Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Психологический подход к персонажу



Научный анализ художественного текста не может обойти вопрос о соотношении вымысла и реальности, Точнее того, как именно реальность преломляется в художественном тексте. Известно множество психоло­гических работ, где рассматриваются индивидуальные особенности личности, ставшие предметом изображе­нии в литературе и, в частности, реализованные в ха-рмктерах персонажей как проекциях личностных §йойств окружающих автора людей.

Интересны вопросы, которые задает себе психолог, О)(с*ниная, например, поведение Раскольникова. Отдает Ли себе исследователь отчет в том, что объектом его йнили ta является не реальный человек, а литератур­ный персонаж? Насколько доказателен такой анализ? Можс! ли он в принципе рассчитывать на выявление рвильпых психологических закономерностей в силу ршли »ма изображения? Можно ли надеяться, что пи-(Штсль не выходит за пределы психологической досто-ирности в изображении действий и переживаний, не



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


искажает нигде собственно психологических законов, что все описанное им в принципе возможно и как психологическая реальность? Занимаются ли психо­логи, исследуя психологические закономерности пове­дения персонажей, реконструкцией реальности или чаще всего лишь реконструкцией скрытой концепции художника, его мнения об этой реальности? — такого рода вопросами задается Ф.Е. Василюк при анализе описания переживаний в художественной литературе (Василюк, 1984). По мнению этого исследователя, такого рода вопросы будут еще долго ждать своего решения.

Здесь вновь уместно обратиться к тому, как отвеча­ют на подобные вопросы сторонники «объективист­ского» и «субъективистского» подходов.

Так, по мнению Л.С. Выготского, исследователи, ра­ботающие в рамках субъективной психологии искусст­ва, «относятся доверчиво и наивно к художественному произведению и пытаются понять <...> поведение пер­сонажа из склада его душевной жизни, точно это жи­вой и настоящий человек, и, в общем, их аргументы почти всегда суть аргументы от жизни и от знания человеческой природы, но не от художественного по­строения» (Выготский, 1987). «Эти критики <...> пользу­ются доводами здравого смысла и житейской правдо­подобности больше, чем эстетики <...>, и подходят <к тексту. — В.Б.> как к казусному случаю из жизни, кото­рый непременно должен быть растолкован в плане здра­вого смысла» (там же, с. 157—158). Исходя из такого взгляда на искусство, Выготский считает, что, в частно­сти, нецелесообразно исследовать Гамлета как психо­логическую проблему, «Гамлету невозможно приписать никакого характера» в силу того, что «этот характер сложен из самых противоположных черт и что невоз­можно придумать какого-либо правдоподобного объяс­нения его речам и поступкам» (там же, с. 169—170).

В частности, он пишет: «Все эти перегруппировки основных событий вызваны только одним требовани­ем — требованием нужного психологического эффек­та» (там же, с. 178). Тем самым загадочность Гамлета предстает для Выготского как «известный художествен-


Глава 1 Художественный текст как предмет анализа 23

ими прием, который надо осмыслить» в соответствии с uiконами драматургической композиции той эпохи, и сама «психология и характеристика героя не безраз­личный, случайный и произвольный момент, а нечто нлегически очень значимое» (там же, с. 167).

С одной стороны, анализируя «Евгения Онегина», Л.С. Выготский полагает, что имя Онегина «есть толь­ко чнак героя». С другой стороны, несмотря на посту­лирование неприемлемости психологического анализа персонажей и требование различать эстетику и сюжет, Ныготский фактически нередко занимается таким зна­ли юм, углубляясь в интерпретацию действий и пере-жинаний героев (что, впрочем, вполне объяснимо его психологическими познаниями и тем более ценно для данного исследования).

Психологический анализ персонажей осуществля­ется последовательно и без оговорок, что можно обна­ружить в работах Б.М. Теплова. Персонажи рассматри-Ннклся им в качестве таких же полноценных объектов исследования, как и реальные люди.

К примеру, рассматривая пьесу А.С. Пушкина «Мо-Шф| и Сальери», Теплов делает вывод о том, что «Са­льери становится рабом "злой страсти", зависти пото­му, что он, несмотря на глубокий ум, высокий талант, шмечательное профессиональное мастерство, — чело­век с пустой душой. Наличие лишь одного изолиро­ванного интереса, вбирающего всю направленность лич-носми и не имеющего опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее прояв-пемия, неизбежно лишает человека внутренней свобо­ды и убивает дух» (Теплов, 1985, с. 309).

Как и Л.С. Выготский, Б.М. Теплов обращается к «Ешению Онегину». Анализируя строки, относящиеся к Татьяне Лариной, Теплов трактует их как иллюстра­ции к процессу «формирования психических свойств чинности <и их развития. — В.Б.> в переломные мо-мршы жизни» (Теплов, 1985). Он пишет, что если в начале романа Татьяна обнаружила чрезвычайно не­посредственную эмоциональную реакцию, то в конце они — воплощение сдержанности, уравновешенности,



Белянин В. Психологическое литературоведение


спокойствия, умения владеть собой. Тем самым пока­занная в романе «жизнь Татьяны — это замечательная история овладения своим темпераментом, или <...> история воспитания в себе характера <..,> в уроках жизни» (там же, с. 311).

Рассматривая психологическую концепцию жизнен­ного пути человека, К.А. Абульханова-Славская приво­дит литературные примеры того, как люди отграничи­вают свой внутренний мир от других (Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах»); как человек стремится по-своему спра­виться со своей жизнью, подчинить ее себе (герои Хе­мингуэя); защитить свою индивидуальность (герои А. Грина) или лишить другого человека права на лич­ную жизнь («Анна Каренина»). Развивая типологичес­кий подход к личности, эта известная исследовательни­ца применяет его к литературным персонажам и пи­шет, что человек может либо находиться во власти долга и своих принципов (как Каренин у Л. Толстого), либо вовсе не осознавать смысла своей жизни (как герой романа Кобо Абэ «Женщина в песках», попавший в безысходную ситуацию и смирившийся с ней) (Абуль­ханова-Славская, 1991).

Таким образом, обращение психолога к типам ге­роев произведений и к художественной литературе как к достаточно достоверному описанию внутренней жиз­ни человека вполне закономерно и оправдано.

В этой связи представляется справедливым пред­положение о том, что персонажи художественного тек­ста представляют собой определенные лица, значимые в том или ином отношении для «жизненного простран­ства» автора (Rapoport et a I., 1946). Можно согласиться с тем, что в литературном творчестве писатель не может не опираться на собственные переживания (Bine, 1895) и сознательно или бессознательно изображает соб­ственные потребности и чувства в описаниях личнос­ти и характеров выдуманных героев (Murray, 1938).

В качестве иллюстрации этого положения можно привести следующее наблюдение психолога над авто­рами и персонажами художественной литературы: «В произведениях, созданных авторами-мужчинами, пер-


Глава 1. Художественный текст как предмет анализа 25

еонажи-мужчины в два раза чаще, чем персонажи-жен­щины, выступают главными героями» (Семенов, 1985, с. 144). Кроме того, «авторы-женщины значительно чаще наделяют персонажей-мужчин отрицательными лич­ностными качествами и поведением, чем персонажей-женщин» (там же). Интересно, что эти особенности художественных текстов имеют аналогию в детской психологии: девочки чаще отмечают отрицательные Качества у мальчиков, чем у девочек.

Иными словами, писатель наделяет действующих в его тексте положительных персонажей теми качества­ми, содержание которых ему близко и понятно и на­при идейность деятельности которых соответствует его представлениям о правильном (о норме) и должном (идеале). В свою очередь, можно предположить, что ис­токи содержательных характеристик отрицательных Персонажей связаны с приписыванием характеру ан-тиюроя черт, не симпатичных автору текста.



Просмотров 948

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!