Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Типологический подход к личности автора



И шестно множество работ психологов, психоана-ПИШков, а также психиатров, посвященных психоло­гии художественного творчества как деятельности, ре-1УЛМ.ПОМ которой является создание новых духовных ценностей. В некоторых из них специально рассматри-Нйкмс» вопросы типологии творческих личностей. Мно­гие касаются в этой связи вопросов, связанных с ге-ниилыюстью и различными психопатологиями. Ши­роко известна, в частности, работа «Гениальность и по­метит ел ьство» Ц. Ломброзо.

Иажно отметить, что в некоторых работах в каче-втие предметов исследования или для иллюстрации КйКих-ю типов используются конкретные имена изве-CTHi.ix лиц — писателей, поэтов, художников. В этой fin 111 необходимо сделать следующий комментарий, Ийсиющийся этики научного исследования. Возникаю­щие и тгом случае нюансы и способы этического ре-Ulf ним щепетильных вопросов хорошо выразил извест­ный оючественный психиатр М.И. Буянов, который Мише! «Поэт Пушкин не может быть объектом пси-НИИ фичсского изучения, но человек по фамилии Пуш-MUI может быть таким объектом, независимо от того, Миштлив он или нет, но при условии, разумеется, что ММекнсн основания для психопатологического иссле-

Мтрршуронсдение



Белянин В Психологическое литературоведение


 


дования» (Буянов, 1989, с. 187). Иными словами, мы счи­таем, что исключительно в целях научного анализа в ряде случаев можно говорить об акцентуациях, пато­логиях, диагнозе творческой личности

Так, еще основатель биосоциологической теории Ц Ломброзо в упомянутом издании приводил много­численные свидетельства медицинского характера о наличии у ряда писателей психических отклонений. Продукты их творчества рассматривались ученым как подтверждения медицинских диагнозов.

Ц. Ломброзо писал: «Отсутствие равномерности (рав­новесия) есть один из признаков гениальной натуры, <и> отличие гениального человека от обыкновенного <...> заключается в утонченной и почти болезненной впечатлительности первого» (Ломброзо, 1892, с. 21). «Ге­ний раздражается всем, что для обыкновенных людей кажется просто булавочными уколами, то при его чув­ствительности уже представляется ему ударом кинжа­ла» (там же, с. 18).

Словно в подтверждение этих мыслей многие дру­гие психиатры приводят немало фактов, свидетельству­ющих о «странном» поведении творческих личностей (Леонгард, 1981; Неплох, 1991; Семке, 1991) и при этом обсуждают вопрос о квалификации этой особой психи­ческой организации всех творческих личностей.

Так, Моро де Тур считал, что «гений — это невроз» (цит. по Гончаренко, 1991, с. 355), а русский психолог П.И. Карпов писал: «. .Все гении <. > суть циклоти-мики, мыслящие по шаблону, свойственному и боль­ным циркулярным психозом» (Карпов, 1926, с. 116).

Сходную основу творчества видит много пишущий на эту тему М.И. Буянов- «Хотя все творческие личности отличаются друг от друга бесконечным множеством раз­ных личностных свойств, у большинства из них имеется одна общая особенность — все они печальны, тревожны, довольно мрачно смотрят на мир. Это свойство многих людей литературы и искусства <...> Среди тех великих писателей, поэтов, живописцев, которые так или иначе попадали в поле зрения психиатра, преобладали люди с печальным взглядом на жизнь <...> Одержимость худож-


Глава 1 Художественный текст как предмет анализа 35

нпки безысходным чувством печали и есть одна из реша­ющих особенностей душевной жизни выдающихся лю­дей из мира искусства и литературы» (Буянов, 1989, с. 236).

Ц. Ломброзо отмечал, что творческая личность «во Исем находит повод к глубокой, бесконечной меланхо­лии» и при этом обладает «способностью перетодко-ВЫнать в дурную сторону каждый поступок окружаю­щих, видеть всюду преследования» (Ломброзо, 1892, с. 24). Иными словами, он видел в писателе как депрессив-ность, так и паранойяльность.

А Моро де Тур (Tours, 1859) настаивал на родстве между вдохновением и маниакальными состояниями. Арнаудов отмечал, что для этих состояний характерны Оысфые и непредвиденные ассоциации и представле­ния, оригинальное воображение, чувствительность, пре-носходящая нормальные размеры (Арнаудов, 1970).

В научных исследованиях обращается внимание на рймичие типов в зависимости от предпочитаемых ими форм или видов творчества. В то же время наблюдения noh.i )ывают, что поэты и художники отличаются прежде lit по экзальтированным темпераментом, писатели тоже «ч, к ю обладают в известной мере порывистой, лабиль­ной психикой» (Леонгард, 1981, с. 339), они склонны к йлкотлизму, а у поэтов чаще встречаются маникаль-НО-депрессивные состояния (Post, 1996).

Такие высказывания свидетельствуют, на наш взгляд, Н§ только о разных подходах к феноменологии психи-ЦФскои жизни (или о возможных терминологических рт хождениях), но и о большом разнообразии внутрен­ней жизни творческих личностей и о необходимости более дифференцированного подхода к ее проявлени-NM и пюрчестве.

Исюрия науки знает немало типологий писателей и дру| их творческих личностей. Для нас наибольший ннгсрес представляют те, которые построены исходя из нриишния важности субъективной стороны творчества. Тик, например, в типологиях Мюллера-Фрейнфельса и А. Морье речь идет преимущественно о том, в какое ви-Af нис мира встраивается любое явление в художествен­ной литературе, чему подчиняется там действительность.



Белянин В Психологическое литературоведение


 


Типология произведений на основе психологии личности представлена в работе А. Морье «Психология стилей» (Morier, 1959), где типы стилей напрямую свя­зываются с типами личностей. В результате автор вы­деляет восемь типов характеров по их общечеловечес­ким свойствам: 1. слабые; 2. несильные; 3. уравновешен­ные; 4. положительные; 5. сильные; 6. смешанные; 7. утонченные; 8. неполноценные, ущербные. Внутри каж­дого типа А. Морье рассматривал несколько разновид­ностей стилей. Так, например, А. Франс отнесен иссле­дователем к группе уравновешенных характеров («ат­тический стиль»), Стендаль, Ж. Санд и О. Бальзак — к группе ущербных характеров и т.д Г. Флобер попадает в группу уравновешенных характеров («академический стиль») и одновременно в группу положительных ха­рактеров («реалистический прозаический стиль»).

Еще более интересны типологии, предложенные немецким психологом Р. Мюллером-Фрейнфельсом (Мюллер-Фрейнфельс, 1923). Вслед за многими исследо­вателями Мюллер-Фрейнфельс указывал на существо­вание двух типов художников слова — «поэта вопло­щающего» и «поэта выражения». Для писателя первого типа материалом творчества служат переживания, при которых чувственный символ отходит на второй план. Поэт второго типа, по мнению Мюллера-Фрейнфельса, «насквозь пропитан субъективизмом» и никогда не со­здает истинного художественного произведения. Раз­деляя эти типы, он опирался на различие их типов мыслительной деятельности и интеллектуальной жиз­ни. Вместе с тем он видел и другие критерии для деле­ния писателей на типы.

Так, по темпераменту он делил писателей на ста-тиков и динамиков. По критерию «интеллигентность» он различал народных, ученых, наивных, рефлектирую­щих писателей. Еще одним основанием для классифи­кации был «социальный план». По этому основанию он выделял: — «агрессивного» поэта, выражающего ненависть, гнев

и злобу в форме сатиры (Ф. Рабле, Ж.-Б. Мольер,

А. Франс, Г. Ибсен, Б. Шоу);


1 Художественный текст как предмет анализа 37


I


- «симпатического» поэта, испытывающего симпа­тии к человеку и природе и чувство сострадания (Ч Диккенс, Ф. Достоевский, X. Гауптман);

— «жизнерадостного» поэта с осознанным самоутвер­
ждением (древнегреческий поэт Пиндар, поэты ба­
рокко и рококо);

— «депрессивного» поэта с сознанием мировой скор­
би (Ф Шатобриан, Н. Ленау, Дж. Байрон, Г. Гейне).
Анализируя типы художников слова по характеру

чц психики, он отмечал наличие типов поэтов «подав-|*»НН<но» и «повышенного» самочувствия. Предлагал он • 1КЖе различать писателей по характеру преоблада­нии чувств — зрительных, слуховых, обоняния (Мюл-<ф-Ф1>ейнфельс, 1923; Нефедов, 1988)*.

При всем разнообразии предлагаемых терминов у тиснимых выше типологий есть много общего. И преж-i нам о это то, что их создатели исходят из достаточно (снидного положения. Оно состоит в том, что, с одной . шроны, человек способен быть объективным и подчи-шньея гребованиям объекта. С другой стороны, у него преобладать субъективность и желание подчинить обьект. (Причем скорее в мыслях, чем в реальности.)

К. Юнг пишет об этом «на языке психологии» как И диух типах личности — экстравертированном и инт-ринершрованном. «Экстравертированная установка ШЛИмастся покорностью субъекта перед требования­ми обьекта». «Для интровертированной установки ха-рмкгерно утверждение субъекта с его осознанными на-мррениями и целями в противовес притязаниям объек-i.i. (Юнг, 1991, с. 275).

Деление людей на типы по основанию экстравер-i ни/интроверсия принимается психологией практичес-


* Здесь исследователь начала XX века опередил работы, илйиные позднее в парадигме НЛП (нейролингвистичес-• ио программирования), которые, к слову сказать, научны-iM нс являются, поскольку не опираются на собственно на-гпшг исследования Они, однако, получили достаточное рас­пространение в силу своей понятности (по словам А А Бруд-ного, это — поп-психология)



Белянин В. Психологическое литературоведение


ки безоговорочно. При этом, конечно же, отмечается, что человек так или иначе находится между объектив­ностью и субъективностью: он должен подчиниться действительности и подстраивать ее под себя.

Возвращаясь к вышеприведенным типологиям, от­метим, что они попадают в те же два класса:

 

 

 

 

  Экстраверсия Интроверсия
Овсянико-Куликовский объективный субъективный
наблюдательный экспериментальный
неэгоцентрический эгоцентрический
Шиллер наивный сентименталический
Гурмон визуальный эмотивный
Юнг визионарный психологический
Прието открытый закрытый
Мюллер-Фрейнфельс воплощающий выражающий
объективный субъективный

Предлагаемая нами типология не ограничивается вышеприведенными критериями. Мы полагаем, что вся литература в той или иной степени интровертирована, в каждом литературном тексте есть интерпретация, «подгонка» действительности под представления ав­тора. Вопрос заключается, во-первых, в степени и ха­рактере искажений, во-вторых, в «векторе фантазии».

Следует отметить, что такое углубление в психику автора, на первый взгляд кажущееся бесцеремонным, не является изобретением последнего времени, а ведет свои традиции от биографического метода в литерату­роведении, основателем которого считается француз­ский литератор XIX века Шарль Огюст Сент-Бев.

В своих «Литературных портретах» и критических этюдах Сент-Бев стремился показать особенности твор­чества писателя через его биографию. В известном очер­ке «Пьер Корнель» он так сформулировал идею своего метода: «В области критики и истории литературы нет,


Глава 1 Художественный текст как предмет анализа 39

пожалуй, более занимательного, более приятного и вме-ге с icm более поучительного чтения, чем хорошо на­писанная биография великих людей <...> тщательно "< i пиленные, порою даже несколько многословные, по-• i пования о личности и творениях писателя, цель • чорых — проникнуть в его душу, освоиться с ними, i ч н<1ть его нам с самых разных сторон» (Сент-Бев, | ' (I, с. 47).

Рассматривая в целом биографические описания с психологической точки зрения, Г. Олпорт отмечал, что пни «начались как описания жития святых и как рас-i ИИ1Ы о легендарных подвигах. <...> Однако биография но нес большей степени становится строгой, объектив­ной и даже бессердечной. <...> Биографии все больше нонодят на научные анатомирования, совершаемые ско-1»р i целью понимания, чем для воодушевления и шум­ных нозгласов. Теперь даже есть, — писал он в 1959 го­ну, психологическая и психоаналитическая биогра­фии и даже медицинские и эндокринологические био-фйфии» (Олпорт, 1982, с. 214).

Ныивление общих психологических и психиатри-'Иских закономерностей, проявляющихся в литератур­ном творчестве, представляет определенную трудность и силу того, что у психологов и у психиатров разных школ и стран существуют расхождения в основаниях 1ИПологизации. Кроме того, ученые пользуются разны­ми источниками, анализ которых приводит к противо-(мчиным заключениям.

Интересный и плодотворный подход к творческой 'Жмносги широко представлен в отечественном пери­одическом издании 20-х годов. Он носил длинное на­шим ие1 «Клинический архив гениальности и одарен­ное i и (эвропатологии), посвященный вопросам пато-Ю1ИИ i сниально-одаренной личности, а также вопро-1'ИМ патологии творчества»*. Он выходил под редакци-нй д-ра Г.В. Сегалина в Свердловске в 1925—1928 гг. II нем развивалась концепция о связи феноменологии

* В дальнейшем при ссылках на это издание будет ис-НМмошмься аббревиатура «КА» — Примеч ред.



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


гениального (одаренного) человека с симптомами пси­хопатического ряда и публиковались работы в отно­шении творческого процесса, в отношении литератур­ных произведений и в отношении личности гения.

Своего рода эпиграфом к публикациям этого из­дания могут служить слова Э. Кречмера: «Душевно здо­ров тот, — говорил он в докладе на тему «Гениальность и вырождение», — кто находится в душевном равнове­сии и хорошо себя чувствует. Такое состояние не есть, однако, состояние, которое двигало бы человека на ве­ликие дела» (см. КА, 1926, с. 3).

В материалах «Клинического архива...» анализ ме­дицинских свидетельств и постановка писателям пси­хопатологического и психиатрического диагноза со­провождались подробным анализом содержательной стороны произведений этих писателей. В целях созда­ния «патографий» известных авторов привлекаются генеалогические данные великих людей (о родителях, братьях и сестрах, среди которых обнаруживается не­мало психически больных родственников). Наряду с этим анализируется подверженность самих творческих лиц психическим заболеваниям.

Например, при рассмотрении творчества Максима Горького делается вывод о том, что во многих расска­зах писатель «заставляет своих героев покушаться на самоубийство или кончать самоубийством», что в це­лом позволяет даже говорить о «литературной суици-домании Горького» (КА, 1926, с. 207). При этом приво­дятся свидетельства относительно нескольких реаль­ных попыток самоубийств у самого М. Горького. Кроме того, отмечается наличие у него острых галлюцинатов.

Аналогичному анализу подвергается творчество Леонида Андреева. «Страх и ужас, страх смерти, страх жизни — основные мотивы Леонидо-Андреевской ме­ланхолии, не оставляющей его никогда и губящей его детство, отрочество и юность», — писал д-р Б.И. Талант в статье «Психопатологический образ Леонида Андре­ева» (КА, 1927, с. 148). Попутно отмечаются наличие ал­коголизма у писателя в юношеские годы, его бесчис­ленные попытки самоубийств и интерес к Шопенгау-


[лава 1. Художественный текст как предмет анализа 41

jpy. Делается вывод о наличии у Л. Андреева тяжелой формы неврастении, сопровождавшейся страхом смер-Ж При этом исследователь связывает это с тяжелой Транмой, которую писатель пережил в 16 лет, бросив­шись на рельсы и испытав страх смерти, находясь под Проехавшим над ним поездом.

Ряд отечественных и зарубежных исследователей Сосредотачиваются на типологии авторов на основа­нии проявлений в их поведении отклонений, свойствен­ных людям, страдающим определенными психически­ми шболеваниями. Интересно, что хотя в научных шко-Дйх разных стран заболевания определяются несколь­ко по-разному, наблюдаются совпадения в диагнозах, Ииюрые ставят одним и тем же авторам отечествен­ные и зарубежные исследователи.

Интересным является утверждение ряда авторов о юм, ч го лица, склонные к творчеству, подвержены эпи-4(fncuu. Во многих публикациях сборника говорится об цффекто-эпилептическом типе гениальности. Так, при-но'иися свидетельства о наличии у Эдгара По аффек-(ииности и раздражительности эпилептического ха-риыера; пишут также об эпилептических припадках у Ф М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А. Блока, Г. Флобера, А, Мюссе, Данте, Ч. Диккенса, О. де Бальзака. Говоря о При шаках эпилепсии, Ц. Ломброзо называл Ж.-Б. Мо-Льера, Петрарку, О. де Бальзака, итальянскую поэтессу А Милли, Дж. Свифта, Г. Флобера (Ломброзо, 1892).

'•Эпилепсия Достоевского является общеизвестным фйкюм (Александровский, 1977; Буянов, 1989; Ломброзо, 1892; Неплох, 1990). Некоторые психиатры говорят об эпилеп-гнчсской психопатии, а также шизофрении и ипохонд-пичносж в юношеские годы этого писателя (Буянов, 1989).

Признаки депрессии находят у молдавского поэта М, Элинеску; японского писателя Акутагавы Рюноске; Hf игерского поэта Аттилы Божева, покончившего с со-Йпй и 12 года (там же). Отмечается связь творчества АС, Пушкина с наличием у него «депрессивных при-ц ГУ нон, сопровождавшихся упадком духовных и телес-НЫх сил и затем возбуждением» (КА, 1925, с. 35), то есть Мининкально-депрессивных состояний. У М.Ю. Лермон-



 


 



Белянин В Психологическое литературоведение


 


това на основании анализа его стихотворений и свиде-. тельств близких отмечаются болезненная нервность и меланхолия. Потеря смысла жизни и меланхолия, отра­женная в романе «Герой нашего времени», несомненно находят свою корреляцию и в «психологической инф-растуктуре» личности самого автора (Axelrod, 1993).

Близкое к депрессии состояние ипохондричности как склонности к озабоченности собственным здоро­вьем — было характерно, по мнению психиатров, и для Н.В. Гоголя. Впрочем, в отношении его психического состояния делаются неоднозначные выводы. В частно­сти, полагали, что у него были расстройства «ассоциа­тивного аппарата и произвольного мышления», и на ос­новании свидетельств современников и медицинских документов делалось заключение о его шизофреничес­кой психике. В то же время приводятся наблюдения пси­хиатра Чижа о циклофрении у этого писателя (КА, 1926).

Много конкретных упоминаний и о маниакально-депрессивном психозе. Так, наличие «острой мании с генерализованным бредом и депрессией» предполага­лось у Ван Гога (Буянов, 1989; Александровский, 1977).

Достаточно часто в работах о творчестве встреча­ются упоминания о шизофрении и шизотимии. Так, Креч-мер, к примеру, ставил диагноз шизофрении норвеж­скому писателю Юхану Стриндбергу, считал Фредери­ка Шиллера шизотимиком, а немецкого поэта Иоганна Гельдерлина шизоидом (Кречмер, 1982). М.И. Буянов находит у И. Гельдерлина шизофрению (Буянов, 1989), К. Ясперс говорил о его аутизме, а К. Леонгард считал его аффективно-экзальтированной личностью (Леонгард, 1981). По мнению же С. Цвейга, у Гельдерлина была неврастеническая меланхолия (Цвейг, 1992).

В.Руднев считает шизотимиками Джойса и Ман­дельштама, характер Маяковского он же описывает как изменяющийся от шизотимического к эпилептоидно-му (Руднев, 1993).

Признаки паранойи К. Леонгард усматривает у Стриндберга, отмечая, что тот в зрелом возрасте стра­дал бредом преследования, и наличие истерии у не­мецкого прозаика Карла Мея, утверждавшего, что он


I лава 1. Художественный текст как предмет анализа 43


Пыл лично знаком с героем своих романов Чингачгу­ком (Леонгард, 1981).

Описывается и неврастения у писателей. Так, И. Б. Га­лин i, описывая суицидоманию — стремление к само­убийству — М. Горького, полагает, что она была вызва-Н и психозом изнурения или истощения. При обсужде­нии его же страсти к бродяжничеству он выводит ее Н* юлько из условий среды писателя, но и из наруше­нии психологического равновесия его личности (КА, 192(>). При этом один из современников, упоминая о влеишвости М. Горького, также пишет, что веселость и юмор, общительность и склонность к широкому укла­ду жизни сохранились в Горьком навсегда (Анненков).

О том, что И. Бунин был «интровертом с сильным ощу­щением своего внутреннего Я», — пишет Д.И. Кирнос, под­тверждая это анализом литературных текстов (Кирнос, 1992).

I) некоторых случаях исследователи не дают вооб­ще никакого точного диагноза, ограничиваясь либо Меыфорами, либо общими словами. Но речь они, по uyui, ведут о психиатрических аспектах личности ав-шр», о душевной болезни.

1ак, о Франце Кафке одним из психиатров гово­ри! си, что он «страдал психическими нарушениями и ofijnuuui болезненным восприятием» (Неплох, 1991, с. 42). |,И Шубин на основании свидетельства А.П. Керн по-ЩШС1, что те качества, которые были характерны для А,С. Пушкина, присущи циклотимическому складу лич-носш (Семке, 1991). Е.И. Каменева также относит этого (Ш'} ш к гапоманиакальным личностям циклоидного скла­де, В го же время известный русский психиатр В.Ф. Чиж НИсш! совсем иное об А.С. Пушкине — его статья носит Ни иишие «Пушкин как идеал психического здоровья».

В последнее время плодотворно в направлении нийлиаа душевной болезни и творчества работает В.Руд-н§и, полагая, что культура в целом основана на психи-ч§ской патологии (Руднев, 1993, 2000, 2005), и чем серьез-Htt' психопатология, тем глубже творчество. В целом проблема душевной болезни и творчества относит-ця к числу недостаточно разработанных, хотя и приоб-Hiinet черты особого направления.


И



Белянин В Психологическое литературоведение


 


В целом проблема «гениальности и помешательства» требует очень серьезного рассмотрения. Особого внима­ния заслуживает вопрос о том, благодаря или вопреки (мы вслед за Д.Е. Мелеховым придерживаемся послед­ней точки зрения. — В.Б.) болезни творит гений. По нашему мнению, действительно патологическая личность не способна на творчество. Но любая попытка создать произведение, которое может быть признано обществом, будет «включением» личности в значимую деятельность, попыткой коммуникации. И тем самым попытка впи­саться в духовный процесс может рассматриваться как стремление к душевному выздоровлению (мы придер­живаемся вслед за Воскресенским Б А. идеи разграни­чения творчества как проявления духовности и патоло­гии как болезни душевной. — В.Б.).

Подводя промежуточный итог наблюдениям над психологическими особенностями ряда выдающихся писателей, сделаем одну оговорку: «Патологическим следует считать текст, принадлежащий психически больному человеку, в котором отражаются симптомы психического заболевания данного человека. <...> На­блюдения над речью пациента используются обычно как иллюстративное подтверждение того диагноза, ко­торый уже получен с помощью клинической, психоло­гической, биохимической, инструментальной и других методик. Иными словами, лингвистический анализ ни­когда не предшествует клиническому, но продолжает его, а лингвистическая методика не имеет пока <! — В.Б.> самостоятельной объяснительной диагностичес­кой силы» (Пашковский и др., 1994, с. 51).

Мы ни в коей мере не претендуем на постановку диагноза тому или иному автору и не ставим цели об­суждать точность того или иного диагноза, поставлен­ного тем или иным психотерапевтом или психиатром. Кроме того, думается, что вышеприведенные случаи яв­ляются примерами не столько заболевания, сколь­ко чаще той или иной (паранойяльной, депрессивной и т.п.) акцентуации. Как проявляются эти акцентуа­ции и как их идентифицировать — об этом речь пой­дет ниже.


h. Hi* >'?<-= "4

Глава 1 Художественный текст как предмет анализа 45 Эмоционально-смысловая доминанта

Как уже отмечалось, в современной науке доста-широко распространен такой «субъективный» к произведениям искусства и литературы, при

• >юром считается, что элементы художественного тек-
i отражают определенные особенности психики ав-

•1>и. Соответственно текст интерпретируется как pea-mi шция в словесном творчестве авторского подсозна­нии, Речь тут идет не только о психоанализе, но и о |1нП(пах многих других ученых, прежде всего психоло-м hi ('•) Берн, Д. Раппопорт, Ж. Лакан, Д. Ранкор-Лаферьер). Ьсли частные моменты стиля, жанра, содержания мшологизируются для решения задач лексики (стшш-i шки, лексикографии), литературоведения, семантики, in индивидуальные особенности проявления в тексте Hi в И личности как единого целого изучаются в психо-жмии в нескольких аспектах, с использованием иных Пони i и и. Одним из них оказывается установка.

«Способность художественного творчества имеет в шжоне не какой-либо психический момент, — писал Ц И Узнадзе, — а какую-то целостную личностную осо-6tl< кость. <...> Действительность <...> воздействует на Личность и вызывает в ней определенную личностную (ИМкцию — определенную установку, которая ложится

• tit попу последующей деятельности человека» (Узнад-
#,1'М(),с.484).

И свою очередь, М М. Бахтин писал, что «в жизни «Нити реакции. — В.Б.> носят разрозненный характер,

• , • и н художественном <...> произведении в основе
(Мнкции автора на отдельные проявления героя лежит
единая реакция на целое героя, и все отдельные его
ироишюния имеют значение для характеристики этого
целою как моменты его» (Бахтин, 1979, с. 7—8).

Важным понятием для анализа текста является cfNiMb — устойчивая общность образной системы, 1'|Илсги выразительности, характеризующая своеобра-жг пюрчества писателя. Однако автор не столько вы-лцркет с гиль, сколько стремится проявить себя и свое ниление мира в стиле, который он создает. Нам пред-



Белянин В Психологическое литературоведение


ставляется, что стилевые средства, отбираемые авто­ром из громадного разнообразия изобразительных средств, также являются проявлением более общих пси­хологических (когнитивных и эмоциональных) пред­почтений писателя как личности.

Еще одним понятием, которым оперируют при изу­чении художественного текста в интересующем нас пла­не, является модальность. Так, И.Р. Гальперин, вводя по­нятие «текстовая модальность», пишет о том, что она «выявляется тогда, когда читатель в состоянии соста­вить себе представление о каком-то тематическом поле, то есть о группе эпитетов, сравнений, описательных обо­ротов, косвенных характеристик, объединенных одной доминантой <выделено мной. — В.Б.У и разбросанных по всему тексту или по его законченной части» (Гальпе­рин, 1981, с. 118). В качестве примера такого тематическо­го поля И.Р. Гальперин приводит эпитеты из поэмы «Ворон» Э. По (dreary— мрачный,bleak— хмурый, sad — печальный, uncertain — неясный, fantastic — фантастиче­ский, ominous — зловещий, unmerciful — безжалостный, melancholy — унылый, evil — порочный, desolate — безлюд­ный), создающие атмосферу, которой поэт окружает фак­ты и эпизоды содержательно-фактуальной информации (стук в дверь, появление ворона, обращение к ночному гостю, воспоминания, мечты и т.п.).

«Задача <...> текстолога, — пишет в этой связи ис­следователь, — показать, систематизировать и обобщить эти "отголоски", а это значит, что он должен найти их в развернутом повествовании, проанализировать в линг­вистическом аспекте и обобщить. Субъективно-оценоч­ная модальность, — полагает он, — не проявляется в одноразовом употреблении какого-либо средства. Эпи­теты, сравнения, определения, детали группируются, об­разуя магнитное поле, к которому приковано внимание читателя, поля, в котором энергией текста эти детали обретают синонимичные значения» (там же, с. 119).

В этом утверждении важно обратить внимание на ряд моментов. Во-первых, используемые автором эпи­теты действительно обретают синонимическое значе­ние в контексте всего его произведения. Если в отно-


/ Художественный текст как предмет анализа 47

ти нейтрального по стилистике текста при его 'I иисшческом анализе можно говорить о функцио-. мо-рсчевой синонимии (Белянин, 1982), то в отно-«ии художественного текста правомерно говорить о мшмических синонимах. В этой связи нельзя не •мнить о том, что ассоциативные реакции лежат

иссоциативным рядом (Леонтьев А.Н., 1983, т. 2, I 71). Иными словами, то, что для лингвиста будет пилением языковой системности, для психолога есть ифсстация личностных установок автора. Uo-нторых, следует отметить неслучайность появ-ии определенных языковых средств в отдельно взя-

тексте. Как писал Бахтин, «мир художественного i мин есть мир организованный, упорядоченный и ршснный» (Бахтин, 1979, с. 162). О личностном от-< рашыми словами говорят и Узнадзе, и литерату-гды, и Гальперин в приведенных выше абзацах. Осу-I пленный рядом литературоведов, искусствоведов •|»угих исследователей анализ разных текстов — ху-естнснных и публицистических — показывает, что: и разных текстах встречаются повторяющиеся сю-

*ЖСТЫ,

П текстах с общими сюжетами провозглашаются общие идеи,

тексты с общими идеями оказываются схожими по сюим стилевым особенностям.

Анализ подобных явлений позволяет рассматри-раишчные типы текстов и их компонентов в ти-Нплогическом ключе.

При этом можно использовать понятие «доминан-

fw» (01 лат. dommare — господствовать), которое обо-

iiuimnci временно господствующую рефлекторную сис-

1>му, обусловливающую работу нервных центров орга-

ни1ми и данный момент и придающую поведению оп-

иленную направленность. Представление о доминанте

ц общем принципе работы нервных центров бы-

нпедено А.А. Ухтомским, который развивал мысли

1 I1 Внсдснского и И.М. Сеченова о биологическом и

н темном характере нервно-психических актов.


•IN?


 



Белянин В Психологическое литературоведение


Представляется, что личность, проявляющая себя в творчестве, либо благодаря, либо вопреки своей душев­ной болезни стремится к сохранности психики, к пре­одолению распада личности и сознания И факторе» интеграции личности может выступать именно доми-| нанта. Согласно Ухтомскому, каждое движение орга-1 низма определяется характером взаимоотношения кор-1 ковых и подкорковых центров, актуальными потреб-1 ностями организма, а также историей жизни всего орга-| низма как целостной биологической системы: «Орга-1 низм мыслится как некая единица, реагирующая цели­ком, как интегральное целое, — писал Ухтомский в ста­тье "Доминанта как фактор поведения". — Это уже не! агрегат более или менее случайно связавшихся в пачку рефлекторных дуг, а это — единица, способная на те­кущие раздражители действовать целиком». Мозг рас­сматривался ученым как орган предупредительного восприятия, предвкушения и проектирования среды.

Ухтомский полагал, что доминанта не просто пред­ставляет собой очаг возбуждения, а является организу­ющим принципом поведения «Всякий раз, когда имеет­ся налицо симптомокомплекс доминанты, имеется и предопределенный ею вектор поведения». Доминанта определяет не только поведение, но и характер воспри­ятия мира. От доминанты, писал исследователь, зависит «общий колорит, под которым рисуются нам мир и люди» При этом доминанта, влияя на характер восприятия мира, в свою очередь имеет тенденцию отбирать в нем пре­имущественно такое познавательное содержание, кото­рое способствовало бы ее подкреплению. «Человечес­кая индивидуальность склонна впадать в весьма опас­ный круг- по своему поведению и своим доминантам строить себе абстрактную теорию, чтобы оправдать и подкрепить ею свои же доминанты и свое поведение».

Иными словами, и поведение, и ход мыслей чело­века (его соображения, убеждения, доводы) оказыва­ются в зависимости от некоторого интегрального со­стояния всего его организма (в широком смысле этого слова). Воздействуя на образное и познавательное со­держание психической жизни, отбирая и интегрируя


•. » 4> **ч* '


• fej-


/ Художественный текст как предмет анализа 49


и», доминанта, будучи независимым от рефлексии по-п ирнчсским актом, «вылавливает» в этом содержании if компоненты, которые способствуют укреплению уве­ренности субъекта в ее преимуществах перед другими Доминантами.

При анализе поведения человека говорится о до-

(Иннмнге физиологического и психологического (в том

4i к1 поведенческого) характера. А поскольку речевая

' 'иьность человека — это одно из проявлений его

mem, представляется оправданным говорить и о

таите речевого поведения и доминанте тексто-

цеятельности.

< амо по себе приложение понятия доминанты к

пну художественного текста не ново. Оно исполь-

11 я в работах по эстетике и литературоведению

II Н, Ииноградова, Р. Якобсона, Г.Г. Шпета, Вл. Соловьева,

11 Эйхенбаума, Ю.Н. Тынянова, ГА Гуковского, М.М. Бах-

' ний, А А. Потебни, Я Мукаржовского, А. Белого, М. Риф-

hiiTCp.1 и многих других. Ограничимся упоминанием о

• им, чю доминанта текста может быть выделена по

иным основаниям — по идеологическому, образно-нмпошционному, жанровому, языковому и др.

Нижней составляющей доминанты является ее эмо-нни, оценка- «В сверхзадаче <автора. — В.Б > наряду с

• мшшиательным присутствует. — В.Б.У эмоциональ-
мый компонент» (Симонов, 1980, с. 42). Именно в силу
шгп, чю художественный текст является образным от-
и'Шепием реальности и, следовательно, несет эмоцио-
пйЛЫю-смысловую нагрузку, то применительно к нему
целесообразно говорить не просто о доминанте, а об
«монионально-смысловой доминанте художественно-
41 it'kcra Определим эмоционально-смысловую доми­
нанту
как систему когнитивных и эмотивных этало-

ч.фактерных для определенного типа личности и психической основой метафоризации и вер-'Ш ищии картины мира в тексте.

Н художественном тексте, который мы относим к ределенному типу, существует гомогенность лекси-?м>го плана, однородность семантического простран-Ш, которое мы определим словами В.Ф. Петренко

Ли 1«р»гу роведение


I



 


 



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


как «операциональные модели категориальной струк-j туры индивидуального опыта» (Петренко, 2002, с. 94).

В целом же речь идет об эмоционально-смысло-j вой направленности текста, о попытке понять через| стиль текста стиль личности автора.

Мы полностью согласны с Ухтомским, который писал, что «...наши доминанты стоят между нами и реальностью. Общий колорит, под которым рисуются нам мир и люди, в чрезвычайной степени определяет­ся тем, каковы наши доминанты и каковы мы сами» (Ухтомский, 1966, с. 90).

Будет логичным признать, что сказанное относит­ся и к писателям. Именно общепсихологические зако­номерности восприятия и интерпретации мира позво­ляют рассматривать художественные тексты как про­явление типологических черт личности в целом. И если соглашаться с Л.С. Выготским, определявшим психику как субъективное искажение действительности в пользу организма, то станет очевидной возможность соотне­сения особенностей образной системы текста с осо­бенностями внутреннего мира автора.

Цель данной работы — показать, что особый ин­дивидуальный ракурс внешнего и внутреннего мира, отображенный в том или ином художественном тек­сте, является определенной структуризацией, упорядо­чением и вербализацией картины мира автора как лич­ности, обладающей определенными типологическими характеристиками. Одну из задач работы мы видим в построении основ психостилистики, психосинтаксиса и психопоэтики как разделов, находящихся на границе психологии творчества, психолингвистики и экспери­ментальной эстетики.


 

Глава 2



Просмотров 803

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!