Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Художественный текст как предмет исследования



Обычно художественное произведение определя­ют как текст, который использует языковые средства в их эстетической функции в целях передачи эмоцио­нального и социально значимого содержания. Счита­ется, что он представляет собой не только отражение действительности, но и выражение средствами есте­ственного языка человеческого отношения к миру (Сте­панов Г.В., 1974). Вот что писал М.М. Бахтин: «Мир ху-


8 Бвлянин В. Психологическое литературоведение

дожественного произведения есть мир организованный, упорядоченный и завершенный <...> вокруг данного человека <автора. — В.Б.> как его ценностное окруже­ние» (Бахтин, 1979, с. 162).

Коль скоро речь идет об отношении и эмоциях, не удивительно, что исследования осуществляются в рам­ках психологии. А когда речь идет о творчестве, то обычно это оказывается сферой психологии искусства. Однако потенциал содержания художественного произведения гораздо выше. В частности, в художественном тексте имеется информация, представляющая исключительную ценность для анализа психологии личности.

Можно согласиться с утверждениями многих ис­следователей относительно того, что лишь комплекс­ный и многоаспектный подход, интегрирующий мно­гие научные дисциплины, может дать целостное пред­ставление о таком сложном и многоплановом явлении, как художественный текст. Оговоримся здесь, что в даль­нейшем термин «художественный текст» будет исполь­зоваться как менее связанный с литературоведчески­ми и эстетическими концепциями, чем термин «худо­жественное произведение».

Исключительно разнообразными являются функ­ции художественного текста. Он выступает в качестве:

• формы существования культуры,

• способа хранения и передачи информации,

• продукта определенной исторической эпохи,

• единицы коммуникации,

• отражения жизни индивида и т.п.

Именно подобная полифункциональность служит основой интереса к тексту со стороны различных дис­циплин, приводит к обогащению их понятийного ап­парата и методологических оснований, что, в свою оче­редь, создает возможности для дальнейшего уточнения и развития психологических представлений. Поэтому, прежде чем обращаться непосредственно к этой теме, рассмотрим, какие дисциплины и направления иссле­дований подводят научную базу под это утверждение, отражение каких отношений они усматривают в худо­жественном тексте.



Глава 1. Художественный текст как предмет анализа 9

1. Лингвистический анализ художественного тек­
ста.
С его помощью можно выявить те «лингвистичес­
кие средства, посредством которых выражается идей­
ное и эмоциональное содержание литературного про-
и (ведения» (Щерба, 1957, с. 97). Он включает в себя объяс­
нение значений слов и форм, фактов отклонения от
я (ыковой системы и малоупотребительных и устарев­
ших слов (Новиков, 1988).

Его частью является и стилистический анализ, с помощью которого изучаются общеязыковые и автор­ские метафоры. Созданные автором образные средства объясняются через возможности языка путем соотне­сения с нормативными явлениями речи.

2. Лингвострановедческий анализ. Для него текст яв­
ляется в первую очередь компонентом культуры. В тек-
cie выявляются элементы, которые не могут быть по­
няты адекватно в рамках другой культуры и нуждают­
ся в культурологическом комментировании (см. рабо-
ii.i В.Г. Костомарова, Е.М. Верещагина, Ю.Е. Прохорова,
И.Д. Бурвиковой, В. Красных).

3. Литературоведческий анализ. Художественный
icкет изучается как продукт национальной культуры,
общественной мысли, выявляет его связь с эпохой, с
местом в литературном процессе. Литературоведческий
анализ оперирует такими категориями поэтики, как те­
ма шка, жанр, образ, композиция, сюжет, и предполага-
ci раскрытие идейного содержания и поэтики произ-
«едения.

Раскрытие специфики текста происходит на ос­нове «внутренних резервов» текста. Анализируется эпо­ха, история создания произведения. Текст не всегда соотносится с автором, а тем более с читателем. Для литературоведов это как бы внешние по отношению к произведению явления, которые не касаются толко-иания самого текста. Тем самым литературоведческий подход к тексту предполагает рассмотрение его как некоторой имманентной сущности, замкнутой на себя системы.

Так, известный исследователь-структуралист Ю.М. Лот-ман писал, что все вопросы, выходящие за пределы этого



Белянин В Психологическое литературоведение


 


анализа — «проблемы социального функционирова­ния текста, психологии читательского восприятия и т.п. при всей их очевидной важности <...> из рассмотре­ния исключаются. Предметом <...> внимания будет ху­дожественный текст, взятый как отдельное уже закон­ченное и внутренне самостоятельное целое» (Лотман, 1992, с. 5-6).

Вместе с тем литературоведческий подход может предполагать и определенный психологизм. Так, при интерпретационном анализе текста выделяется «ин­дивидуально-авторская парадигма, которая объединя­ет все произведения одного автора. Интегрирующим признаком — своего рода архисемой — этой текстовой парадигмы является творческий метод автора, реали­зуемый в структуре его произведений» (Кухаренко, 1988, с. 85). Вот что пишет в этой связи писатель С. Залыгин: «Самый большой интерес представляет писать разные вещи. Но это не исключает того, что потом вниматель­ному читателю мои рассказы, романы, повести, эссе по­кажутся более или менее одной книгой. Возможен даже парадокс: чем больше я буду ощущать разницу между своими книгами, тем больше схожести найдет в них вдумчивый читатель: в разных по сюжету и жанру ве­щах он скорее уловит общее, меня уловит!» (цит. по Кухаренко, 1988, с. 85). Поиску художественных миров писателей посвящены многие литературоведческие работы.

4. Социологическая трактовка художественного про­
изведения предполагает рассмотрение его как «доку­
мента», «памятника» своей эпохи, отражение соци­
альных связей и отношений в тексте. Вот, к примеру,
что писал Лев Троцкий о Блоке: «Звездно-метельная,
бесформенная лирика Блока отражает определенную
среду и эпоху, ее склад, ее уклад, ее ритм, и вне этой
эпохи повисает облачным пятном. Эта лирика не пе­
реживет своего времени и своего творца» (Троцкий, 1991).

5. Достаточно проработанным с методологической
точки зрения представляется лингвофеноменологичес-
кий подход
к тексту (Э. Гуссерль, Г. Шпет и др.), при
котором тем или иным компонентам текста приводят


Глава 1 Художественный текст как предмет анализа 11

и соответствие интенциональные смыслы говорящего, обусловленные референтной соотнесенностью знаков, предметов опыта, их связей и отношений. Представля­емся, однако, что данный подход более адекватен при пнализе текстов с информационно-логическими струк-|урами, чем текстов художественных.

6. К толкованию художественного текста как про-
яплению субъективного мира его автора следует отне-
С1и и работы, проведенные в русле экспериментальной
эстетики
(Г. Фехнер, Т. Липпс), эстетики гештальта
(I Айзенк, Р. Анхейм) и концепции эмоционального
формализма (К. Пратт, Р. Портер). Большой вклад в раз­
работку экспериментальной эстетики внесли работы
(мсчественной школы, базирующейся в Перми (Л. Дор-
фман, В. Петров, Д. Леонтьев и др.).

7. В последние годы появились исследования в об­
ласти физиологии сенсорных систем. Описание когни-
шиных компонентов психофизиологии восприятия в
рамках нейроэстетики (Beauty and Brain. Biological Aspects
of Aesthetics, 1988) позволяет проанализировать эсте-
шческие переживания в их связи с биологическими
факторами. Утверждается, что прекрасное (гармонич­
ное, приятное и т.п.) является результатом не только
наложения социокультурных, национальных или ис­
торических эталонов, но и проявлением универсаль­
ной деятельности мозга.

8. Все чаще к художественному тексту обращается
психолингвистика. Психолингвистике присущ широкий
ни ляд на речь как на результат речемыслительной де-
я 1сльности человека. Это позволяет рассматривать текст
как феномен речевой деятельности человека, как спо­
соб отражения действительности в речевом сознании
шпора с помощью элементов системы языка. Это вполне
согласуется с положениями, высказанными А.А. Леон-
1ьевым, который считал психолингвистику психологи­
ческой наукой: «Предметом психолингвистики явля­
ется соотношение личности со структурой и функци­
ями речевой деятельности, с одной стороны, и языком
как главной "образующей" образа мира человека, с дру-
юй» (Леонтьев А.А., 2003, с. 19). И добавлял, что «через


, « концепцией образа

мира» (там же, с. 152)


литературоведение


В психолингвистике за интересом к тексту скры­вается интерес к проблемам речевого сознания, пред-ставляющего собой внутренний процесс планирования

кего творцу, носителю, пользо-


р многие исследователи, не пресле-

ар е ли высказывают

дуя собстве"" плана. Приведем наблю-

де дение

Г.О. Винокура о возможно-автора художественного анализа. Рассмат-

пивая понятие ЯЗЫ1Ш писателя и его отличие от «язы-
кГлитерадаого произведения» и <<языка произведе-
ка лита'ур Ј оно «может быть применимо с

пелЧю РаскрьТпси?ологию писателя, его "внутрен-
целью раскрыть и возможность основывает-

Гна том что^зУык6 говорящий или пишущий не
ся на том> > 0 или Иное содержание, но и

ГказыГеГ-к он сам переживает сообщаемое» (А-нокур, 1991, с. 44).

^3ZHbIM образом оценивается психолингвистика и в
Сходным oopd ингвистики>> г втакже

работе ВЛ елей (А.А Залевская, И.А. Зимняя,

Дж.

и др. - № «достаточно опреде-психолингвистику как


Глава 1. Художественный текст как предмет анализа 13

Иными словами, филологический анализ может предполагать обращение к тому, что стоит за словом. «. .Частные акты речи <...> в той мере, в какой они поддаются наблюдению, <...> могут дать исследовате­лю возможность проникнуть в душевное состояние писателя, угадать его настроение, почувствовать, с пе­чалью или радостью он говорит свое слово, с сочув­ствием или безразличием он рассказывает о событиях и жизни своих героев и т.д.; причем все это может находиться в том или ином соответствии с прямым смыслом текста» (там же, с. 46).

Наличие разных типов построения текста, по его мнению, «не может не заинтересовать того, кто хочет унидеть в языке писателя отражение его внутреннего мира, так как разные построения <...> могут оказаться стианными с разными <подчеркнуто мной. — В.Б.> исихологиями» (там же, с. 47).

Тем самым прослеживается тенденция рассматри-iiaib текст не как высшую единицу языка, а как выс­шую единицу человеческого мышления. Так, Л. С. Вы-инский писал: «Везде — в фонетике, в морфологии, и лексике и семантике, даже в ритмике, метрике и му-»ыке — за грамматическими и формальными катего­риями скрываются психологические» (Выготский, 1956, с. 334).

Чья же психология выражается, отражается или рас­крывается в тексте? Очевидно, что в первую очередь на умприходит психология автора. Подобный ответ рож­дает новые вопросы — в какой мере она отражается? Насколько точно? Не является ли лирический герой (рассказчик, повествователь) лишь маской для автора icKcia, подобно актеру, играющему разные роли?

Думается, что в любом случае текст, являясь про­дутом речемыслительной и психической деятельнос-1И шпора, соотносится не только с системой языка или с другими текстами, но и с психологией его созда­теля-автора. В этой связи дальнейшее изложение тре­буетанализа двух основных подходов к ответам на обо-энвчснные выше и связанные с ними вопросы — объек­тивистского и субъективистского.



Белянин В. Психологическое литературоведение


 



Просмотров 601

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!