![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Белянин В. Психологическое литературоведение. Приведем показательный в плане данного анализа пример:
Приведем показательный в плане данного анализа пример: Малые дети в песочке играли, Умному дяде думать мешали. Жалобно пули в воздухе выли. Гробики только по метру и были. Обращение текстов в этом жанре к физиологии и к смерти позволяет относить их к «темным» (Белянин, Бутенко, 1996). На небольшом или уменьшенном росте действующих лиц построены сюжеты многих книг для детей. Можно было бы это объяснить тем, что сами дети маленького роста, но, говоря о типе текста, следует отметить не только наличие одного признака (в данном случае — рост героя), но и комплекс сопутствующих элементов, которые позволяют относить текст к определенному типу. Так, в книге «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф есть и уменьшение в результате колдовства лесного гнома, и восстановление роста, есть нежелание учиться, и злая бронзовая статуя-великан (не человек), которая ходит только по ночам, и серые крысы, которых Нильс уводит в озеро. В «Путешествиях Гулливера» (Д. Свифт) есть и лилипуты («Путешествия в Лилипутию»), и великаны («Путешествие в Бробдигнег»), и глупые ученые («Путешествия в Ла-путу»). Главный герой в книге Я. Корчака «Король Ма-тиуш Первый» невысокого роста, и его преследует тоска и неудовлетворенность. В книге Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» герой-коротышка многого не знает, зато многое умеет делать, а затем попадает на Луну («Незнайка на Луне»). В книге Б. Брагина «В стране дремучих трав» уменьшенный рост героев помогает понять простые истины в отношении природы. Можно вспомнить и о «простом» тексте «Дядя Степа» С. Михалкова, где именно рост героя играет основную роль: с постовым такого роста спорить запросто не просто. Глава 2. Отражение черт личности в текстах
Немало примеров, связанных с ростом, можно найти в повести Вронской Джин «...И один высокий карлик», где речь идет о пребывании в сумасшедшем доме (в предисловии эта повесть сравнивается с романом Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом»). К подгруппе слов, связанных с размером, примыкают слова, в том числе имена собственные, с уменьшительно-ласкательными суффиксами: пятнышко, ларчик, слоненок, елочка, зайчишка, серенький, лошадка, мужичок, корешок, детишки. Наличие их в тексте однозначно указывает на то, что текст «темный». Падение «Темный» текст может начинаться (Л. Кэрролл «Приключения...») или заканчиваться (В. Липатов «И это все о нем», где в результате расследования гибели главного героя высокого роста оказывается, что он выпал из вагона поезда) семантическим компонентом 'падение'. Говоря о корреляции с эпилепсией, уместно вспомнить, что сам термин происходит от греческого слова epileopsia, что означает «внезапно падать, неожиданно быть охваченным». Вот как описывается у Конан Доила имитация Шерлоком Холмсом падения, напоминающего внешне эпилептический припадок: — Мы думаем, что если бы нам только удалось найти... Боже! Мистер Холмс, что с вами? Мой бедный друг внезапно ужасно изменился в лице, Глаза закатились, все черты свело судорогой, и, глухо застонав, он упал ничком наземь. Потрясенные внезапностью и силой припадка, мы перенесли несчастного в кухню, и там, полулежа на большом стуле, он несколько минут тяжело дышал. Наконец он поднялся, сконфуженно извиняясь за свою слабость. (Конан Доил «Рейгетские сквайры») Иногда в качестве эквивалента 'падения' выступает компонент с общим смыслом 'резкая остановка', что можно расценивать как соответствие оцепенению, застыванию, замиранию, описываемыми при пу;. о .-r-7 •-" ---.-• ^ > В этот же миг Алиса юркнула за ним следом ^... . Нора сначала шла прямо, ровно, как туннель, а потом вдруг круто обрывалась вниз. Не успела Алиса и глазом мортуть, как она начала падать, словно в глубокий колодец. Для того чтобы попасть к коротышкам-селенитам fжителям Луны), должен был провалиться в яму и «е-зтйка (Н Шсо^ .Незнайка на Луне»); попадает в тем-"ыйТтеплыи чулан, который называется желудком кигпа (Ф г1бле). По словам М.М. Бахшиа, «ведущий Пантрюэм" - разинутый рот, ™ ест, в>ковде , Вс"ТрЯазы ЈЈ. п^й Движением в „из („из земной идлесныи), все , Renvr в преисподнюю» (Бахтин, 1990, с. 41»;. ММ б™ рассматривает падение, опускание вниз как некоторый литературный прием, «снова которого усматривается им в традициях культуры «В средневе ковой картине мира, - пишет он, - верх и низ, выше и Глава 2. Отражение черт личности в текстах
tie, имеют абсолютное значение как в пространствен-iiiK и в ценностном смысле. Поэтому движение |рх, путь восхождения, или обратный путь нисхож- мм, падения играли в системе мировоззрения ис-и тельную роль. Такую же роль они играли и в itH'irMc образов искусства и литературы, проникнутых it им мировоззрением. <...> Та конкретная и зримая мнить мира, которая лежала в основе средневекового nfipu того мышления, была существенно вертикальной» (пмм же, с. 444). И рамках же нашей концепции, ориентированной ни соотнесение текстовых символов с мироощущением и к гора, возможна иная трактовка. Допуская возмож-HIм-и. сходства в описании падения с психологичес-i им описанием ощущения равновесия, свойственного I- • м людям, мы полагаем, что появление в «темных» • i сгах лексики с общей семой 'низ' (внизу, дно, дыра, ktwxleu, нора, подвал, подземелье, яма и др.) обусловлено существованием в клинической картине эпилепсии «припадков головокружения, связанных с ощущениями поднимания и опускания, как это наблюдается в пифте» (Сараджишвили, Геладзе, 1977, с. 155). Падение в воду Достаточно часто компонент 'падение' имеет вид 'падение в воду'. Функцию воды при этом может вы-Нолнять озеро, река, море, лужа и др. Вода в любом виде Просто преследует персонажа. — Поди-ка сюда, вождек <говорят высокому индей' (Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом»)1 — Час от часу не легче! — подумала бедная Алиса. ^ Тут она поскользнулась и бух! — шлепнулась в воД (Л. Кэрролл «Приключения..'' по Белянин В. Психологическое литературоведение
Вдруг выдра пронзительно взвизгнула, перекувырк-^ нулась и шлепнулась прямо в воду. (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями») «Нам бы только до взморья добраться, Дорогая моя!» — «Молчи...» И по лестнице стали спускаться, Задыхаясь, искали ключи. (А. Ахматова «Побег») Вода Очевидно, что вода имеет несколько функций в культурных текстах. Так, Ф. Ленд трактует падение волка в колодец в «Волке и семеро козлят» братьев Гримм следующим образом: «Вода колодца, образ оживляющего созидательного начала, не может утолить его жажду <ча-стый мотив в «темных» текстах. — В.Б.>, она несет ему смерть» (Ленц, 1995, с. 63). 3. Фрейд толкует падение в воду во сне как символ рождения (Фрейд, 1990). В «темных» текстах достаточно часто идет дождь (кинофильм «Shine»), герои оказываются на море, под водой, падают в лужи, пьют алкоголь. Иногда 'вода' встречается и в названиях текстов (кинофильм «Rain Man»). He заметить устойчивости этого образа нельзя. В рамках нашего подхода близость этих двух компонентов ('падение' и 'вода') не случайна, что подтверждается наличием в психиатрической литературе сведений о возможности возникновения эпилептического припадка при погружении тела в воду (Справочник..., 1985), поскольку «судорожная предрасположенность возрастает прямо пропорционально количеству жидкости в мозгу» (Жариков и др., 1989, с. 481). Есть данные и о том, что при эпилепсии имеется нарушение водно-солевого» обмена, и о том, что после припадка возможно мочеиспускание (Портнов, Федотов, 1971; Карлов, 1990 и др.). Зрительные ощущения Важным признаком «темного» текста является наличие в нем описания зрительных ощущений с се- Глава 2. Отражение черт личности в текстах мантическим компонентом 'сумрак'. Относя этот компонент формально к зрительным ощущениям, отметим его близость как к органическим ощущениям, так и к эмоциональным состояниям в силу ярко выраженного эмоционального тона, который ему сопутствует. Среди лексики, связанной со зрительными ощущениями, выделяются две подгруппы слов. Первая из них отражает резкое изменение световых ощущений (блеск, блики, вспышка, мерцание, пятно), вторая — постепенное, связанное также и с изменением цвета (позеленеть о/и злости, покраснеть, побледнеть, измениться в лице). Сумерки Дым, мрак, сумрак, туман, тучи, тьма нередко встречаются при описании обстановки, которая представляется положительному персонажу «темного» («простого») текста угрожающей На наш взгляд, внешнее (сюжетное) обоснование появления того или иного семантического компонента является вторичным. Так, в рассказе Конан Доила «Собака Баскервилей» Шерлока Холмса постоянно окружают туман и сумерки. Нарративно это обусловлено пребыванием героя на болотной местности, однако можно утверждать, что в модели порождения (психологически) первична именно модальность мироощущения, а описываемые в тексте реалии вторичны. В целом, сталкиваясь с угрожающей его жизни си-гуацией, герой «темного» текста оказывается в ее эпицентре, как бы стремясь к собственной смерти, к ауто-деструкции (саморазрушению). Мир для героя «темно-ю» текста враждебен, он словно физически ощущает, что вокруг него сжимается пространство, замыкается или сжимается кольцо врагов либо вокруг него становится темно. Сюжетно это, как уже отмечалось, связано с тем, что он спускается вниз (в подземелье, в нору, в пещеру, в шахту и т.п.). Но факт остается фактом — сумрак и ограниченное пространство наиболее часто встречаются именно в «темном» тексте. Белянин В. Психологическое литературоведение
Огонь Появление этих лексических элементов в «темных» текстах объясняется наличием при эпилепсии галлюцинаторной ауры, во время которой видятся пожары, зрительных аур со всевозможными зрительными припадками — фотопсиями, фотогениями и паропсиями в виде фосфенов, а также с возможностью припадка «под влиянием световых мельканий» (Портнов, Федотов, 1971; Са-раджишвшш, Геладзе, 1977; Карлов, 1990; Справочник..., 1985). Кроме того, в «темном» тексте возможно появление слов, связанных с семой 'огонь' (пожар, гореть, поджигать, загореться, вспыхнуть), причем 'огонь' может играть и ключевую роль в тексте, и быть фоном. Луна Любопытно, что наравне с видением предметов во время сумерек, в сумраке, во тьме, иногда описывается, что герой видит предметы при лунном свете, что похоже на описания сомнабулизма, снохождений или лунатизма при эпилепсии. Встречается слово Луна и в названии «темных» текстов (Н Носов «Незнайка на Луне»; С. Павлов «Лунная радуга»; К. Циолковский «На Луне»). Появление Луны нередко связано с возбуждением злых, низменных начал: Трещит заискренным забором Сухой рождественский мороз; И где-то ветер вертким вором Гремит заржавленным запором; И сад сугробами зарос. Нет, лучше не кричать, не трогать То бездыханное жерло: Оно черно, — как кокс, как деготь... И по нему, как мертвый ноготь, Луна переползает зло. А. Белый Слуховые ощущения В «темных» текстах много лексических элементов со значением 'неприятный звук': треск, шорох, шурша-
Так, в повести Ч. Айтматова «Плаха» многократно пстречается описание воя, который может быть длительный, тягостный, заунывный; горестный, яростный и злобный; гула, который может быть мощный, странный; гро-\orna выстрелов и поездов, стона; который может принадлежать зверю, быть печальным и тяжким, все может t-удеть — голова, поезд, земля и громыхать— гроза, поезда. Психологическим коррелятом этого явления пред-иавляются «ложные слуховые ощущения (паракузии), которые выражаются в ощущении различных звуков, шумов, звона, беспрерывного или прерывистого» (Са-раджишвили, Геладзе, 1974, с. 154). Обонятельные ощущения Достаточно часто в «темных» текстах встречается описание того, как герой почувствовал запах горелой резины, резкий запах, ему пахнуло, ударило в нос. Вот пример из повести В. Катаева о «прирожденном разведчике» — «Сын полка»: Непрерывный звенящий гул стоял как стена вокруг орудий. Едкий, душный запах пороховых газов заставлял слезиться глаза, как горчица. Даже во рту Ваня чувствовал его кислый запах. А вот фрагмент стихотворения И. Бродского: Тлеет кизляк, ноги окоченели; пахнет тряпьем, позабытой баней. Коррелятом этих семантических компонентов может быть обонятельная аура, при которой ощущается неприятный, зловонный запах гнили, дыма, паленого, горелого. Другие психосемантические компоненты «темного» текста Не приводя дополнительных развернутых примеров (число которых может очень быть велико), отме- К Литературоведение Белянин В. Психологическое литературоведение
тим наличие в «темных» текстах и ряда других семантических компонентов. Гады Достаточно регулярно в «темных» текстах встречаются мыши (Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король»; Дж. Стейнбек «О людях и мышах»), гусеницы (Л. Кэрролл «Алиса...»), змеи, муравьи. Похож на паука Крошка Цахес (Э.Т.А. Гофман). Есть тараканы у Булгакова и в «Роковых яйцах», и в «Белой гвардии». Особую роль играет таракан, как известно, у Чуковского в стихотворении «Тараканище»: — Принесите ко мне, звери, ваших детушек, Я сегодня их за ужином скушаю. Можно, конечно, свести образ насекомого, в которого превращается Грегор Замза Ф. Кафки («Превращение»), к таракану (Елистратов, 1996), но факт остается фактом — это насекомое. Наиболее частотны крысы. Так, эпидемия чумы (мрак чумы) в Оранге началось с того, что «.доктор Бернар Риз, выйдя из квартиры, споткнулся на лестничной площадке о дохлую крысу» (А. Камю «Чума»). В кульминационной сцене главному герою романа Дж. Оруэлла «1984» Уилсону Смиту угрожают тем, что на его лицо наденут маску и приблизят к нему клетку! с крысами: «Гнусный затхлый запах зверей ударил в нос. \ Рвотная спазма подступила к горлу, и он почти потерял} сознание. Все исчезло в черноте. <...> Черная паника <...> накатила на него. Он был слеп, беспомощен, ничего не соображал». Увечье Иногда в «темных» текстах описывается герой, обладающий каким-либо физическим уродством, из которых наиболее часто встречается хромота (к примеру, хромает Адыгеи из «Буранного полустанка» Ч. Айтматова или напарник главного героя в к/ф «Полуночный ковбой») или умственная отсталость (Д. Стей- Глава 2 Отражение черт личности в текстах
пбек «О людях и мышах», Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом», У. Фолкнер «Шум и ярость», к/ф «Rain Man»). Дно общества Достаточно часто описывается так называемое 'дно общества': трущобы, пивнушки, проститутки, бандиты и пр. При этом описание злодеяний превалирует над описанием борьбы с ними. В этом легко увидеть корреляции с неупорядоченностью жизни как личностной особенностью или с бродяжничеством, возможном при эпилепсии. Физиология В целом для «темных» текстов характерен интерес к уровню физиологии человека. Приведем достаточно показательный пример из финала повести «Сорок пер-ный» Б. Лавренева: Поручик упал головой в воду <sic! — Б.Б.>. В маслянистом стекле расходились красные струйки из раздробленного черепа. <...>. Марютка шагнула вперед, нагнулась. С воплем рванула гимнастерку на груди, выронив винтовку. В воде на розовой нити нерва колыхался выбитый из орбиты глаз. Синий, как море, шарик смотрел на нее не-удоменно-жалостно. А вот пример более мягкого описания физиологической стороны жизни человека в сцене тушения пожара Гулливером, находившимся в Лилипутии: «Накануне вечером я выпил много превосходнейшего вина <...>, которое отличается сильным мочегонным действием. По счастливой случайности я еще ни разу не облегчался от выпитого. Между тем пожар от пламени и усиленной работы по его тушению подействовали на меня и быстро обратили вино в мочу. Я выпустил ее в таком изобилии и так метко, что в какие-нибудь три минуты огонь был совершенно потушен». Белянин В. Психологическое литературоведение
В «темных» текстах уделяется особое внимание сексуальной жизни человека. Так, ходит в публичный дом получивший бессмертие от дьявола Дориан Грей (О. Уайлд «Портрет...»). Бунтующий против порядков в больнице Макмерфи, любящий карты, сигареты и вино, приводит в клинику девушку и спит с ней, а сам роман начинается со следующих фраз: «Они там. Черные в белых костюмах встали раньше меня, справили половую нужду в коридоре и подотрут, пока я их не накрыл» (Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом»). Не останавливаясь на этой проблеме подробно, отметим возможность «возбужденности сексуального чувства» в связи с эпилептическим припадком (Клиническая..., 1967). Труп В «темном» тексте большую роль может играть семантический компонент 'труп' и тесно связанный с ним 'смерть'. Иногда эквивалентом смерти может выступать 'сон' как временная смерть. Как известно, в философии экзистенциализма центральное место занимает проблема смерти. Тексты большинства экзистенциалистов мы относим к «темным». В этой связи интересно отметить, что один из переводов сказки Л. Кэрролла звучит как «Соня в царстве дива». В целом анализ показал, что частотность слов, относящихся к этой лексико-семантической группе, в «темных» текстах значительно превышает частотность этих слов в текстах других типов. Более того, очень велика вероятность того, что при появлении слова одной из групп ('тоска', 'запах' и т.п.) встретятся и слова другой группы. Стилистические особенности «темных» текстов Говоря о типе текста, мы имеем в виду не столько его сюжет или композицию, сколько эмоциональный замысел, который лежит «за текстом» и проявляется в каждом элементе текста, в том числе в его стиле. Глава 2. Отражение черт личности в текстах 117 Стиль «темного» текста существенно отличается от С1иля других типов текстов. Собственно говоря, назы-инн этот тип текста в свое время «простым» (Белянин, 1988), мы в первую очередь имели в виду характеристики его стиля. Ощущение «сумеречности» и «вязкости» создается в таком тексте не только одним описанием обстановки или упоминанием о том, что вдруг все потемнело, этому способствует и весь его стиль. Говоря об «освобождении литературного слова <...> от ига выраженной упорядоченности», Р. Барт вводит понятие «белое письмо» (Барт, 1983, с. 343). Он пишет: «...Письмо, приведенное к нулевой степени, есть в сущности <...> нисмодальное письмо; его можно было бы даже на-зпать журналистским письмом <...> нейтральное письмо располагается посреди <...> эмоциональных выкриков и суждений, но сохраняет от них полную независимость; его суть как раз состоит в их отсутствии... '•)тот прозрачный язык, впервые использованный Камю и "Постороннем", создает стиль, основанный на идее отсутствия, которое оборачивается едва ли не полным отсутствием самого стиля» (там же). Это ценное для нас наблюдение необходимо проиллюстрировать цитатой из упоминаемого Р. Бартом произведения А. Камю, философа экзистенциализма: Вечером за мной зашла Мари, Она спросила, думаю ли я жениться на ней. Я ответил, что мне все равно, но если ей хочется, то можно и жениться. Тогда она осведомилась, люблю ли я ее. Я ответил точно так же, как уже сказал ей один раз, что это никакого значения не имеет, но вероятно, я не люблю ее. — Тогда зачем же тебе жениться на мне? — спросила она.
![]() |