Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Если кто-то кое-где у нас порой



Честно жить не хочет,

Значит, с ними нам вести незримый бой.

В том случае, если в «светлом» тексте появляется кт с отрицательными чертами характера, то воз-слабая оппозиция между положительным и от-рннитсльным персонажами. Отрицательному герою Mtu vi быть приписаны следующие характеристики: i '-'мищийся все объяснить, планирующий жизнь, ищущий i 'с)у, делающий карьеру, копающий под себя, не видящий i иты жизни, недобрый, злой.

)то в полной мере относится к произведениям i i ((йдара, которые несут не только лексически под-i жденное ощущение «светлости», но и призывают к !f i.fic за идеалы. Анализируя творчество этого «ак-i к>го участника жизни», С. Маршак писал, что он • i • несходно умел сливать воедино светлую романти-i подвышенную мечту с самой сущностью нашей дей-t i шсльности. Он умел увлечь юного читателя разго-I гчм на <...> "взрослые" темы — о защите Родины, о i пшисти к врагам, о добрых людях <...> Но разговор Ни Пыл особый — необыкновенно ясный, поэтический, ИЦвмь близкий ребячьим сердцам».

Вышеизложенное свидетельствует о сходстве про-

t ним этих двух типов отношения к миру в художе-

i иной литературе и позволяет отнести тексты А. Гай-

' к «смешанным» текстам «светло-активной» разно-

t)t! IIIOCIH.



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


«Активные» тексты

как разновидность «светлых»

В качестве примера переходного текста от «све лого» к «активному» приведем начало романа Ю. Tpi фонова «Обмен».

В июле мать Дмитриева Ксения Федоровна тяже/ заболела, и ее отвезли в Боткинскую, где она пролежа-] ла двенадцать дней с подозрением на самое худшее. В сентябре сделали операцию, худшее подтвердилось, но Ксения Федоровна, считавшая, что у нее язвенная] болезнь, почувствовала улучшение, стала вскоре ходить,; и в октябре ее отправили домой, пополневшую и твер- ] до уверенную в том, что дело идет на поправку. Вот имен­но тогда, когда Ксения Федоровна вернулась из боль­ницы, жена Дмитриева затеяла обмен: решила срочно! съезжаться со свекровью, жившей одиноко в хорошей, 1 двадцати метровой комнате на Профсоюзной улице.

Разговоры о том, чтобы соединиться с матерью, Дмит­риев начинал и сам, делал это не раз. Но это было давно, во времена, когда отношения Лены с Ксенией Федоровной еще не отчеканились в формы такой око­стеневшей и прочной вражды, что произошло теперь, после четырнадцати лет супружеской жизни Дмитри­ева. Всегда он наталкивался на твердое сопротивление Лены, и с годами идея стала являться все реже. И то лишь в минуты раздражения. Она превратилась в пор­тативное и удобное, всегда при себе, оружие для мел­ких семейных стычек. Когда Дмитриеву хотелось за что-то уколоть Лену, обвинить ее в эгоизме или в черствос­ти, он говорил: «Вот поэтому ты и с матерью моей не хочешь жить». Когда же потребность съязвить или на­давить на больное возникала у Лены, она говорила: «Вот поэтому и я с матерью твоей жить не могу и никогда не стану, потому что ты — вылитая она, а с меня хватит одного тебя».

<...> Он упрямо пытался сводить, мирить, селил вме­сте на даче, однажды купил обеим путевки на Рижское взморье, но ничего путного из всего этого не выходило.


Глава 2. Отражение черт личности в текстах 73

Кякая-то преграда стояла между двумя женщинами, и преодолеть ее они не могли. Почему так было, он не по­нимал, хотя раньше задумывался часто. Почему две ин­теллигентные, всеми уважаемые женщины <...> горячо любившие Дмитриева, тоже хорошего человека, и его дочь Наташку, упорно лелеяли в себе твердевшую с го-дпми взаимную неприязнь?

Мучился, изумлялся, ломал себе голову, но потом привык. <...> И успокоился на той истине, что нет в жиз­ни ничего более мудрого и ценного, чем покой, и его-то нужно беречь изо всех сил. Поэтому, когда Лена вдруг 4йюворила об обмене с Маркушевичами <...> Дмитриев испугался. Кто такие Маркушевичи? Откуда она их взя-ла? Двухкомнатная квартира на Малой Грузинской. Он понял тайную и простую мысль Лены, от этого понимания испуг проник в его сердце, и он побледнел, сник, не мог поднять глаз на Лену.

Сюжет романа разворачивается вокруг попытки * * мм лирического героя съехаться с его больной раком Мим'рмо и тем самым поступить нечестно, аморально.

Выделенные в тексте слова могут быть разбиты на •ледуюище группы: 'я' (Дмитриев, тоже хороший чело-ie*),'близкие люди' (мать Дмитриева — Ксения Федо-{ч'нна, жена Лена)', 'единство' (соединить, мириться}',

|м!жда' (вражда, сопротивление, стычки, перепалки, оз-
чпение, преграда, неприязнь, обвинить, оружие);
'зло' (эго-
>н, черствость); 'идея' (идея, истина, в жизни, ценного);

• •Оман' (обмен*), с подозрением, уверенную, затеяла, тай-
ч\т мысль, испуг проник в сердце, не мог поднять глаза).

«Активные» тексты — это такие тексты, которые описывают борьбу положительного персонажа и его ц1иномышленников с противостоящими силами. Стиль «ак-ТИйных» текстов энергичный, динамичный и местами р*1кий. Содержание эмоционально-смысловой доми­нанты «активных» текстов связано с тем, что все собы­тии (реальные или вымышленные) описываются как

* Связь названия романа «Обмен» со словом «обман» Неоднократно подчеркивал и автор.



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


борьба честного человека, любящего свою родину и объеди­нившего вокруг себя друзей, с людьми нечестными, кото-^ рые предали идеалы добра, честности и справедливости.

В «активном» тексте герой, обладающий рядом до­стоинств, пытается реализовать свои идеи, которые представляются ему чрезвычайно ценными и важными для всех членов общества. Он собирает вокруг себя еди­номышленников, друзей, помощников, которые верят в его идею, в его бескорыстие и честность. Враги же, по его мнению, это — злые, подлые, коварные люди, которые не только мешают ему, но и часто пользуются его наивнос­тью, доверчивостью и неосведомленностью во многих тем­ных и грязных делах, которые творятся вокруг него.

В «активных» текстах возможны два финала. Пер­вый — «победа добра над злом» и развенчивание врагов и предателей. Другим возможным финалом активных текстов является смерть главного героя от рук убийц.

Эта эмоционально-смысловая доминанта реализо­вана в большом количестве детективов. Вот, к примеру, как начинается книга 3. Каменкович и Ч. Хачатуряна «Его уже не ждали»:

Из темноты, в клубах белого пара, словно разъярен­ный буйвол, преследуемый роем оводов, под высокую стеклянную аркаду ворвался локомотив. <...> Из откры­того окна вагона второго класса настороженно выглянул Кузьма Гай.

Даже локомотив — это разъяренный буйвол, пресле­дуемый роем оводов.

В аннотации к этому детективу сказано, что это произведение о людях, «чья жизнь полна тревог и опас­ностей, о самоотверженной борьбе <...> любви и вер­ности». Все в романе пронизано идеей борьбы, движе­ния, активности. Героев преследуют за их убеждения предают те, кто притворялся верными друзьями.

Роман максимально реалистичен и политизирован.^ Все эпитеты, метафоры и сравнения подчинены имен­но этой, «активной» доминанте, в основе которой ле­жит паранойяльная акцентуация.


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



 


Нн мотиве подозрения всех действующих лиц в со-'ршснии убийства построены многие романы А. Кри-• И («Десять негритят», «Убийство в Восточном экс-• itit'ce», «Азбука убийств»).

Детектив Р. Макдоналда с характерным названием Иокруг одни враги», где лейтмотивом звучат слова о шшмчельстве и изменах, о совести и порядочности, 14 и мается так:

Как всегда ранним утром, машин на Сепульведе было немного. Когда я миновал по шоссе нижний перевал, из-«я синих гор <...> поднялось пылающее огнем солнце. Минуту-другую, пока не начался обычный день, все вы­глядело таким новым, свежим, вызывающим чувство бла­гоговения, словно только что сотворенный мир.

Как отмечает литературный критик, главные чер-

частного детектива Арчера при этом — «предель-(йи честность и бескорыстие» (Анджапаридзе, 1987).

Счастье в соответствии с эмоционально-смысло­вой доминантой «активного» текста заключается в слу­шании идее, в борьбе за счастье. Смерть героя «активно-hi» текста — это, с одной стороны, победа зла над доб-Ј»ш, но, с другой стороны, это символ тя тех, кто будет продолжать борьбу за правое дело борца, погибшего от fH'fiM элодея.

Прошлое является чередованием светлых и тем-ны\ периодов, в нем много несправедливости. В насто­ящем — борьба. Будущее представляется светлым и спра-

И качестве «активного» текста рассмотрим роман . Войнич «Овод». В этом тексте две доминанты (в числе «темная»), но преобладает доминанта «ак-tH иного» текста.

Чдесь две параллельно развивающиеся темы — по­ли 1 и ка и религия. Обе они характерны для «активных» пкс'гов. Содержание романа заключается в том, что мо-лпдой человек по имени Артур Бертон, обучаясь в ду-Минной семинарии, заинтересовался политикой и всту-ПИЛ в организацию «Молодая Италия». Его идеалы —



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


честность, откровенность, доверие и порядочность. Ложь, обман, недоверие, предательство и клевета неприемлемы: совесть должна быть чиста.

В организации «Молодая Италия» Артур знакомит­ся с девушкой по имени Джемма и ревнует ее к друго­му члену кружка — к своему соратнику по борьбе Бол-ле. Во время отъезда его наставника Монтанелли Ар­тур на исповеди признается в своей ревности и упо­минает об обстоятельствах, при которых он встречает­ся с девушкой. Священник сообщает полиции о тай­ной организации, и Артура арестовывают. Из тюрьмы Артура отпускают, но как информатора. После того как он узнает, что Монтанелли приходится ему отцом, Ар­тур исчезает, сымитировав самоубийство.

Через несколько лет он появляется. Под псевдони­мом Овод будет писать колкие статьи в адрес церкви. За время его отсутствия Джемма выйдет замуж за Боллу.

Во время операции по перевозке оружия Овода снова арестовывают. К нему в камеру приходит Монта­нелли. Овод призывает его убежать с ним за границу. Он говорит: «... Я уведу вас в светлый мир <...> Зар>, близко <...> неужели вы не хотите, чтобы солнце вышло и над вами?». Священник отказывается. Тогда Овод пытается бежать из тюрьмы, но болезнь подкашивает его и побег не удается. Овода расстреливают.

Герой романа обладает высоким представлением о ценности человеческой жизни. Это представление про­тивостоит пониманию человека как машины или как игрушки и орудия в чьих-то руках. Благоговение перед жизнью и вера в высокие нравственные идеалы пронизы­вают мысли героев романа.

Вокруг Овода обилие подслушивающих, выслежива­ющих врагов и шпиков. Это делает его очень подозри­тельным: «Постоянное напряжение этой борьбы начина­ло заметно сказываться на нервах Артура. Зная, как зор­ко за ним наблюдают <в тюрьме. — В.Б.У, и вспоминая страшные рассказы о том, что арестованных опаивают незаметно для них белладонной, чтобы подслушать их бред, он почти перестал есть и спать. Когда ночью мимо него пробегала крыса, он вскакивал в холодном поту, дрожа


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



 


ужаса при мысли, что кто-то прячется в камере и

f/iyuiueaem, не говорит ли он во сне».

Опод постоянно испытывает тревогу, недоверие и 1<и\ перед опасностью. Появляются даже неприязнь, раз-i вечность и ярость, вызванные необходимостью борь-

щютив несправедливости.

При этом в тексте постоянно звучат чистые звуки, nii/i', серебристые и красивые голоса героев, лица героев , «н/и<(7» вдохновение.

При том, что в порождении текста первичны имен­ии иуоьективные переживания, в книге в качестве пер-1м тричины выступают обоснования «внешнего» (сю-**tliom) характера: «Жандармы старались поймать его hi* слове и уличить <...> И страх попасть нечаянно в опушку был <...> велик...»

Такого рода ссылки на реальность делают текст >П|ди1ельным и достоверным для читателя, а художе-i темность достигается описанием психической реаль­ное I и, «верного перевода языка чувств на язык слов». (Иражение этой психической реальности выступает как Ив реализация типологических черт личности.

Интересным в этом плане является вопрос о при­роде описываемых в тексте психологических состоя­ний. Слова Э.Л. Войнич, как нам представляется, про-тшают свет на это: «Если бы меня спросили, почему я решила <писать. — В.Б.> <...> моим единственным от-HiroM было бы, что я не могла иначе <...> Я знаю толь­ко, что на протяжении всей моей долгой жизни <...> (Неплотные создания моего духа, некоторые в челове-Ч«жом образе, другие в форме музыкальных звуков, при­водили и уходили, не спрашивая моего разрешения, и мие оставалось лишь одно — по мере сил своих поспе-mn ь за ними» (Войнич, 1945).

Многие другие писатели произносили очень похо­жие слова на эту тему. Подобные высказывания гово­ри! о том, что процесс художественного творчества Может быть обусловлен бессознательными психичес­кими процессами. Видимо, многое из того, что тради­ционно относится к эстетике художественного текста, определяется построением текста по законам индиви-



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


дуальной психологии. Индивидуальное семантическое \ пространство, авторское мироощущение диктуются лич- i ностной акцентуацией писателя.

2.2. ПРОЯВЛЕНИЕ ЭПИЛЕПТОИДНОЙ АКЦЕНТУАЦИИ В «ТЕМНЫХ» ТЕКСТАХ

Еще Ц. Ломброзо полагал, что в целом «мания пи- i сательства есть не только своего рода психиатричес­кий курьез, но прямо особая форма душевной болез­ни» (Ломброзо, 1892, с. 6). По его мнению, вся художе­ственная литература создается людьми упорными, на­стойчивыми, способными на длительное и подчас мно­гократное переписывание своего текста, людьми, гото­выми к мелочной и детальной проработке каждого аб­заца, каждого своего написанного предложения (там же, с. 21). А это, в свою очередь, коррелирует с опреде­ленной мрачностью и угрюмостью характера, с некото­рыми другими характерологическими чертами лично­сти, которые часто сопутствуют эпилепсии.

Мы не можем согласиться с тем, что в основе всего литературного творчества лежит только одна личност­ная особенность. Разнообразию типов литературных направлений, жанров и школ соответствует такое же разнообразие психологических типов личностей писа­телей.

Опишем тексты, которые можно атрибутировать как вербализацию эпилептоидной акцентуации. Их мы на­звали «темными». По нашим наблюдениям, в современ­ной культуре они встречаются чаще всего, поэтому в данной работе им уделено особенно много внимания.

Эмоционально-смысловая доминанта «темных» текстов базируется на психических состояниях, схо­жих с теми, которые возникают при эпилепсии. В пси­хиатрической литературе отмечается, что при этом за­болевании возможны изменения как в церебральных процессах, так и в общесоматических. Приступообраз­но возникающие расстройства сознания сопровожда­ются зрительными, слуховыми и обонятельными гал-


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



 


|цииациями (Жариков и др., 1989; Портнов, Федотов, I; Практический..., 1981; Справочник..., 1985). Рассмотрим коротко сущность эпилептоидной ак-

ритуации.

Эпилептоидная акцентуация

Эпилепсия — тяжелое психическое заболевание, ,ним из главных проявлений которого являются су-9ожные припадки с потерей сознания, тогда как эпи-иоидность — комплекс личностных особенностей, (иентуация. Но в том и в другом случае говорят об щлептоидном характере.

Эпилептические припадки протекают следующим M. Человек внезапно падает, начинает биться в [Циннульсиях, затем замирает, происходит мышечная цпшксация (вплоть до мочеиспускания), затем возмо-*гн сон. Именно эта готовность к судорожным при­манкам и дала старое название болезни — «падучая». При эпилептическом припадке происходит помра­чите сознания, возникают сумеречные состояния, со-i мшние спутанности сознания. Оно характеризуется ык'дующими признаками: оторванностью от реальнос­ти, дезориентацией в месте и времени и утратой спо-щиности к абстрактному мышлению (Сараджишвили, lewdx, 1977).

Возможны неосознаваемые автоматические действия, И частности, такая их разновидность, как фугизм (от лат. Jliga — бегство, бег), которая проявляется в форме стре­мительных движений и действий: человек сдирает с себя олгжду, куда-то бежит. По окончании эпизода расстро­енного сознания отмечается амнезия (Блвйхер, 1994).

Перед припадком человек может ощущать различ­ные предвестники или ауры (от греч. aura — ветерок): луповение ветерка, он может слышать смех, различные шорохи, ему может казаться, что все вокруг стало либо мпменьким, либо, наоборот, большим. Вызвать припадок может нахождение в темноте, яркий свет, вспышки, по-и имение низкочастотного гула либо определенного ритма,



Белянин В. Психологическое литературоведение


нахождение человека в воде — различные внешние при-| чины. Кроме того, судорожную готовность усугубляют) нарушения водного и солевого обмена организма.

Для эпилептоидной личности характерны тяжелые) расстройства настроения, которые выражаются в раздра-; жительности, вспышках гнева и ярости, приступах злобы, i Когда они заканчиваются, возможно раскаяние, обеща-j ния исправиться, угодливость, слащавость, льстивость. «От-' сюда, — пишет Д. Е. Мелехов, — определение старых учеб­ников эпилептика как человека с камнем за пазухой и молитвенником в кармане» (Мелехов, 1992, с. 72).

Это скорее стеничная, чем астеничная, личность с направленностью на конкретное дело. Люди этого склада часто занимаются физическим трудом, счетом мелких предметов (например, фишек, денег), работой руками (печатание на машинке, вязание и т.п.); организуют чужую работу. Среди них встречаются воспитатели и преподаватели.

Что касается творческих видов деятельности, то здесь преобладают «вторичное» творчество и трансля­ция результатов чужого умственного труда. Нередки использование чужого сюжета, пересказ известных про­изведений.

Когнитивная установка эпилептоидной личности основана на противопоставлении «Я» — человека про­стого, природного, делающего свое дело, и «Он» — ум­ного и потому опасного.

Психолингвистические компоненты «темных» текстов

Приведем пример типичного текста, порожденно­го лицом с эпилептоидной акцентуацией (начало по­вести Валентина Катаева «Сын полка»):

Была самая середина глухой осенней ночи. В лесу было очень сыро и холодно. Из черных лесных болот, заваленных мелкими коричневыми листьями, поднимал­ся густой туман.


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



 


Луна стояла над головой. Она светила очень сильно, однако ее свет с трудом пробивал туман.

Лес был смешанный. То в полосе лунного света пока-аынался непроницаемый черный силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем; то вдруг в отдалении появлялась белая колоннада берез; то на прогалине, на фоне белого, лунного неба, тонко рисовались голые вет­ки осин, уныло окруженные радужным сиянием.

И всюду, где только лес был пореже, лежали на зем­ле белые холсты лунного света.

В общем, это было красиво той древней, дивной кра­сотой, которая и заставляет воображение рисовать ска-Яочные картины: серого волка, несущего Ивана-цареви-ча, огромные лапы лешего, избушку на курьих ножках — да мало еще что!

Но меньше всего в этот глухой, мертвый час думали о красоте чащи три солдата, возвращавшиеся с разведки.

Больше суток провели они в тылу у немцев, выполняя боевое задание. А задание это заключалось в том, что­бы найти и отметить на карте расположение неприятель­ских сооружений.

Работа была трудная, очень опасная. Почти все вре­мя пробирались ползком. Один раз часа три подряд при­шлось неподвижно пролежать в болоте — в холодной, вонючей грязи, накрывшись плащ-палатками, сверху за­сыпанными желтыми листьями.

Обедали сухарями и холодным чаем из фляжек.

Но самое тяжелое было то, что ни разу не удалось покурить. <...>

Луна тоже сильно мешала. Идти приходилось очень медленно гуськом, метрах в тринадцати друг от дру­га, стараясь не попадать в полосы лунного света, и че­рез каждые пять шагов останавливаться и прислуши­ваться.

Необходимо отметить следующее. При всем сход-Ciiic с «активными» текстами, где герои также должны Проявлять осторожность, эмоциональный ореол «тем-Иых» текстов оказывается значительно более «мрач­ным». Сопутствующая тексту 'озлобленность' является

ft Мигературоведение



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


производной от иного психологического состояния^ нежели 'конфликтность' «активного» текста.

В тексте нами подчеркнуты слова следующих мантических категорий:

1) БОЛЬШОЙ (громадный, огромный, многоэтажный, боль\
мая точность, не больше двух километров)',

2) МАЛЕНЬКИЙ (мало, словечко, ножки, меньше всего\
думать о)',

3) ДЕЛО (выполнить задание, опасный);

4) ЗАМИРАНИЕ (останавливаться, замирать, мертвый лес);\

5) НИЗ (ложиться, лежать, неподвижно пролежать, полз-]
ком, пробираться, земля, леший);

6) ВОДА (сыро, болото, чай, грязь);

7) ЛУНА (лунное небо, лунный свет);

8) СУМРАК (туман, осенняя ночь, черный, уныло).

9) ЗАПАХ (вонючая грязь).

Каждый из этих элементов закономерен для «тем ных» текстов и имеет свое объяснение.

Смысл жизни для героя «темного» текста состоит в том, чтобы делать свое дело и бороться с врагами, которые умны и опасны. Жизнь тяжела и неприятна, человек в ней нередко становится игрушкой в руках враждебных сил.

Для «темного» текста характерно наличие более жесткой, чем в «активном» тексте, оппозиции добра и зла. Если в «активном» тексте враг — это бывший друг, предатель, то в «темном» тексте враг — чужой человек, умный и опасный. Враг несет зло, которое может со­стоять в том, что он обижает маленького, соблазняет; невинную, изобретает смертоносное оружие, проводит | опасные опыты над людьми и т.п. Добро состоит не только в том, чтобы делать свое дело, но и убить умно­го и опасного врага. В «темном» тексте могут быть и антигерои — существа без памяти, марионетки, зомби, подвластные чужой (как правило, злой) воле.

Время в «темных» текстах «импульсивно»; про­странство обладает способностью сжиматься.

Среди «темных» текстов можно выделить несколь­ко подвидов: «собственно темные», «простые», «жесто­кие», «вязкие», «щемящие», «вычурные», «разорванные».


Глава 2. Отражение черт личности в текстах 83

К,

^•М несколько отличаются друг от друга, однако не

^р жичительно, как от других типов текстов.

В I1 целом же описанная выше эмоционально-смыс-

• доминанта в «темном» тексте реализуется с по-
В к» следующих ключевых компонентов: 'простой',
В .', 'враг', 'дело' и др.

В -мантический комплекс ПРОСТОЙ получает ре-

В < ншю в следующих лексических единицах: обыкно-

В '/, обычный, делающий свое дело, незамысловатый,

В 1'йливый, неприметный и др.

В I' >СКА: бсмь, беспомощность, гнев, грусть, злоба, нена-

В , одиночество, страх (смерти); дождь, мрак, сумерки,

вуиио//ш.

В Н1'ЛГ: непонятный, опасный, умный (очень умный, за-

BfMMf'/J, чужой; замышляющий зло, затаившийся; ненави-

Bffib, окружить со всех сторон, погибнуть, убить.

В 1»( )РЬБА: бороться (за справедливость/с опасными пла-

•Мш/ в защиту обездоленных/ сирот/ маленьких), высту-

mjiiu, против угрозы человечеству/мирному труду, стремиться

• i щмиедливости, сопротивляться злу/несправедливости.
Ш
Д1ЛО: делать (свое) дело, знать, просто, уметь.

р Кроме того, для «темных» текстов характерна лек-1-И1Ш, связанная с сенсорными ощущениями (слуховы­ми, зрительными, осязательными) и биологическим ^ншнсм человеческого существования (физиологичес­ки! отравления, голод, боль, смех).

Героями «темных» текстов, как правило, бывают '1кщи гак называемых опасных профессий. Это погра­ничники и разведчики (В. Богомолов «Момент исти-ны»); солдаты (Б. Лавренев «Сорок первый») и доста-п)Чно часто моряки (Вс. Вишневский «Оптимистичес-hin трагедия»; В. Пикуль «Моонзунд»).

Действие происходят, как правило, в суровых при-(чщных условиях — на море, на корабле (Ю. Крымов I анкер "Дербент"»), в тылу у врага (В. Тельпугов «Па-I'iiiiiKvmcTbi»), в шахте, на севере, в замкнутом простран-. то одной комнаты (пьеса П. Шено «Будьте здоровы»), i мимического корабля (М. Пухов «Семя зла») или пси-»имтрической лечебницы (К. Кизи «Над кукушкиным i незлом»; W. Blatty «The Exorcist») и т.п. Тем самым



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


«темные» тексты описывают действия простого челе века в трудных условиях.

«Темные» тексты достаточно часто встречаются i публицистике (например, документальная повесть Л. Як> шенко «Линия напряжения», посвященная строителям высоковольтной линии напряжения, написана снижен ным языком с обилием бранной лексики); они Moryi быть также посвящены политической тематике (Ф. Ни бел, Ч. Бейли «Семь дней в мае»; Л. Уайт «Рафферти» Н. Велтистов «Ноктюрн пустоты»), что делает их близ кими «активным» текстам.

«Темные» тексты существуют и в жанре научно художественной литературы. В центре их вниманим находится описание конкретных, приносящих польз действий. Примером могут служить книги для детеп Б. Житкова («Очерки») и А. Маркуши («А.Б.В...», «А и сам...», «Мужчинам до 16»).

Много «темных» текстов среди произведений < животных (Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных» Ф. Зальтен «Бемби»; Б. Житков «Мангуста»), а такж< среди сказок для детей (Б. Брагин «В стране дремучи> трав», братья Гримм, Р. Киплинг, Я. Корчак, С. Лагерлеф, Н. Носов, Д. Свифт, К. Чуковский, С. Маршак и мн. др.).

Жанры, в которых достаточно распространены «тем- ] ные» тексты, — это детективы (А. Конан Доил «При-) ключения Шерлока Холмса», С. Жапризо «Ловушка для] Золушки»; П. Буало, Т. Нарсежак «Волчицы») и науч-j ная фантастика (Г.Дж. Уэллс «Машина времени», «Че- \ лове к-невидимка», А. Толстой «Аэлита», «Гиперболоид 1 инженера Гарина»).

Опишем ситуацию, которая могла бы служить мо- | делью, базовой основой «темного» текста.

Граница между двумя государствами. С одной сторо­ны «наши ребята», с другой — хитрый и опасный против­ник. Противник строит коварные планы, он в любой мо­мент готов напасть на нас, захватить нас врасплох, а затем превратить нас в своих рабов, оболванить, одеть в одина­ковую форму, заставить нас забыть свою историю, заста­вить выполнять только ему понятную работу. Что мы дол-


liwna 2. Отражение черт личности в текстах



делать, чтобы избежать плена, захвата, порабоще-1 Понимая, что противник может оказаться умнее 1Р1И даже в чисто физическом плане выше нас мы МШ быть готовы к неожиданному нападению. Пусть нмшачительным, мелким деталям, но мы должны раз-сю возможные шаги, наблюдая за противником, догадаться о готовящемся нападении. А уж если |ц*аение совершено, то мы должны противопоставить lvппкчные действия и, конечно, уничтожить врага.

Именно такова «референциальная основа когнитив-|И мнюрпретации» (Дейк, 1989, с. 141) ряда ментальных нунций в «темных» текстах. В данном случае это соот-rinyei «наиболее рациональному <...> поведению <...> силовом задержании», называемому контрразвед-|Цими приемом «качание маятника» (В. Богомолов iiimchi истины»). Эта базовая ситуация может обрас-Ц. (тльшим количеством подробностей и деталей. Ифимер, противника можно угадать по различным (по шороху листвы под ногами, по шуршанию |жды, по скрипу обуви и т.д.). Противник может уда-|1ii нас по голове или даже в пах, у защитника может 1§мнеть в глазах, он может упасть, при этом против-|ь засмеется злобным смехом.

Рассмотрим более подробно характеристики геро-|, систему образности и стилистические особенности рмных» текстов.

Персонажи «темного» текста

Простой герой

Как правило, положительный герой «темного» тек-— это простой человек, который хорошо знает свое 1, а еще лучше делает свое дело. Он нормальный, ес-етис'нный человек, с простыми желаниями и устрем-1МПЯМИ. Он звезд с неба не хватает, «академий не кон-w», но при этом он не глупый: когда надо, он может wnnn>,a самое главноесделать. Этот простой человек хмает, как правило, своими руками в большей степе-1|И| чем головой, он занят ежедневным физическим тру-



 


 



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


 


дом, что подчеркивает его простоту и естественности обыкновенность.

Часто герой «темного» текста бывает маленько роста или ниже других персонажей. Это своего ро, «психологический комплекс» главного героя, которь все время хочет вырасти, стать большим и взрослым. П{> этом он страшно не любит, когда с ним обращают как с маленьким, не проявляют к нему должного уваж< ния, не уважают его человеческого достоинства.

Вот как, например, характеризуется героиня повее> Б. Лавренева «Сорок первый» Мария Басова — Марютк

Круглая рыбачья сирота Марютка, из рыбачьего п< селка <...>. С семилетнего возраста двенадцать год| просидела верхом на скамье, вспарывая серебрян< скользкие сельдяные брюха. А когда объявили набор добровольцев в Красную гвардию, встала и пошла запи сываться в красные гвардейцы. Сперва выгнали, после видя неотступно ходящей каждый день, погоготали и при няли красногвардейкой.

Марютка — тоненькая тростиночка прибрежная <...>

Главное в жизни Марюткиной — мечтание. Очень^ мечтать склонна и еще любит выводить косо клонящими» ся в падучей буквами стихи.

Несла стихи в редакцию <...> (В редакции стихи 4k тали. — В.Б.) и рот (секретаря. — В.Б.) расползался несдерживаемого гогота, и сотрудники (тоже. — В.Б.\ <...> катались по подоконникам.



Просмотров 723

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!