Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Психиатрический подход к персонажу



Как уже отмечалось, выражением крайне субъек­тивного подхода к литературе является психиатричес­кий взгляд на художественную литературу, основы ко­торого заложены в работах таких ученых, как В. Гирш, Е- Кречмер, Ц. Ломброзо, Моро де Тур, Дж. Нисбет, А, Один, В. Штекель.

Применение психиатрических знаний в отноше­нии семантики языкового материала позволяет иссле-доиачслям проводить идентификацию не только лич­ностных черт автора, но и «личностей» персонажей Художественного текста.

Примером подобного исследования является уже упоминавшаяся монография Карла Леонгарда «Акценту-ирошшные личности» (1981). В первой части работы — «1 ипология личностей», он излагает основы своей кон­цепции акцентуированных (социально дезадаптирован­ных) личностей, близкую классификации психопати­ческих личностей П.Б. Ганнушкина. Во второй части



Белянин В Психологическое литературоведение


монографии, озаглавленной «Личность в художествен­ной литературе», К. Леонгард приводит в качестве ил­люстраций к описанным типам акцентуированных лич­ностей многочисленные примеры из мировой художе­ственной литературы.

Исследователь справедливо отдает себе отчет в ус­ловности такого подхода: «...Писатель преследует мно­жество целей, находящихся за пределами сферы пси­хологии, — пишет он, — и просто не имеет возможнос­ти тщательно выписать особенности личности разных действующих лиц. Нередко, наконец, сами персонажи служат воплощением идеи, принципа, порой они заду­маны скорее символически, так что вообще не могут представлять людей реальных» (там же, с. 269). И все же он полагает, что в литературном творчестве можно увидеть «образы <выделено мной. — В.Б.> акцентуиро­ванных личностей», личностей, которые нередко стоят на грани патологии.

Леонгард рассматривает различные черты характера и темперамента, формирующие человека как личность в тех случаях, когда он представляет собой отклонение от некоего стандарта. Он называет это акцентуацией харак­тера. Более полное определение акцентауации дает А.Е. Личко, полагая, что «акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнару­живается избирательная уязвимость в отношении опре­деленного рода психических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим».

К. Леонгард выделяет следующие типы акцентуи­рованных личностей: демонстративные, педантические, застревающие, возбудимые, гипертимические, дистими-ческие, аффективно-лабильные, аффективно-экзальти­рованные, тревожные, эмотивные, экстравертированные, интровертированные. Его квалификация персонажей литературных произведений соотносится именно с эти­ми классами.

Леонгард так характеризует интровертированную акцентуированную личность: она «живет не столько своими восприятиями и ощущениями, сколько своими


Глава 1 Художественный текст как предмет анализа 27

Представлениями. Поэтому внешние события как та-конме влияют на жизнь такого человека относительно Мало, гораздо важнее то, что он о них думает» (Леон-fdl>(), 1981, с. 161). К числу литературных персонажей, Обладающих интровертированностью, исследователь си носит персонажей Ф. Достоевского — Ивана Кара­ми юна («Братья Карамазовы») и Ордынова («Хозяй­ки»), Ганса Йоггели (И. Готхельф «Ганс Йоггели — бо-гшый дядюшка») и др. «Подобно тому как Дон-Кихот (М. Сервантес) представляет собой тип интровертиро-шииюй личности, — пишет К. Леонгард, — Санчо Пан-сп - личность типично экстравертированная. Он во Hi'i-M является противоположностью своему господину, иидиг перед собой одну лишь объективную действи-1П1ыюсть. Именно поэтому Санчо олицетворяет прак-!ический подход к вещам, здравый рассудок, противо­стоя щий оторванности от жизни Дон Кихота» (там ш, с. 361). Экстравертированной личностью является, но ею мнению, Стрепсиад в комедии Аристофана «Об-Лйка», Вильгельм Телль (Ф. Шиллер «Вильгельм Телль»), Фибрицио дель Донго (Стендаль «Пармская обитель»), 'ton и Будденброк (Т. Манн «Будденброки»), Алеша (Ф. Достоевский «Униженные и оскорбленные»).

Для демонстративных (истеричных) личностей, по мнению Леонгарда, характерны лживость, стремление игичсски привлечь к себе внимание, жажда признания, uiitiiu, артистизм. К демонстративным личностям в ху-иожеа венной литературе он относит многих персона­жей Ф.М. Достоевского: кликушу, Федора Павловича Смерди кова («Братья Карамазовы»), Лебедева («Идиот»), Порфирия Петровича («Преступление и наказание»); проси Иеремии Готхельфа, мольеровского Тартюфа («Тириоф»), Лузмана (Л one де Вега «Лузман»), Феликса Круля (Т. Манн «Признания авантюриста Феликса Кру-ЛИ»), Доранта (П. Корнель «Лжец»), императора Нерона (\ , Сенкевич «Quo vadis?»), Фиеско (Ф. Шиллер «Заговор Фигско в Генуе»), ряд персонажей древнегреческих ав-тироп (Софокла, Эсхила, Еврипида, Плавта).

1 1о его наблюдению, художественная литература, ИаоГ)илующая демонстративными личностями, в то же



Белянин В Психологическое литературоведение


 


время весьма бедна личностями педантическими (анан-

кастами). Он выдвигает следующее предположение: «Объяснение того, почему писатели не описывают в своих произведениях ананкастов, следует, очевидно, ис­кать в самих писателях. Вероятно, они в самих себе не находят подобных особенностей, а потому и не могут убедительно их изобразить» (там же, с. 283). По его мне­нию, точным примером педантической личности яв­ляется вахмистр из рассказа Альфредо де Виньи «Веч1 черний разговор в Венсене», которого мучают болез­ненные сомнения в его готовности к строевому смот­ру, в возможной краже вверенного ему имущества и тревожат опасности, которые объективно вообще не существуют. В качестве других примеров приводятся главный герой повести Жана Поля Рихтера «Путеше­ствие войскового священника Шмельце во Флец»; ге­рой романа «Зеленый Генрих» (Г. Келлер), Нехлюдов (Л. Толстой «Воскресенье»); пьесы «Мнимый больной» (Ж.Б. Мольер).

Для паранойяльно-акцентуированных характерны эгоистические аффекты, злопамятность, мстительность, заносчивость, самонадеянность и честолюбие. К числу паранойяльных он относит следующих персонажей: Отелло (В. Шекспир «Отелло»), Раскольникова и жену Мармеладова (Ф. Достоевский «Преступление и нака­зание»), Альцеста (Ж.Б. Мольера «Мизантроп»), Коль-хаса (Г. фон Клейст «Михаэль Кольхас»), султана Орос-мана (Вольтер «Заира»), судью (Кальдерой «Саламей-ский алькальд») и персонажей древнегреческих авто­ров — Электру (Софокл «Электра»), Медею (Еврипид «Медея»).

Примером комбинированной истерика-параноичес­кий личности К. Леонгард считает образ Франца Мо-ора из драмы Ф. Шиллера «Разбойники».

Возбудимые личности подвержены влечениям, ин­стинктам, неконтролируемым побуждениям; при повы­шенной степени реакций этого типа можно говорить об эпилептоидной психопатии, хотя прямая связь с эпи­лепсией отнюдь не обязательна. «Реакции возбудимых личностей импульсивны, <...> им чужда терпимость», у


/ шва 1. Художественный текст как предмет анализа 29

них часто возникает гнев, вспыльчивость, раздражитель-нос п.; мышление тяжеловесно и «уровень мышления <,, • довольно низок» (там же, с. 92). В юности у них Нередки импульсивные побеги из дому, они так же склон-н i.i к жестокости. Такие личности богато представлены и художественной литературе. Это Курт (И. Готхельф »Курт фон Коппиген»), Кориолан (В. Шекспир «Корио-iiiii»), Яков (Розеггер «Яков последний»), Геракл (Со-iiokji «Трахинянки»; Еврипид «Геракл»). В частности, в Фиме Еврипида Геракл, вернувшись домой, в припадке of »умия убивает свою жену и детей. Затем он погружа-truH и сон, проснувшись же, ничего не помнит о совер­шенном злодеянии. Герой с ужасом узнает о том, что им совершено. «Припадок безумия Геракла, — комментиру-tl К Лсонгард, — очень напоминает эпилептическое су­меречное состояние сознания» (там же, с. 313).

У Ф.М. Достоевского Дмитрий Карамазов («Братья Кирнмазовы») является примером возбудимой лично-61 и. Кроме того, писатель, сам страдавший эпилепти­ческими припадками, наделил ими многих персона­лки своих произведений, в частности, Мышкина («Иди-|н»), Смердякова («Братья Карамазовы»), Мурина («Хо-(ИЙка»), Нелли («Униженные и оскорбленные»).

Тревожную личность отличает робость, в которой Чуне i пустея элемент покорности, униженности. При­мерами таких личностей в литературе являются, по Мнению Леонгарда, господин Паран (Ги де Мопассан), мистер Щука (Геббель «Нибелунги»), учитель из повес -1И Г Келлера «Зеленый Генрих», Тобиас Миндерни-мль (Т. Манн «Тобиас Миндерникель»), чахоточная дщушка (Ф. Достоевский «Идиот»).

Для эмотивной личности характерны чувствитель­ное 1ь и глубокие реакции в области тонких эмоций. «Обычно людей этого темперамента, — пишет К. Леон-ШРЛ, — называют мягкосердечными. Они более жалост-ЛИИЫ, чем другие, больше поддаются растроганности, Испытывают особую радость от общения с природой, с Произведениями искусства. Иногда их характеризуют ЗДК людей задушевных» (там же, с. 133). Примером та-КИХ личностей в литературе, по мнению К. Леонгарда,



Белянин В Психологическое литературоведение


 


также являются некоторые персонажи Ф.М. Достоев­ского — Ваня («Униженные и оскорбленные»), Соня Мармеладева («Преступление и наказание»), а также Соня (Л. Толстой «Война и мир»), мадам де Реналь (Стендаль «Красное и черное»).

Дистимические личности «по натуре серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторо­нах жизни в гораздо большей степени, чем на радост­ных» (там же, с. 122). При более резком проявлении дистимический темперамент переходит в субдепрес­сивный. В литературе это — серьезный и нерешитель­ный Никлаус, который думает о том, что его отец умрет, или боится, что его дети будут нищенствовать (И. Гот-хельф «Воскресный день дедушки»).

Гипертимическая личность (высокая степень про­явления соответствует гипоманиакальному состоянию) характеризуется приподнятым настроением и «жаж­дой деятельности, повышенной словоохотливостью и тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора, что иногда приводит к скачкам мыслей» (там же, с. 117). К таким личностям исследователь относит Ва­сеньку Веселовского (Л. Толстой «Анна Каренина»), Катерину Осиповну Хохлакову (Ф. Достоевский «Бра­тья Карамазовы»), Гавроша (В. Гюго «Отверженные»), Фальстафа (В. Шекспир «Виндзорские насмешницы»).

Циклотимические личности, по Леонгарду, «это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план высту­пает то один, то другой из этих двух полюсов. <...> Причиной смены полюсов не всегда являются внешние раздражители, иногда бывает достаточно неуловимого поворота в общем настроении» (там же, с. 124—125).

По мнению Леонгарда, «изменчивость (лабиль­ность) подобного типа объясняется сугубо биологи­ческими причинами и потому мало располагает к со­зданию художественного образа. Следовательно, найти такой образ в художественной литературе нелегко» (там же, с. 336) В качестве примера он приводит Брайтунга (О. Людвиг «Мария») и Разумихина (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»).


Глава 1 Художественный текст как предмет анализа 31

Аффективно-экзальтированный темперамент Леон-ПФД намывает «темпераментом тревоги и счастья. Люди (мкого шпа "реагируют на них более бурно, чем ос-iiUiiiHuc < > <Они. — В.Б.> одинаково легко приходят и мосторг от радостных событий и в отчаянье от пе-чильных» (там же, с. 127). Герои В. Шекспира — Ромео («Ромео и Джульетта»), Перси, носивший прозвище «Го-римии шпора» («Генрих IV»); Ф. Достоевского — Кате-рмин Ивановна («Братья Карамазовы»), Настасья Фи-линионна («Идиот»), принц Гамбургский (Г. Клейст «Принц Гамбургский»), Мортимер (Ф. Шиллер «Мария ttlonpi»), Матильда де ля Моль (Стендаль «Красное и 4§рное»), Николай Ростов (Л. Толстой «Война и мир») ямлинпся, с его точки зрения, типичными примерами личностей этого типа.

Кроме того, Леонгард приводит описание и при­меры смешанных случаев — комбинации возбудимости И нкмревания (или, говоря иначе, эпилептоидности и Мириноияльности); комбинации личности с преобла-4ИНИСМ тревожности и личности застревающей (дис-Имически-застревающие личности); сочетания депрес-(Инносги и паранойяльности; сочетание гипертимич-Ишчи и демонстративности; дает примеры персона-Ш§й, обладающих одновременно экзальтированным тем-Шримснтом и демонстративным характером, а также цочепшия интровертированности и гипертимичности.

( 'лсдует отметить одно его важное наблюдение в Отношении правдоподобности изображаемых характе­ров, М частности, К Леонгард отмечает психологическую Нвдостверность в описании педантической личности и художественной литературе. Так, приводя мнение Д Мюллера о том, что А. Чехов в своем рассказе «Смерть ЧИНоиника» описывает человека, страдающего неврозом Няни 14 иных состояний, исследователь одновременно от-мечпп, ч го Червяков нисколько не сомневается в том, Что сю поведение оправдано и обосновано, в то время ПИК иснротики с навязчивыми состояниями неизменно Мучикнся такими сомнениями, ведущими к характер­ной инуфенней борьбе. Аналогичным образом он пола-чк) Н. Гоголь в лице Акакия Акакиевича («Ши-



Белянин В Психологическое литературоведение


 


 


„**


нель») «изображает человека, который внешне выпол­няет свою работу как ананкаст, но внутренне никаких ананкастических черт не имеет» (там же, с. 287)

Работа К. Леонгарда представляет собой основа­тельно аргументированный и методологически обозна­ченный подход, который позволяет увидеть скрытый за образом литературного персонажа реальную (пусть и социально дезаптированную) личность.

В работах других современных психиатров также приводятся квалификации героев художественного тек­ста как психопатических личностей.

Так, поведение Ивана Ивановича и Ивана Никифо-ровича (Н.В. Гоголь «Повесть том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») может быть рас­смотрено как сутяжничество (Семке, 1991); М.И. Буянов относит Хлестакова («Ревизор» Н.В. Гоголя) и Барона Мюнгхаузена («Барон Мюнхгаузен» Э. Распе), так же как и гоголевского Ноздрева, к истерическим лжецам (Буянов, 1991, 1994). Чудик из одноименного рассказа В. Шукшина «по характерологическому облику» расце­нивается психиатром В.Я. Семке как «инфантильная (с чертами детской психики) личность с выраженным шизоидным радикалом» (Семке, 1991, с. 114). Ряд других персонажей Шукшина* являются, по мнению психиат­ра, паранойяльными психопатами (там же). Аналогич­ным образом «поведение» литературного игрока в кар­ты (Достоевский «Игрок») может быть рассмотрено с позиций того, как страсть порождает застревание (Kohan, 1995). Илье Ильичу Обломову («Обломов» Н. Гон­чарова) психиатры ставят диагноз депрессии, герои Г. Ибсена — «это психопатические личности <...> чаще всего параноики и шизофреники» (Буянов, 1989).

Такого рода примеров можно привести достаточно много. Так, Ф.Е. Василюк в работе «Психология пережи­вания» на основе анализа чувств и мыслей Родиона Ро-


* Моня Квасов из рассказа «Упорный»; Митька Ерма­ков из рассказа «Сильные идут дальше»; Николай Григорь­евич Кузовников из рассказа «Выбираю деревню на жи­тельство».


/ шва 1 Художественный текст как предмет анализа 33

мипонича Раскольникова до и после совершения пре-ьпумлсния дает описание модели поведения, при кото­ром и.фастают внутренние противоречия и усиливается конфликт между личностью и обществом (Василюк, 1984). 11с претендуя на полноту ответов на все постав­ленные этим исследователем вопросы, приведем осно-mmmi для того, чтобы анализировать семантическое ilpoi флнство художественного текста как поле, на ко-юром проявляются типологические черты личности Hinop.i При этом и персонажи, и все составляющие tHMtcia будем рассматривать как проявление сознания интра, как манифестацию его образа мира.



Просмотров 633

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!