то там они входят в другие семантичес-|Ш1пространства, имеют иные смыслы (назовем такие •лини психологическими синонимами).

И последующих разделах будет представлена пси-MWcii ическая типология текстов, основанная на их эмо-МЖЖпльно-смысловой доминанте. Описание текстов дано в их соотнесенности с типологическими личности их авторов.

Список текстов создавался на основе реального ptuenoro (текстового) материала, ни один тип текста HiПыл результатом умозрительного конструирования. ГНинроение типологии (Белянин, 1990; 1997; 2000; 2003) ШЛО следующим образом. Были выделены те типоло-


**



Белянин В Психологическое литературоведение


 


гические черты личности, которые могут иметь прояв­ление в речевой продукции. За основу была взята ти­пология, предложенная П.Б. Ганнушкиным. В работе «Клиника психопатий: их статика, динамика и систе­матика» (1933) он предложил следующую классифика­цию психопатических личностей: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные и конституционально-глупые, а также дополнительные подгруппы: депрес­сивные, возбудимые, эмоционально-лабильные, невра- • стеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патоло­гические лгуны. Данная классификация оказалась су­щественно шире рамок психопатий: с одной стороны, в типологию Ганнушкина были включены невротичес­кие варианты пограничных расстройств, с другой — помимо психопатических личностей, в нее вошли типы характеров, близкие к норме (например, мечтатели, кон­ституционально-глупые). Не вдаваясь в обсуждение раз­личий между акцентуацией характера и психопатией, отметим, что в ряду темперамент — акцентуация — психопатия последнее является патологическим состо­янием, а акцентуация — промежуточным между нор­мой (то есть темпераментом) и патологией (то есть соответствующей психопатией) вариантом.

• Собраны и проанализированы произведения авто­
ров, относительно личностной акцентуации кото­
рых есть согласие среди исследователей.

• Тщательный анализ их произведений позволил вы­
делить ряд устойчивых признаков текстов, практи­
чески неизменно присутствующих в творчестве лиц
одного и того же психологического типа.

• Параллельно во всем массиве художественных тек­
стов шел отбор произведений, содержательная ос­
нова которых могла соответствовать образам мира,
характерным для выбранных типов личности. Кро­
ме того, учитывалось реальное языковое наполне­
ние текста. I

• Затем описывались лексико-семантические поля, I
коррелирующие с семантикой патологического со- 1
знания, составлялись списки слов, которые их на- •
подняли. •


 


Iлава 2 Отражение черт личности в текстах



U t И шключение проводилась корреляция характери-• ( ikk ickctob с вьщеленными типологическими чер- I Wt,
ЛИЧНОСТИ.

( делаем ряд оговорок в отношении проведенного kin анализа.

I Мы предполагаем, что использованная нами пси-рическая терминология может быть несколько той или термины могут пересекаться. Наша ра-ишфается на исследования, проводившиеся в раз-нрсмена и в разных странах. Одни и те же призна­ки х приписываются различным акцентуациям и iioicH в равной мере показательными. Среди са-1сихиатров здесь нет единства, поэтому мы будем •о/нить все известные нам психиатрические найме-иц« ния описываемых явлений психического порядка, претендуя на упорядочение терминов и явлений в nil смежной с психологией области знания.

1 При анализе речь идет не столько о конкретных (ичпос i>ix, сколько о типах личности. Иными словами, (НШ'денные соображения не предполагают вынесе-ни непосредственного суждения об авторах текстов, Ж используются только для анализа общих возмож-

идентификации

3 Предложенная типология типов текстов не пре-НДУ1Ч на всеохватность и унифицированность. Это шюшюно принципиальной открытостью человечес-психики, ее возможностью и готовностью к изме--МНнм. Кроме того, предстоит большая работа по даль--Ишей детализации и углублению типологии. Многие ии ы еще не описаны, а ряд произведений не подпа-i*t под обнаруженные закономерности. И наконец, *t одна типология не может описать все многообра-|и челонеческих типов.

4, И О1личие от «чистых» типов текстов многие про-

ИШДения, особенно признанные классическими и/или

цинул ирными, несут в себе несколько доминант. В этом

ivmhc обнаруживаются определенные закономернос-

i епчпания доминант из «чистых» типов текстов. Та-

if и'ксчы обозначены как «смешанные» и выделены



Белянин В. Психологическое литературоведение


в особую группу. О них речь пойдет в главе, посвящен- ] ной прикладным аспектам исследования.

5. Для построения типологии мы использовали сле-j дующие акцентуации: паранойяльную, эпилептоидную,; маниакальную, депрессивную, истероидную и шизоидную.

Каждой из этих акцентуаций в массиве художе­ственных текстов соответствует определенный тип тек­ста. В сводной таблице даны соответствия типов тек­стов и психиатрической основы их эмоционально-смыс­ловой доминанты.

 

Тип текста Акцентуация
«светлый» паранойяльность
«темный» эпилептоидность
«веселый» гипоманиакальность
«печальный» депрессивность
«красивый» истероидность
«сложный» шизоидность

6.Описывая тексты, мы будем выделять их тематику,, синтаксис и стиль. Основной типологической характе­ристикой будем считать единство лексико-семантичес-кого наполнения, опираясь на мысль В.Ф. Петренко том, что «наличие совместной встречаемости, превыша­ющей случайную, между парой единиц в тексте свиде­тельствует о содержательной связи между ними» (Пет­ренко, 1997).

Описание типологии текстов мы будем строить следующим образом:

— сначала будет приведен наиболее типичный текст
данного типа и коротко описана его специфика;

— затем — психиатрическое описание той психопа­
тии, на которой базируется эмоционально-смыс­
ловая доминанта текста;

— после этого будет дан разбор характеристик текста,
который затрагивает когнитивные, лингвокогнитив-


Глава 2. Отражение черт личности в текстах

мыс и психостилистические стороны наиболее по-хп штельных фрагментов.

Порядок следования типов текстов отражает ус-шиную семиотику оппозитивного толка и служит лишь 1*имм легкости чтения.

ПРОЯВЛЕНИЯ ПАРАНОЙЯЛЬНОЙ

АКЦЕНТУАЦИИ В «СВЕТЛЫХ» ТЕКСТАХ

Типичный «светлый» текст

II качестве примера «светлого» текста приведем штнорение поэта-футуриста Василия Каменского тесснье» (1918). Подчеркнем в тексте слова, кото-особенно характерны для «светлых» текстов.

Развесенились весны ясные

На весенних весенях —

Взголубились крылья майные

Заискрились мысли тайные

Загорелись незагасные

На росистых зеленях

Зазвенело сердце зовами

Поцелуями бирюзовыми —

Пролегла дорога дальняя

Лучистая

Пречистая.

Стая хрустальных ангелов

Пронеслась в вышине.

Уронила

Весточку — веточку

Мне

В ic кете со всей очевидностью выделяются следу-•*1Ие семантические компоненты: 'я' (мне); 'сердце'; ' (ясные, заискрились, незагасные, зазвенело, лучи-пречистая, хрустальных); 'пространство' (дорога


. ёШиавИь



Белянин В. Психологическое литературоведение


дальняя, в вышине)', 'природа' (весны, роса, веточка); 'идея'! (мысли тайные) (мысли тайные, ангелы, весточка). Ос­новное содержание текста можно свести к тому, что j «лирическому герою» (автору) ангел приносит весть.

Паранойяльная акцентуация

Паранойяльная акцентуация характера личности — это повышенная подозрительность и болезненная обид­чивость, стойкость отрицательных аффектов, стремле­ние к доминированию, непринятие мнения другого и, как следствие, высокая конфликтность (Психология. Словарь, 1990).

Эти особенности выявляет в тесте MMPI шкала паранойяльности (Ра), в тесте Р.Б. Кеттелла — шкала подозрительности (L). Лиц с этими чертами называют не только параноическими или паранойяльными пси­хопатами (Леонгард, 1981), но и застревающими лично­стями (Ганнушкин, 1984) в силу стойкости доминирую­щего в их поведении аффекта.

Говоря о паранойяльной личности, П.Б. Ганнушкин отмечает, что «самым характерным свойством паранои­ков является их склонность к образованию так называе­мых сверхценных идей, во власти которых они потом и оказываются; эти идеи заполняют психику параноика и оказывают доминирующее влияние на все его поведение. Самой важной такой сверхценной идеей параноика обыч­но является мысль об особом значении его собственной личности. Соответственно этому основными чертами пси­хики людей с параноическим характером являются очень большой эгоизм, постоянное самодовольство и чрезмер­ное самомнение. Это люди крайне узкие и односторон­ние: вся окружающая действительность имеет для них значение и интерес лишь постольку, поскольку она каса­ется их личности; все, что не имеет близкого, интимного отношения к его "я", кажется параноику не заслуживаю­щим внимания, малоинтересным.

Параноика не занимает ни наука, ни искусство, ни политика, если он сам не принимает ближайшего уча-


i

ч


Iлава 2. Отражение черт личности в текстах


57


 


i и разработке соответствующих вопросов, если он

не является деятелем в этих областях; и наоборот,

Оы ни был узок и малозначащ сам по себе тот или

И поп рос, раз им занят параноик, этого уже должно

• i. достаточно, чтобы этот вопрос получил важность
инее значение» (Ганнушкин, 1984, с. 266).

Иссх людей, с которыми ему приходится входить в рикосновение, он оценивает исключительно по тому пиемию, которое они обнаруживают к его деятель-1И, к его словам; он не прощает ни равнодушия, ни и'лнсия. Кто не согласен с параноиком, кто думает iiik, как он, тот в лучшем случае — просто глупый •пек, а в худшем — его личный враг. Ч ч я поведения паранойяльной личности характер-шдерство и эгоизм. Лидерство — это умение орга­ны 1Ь деятельность и направить других людей на

i цсс i вление какой-либо общественно значимой цели.

1 i ||нпйяльные личности в наибольшей степени под-

• и для фигуры лидера. Они стеничны (способны
hi одолевать препятствия), умеют увлечь людей своим
примером и в отличие от истероидных личностей —
tir'^направленны. Сопутствующий лидерству эгоизм
нцомиляется в желании организовать всю деятельность
•iihpvt себя. Недаром другое название для паранойи —
Минин величия. Считать себя самым главным челове-
М»м, приписывая себе все заслуги, — вот характерная
typput паранойяльной личности.

«Ч 1ч> касается эмоциональной жизни параноиков, — fiiuiui II.Б. Ганнушкин, — то уже из всего предыдущего Иишжеиия со всей ясностью вытекает, что это люди й4Н<к:торонних, но сильных аффектов: не только мыш-ч1нис, но все их поступки, вся их деятельность опреде­лим си каким-то огромным аффективным напряжени­ем, нсегда существующим вокруг переживания параной­ей, исжруг его "комплексов", его "сверхценных идей"; нишине добавлять, что в центре всех этих пережива­нии иссгда находится собственная личность параноика. i )||мосп>ронность параноиков делает их малопонятны­ми и ставит их по отношению к окружающей среде мерйоннчально в состояние отчуждения, а затем и враж-


T"J



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


дебности. Крайний эгоизм и самомнение не оставляют места в их личности для чувства симпатии, для хорошего отношения к людям, активность побуждает их к бесцере­монному отношению к окружающим людям, которыми они пользуются как средством для достижения своих целей; сопротивление, несогласие, борьба, на которые они иногда наталкиваются, вызывают у них и без этого при­сущее им по самой их натуре чувство недоверия, обидчи­вости, подозрительности» (Ганнушкин, 1984, с. 267).

В психодиагностическом опроснике Р.Б. Кеттелла этот фактор так и назван — подозрительность. Это, по­жалуй, самая важная черта личности параноика, если говорить о межличностных взаимоотношениях.

Параноики «неуживчивы, агрессивны: обороняясь, они всегда переходят в нападение, и, отражая воображаемые ими обиды, сами, в свою очередь, наносят окружающим гораздо более крупные; таким образом, параноики всегда выходят обидчиками, сами выдавая себя за обиженных. Всякий, кто входит с параноиком в столкновение, кто позволит себе поступать не так, как он хочет этого, и требует, тот становится его врагом; другой причиной враж­дебных отношений является факт непризнаний со сто­роны окружающих дарований и превосходства паранои­ка. В каждой мелочи, в каждом поступке они видят ос­корбление их личности, нарушение их прав. Таким обра­зом, очень скоро у них оказывается большое количество "врагов", иногда действительных, а большей частью только воображаемых» (там же). При этом мания величия мо­жет переходить в манию преследования.

Говоря о параноиках, П.Б. Ганнушкин отмечает, что такого рода отношения с другими людьми «делают па­раноика по существу несчастным человеком, не имею­щим интимно близких людей, терпящим в жизни одни разочарования. Видя причину своих несчастий в тех или других определенных личностях, параноик считает не­обходимым, считает долгом своей совести — мстить', он злопамятен, не прощает, не забывает ни одной мело­чи» (там же).

Лица с паранойяльной акцентуацией отличаются наклонностью не только к аффективному истолкова-


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



 


ню ситуации, подозрительностью, недоверчивостью, но лоцентрической убежденностью в своей правоте, каженным пониманием справедливости; не выно-!Г возражений и чужого мнения, склонны к образова­нию сверхценных идей и к ревности.

Для таких лиц характерна крайне выраженная энер-

ичность, самодовольство, самомнение, кипучая деятель-

• »сть. При этом может проявляться враждебность по

(Ношению к тем, кто стоит на их пути. Они никому не

теряют, считают своих друзей способными на нечест-

нисть и обман (Леонгард, 1981; Мельников, Ямполъский, 1985;

Практический..., 1981; Пулатов, Никифоров, 1983).

Вот, к примеру, что говорил подросток с подобным шфниойяльным состоянием, которому мать пыталась уищигь, готовя его любимые блюда: «Мать стремится нн)о(>рить меня, чтобы я ей верил, хотя на самом деле она не любит и может, войдя в доверие, принести вред, отравить» (Ковалев, 1985, с. 95). «В борьбе за свои воображаемые права параноик шсто проявляет большую находчивость: очень умело шыскивает он себе сторонников, убеждает всех в сво-• II правоте, бескорыстности, справедливости и иной раз, шжс вопреки здравому смыслу, выходит победителем и» явно безнадежного столкновения, именно благода­ри своему упорству и мелочности.

Но, потерпев поражение, он не отчаивается, не уны-ипг 1, не сознает, что он не прав, наоборот, из неудач он чгрпает силы для дальнейшей борьбы» (там же).

Справедливости ради надо добавить, что «пока па­рт юик не пришел в стадию открытой вражды с окру­жающими, он может быть очень полезным работни­ком, на избранном им узком поприще деятельности пи будет работать со свойственным ему упорством, си­не матичностью, аккуратностью и педантизмом, не от-имекаясь никакими посторонними соображениями и мшересами» (там же).

Говоря о параноиках, П.Б. Ганнушкин отмечает сре­ди них и подгруппу фанатиков. «Этим термином, — пишет он, — ...обозначаются люди, с исключительной прастностью посвящающие всю свою жизнь служе-



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


нию одному делу, одной идее, служению, совершенно не оставляющему в их личности мест ни для каких других интересов. Таким образом, фанатики, как и па­ранойи, люди "сверхценных идей", как и те, крайне односторонние и субъективные» (Ганнушкин, 1984, с. 268).

«Отличает их от параноиков то, что они обыкно­венно не выдвигают так, как последние, на передний план свою личность, а более или менее бескорыстно подчиняют свою деятельность тем или другим идеям общего характера. Центр их интересов лежит не в са­мих идеях, а в претворении их в жизнь — результат того, что деятельность интеллекта чаще всего отступа­ет у них на второй план по сравнению с движимой глубоким, неистощимым аффектом волей» (там же).

П.Б. Ганнушкин упоминает и «о довольно много­численной группе», как он выражается, фанатиков чув­ства. К ним он относит «восторженных приверженцев религиозных сект, служащих фанатикам-вождям слепым орудием для осуществления их задач. Тщательное изу­чение таких легко внушаемых и быстро попадающих в беспрекословное подчинение людям с сильной волей лиц показывает, что они почти не имеют представле­ний о том, за что борются и к чему стремятся. Сверхцен­ная идея превращается у них целиком в экстатическое переживание преданности вождю и самопожертвования во имя часто им совершенно непонятного дела.

Подобная замена (отодвигание на задний план) сверхценной идеи соответствующим ей аффектом на­блюдается не только в области фанатизма и религиоз­ного изуверства, но является также характерной осо­бенностью, например, некоторых ревнивцев, ревнующих не благодаря наличию мысли о возможности измены, а исключительно вследствие наличности неотступно владеющего им беспредметного чувства ревности» (Ган­нушкин, 1984, с. 269).

Итак, природа паранойяльное™ заключается в на­личии сверхценной идеи, в оценке себя как основного центра вселенной.

Говоря о когнитивной установке паранойяльной личности, следует отметить, что она неодномерна, как


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



\ ' >Сюй акцентуированной личности. Если у человека f жцснтуации п|х обладает, к примеру, мотив зараба-i тин денег, то он понимает, что другие люди тоже

• т мячся к этому и будут мешать ему; у акцентуиро-
h и той же личности вторая часть деятельности — та,
•им обусловлена противодействием другим людям, —
i • "кшится подчас ведущей. Видя, что ему мешают, ак-
i >уированная личность придает этому такую сверх-

• 'юсть, что борьба с другими людьми превращается
i нес в самостоятельную деятельность.

И тем самым когнитивная установка словно раз-iii пишется, она сама становится конфликтной, двупла-и. •!.. id. С одной стороны, параноик полагает, что он «не-ttt спет истины» людям, с другой стороны, он насаж-«йр| снос представление о действительности и о делах. Ни фсбует от других подчинения ему и его программе, пишись объединить всех под одним знаменем. Есте-i i ненпо, что при этом его действия вызывают проти-ицаействие. Именно это и рождает вторую часть ког-мншшюй установки: «меня не понимают, меня хотят предть не только враги, но и друзья».

Предпочитаемые роды деятельности паранойяль­ной личности — политика, религия и наставничество. Политика в наибольшей степени соответствует доми-пйитс личности с паранойяльной акцентуацией. Нали-uir идей, необходимость поиска людей, которые всту­пили бы в ту или иную партию и при этом поддержи-Htinn бы эту идею, — все это словно подпитывает пара­нойю. Можно даже утверждать, что сама идея полити-

• и как особого вида человеческой деятельности в оп­
ределенной степени паранойяльная. Если вспомнить
шдипнее советское прошлое, то мы увидим, что поли-
1мки стремились сделать всех людей политиками. Они
in ичсски распространяли свои идеи на всех членов
мпщества. (И им это в определенной степени удава-

Mii'h.) В демократическом же обществе политика — \иеп немногих избранных...

Ч го касается религии, то при интересе параной-i |ык>й личности к религии возможно появление фа-в отношении своих идей и нетерпимости к



Белянин В Психологическое литературоведение


 


другим мнениям. Характерно, что от призывов «возлю­бить ближнего своего как самого себя» (!) фанатики религии переходят к проклятиям с пожеланиями вра­гу гореть в «геенне огненной».

Интересы паранойяльной личности направлены преимущественно на классику, реалистическое искус­ство и в целом на традиционную культуру. Неприятие авангарда, нетрадиционного искусства очень велико. Если говорить о литературных предпочтениях, то мак­симальное неприятие вызывает научная фантастика. Причина этого лежит в том, что в фантастике часто реализуется совершенно противоположная установке паранойяльной личности к целостности — установка на разорванность мышления, то есть шизоидная уста-^ новка (Белянин, Ямпольский, 1985).

Если говорить о внешности, то чаще всего пара| нойяльная личность имеет крупное телосложение «представительный вид», обладает громким голосом.

В речи паранойяльной личности преобладают три семантических квантора. Первый квантор: 'за'— 'про­тив'. Он реализуется, например, в таком высказывании, как «Кто не с нами, тот против нас». Второй квантор: 'истина''ложь'. Иллюстрацией может служить ло­зунг «Партия ум, несть и совесть нашей эпохи», где слова несть и совесть характеризуют именно параной­яльную установку. Третий квантор: 'доверять'— 'подо­зревать '. Он проявляется, к примеру, в поговорке «Дове­ряй, но проверяй».

В основе картины мира «светлых» текстов лежит описание мира личности и того природного мира, ко­торый окружает эту личность. «Я» выступает как субъект жизнедеятельности и получает следующие предикаты: 'честный', 'чистый', 'неповторимый', 'уни­кальный'.

Группировка лексических смыслов вокруг тем 'единство' и 'борьба' является ядром эмоционально-смысловой доминанты «активных» текстов, что в рам­ках предлагаемой нами концепции может быть объяс­нено следующим образом: в основе их концепта нахо­дится паранойяльная акцентуация.


Iлава 2 Отражение черт личности в текстах



Психолингвистические особенности «светлых» текстов

1 одсржание «светлых» текстов может быть сведе-

тум следующим мыслям. Первая: «Все живое уни-

»ю, неповторимо и самоценно». Вторая: «Я знаю

>ну и несу свое понимание жизни другим людям».

I (осмотрим, как в текстах отражается мир личнос-

'/ Местоимение первого лица единственного числа

Фсчается преимущественно в именительном паде-

i к) время как в «красивых» текстах оно чаще бы-

II косвенных падежах. В этой связи любопытно

чодение А.А. Россохина о том, что «соотношение

и поста активного и пассивного употребления ме-

к*ния "я" представляется возможным рассматри-

кик речевой эквивалент психологического поня-

и| по кус контроля" (Рассохин, 2002, с. 299). При всей

и* пост и решения этого вопроса отметим, что в «свет-

itN» ieкетах скорее присутствует интервальность, а в

Лисиных» же — чаще экстернальность.

К «светлым» текстам могут быть отнесены многие кепи на тему экологии, а также религиозные тексты, всего дзен-буддистские. «Уважение к природе, ю объективный мир или внутренняя природа че-, — вот то основное, из чего исходит дзен <...> в них положениях», — пишет одна из исследователь-•И1 чгой религии (Николаева, 1975, с. 67). Примерами ШТЛ1.1Х» текстов могут также служить японские тан-(пншстишия) и хокку (трехстишия):

Вкруг бадьи моего колодца

Вьюнок обвился...

У соседа воды напьюсь.

Кроме того, «светлые» тексты достаточно часто i ИИ щепы актуальным проблемам общества, истории, мьтуры и религии.

Стиль «светлых» текстов нередко бывает публици->1ЧИЫМ, «журналистским», динамичным и назидатель-IM. Для них характерны призывы к добру, к уваже-



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


нию человека, к порядочности; авторы часто обраща­ются к этическим и моральным (нормативным) пред-] ставлениям.

Так, автор многих очерков на темы морали и нрав-1 ственности в 70-е гг. в «Литературной газете» Евгений Богат писал о том, что один из читателей подсчитал, какие слова тот употребляет в своих статьях наиболее часто. Ими оказались следующие: сострадание (оно встретилось в обследованной выборке 233 раза), удивле­ние (145), сопереживание (84), восхищение (70), волнение (25). Среди частотных лексических единиц оказались также слова чудо, святыня, кощунство. Приводя эти дан­ные, Богат, правда, спорит с приписыванием ему «веры 1 в Бога», но когда он говорит о «безрелигиозной нрав-\ ственности, нравственности коммунистической, наследу­ющей все лучшее, что содержится в этическом опыте \ человечества», пишет он, по сути дела, в религиозном •: ключе. Показательным в плане принадлежности тек­стов Евг. Богата к «светлым» может быть аннотация к его книге «Ничто человеческое...», изданной в серии «Личность. Мораль. Воспитание». Она начинается с фра­зы «Нет ничего более ценного в мире, чем сам человек».

К «светлым» следует отнести и тексты лауреата Но­белевской премии мира (1952) А. Швейцера, который «ос­тавил преподавание в Страсбургском университете, игру на органе и литературную работу, чтобы поехать врачом в Экваториальную Африку <...> с великой гуманистичес­кой задачей». Одна из его книг носит название, давшее общее обозначение его отношению к миру — «Учение о благоговении перед жизнью». К «светлым» следует отне­сти и такие произведения, как «Эта странная жизнь» Д. Гранина об энтомологе А.А. Любищеве, «Дом на набе­режной», «Обмен» Ю. Трифонова, «Дети Арбата» А. Рыба­кова о Саше Панкратове — юноше с чистым взором.

Для «светлых» текстов характерно обращение к предметам и явлениям, в которых может быть усмот­рена «целостность». Характерно, однако, что под это обозначение могут попадать предметы или поступки вовсе не целостные. Так, в рамках одного из исследова­ний по эстетике (кстати, многие собственно искусст-


2 Отражение черт личности в текстах


65


 


чсские тексты также оказываются «светлыми»), ишяся эксперимент по номинации разных объек-|Цериального мира (Крупник, 1985). Испытуемым .нилялся неровный корень дерева, которому они иы были дать название. Среди ответов были и iok всего ушедшего из мира», и «Эволюционное it», и «Потусторонний мир», и даже «Хаос». Но все (Шания охарактеризованы автором исследования .(Кие, для которых характерно «видение мира во ч о целостности» (там же, с. 153). 1'мантика «светлых» текстов тесно связана с их .'И. Он эмоционально приподнят, возвышен, что 1'тствует описанию благородных целей, к кото-гремятся персонажи «светлых» текстов. При опи-I неблаговидных, нечестных поступков или недо-идси в «светлых» текстах появляется пафос гнев-рачоблачения. Иногда возможна ритмизация тек-I \ Салынский «Ной и его сыновья»). Синтаксис «светлых» текстов характеризуется ча-«ыми красными строками. Вот как, к примеру, распо-i пап i ной текст В. Шкловский (Шкловский, 1919):

Жизнь течет обрывистыми кусками, принадлежащи­ми разным системам.

Один только наш костюм, не тело, соединяет разроз­ненные миги жизни.

Сознание освещает полосу соединенным между со­вой только светом отрезков, как прожектор освещает нус.ок облака, море, кусок берега, лес, не считаясь с эт-Нофафическими границами.



Просмотров 700

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!