Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Психоаналитический подход к художественному тексту



Ч1 о касается мотивов и неосознаваемых компонен­те! уметенной активности, то им значительное вни­мание было уделено, как известно, в работах 3. Фрейда И его последователей. Исходным здесь можно считать утверждение 3. Фрейда о том, что даже в небольшом по

I Линрвтуронсдение



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


объему тексте можно увидеть «глубинные душевные процессы... <и> скрытые мотивы поведения» (Фрейд, 1990 а, с. 35-36).

Как известно, при анализе специфических особен­ностей художественного творчества и проблематики искусства, 3. Фрейд исходил из выдвинутого им посту­лата эдипового комплекса, в котором, по его мнению, исторически «совпадает начало религии, нравственно­сти, общественности и искусства» (Фрейд, 1923, с. 165). Истоки искусства усматривались им в фантазии, при помощи которой люди облекают свои бессознатель­ные влечения в такую мифическую форму, благодаря которой эти фантазии перестают быть асоциальными и превращаются в средство получения удовольствия.

Тем самым фантазия и мифотворчество наделяют­ся в учении Фрейда функцией сублимирования бес­сознательных влечений человека. Такое понимание ис­токов вдохновения накладывает отпечаток на всю пси­хоаналитическую концепцию художественного творче­ства и на конкретный анализ отдельных произведений искусства. Как в том, так и в другом случае предлагает­ся процедура по расшифровке «языка» бессознатель­ного, который в символической форме приобретает свою самостоятельность в фантазиях, мифах, сказках, снах, произведениях искусства.

Творчество, таким образом, рассматривается Фрей­дом как своеобразный способ примирения оппозици­онных принципов «реальности» и «удовольствия» пу­тем вытеснения из сознания человека социально не­приемлемых импульсов. Оно способствует устранению реальных конфликтов в жизни человека и поддержа­нию психического равновесия, то есть выступает в роли своеобразной терапии, ведущей к устранению болез­ненных симптомов. В психике художника (автора) это достигается, согласно этой концепции, путем его твор­ческого самоочищения и растворения бессознательных влечений в социально приемлемой художественной де­ятельности. По своему смыслу такая терапия напоми­нает «катарсис» Аристотеля. Но если у Аристотеля сред­ством духовного очищения выступает только трагедия,


l/uifta 1. Художественный текст как предмет анализа



 


к» основатель психоанализа видит в этом специфику всею искусства.

При этом психоанализ сводится, как известно, к нммнлснию преимущественно следующих комплексов сфгрм психического:

1) иремление к матери и связанное с ним агрессив­
ное чувство к отцу у мальчиков (комплекс Эдипа), а
у девочек — влечение к отцу и ревность к матери
(комплекс Электры);

2) шшчение к смерти, с которым борется влечение к са­
мосохранению (инстинкт смерти и инстинкт жизни);

3) принцип удовольствия, входящий в противоречие с
принципом реальности;

4) чунство вины и страх кастрации.

Исходя из представления о том, что даже в неболь­шом фрагменте текста отражаются скрытые мотивы щи юра, Фрейд, анализируя личность Леонардо да Вин-ЦИ, берет за основу отрывок из его дневника:

Кажется, мне было судьбой предсказано так осно-нательно заниматься коршуном, потому что у меня со­хранилось, наверное, очень раннее воспоминание, буд­то когда я лежал в колыбели, прилетел ко мне коршун, > открыл мне хвостом рот и много раз толкнул хвостом в мои губы (Фрейд, 1990 а, с. 14)*.

На основании этой записи З.Фрейд полагает, что Леонардо обладал влечением к матери и, чтобы не впасть 1 и (мену матери, бежит от женщин к мужчинам. Тем еимым рассказ Леонардо «есть <...> более поздняя фан-одии» (там же, с. 15), в которой проявляются пассив­ные i омосексуальные устремления.

Ьурный рост количества последователей этого под-моди из числа искусствоведов, писателей, литературных

* Чдесь и далее в тексте петитом выделяются анализи­руемые примеры, а курсивом — отдельные фразы или слова, В1И1ые ит литературных текстов. Кавычки при включении в 1еки одного слова или словосочетания в большинстве слу­чи*» опускаются.



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


критиков, пришедшийся на 30—50-е гг. XX века, привел к резкому всплеску общественного интереса к пробле­ме психического и его отношения к искусству.

Характерным примером психоаналитического и одновременно структурно-морфологического подхода к литературе является книга Даниеля Ранкор-Лаферь-ера «Из-под шинели Гоголя» (Rancour-Laferriere, 1982), посвященная анализу повести «Шинель» Н.В. Гоголя.

В целом же отметим, что широкая дискуссия вок­руг работ психоаналитического направления выявила в конечном счете неуниверсальность подобной трак­товки сознания и подсознания, а также произвольность толкования смысла художественного текста.

Известный психоаналитик К. Юнг в своей статье «Об отношении аналитической психологии к поэти-ко-художественному творчеству» пишет следующее: «Психоанализ художественного произведения <...> пе­реносится в область общечеловеческую, для <...> ис­кусства крайне несущественную» (Юнг, 1991, с. 270). К. Юнг мотивировал свою позицию тем, что произведе­ние искусства — «не человек, а нечто сверхличное».

Кроме того, по его мнению, «редукционистский метод Фрейда» «имеет объектом болезненную и иска­женную психологическую структуру». А применять «вра­чебный психоанализ» к произведению искусства — это значит исповедовать «биологически ориентированную психологию», что, по Юнгу, и есть редукционизм.

Выдвигая свою интерпретацию художественных текстов, базирующуюся на психиатрической трактовке психики автора, мы не имеем морального права крити­ковать психоанализ. И все же у нас есть одно принци­пиальное соображение в отношении данной теории. Оно заключается в следующем. Формулируя универ­сальные критерии понимания проблем человеческой личности, психоанализ предлагает лишь одну извест­ную основу существования и функционирования че­ловеческой психики. Реальность же свидетельствует о том, что разнообразие типов приспособительной дея­тельности человека к жизни рождает разнообразие ти­пов человеческой психики, и это приводит к богатству


Глава 1. Художественный текст как предмет анализа 21

проявлений психики в литературе и искусстве. Худо-жест ценные тексты не являются проявлением лишь одного начала в человеке, психические основания их многообразны.

11оэтому, не отрицая того, что в парадигме психо­аналитического подхода к литературе сделано много (онких и важных наблюдений, совершенно нельзя со-(Лйситься с тем, что все художественные тексты могут Пучь подвергнуты анализу с одной только позиции с получением результатов анализа, адекватных рассмат-ринаемому объекту.

Таким образом, мы видим, что подход к художе­ственному тексту как к источнику информации о пси­хологии автора используется широко в психологии, в том числе и в психологии личности. Теперь попытаем­ся рассмотреть взгляды на проблему литературного Гйорчсства в интересующем нас аспекте.



Просмотров 1143

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!