Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Психологический подход к художественному тексту



Приведем краткий обзор чрезвычайно важной для психологии художественного текста книги Л.С. Выгот­ского «Психология искусства» (Выготский, 1987), во многом повлиявшей на работы в этой области, созда­вавшиеся в последующие десятилетия. По мнению Вы­готского, искусство является прежде всего «совокупно­стью эстетических знаков». Проводя психологический анализ искусства, автор вьщеляет прежде всего особую эмоцию формы как «необходимое условие художествен­ного выражения» (там же, с. 37).

Такое ограничение, сведение психологии к форме понятно, поскольку Л.С. Выготский строил свою кон­цепцию искусства на «объективных естественнонауч­ных началах» и в рамках объективной психологии ис­кусства рассматривал художественное произведение исключительно как продукт культуры, или социальной среды. Подобное отношение к искусству вытекало из общепсихологических взглядов исследователя, который подходил в те годы к психике как к «посредствующему механизму, при помощи которого экономические от­ношения и социально-политический строй творят ту или иную идеологию» (там же, с. 25). Л.С. Выготский утверждал, что «... в самом интимном, личном движе­нии мысли, чувства и т.п. психика отдельного лица все же социальна и социально обусловлена» (там же, с. 28).

В рамках теории культурно-исторического опос­редования индивидуальной психики Л.С. Выготский трактует соответствующим образом искусство и лите­ратуру: «искусство есть как бы удлинение "обществен­ного чувства"» <...> Переплавка чувств вне нас совер­шается силой социального чувства, которое объекти­вировано, вынесено вне нас, материализовано и зак­реплено во внешних предметах искусства, которые сде­лались орудиями общества» (там же, с. 233, 239). Поэто­му неудивительно, что Л.С. Выготский полагал, что нет принципиальной разницы между процессами народ­ного и личного творчества, и утверждал, что «до тех


Глава 1 Художественный текст как предмет анализа



 


пор, пока мы будем ограничиваться анализом процес­сов, происходящих в сознании, мы едва ли найдем от­пет на самые основные вопросы психологии искусст­ва» (там же, с. 95).

Позиция Л.С. Выготского в отношении проявле­ния личности автора в тексте принципиальна: перей­ти к «психологии автора... на основании толкования таков нельзя» (там же, с. 9).

Такой подход к художественному тексту разделяют мио1ие литературоведы. Так, в работах ученых, входив­ших в 1920-е гг. в ОПОЯЗ (общество по изучению языка), искусство также понимается как прием (Шкловский, 1919) и рассматривается независимо от автора. В частности, Ь.М Эйхенбаум полагал, что в основе воздейственности «Шинели» Н.В. Гоголя лежит сказовость, каламбурный С!иль и сентиментально-мелодраматическая деклама­ция, а «слова подобраны и поставлены в известном по­рядке не по принципу обозначения характерных черт, а по принципу звуковой семантики» (Эйхенбаум, 1919, с 157—158), имеющей целью задержку внимания.

Возможности психологического подхода к литера-ivpe jtot же исследователь, будучи формалистом, оце-hiiiuui весьма скептически: «Мы очень любим почему-ю "психологии" и "характеристики". Наивно думаем, чт художник пишет для того, чтобы "изображать" пси­холог ю или характер <...> На самом деле художник ничего такого не изображает, потому что совсем не шннт вопросами психологии, — да и мы вовсе не для того смотрим "Гамлета", чтобы изучать психологию» (Эйхенбаум, 1924, с. 78).

Не ставя перед собой задачи детального анализа ^ониожностей и ограничений подхода к художествен­ному тексту как эстетическому объекту, отметим, что Концепция Л.С.Выготского является отражением не столько господствовавшей научной парадигмы, но и оГгьеюивных (и действительно противоречивых) свойств художественного текста, а также проявлением «личного урнинсния» (термин НА. Рубакина, см. Рубакин, 1977, с. 214) самого исследователя. Иными словами, он обраща-•Т пнимание на объективацию психологических харак-



Белянин В Психологическое литературоведение


теристик. «Будучи структурирована в художественном творении, — комментирует концепцию Л.С. Выготского М.Г. Ярошевский, — эта совокупность имеет собствен­ный статус, независимый от личных качеств писателя. Поэтому не следует искать проекцию этих качеств или ключ к их познанию» (Ярошевский, 1987, с. 300).

Впрочем, как будет видно из последующего изло­жения, и сам Л.С. Выготский все же рассматривал ге­роев художественных произведений в качестве прото­типов и анализировал их поступки и характеры.

Наряду с объективистской точкой зрения на текст и, шире, на произведения культуры, результаты творче­ства, с подходом, предлагающим изучение внешней сто­роны проявлений сознания и психики, существует и другой, в рамках которого гораздо больше внимания уде­ляется именно субъективным аспектам творческого про­цесса и его результатам. Так, французские символисты XIX века, обсуждая творчество и провозглашая свое твор­ческое кредо, делали акцент на творческую личность, на человека с его неповторимым миром в качестве и субъек­та, и главного объекта изображения в искусстве. «Но одна новая мысль все же вошла в литературу и искусст­во, — отмечал в свое время Реми де Гурмон, — мысль вполне метафизическая и по внешности априорная... — это принцип идейности мира. По отношению к челове­ку, по отношению к мыслящему субъекту мир — все, что вне моего Я, — существует только в том виде, в каком мы его себе представляем... Сущность вещей недоступ­на нам. Вот идея, которой Шопенгауэр придал широкую популярность при помощи простой и ясной формули­ровки: "Мир есть мое представление"». Не вдаваясь в существо подобных субъективно-идеалистических суж­дений, выскажем предположение о том, что если суще­ствует какая-либо точка зрения на объект, то наверняка существуют и люди, которые воспринимают мир имен­но таким образом. Иными словами, даже за единичной трактовкой объекта, на наш взгляд, стоит свое восприя­тие, точнее, свой тип восприятия.

Э. Геннекен — известный французский исследова­тель писал в этой связи: «Именно благодаря тщатель-


Глава 1 Художественный текст как предмет анализа 17

ному изучению произведения критик найдет основа­ния для изучения мысли самого автора» (Hennequin, 1884, с. 65) Впрочем, следует уточнить, что Геннекен имел Н виду не только мысль, но само видение мира, а в Конечном итоге и тип личности автора.

Вошожно, более сбалансированным оказывается подход, выраженный в значительном числе работ, рас­сматривающих психологические основания особенно­стей разных художественных текстов и посвященных, Н чает ности, психологическому анализу процесса созда­нии литературного произведения (Арнаудов, 1970; Гро­мов, 1986; Парандовский, 1990, Цейтлин, 1968). В них от­мечался, что стимулом к написанию произведения для (Го ангора может быть непосредственное наблюдение, воспоминание о нем, настроение, а также вполне конк-рсшая мысль. Иными словами, творческое вдохнове­ние может быть как обусловлено внешними причина­ми, uk и не регулироваться ими.

На сегодня установилось следующее представле­ние о творчестве. Под творчеством обычно понимается деятельность, в результате которой создаются новые мшсриальные и духовные ценности. Как культурно-Истрическое явление творчество имеет психологичес­кий аспект, как личностный, так и процессуальный. Оно Предполагает, что у личности имеются соответствую­щие мотивы, способности, знания и умения; изучение 1тих мотивов и явлений выявило важную роль вообра­жения, интуиции, неосознаваемых компонентов умствен­ной активности, а также потребности личности в са-Монкгуализации.



Просмотров 1030

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!