Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Белянин В. Психологическое литературоведение. Приведем показательный в плане данного анализа пример:




 


Приведем показательный в плане данного анализа пример:

Малые дети в песочке играли, Умному дяде думать мешали. Жалобно пули в воздухе выли. Гробики только по метру и были.

Обращение текстов в этом жанре к физиологии и к смерти позволяет относить их к «темным» (Белянин, Бутенко, 1996).

На небольшом или уменьшенном росте действую­щих лиц построены сюжеты многих книг для детей. Можно было бы это объяснить тем, что сами дети ма­ленького роста, но, говоря о типе текста, следует отме­тить не только наличие одного признака (в данном случае — рост героя), но и комплекс сопутствующих элементов, которые позволяют относить текст к опре­деленному типу.

Так, в книге «Чудесные путешествия Нильса с ди­кими гусями» С. Лагерлеф есть и уменьшение в резуль­тате колдовства лесного гнома, и восстановление роста, есть нежелание учиться, и злая бронзовая статуя-вели­кан (не человек), которая ходит только по ночам, и серые крысы, которых Нильс уводит в озеро. В «Путе­шествиях Гулливера» (Д. Свифт) есть и лилипуты («Пу­тешествия в Лилипутию»), и великаны («Путешествие в Бробдигнег»), и глупые ученые («Путешествия в Ла-путу»). Главный герой в книге Я. Корчака «Король Ма-тиуш Первый» невысокого роста, и его преследует тос­ка и неудовлетворенность. В книге Н. Носова «Приклю­чения Незнайки и его друзей» герой-коротышка много­го не знает, зато многое умеет делать, а затем попадает на Луну («Незнайка на Луне»). В книге Б. Брагина «В стране дремучих трав» уменьшенный рост героев по­могает понять простые истины в отношении природы.

Можно вспомнить и о «простом» тексте «Дядя Сте­па» С. Михалкова, где именно рост героя играет основ­ную роль: с постовым такого роста спорить запросто не просто.


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



 


Немало примеров, связанных с ростом, можно найти в повести Вронской Джин «...И один высокий карлик», где речь идет о пребывании в сумасшедшем доме (в пре­дисловии эта повесть сравнивается с романом Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом»). К подгруппе слов, связан­ных с размером, примыкают слова, в том числе имена собственные, с уменьшительно-ласкательными суффик­сами: пятнышко, ларчик, слоненок, елочка, зайчишка, серень­кий, лошадка, мужичок, корешок, детишки. Наличие их в тексте однозначно указывает на то, что текст «темный».

Падение

«Темный» текст может начинаться (Л. Кэрролл «При­ключения...») или заканчиваться (В. Липатов «И это все о нем», где в результате расследования гибели главного героя высокого роста оказывается, что он выпал из ва­гона поезда) семантическим компонентом 'падение'.

Говоря о корреляции с эпилепсией, уместно вспом­нить, что сам термин происходит от греческого слова epileopsia, что означает «внезапно падать, неожиданно быть охваченным».

Вот как описывается у Конан Доила имитация Шерлоком Холмсом падения, напоминающего внешне эпилептический припадок:

— Мы думаем, что если бы нам только удалось най­ти... Боже! Мистер Холмс, что с вами?

Мой бедный друг внезапно ужасно изменился в лице, Глаза закатились, все черты свело судорогой, и, глухо застонав, он упал ничком наземь. Потрясенные внезап­ностью и силой припадка, мы перенесли несчастного в кухню, и там, полулежа на большом стуле, он несколько минут тяжело дышал. Наконец он поднялся, сконфужен­но извиняясь за свою слабость.

(Конан Доил «Рейгетские сквайры»)

Иногда в качестве эквивалента 'падения' высту­пает компонент с общим смыслом 'резкая останов­ка', что можно расценивать как соответствие оцепе­нению, застыванию, замиранию, описываемыми при


пу;. о .-r-7 •-" ---.-• ^ >

В этот же миг Алиса юркнула за ним следом ^... . Нора сначала шла прямо, ровно, как туннель, а по­том вдруг круто обрывалась вниз. Не успела Алиса и гла­зом мортуть, как она начала падать, словно в глубокий колодец.

Для того чтобы попасть к коротышкам-селенитам fжителям Луны), должен был провалиться в яму и «е-зтйка (Н Шсо^ .Незнайка на Луне»); попадает в тем-"ыйТтеплыи чулан, который называется желудком кигпа

(Ф г1бле). По словам М.М. Бахшиа, «ведущий Пантрюэм" - разинутый рот, ™ ест, в>ковде ,

Вс"ТрЯазы ЈЈ. п^й

Движением в „из („из земной идлесныи), все , Renvr в преисподнюю» (Бахтин, 1990, с. 41»;. ММ б™ рассматривает падение, опускание вниз как некоторый литературный прием, «снова которого усматривается им в традициях культуры «В средневе ковой картине мира, - пишет он, - верх и низ, выше и


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



 


tie, имеют абсолютное значение как в пространствен-iiiK и в ценностном смысле. Поэтому движение |рх, путь восхождения, или обратный путь нисхож-

мм, падения играли в системе мировоззрения ис-и тельную роль. Такую же роль они играли и в itH'irMc образов искусства и литературы, проникнутых it им мировоззрением. <...> Та конкретная и зримая мнить мира, которая лежала в основе средневекового nfipu того мышления, была существенно вертикальной» (пмм же, с. 444).

И рамках же нашей концепции, ориентированной ни соотнесение текстовых символов с мироощущени­ем и к гора, возможна иная трактовка. Допуская возмож-HIм-и. сходства в описании падения с психологичес-i им описанием ощущения равновесия, свойственного I- • м людям, мы полагаем, что появление в «темных» • i сгах лексики с общей семой 'низ' (внизу, дно, дыра, ktwxleu, нора, подвал, подземелье, яма и др.) обусловлено существованием в клинической картине эпилепсии «припадков головокружения, связанных с ощущения­ми поднимания и опускания, как это наблюдается в пифте» (Сараджишвили, Геладзе, 1977, с. 155).

Падение в воду

Достаточно часто компонент 'падение' имеет вид 'падение в воду'. Функцию воды при этом может вы-Нолнять озеро, река, море, лужа и др. Вода в любом виде Просто преследует персонажа.

— Поди-ка сюда, вождек <говорят высокому индей'
цу черные санитары. — В.Б.>. Суют мне тряпку, показы
вают, где сегодня мыть, и я иду. Один огрел меня сзади пО
ногам щеткой: шевелись!»

(Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом»)1

— Час от часу не легче! — подумала бедная Алиса. ^
Такой крошкой я еще не была ни разу! Плохо мое дел"
Хуже некуда <...>.

Тут она поскользнулась и бух! — шлепнулась в воД (Л. Кэрролл «Приключения..''


по


Белянин В. Психологическое литературоведение


 


Вдруг выдра пронзительно взвизгнула, перекувырк-^ нулась и шлепнулась прямо в воду.

(С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса

с дикими гусями»)

«Нам бы только до взморья добраться, Дорогая моя!» — «Молчи...» И по лестнице стали спускаться, Задыхаясь, искали ключи.

(А. Ахматова «Побег»)

Вода

Очевидно, что вода имеет несколько функций в куль­турных текстах. Так, Ф. Ленд трактует падение волка в колодец в «Волке и семеро козлят» братьев Гримм сле­дующим образом: «Вода колодца, образ оживляющего созидательного начала, не может утолить его жажду <ча-стый мотив в «темных» текстах. — В.Б.>, она несет ему смерть» (Ленц, 1995, с. 63). 3. Фрейд толкует падение в воду во сне как символ рождения (Фрейд, 1990).

В «темных» текстах достаточно часто идет дождь (кинофильм «Shine»), герои оказываются на море, под водой, падают в лужи, пьют алкоголь. Иногда 'вода' встречается и в названиях текстов (кинофильм «Rain Man»). He заметить устойчивости этого образа нельзя.

В рамках нашего подхода близость этих двух ком­понентов ('падение' и 'вода') не случайна, что подтвер­ждается наличием в психиатрической литературе све­дений о возможности возникновения эпилептического припадка при погружении тела в воду (Справочник..., 1985), поскольку «судорожная предрасположенность воз­растает прямо пропорционально количеству жидкости в мозгу» (Жариков и др., 1989, с. 481). Есть данные и о том, что при эпилепсии имеется нарушение водно-солевого» обмена, и о том, что после припадка возможно мочеис­пускание (Портнов, Федотов, 1971; Карлов, 1990 и др.).

Зрительные ощущения

Важным признаком «темного» текста является на­личие в нем описания зрительных ощущений с се-


Глава 2. Отражение черт личности в текстах



мантическим компонентом 'сумрак'. Относя этот ком­понент формально к зрительным ощущениям, отме­тим его близость как к органическим ощущениям, так и к эмоциональным состояниям в силу ярко выра­женного эмоционального тона, который ему сопут­ствует.

Среди лексики, связанной со зрительными ощуще­ниями, выделяются две подгруппы слов. Первая из них отражает резкое изменение световых ощущений (блеск, блики, вспышка, мерцание, пятно), вторая — постепенное, связанное также и с изменением цвета (позеленеть о/и злости, покраснеть, побледнеть, измениться в лице).

Сумерки

Дым, мрак, сумрак, туман, тучи, тьма нередко встре­чаются при описании обстановки, которая представ­ляется положительному персонажу «темного» («про­стого») текста угрожающей

На наш взгляд, внешнее (сюжетное) обоснова­ние появления того или иного семантического ком­понента является вторичным. Так, в рассказе Конан Доила «Собака Баскервилей» Шерлока Холмса по­стоянно окружают туман и сумерки. Нарративно это обусловлено пребыванием героя на болотной мест­ности, однако можно утверждать, что в модели по­рождения (психологически) первична именно мо­дальность мироощущения, а описываемые в тексте реалии вторичны.

В целом, сталкиваясь с угрожающей его жизни си-гуацией, герой «темного» текста оказывается в ее эпи­центре, как бы стремясь к собственной смерти, к ауто-деструкции (саморазрушению). Мир для героя «темно-ю» текста враждебен, он словно физически ощущает, что вокруг него сжимается пространство, замыкается или сжимается кольцо врагов либо вокруг него стано­вится темно. Сюжетно это, как уже отмечалось, связано с тем, что он спускается вниз (в подземелье, в нору, в пещеру, в шахту и т.п.). Но факт остается фактом — сумрак и ограниченное пространство наиболее часто встречаются именно в «темном» тексте.



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


Огонь

Появление этих лексических элементов в «темных» текстах объясняется наличием при эпилепсии галлюци­наторной ауры, во время которой видятся пожары, зри­тельных аур со всевозможными зрительными припадка­ми — фотопсиями, фотогениями и паропсиями в виде фосфенов, а также с возможностью припадка «под влия­нием световых мельканий» (Портнов, Федотов, 1971; Са-раджишвшш, Геладзе, 1977; Карлов, 1990; Справочник..., 1985).

Кроме того, в «темном» тексте возможно появле­ние слов, связанных с семой 'огонь' (пожар, гореть, под­жигать, загореться, вспыхнуть), причем 'огонь' может играть и ключевую роль в тексте, и быть фоном.

Луна

Любопытно, что наравне с видением предметов во время сумерек, в сумраке, во тьме, иногда описывается, что герой видит предметы при лунном свете, что похоже на описания сомнабулизма, снохождений или лунатизма при эпилепсии. Встречается слово Луна и в названии «тем­ных» текстов (Н Носов «Незнайка на Луне»; С. Павлов «Лунная радуга»; К. Циолковский «На Луне»).

Появление Луны нередко связано с возбуждением злых, низменных начал:

Трещит заискренным забором

Сухой рождественский мороз;

И где-то ветер вертким вором

Гремит заржавленным запором;

И сад сугробами зарос.

Нет, лучше не кричать, не трогать

То бездыханное жерло:

Оно черно, — как кокс, как деготь...

И по нему, как мертвый ноготь,

Луна переползает зло.

А. Белый

Слуховые ощущения

В «темных» текстах много лексических элементов со значением 'неприятный звук': треск, шорох, шурша-


Глава 2. Отражение черт личности в текстах

нив; грохнуть; затрещать, зашелестеть, зашуршать, хри­петь и др.

Так, в повести Ч. Айтматова «Плаха» многократно пстречается описание воя, который может быть длитель­ный, тягостный, заунывный; горестный, яростный и злоб­ный; гула, который может быть мощный, странный; гро-\orna выстрелов и поездов, стона; который может при­надлежать зверю, быть печальным и тяжким, все может t-удеть голова, поезд, земля и громыхатьгроза, поезда.

Психологическим коррелятом этого явления пред-иавляются «ложные слуховые ощущения (паракузии), которые выражаются в ощущении различных звуков, шумов, звона, беспрерывного или прерывистого» (Са-раджишвили, Геладзе, 1974, с. 154).

Обонятельные ощущения

Достаточно часто в «темных» текстах встречается описание того, как герой почувствовал запах горелой резины, резкий запах, ему пахнуло, ударило в нос.

Вот пример из повести В. Катаева о «прирожден­ном разведчике» — «Сын полка»:

Непрерывный звенящий гул стоял как стена вокруг орудий. Едкий, душный запах пороховых газов застав­лял слезиться глаза, как горчица. Даже во рту Ваня чув­ствовал его кислый запах.

А вот фрагмент стихотворения И. Бродского:

Тлеет кизляк, ноги окоченели; пахнет тряпьем, позабытой баней.

Коррелятом этих семантических компонентов может быть обонятельная аура, при которой ощущается непри­ятный, зловонный запах гнили, дыма, паленого, горелого.

Другие психосемантические компоненты «темного» текста

Не приводя дополнительных развернутых приме­ров (число которых может очень быть велико), отме-

К Литературоведение



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


тим наличие в «темных» текстах и ряда других семан­тических компонентов.

Гады

Достаточно регулярно в «темных» текстах встреча­ются мыши (Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король»; Дж. Стейнбек «О людях и мышах»), гусеницы (Л. Кэрролл «Алиса...»), змеи, муравьи. Похож на паука Крошка Цахес (Э.Т.А. Гофман). Есть тараканы у Булга­кова и в «Роковых яйцах», и в «Белой гвардии». Особую роль играет таракан, как известно, у Чуковского в сти­хотворении «Тараканище»:

— Принесите ко мне, звери, ваших детушек, Я сегодня их за ужином скушаю.

Можно, конечно, свести образ насекомого, в кото­рого превращается Грегор Замза Ф. Кафки («Превра­щение»), к таракану (Елистратов, 1996), но факт остает­ся фактом — это насекомое.

Наиболее частотны крысы. Так, эпидемия чумы (мрак чумы) в Оранге началось с того, что «.доктор Бернар Риз, выйдя из квартиры, споткнулся на лестничной пло­щадке о дохлую крысу» (А. Камю «Чума»).

В кульминационной сцене главному герою романа Дж. Оруэлла «1984» Уилсону Смиту угрожают тем, что на его лицо наденут маску и приблизят к нему клетку! с крысами: «Гнусный затхлый запах зверей ударил в нос. \ Рвотная спазма подступила к горлу, и он почти потерял} сознание. Все исчезло в черноте. <...> Черная паника <...> накатила на него. Он был слеп, беспомощен, ничего не со­ображал».

Увечье

Иногда в «темных» текстах описывается герой, об­ладающий каким-либо физическим уродством, из ко­торых наиболее часто встречается хромота (к приме­ру, хромает Адыгеи из «Буранного полустанка» Ч. Ай­тматова или напарник главного героя в к/ф «Полу­ночный ковбой») или умственная отсталость (Д. Стей-


Глава 2 Отражение черт личности в текстах



 


пбек «О людях и мышах», Кен Кизи «Над кукушки­ным гнездом», У. Фолкнер «Шум и ярость», к/ф «Rain Man»).

Дно общества

Достаточно часто описывается так называемое 'дно общества': трущобы, пивнушки, проститутки, бандиты и пр. При этом описание злодеяний превалирует над описанием борьбы с ними.

В этом легко увидеть корреляции с неупорядочен­ностью жизни как личностной особенностью или с бродяжничеством, возможном при эпилепсии.

Физиология

В целом для «темных» текстов характерен интерес к уровню физиологии человека. Приведем достаточно показательный пример из финала повести «Сорок пер-ный» Б. Лавренева:

Поручик упал головой в воду <sic! — Б.Б.>. В мас­лянистом стекле расходились красные струйки из раз­дробленного черепа. <...>. Марютка шагнула вперед, на­гнулась. С воплем рванула гимнастерку на груди, выро­нив винтовку.

В воде на розовой нити нерва колыхался выбитый из орбиты глаз. Синий, как море, шарик смотрел на нее не-удоменно-жалостно.

А вот пример более мягкого описания физиологи­ческой стороны жизни человека в сцене тушения по­жара Гулливером, находившимся в Лилипутии:

«Накануне вечером я выпил много превосходнейшего вина <...>, которое отличается сильным мочегонным дей­ствием. По счастливой случайности я еще ни разу не об­легчался от выпитого. Между тем пожар от пламени и уси­ленной работы по его тушению подействовали на меня и быстро обратили вино в мочу. Я выпустил ее в таком изо­билии и так метко, что в какие-нибудь три минуты огонь был совершенно потушен».



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


В «темных» текстах уделяется особое внимание сек­суальной жизни человека. Так, ходит в публичный дом получивший бессмертие от дьявола Дориан Грей (О. Уайлд «Портрет...»). Бунтующий против порядков в больнице Макмерфи, любящий карты, сигареты и вино, приводит в клинику девушку и спит с ней, а сам роман начинается со следующих фраз: «Они там. Черные в белых костюмах встали раньше меня, справили половую нужду в коридоре и подотрут, пока я их не накрыл» (Кен Кизи «Над кукуш­киным гнездом»).

Не останавливаясь на этой проблеме подробно, от­метим возможность «возбужденности сексуального чув­ства» в связи с эпилептическим припадком (Клини­ческая..., 1967).

Труп

В «темном» тексте большую роль может играть се­мантический компонент 'труп' и тесно связанный с ним 'смерть'. Иногда эквивалентом смерти может выс­тупать 'сон' как временная смерть.

Как известно, в философии экзистенциализма цен­тральное место занимает проблема смерти. Тексты боль­шинства экзистенциалистов мы относим к «темным».

В этой связи интересно отметить, что один из перево­дов сказки Л. Кэрролла звучит как «Соня в царстве дива».

В целом анализ показал, что частотность слов, отно­сящихся к этой лексико-семантической группе, в «тем­ных» текстах значительно превышает частотность этих слов в текстах других типов. Более того, очень велика вероятность того, что при появлении слова одной из групп ('тоска', 'запах' и т.п.) встретятся и слова другой группы.

Стилистические особенности «темных» текстов

Говоря о типе текста, мы имеем в виду не столько его сюжет или композицию, сколько эмоциональный замысел, который лежит «за текстом» и проявляется в каждом элементе текста, в том числе в его стиле.


Глава 2. Отражение черт личности в текстах 117

Стиль «темного» текста существенно отличается от С1иля других типов текстов. Собственно говоря, назы-инн этот тип текста в свое время «простым» (Белянин, 1988), мы в первую очередь имели в виду характеристи­ки его стиля. Ощущение «сумеречности» и «вязкости» создается в таком тексте не только одним описанием обстановки или упоминанием о том, что вдруг все по­темнело, этому способствует и весь его стиль. Говоря об «освобождении литературного слова <...> от ига выра­женной упорядоченности», Р. Барт вводит понятие «бе­лое письмо» (Барт, 1983, с. 343). Он пишет: «...Письмо, приведенное к нулевой степени, есть в сущности <...> нисмодальное письмо; его можно было бы даже на-зпать журналистским письмом <...> нейтральное пись­мо располагается посреди <...> эмоциональных вык­риков и суждений, но сохраняет от них полную неза­висимость; его суть как раз состоит в их отсутствии... '•)тот прозрачный язык, впервые использованный Камю и "Постороннем", создает стиль, основанный на идее отсутствия, которое оборачивается едва ли не полным отсутствием самого стиля» (там же).

Это ценное для нас наблюдение необходимо про­иллюстрировать цитатой из упоминаемого Р. Бартом произведения А. Камю, философа экзистенциализма:

Вечером за мной зашла Мари, Она спросила, думаю ли я жениться на ней. Я ответил, что мне все равно, но если ей хочется, то можно и жениться. Тогда она осведо­милась, люблю ли я ее. Я ответил точно так же, как уже сказал ей один раз, что это никакого значения не имеет, но вероятно, я не люблю ее.

— Тогда зачем же тебе жениться на мне? — спроси­ла она.



Просмотров 733

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!