Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО



Белянин В.П.

Психологическое литературоведение. Текст как отра­жение внутренних миров автора и читателя

УДК 159.9:821.09 ББК 83я2 Б 449

Белянин В.П.

Б 449 Психологическое литературоведение. Текст как отра­жение внутренних миров автора и читателя: Моно­графия. — М.: Генезис, 2006. — 320 с.

В книге представлена новая типология художественных текстов, основанная на выявлении эмоционально-смысло­вой доминанты авторов. В основе каждого типа текста лежит мироощущение автора, определяемое его акцентуацией.

«Проективный литературный тест», созданный на осно­ве предложенной типологии, в свою очередь, позволяет по реальным текстовым предпочтениям читателей судить об их личностных особенностях.

Отдельная глава посвящена практическому применению новой типологии. Идентификация типологических черт лич­ности по тексту может использоваться для анализа реклам­ной продукции и определения аудитории, на которую она рассчитана, в судебной психолого-лингвистической экспер­тизе, при дистанционном анализе личности по речи и т.п.

Книга адресована специалистам в области психолинг­вистики, психологии, психиатрии, а также широкому кругу читателей.


ISBN 5-98563-071-4


УДК 159.9:821.09 ББК 83я2


Белянин В.П., 2006 Издательство «Генезис», 2006


ВВЕДЕНИЕ

Усиление интеграции различных областей знания открывает перед психологией новые возможности. За последние годы резко возросла роль смежных науч­ных дисциплин, из которых психология черпает новые методы, подходы, идеи. Наряду с изучением структуры деятельности, мотивационной сферы и путей форми­рования личности развиваются эмпирические и при­кладные подходы, основанные на результатах новей­ших исследований в области психологии личности.

Изучение личности через ее речевые проявления — сравнительно малоизученная область психологии. Оп­ределенный интерес к этой сфере был зафиксирован в начале XX века и вновь возрос в эпоху компьютериза­ции, когда технологии позволили, а сама психология (•качалась в состоянии сформулировать новые вопро-гы и синтезировать достижения различных дисцип-пии в поиске ответов на них.

Проблема типологии личности имеет не только 1сорстическое, но и практическое значение. Сегодня трудно представить себе область человеческих взаимо­действий, где вопрос о типе личности не представлял Оы интерес — идет ли речь о непосредственном (ли­цом к лицу), опосредованном (письменном, аудиовизу-илыюм), личностно или социально ориентированном (профессиональном, деловом) общении.

В повседневной жизни люди пытаются идентифи-ниронать личностные черты и прогнозировать поведе­ние других, используя для этого всевозможные сред-етна, включая тесты и даже гороскопы. Психологи же используют при разработке подобных прогнозов науч­ные критерии, хотя и предлагают самые разные осно-шшия. Данная работа дает такому прогнозу еще одно основание — психолингвистическое. Речь пойдет о вы-


4 Белянин В. Психологическое литературоведение

явлении особенностей личности через определение типов создаваемых или предпочитаемых ею текстов. Подобного рода исследования в значительной степе­ни стимулированы разработками в области диагности­ки личности, воздействия рекламных и политических текстов, юриспруденции (определение авторства тек­ста, а также правдивости намерений автора) и, в свою очередь, служат мощным стимулом для их развития.

Возможность выявления личностных особеннос­тей автора по тексту привлекает не только психологов, литературоведов и лингвистов, но также криминалис­тов, журналистов, кибернетиков, специалистов по ло­гике, этнографии, искусствоведению, герменевтике и философии, не говоря уже о психиатрах.

Сочетание психолингвистического, семантическо­го, психопатологического подходов с исследованиями в области психологии личности делает возможным построение операциональной типологии личности, вклю­ченной в знаковую культуру.

В основе этого принципиально нового подхода к типологии личности лежат следующие положения, сформулированные в результате анализа исследований, проведенных отечественными и зарубежными учены­ми — психологами, психиатрами, искусствоведами, лин­гвистами, — а также собственных исследований и раз­мышлений:

— каждый языковой элемент обусловлен не только
лингвистическими, но и психологическими зако­
номерностями;

— за разными текстами стоит разная по типу психо­
логия личности: разнообразие психологических ти­
пов людей рождает разнообразие текстов;

— по созданному личностью тексту можно выявить
тип ее акцентуации; художественный текст в ряде
случаев порожден акцентуированным сознанием;

— организующим центром художественного текста яв­
ляется его эмоционально-смысловая доминанта, от­
ражающая определенный тип акцентуации и вли­
яющая на семантику, морфологию, синтаксис и
стиль художественного текста.


Введение

Не следует забывать и о том, что восприятие худо­жественного текста, его интерпретация во многом обус­ловлены личностными особенностями читателя: он более адекватно интерпретирует психологически близ­кие ему тексты.

Для обыденного сознания характерна не столько научная картина мира, сколько «модель мира», «образ мира», «миросозерцание», «мировосприятие», «мирови-демис», «миропредставление» и др. Текст — это эле­мент системы «действительность — сознание — мо­дель мира — язык — автор — текст — читатель — про­екция». -

Владимир Солоухин, сравнивая художника и уче­ною, писал, что если бы ученый не сделал какое-то открытие, то это бы сделали другие. «Картину же, кото­рую напишет художник, стихотворение, которое напи-ше! поэт, сонату, которую пишет композитор, никто за него никогда не написал бы, пройди хоть тысяча лет».

То же можно сказать и о различии между художе­ственным и нехудожественным текстами. Это принци­пиальное различие — основное препятствие на пути к шмологическому анализу литературы. Но несмотря на по, попытки выявить критерии, общие для ряда тек-гнж и отличающие их от других текстов, предприни­мались неоднократно.

В настоящей работе показана возможность иден­тификации типологических черт личности с помощью меюдов психолингвистики. Категориальные схемы про­иллюстрированы художественными текстами и зримы­ми образами их авторов, органично вплетенными в ткань текста.

И задачи данной книги не входил обзор многочис­ленных типологий личности, существующих в психо-лоши, хотя они и учитывались при разработке психо-ли1п нистической типологии. Отметим лишь, что из пси-холо! ических понятий и концепций для нашего ис­следования наиболее значимыми являются следующие: икцентуация, доминанта, бессознательное, значение и смысл и ряд других. Кроме того, в работе понятия «лич­ность» и «характер» будут использоваться как синонимы.


6 Белянин В. Психологическое литературоведение

Хотелось бы выразить благодарность всем людям, без помощи и поддержки которых работа не могла со-стояться. Прежде всего — это мои учителя и наставни-ки:|М.Н. Правдин|,|ЛА. Новикон|,[АА. Леонтьев! Ю.А. Со­рокин, Е.Ф. Тарасов, Л.Т. Ямпольский, |М.С. Роговин|, (И.Н. Горелов], коллеги, чьи критические отзывы во мно­гом способствовали более тщательному анализу матери­ала: В.Ф. Петренко, Е.Т. Соколова, Л.И. Айдарова, И А Зим­няя, М.Е. Бурно, М.И. Буянов, БА Воскресенский, Т.Н. Уша­кова, |А.М. Шахнарович], ДА Леонтьев, Ф.С. Сафуанов, Ю.С. Степанов, С.Н. Ениколопов, А.Г. Асмолов, АА. Поли­карпов, |А.И. Новиков], Ю.Н. Караулов, А.А. Брудный, В.К. Нишанов, О.С. Либова, Л.Я. Дорфман, Н.Д. Бурвикова, В.В. Красных, Д.Л. Спивак. Особая моя благодарность В.Ф. Енгалычеву и всему коллективу кафедры общей и юридической психологии Калужского государственно­го педагогического университета. Благодарю и моих кол­лег и руководство Московского государственного уни­верситета, Московского государственного лингвистичес­кого университета, Международного славянского Уни­верситета, Университета Натальи Нестеровой, Кубанс­кого Государственного университета, Университета Ком-лутенсас (Испания), Университета города Печ (Венгрия), Политического университета (Тайвань), Университета То­ронто (Канада), Питтсбургского университета (США). Практическому внедрению изложенных идей способ­ствовали Ю.Л. Орлова, В.И. Полишученко, В.И. Шалак, И.В. Ниесов, Н.И. Конюхов, АА. Смирнов A.M. Губинс-кий, С.Н. Пономаренко. Мои студентки и аспирантки В.Г. Красильникова, О.Г. Гиль, Э.А. Саракаева, Е.А. Репи­на приняли самое активное участие в применении тео­рии и доработке ее положений. Ряд людей просто сво­им добрым отношением помогали мне на протяжении тех лет, что велась работа: В.А. Степаненко, |М.А. Хевеши|, В.В. Белянина, ИА. Бутенко. Доброжелательное и заин­тересованное отношение научного сообщества к моему исследованию и сделало настоящую работу возможной.


Глава 1

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ

КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

АНАЛИЗА

Поскольку со времен создания письменности тек-еты играют значительную роль в человеческом обще-етве, к ним проявляют внимание исследователи раз­ных областей. В последние десятилетия тексты инте­ресуют ученых также и в следующих двух аспектах — как отражение и выражение некоторых характеристик создателей текста и одновременно как источник суще-стенной информации о тех, кто текст воспринимает (учет аудитории особенно важен при создании текстов политических и рекламных).

Что же касается художественных произведений, то, по-видимому, можно согласиться с Б.М. Тепловым, ко­торый писал: «Художественная литература содержит неисчерпаемые запасы материалов, без которых не мо-жсг обойтись научная психология» (Теплое, 1985, с. 306). В настоящей главе мы попытаемся рассмотреть, какие именно материалы в ней содержатся.



Просмотров 645

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!