![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Стихи Марютке не удавались, но из винтовки в цели садила с замечательной меткостью
Как известно, благодаря своему умению стрел; она и убила своего возлюбленного — гвардии поручив ка Говоруху-Отрока. В сказке для детей Р. Киплинга «Слоненок» сказывается о маленьком слоненке, который был необычайно любознателен и приставал ко всем с вопро-1 сами. В частности, его интересовало, что едят на обед! крокодилы. Вместо ответа на этот вопрос, он получает] колотушки. Попав с помощью птицы Колоколо в I Глава 2. Отражение черт личности в текстах
It к>, где живут крокодилы, слоненок не узнает кро-, цветом и формой похожего на бревно, и задает (V спой обычный вопрос. И здесь вместо ответа (ком-уиикативный провал, также частый в «темных» тек-ич) крокодил хватает слоненка за нос и пытается |«1иить его в воду. Слоненок отчаянно упирается и pfiiicT таким образом хобот, который помогает ему к нравиться со своими обидчиками: И так разошелся этот сердитый слоненок, что отколотил всех до одного своих милых родных <...>. Он выдернул из хвоста у долговязой тетки Страусихи чуть не все ее перья; он ухватил длинноногого дядю Жирафа за заднюю ногу и поволок его по колючим терновым кустам; он разбудил громким криком свою толстую тетку Бегемотиху, когда 1>на спала после обеда, и стал пускать ей прямо в ухо пузыри, но никому не позволял обижать птичку Колоколо. 1см самым простой герой, испытавший унижения, ШМС1ИЛ тем, кто его унижал. Достаточно часто целью борьбы становится стрем-е уничтожить врага. Характерно, что модель борь-•м реализуется здесь иначе, чем в «активных» текстах, Лицее жестко: 'бороться против сильного надо с помо-Hi^io обмана, хитрости и жестокости'. Приведем при-мер из романа В. Дудинцев «Белые одежды», когда один tn персонажей советует главному герою, как бороться k нригом — академиком Касьяном: Касьян <...> ночью нападает. Какую дилемму он ставит? Сдавай научные позиции. Капитулируй на милость сатаны. Или — бери в руки его же оружие и падай, как будто убит, притворись. И когда рогатый, приученный к нашей искренности, подойдет, чтоб пописать на тебя, пнуть ногой, восторжествовать — поражай его в пах. И если есть возможность повторить выпад — повтори. Если в «активных» текстах борьба идет за истину Niitciuero, так сказать, порядка, то в «темных» текстах речь идет об экзистенциальных истинах. 88 Белянин В. Психологическое литературоведение Опасный умник Простой герой не любит, когда над ним смеются^ когда ему в лицо ухмыляются. Кто же этот челове» который смеется и тем самым издевается над ни Кто этот отрицательный герой? Противник простого и маленького героя больше роста, иногда даже великан, верзила, громила. Но самс опасное состоит в том, что он наблюдает за просты» героем, что-то знает такое, чего не знает простой герой,! что-то хочет понять, но не для того, чтобы принести! пользу, а для того, чтобы причинить зло человечеству и | главному герою в том числе. Оппозиция 'простой'—'чужой' и 'опасный враг' играет в «простых» текстах существенную роль. В них! очень подробно, даже с некоторым смакованием, рассказывается, как 'враг' замышляет недоброе дело, как он готовится к нему, как нападает на положительного 1 героя. Складывается впечатление, что автор не разоблачает зло, а смакует его, любуется им, хотя и описывает отрицательного героя как 'жестокого'. Сам же положительный герой нередко прибегает (а по логике ав-; тора, вынужден прибегнуть) к жестокости. Весь мир' враждебен герою «темного» текста, и он отвечает враждебностью. Вот, например, что утверждает один из персонажей рассказа Р. Брэдбери «Здесь могут водиться тигры»: — Надо бить планету ее оружием, — сказал Чаттер-тон. — Ступите на нее, распорите ей брюхо, отравите животных. Запрудите реки, стерилизуйте воздух, протараньте ее, поработайте как следует киркой, заберите руды и пошлите ко всем чертям, как только получите все, что хотели получить. Не то планета жестоко отомстит вам. Планетам доверять нельзя. Все они разные, но все враждебны нам и готовы причинить вред, особенно такая отдаленная, как эта, — в миллиарде километров от всего на свете. Поэтому нападайте первыми, сдирайте с нее шкуру, выгребайте минералы и удирайте живее, пока эта окаянная планета не взорвалась вам прямо в лицо. Вот как надо обращаться с ними. Глава 2. Отражение черт личности в текстах Тем самым отрицательный персонаж (в данном случае это планета) вызывает злобное отношение у положительного персонажа. При этом, по логике автора, он, однако, не превращается в отрицательного. Отрицательный герой «темного» текста — УМНИК, коюрый замышляет злое дело, его ум злой, недобрый, коварный. Его ум порой приносит ему самому же несчастье: этот «умник» (именно в кавычках) нередко N01 ибает от своего изобретения первым. Очень часто в «темных» текстах угроза исходит от •маньяков, совершивших страшное научное открытие, грозящее уничтожением планеты, полным истреблением людей» (Парнов, 1978). В научной фантастике большое распространение получила тема «mad scientist» — тема сумасшедшего ученого. Можно назвать немало произведений на эту тему, |де фигурирует ученый, осуществивший или намеревающийся провести антигуманный эксперимент. Как считается, первым произведением на эту тему был роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» М. Шелли. В нем идет речь о высоком человеке-роботе, созданном ученым из трупа и вышедшем из-под его конт-|ххля (он убегает от создателя и начинает убивать людей). К «темным» следует отнести и текст о необыкновенном и гибельном эксперименте Гриффина — героя произведения Г. Уэллса «Человек-невидимка». Гриф-фин ищет средство, которое обесцвечивало бы органическую ткань. Но неудачный опыт — невозможность стать видимым — озлобил его и сделал «злым гением». Он крушит все вокруг и становится убийцей. Похож на Невидимку и инженер Петр Петрович Гарин, создавший смертоносное оружие (А. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»). Гарин тоже зол на весь мир, он грозится его уничтожить и стать диктатором. И лишь всеобщее восстание предотвращает гибель Земли. Итак, отрицательный герой «темного» текста — человек, который замышляет злое дело, его ум злой, ко-аарный. Это именно умник, профессор, названный так со той усмешкой. Отрицательному персонажу в «темном» («простом») тексте как бы приписывается предикат 'сложный', который имеет следующее значение: очень Белянин В. Психологическое литературоведение
умный, заумный, много знающий, наблюдающий, злой. Зна-1 ния этого врага — это вредные знания, позволяющие ему делать его дела-делишки. Приведем пример, иллюстрирующий такой тип взаимоотношений. Товарищи ученые, доценты с кандидатами! '. Замучились вы с иксами, запутались в нулях, Сидите, разлагаете молекулы на атомы, Забыв, что разлагается картофель на полях. Товарищи ученые, кончайте поножовщину, Бросайте ваши опыты, гидрит и ангидрит: Садитеся в полуторки, валяйте к нам в Тамбовщину, — А гамма-излучение денек повременит. <...> Товарищи ученые, не сумлевайтесь, милые: Коль что у вас не ладится, — ну там, не тот эффект, — Мы мигом к вам заявимся с лопатами и вилами, Денечек покумекаем — и выправим дефект! (Вл. Высоцкий «Товарищи ученые») Ироническое отношение к отрицательному герою проявляется в обзывании его умником, профессором (В. Тельггугов «Парашютисты»), беззлобном подшучивании. Но гораздо чаще встречается злобное отношение. | Это связано с тем, что положительному герою «темного» текста непонятны эти идеи, он ненавидит их и ненавидит того, кто их выражает. Эта своего рода пси- ! хологическая несовместимость вызывает борьбу «темного» героя со «сложным», а смысл этой борьбы состоит в том, чтобы доказать, что умные теории вредны. Вот как эта мысль звучит у Конан Доила: «Ох, сколько зла на сеете, и хуже всего, когда злые дела совершает умный человек!..» — говорит писатель устами Шерлока Холмса в рассказе «Пестрая лента». Или, описывая своего главного врага — высокого и тощего профессора Мо-риарти, он дает ему убийственную характеристику (рассказ называется «Последнее дело Холмса»): У него наследственная склонность к жестокости. И его необыкновенный ум не только не умеряет, но даже уси- Глава 2. Отражение черт личности в текстах 91 ливает эту склонность и делает ее еще более опасной... Он организатор половины всех злодеяний и почти всех нераскрытых преступлений в нашем городе. Это гений, философ, 1 - это человек, умеющий мыслить абстрактно. (Вспомним об умении Холмса обращать внимание именно на мелочи. — 8.6.) У него первоклассный ум. Он сидит неподвижно, словно паук в центре своей паутины, но у этой паутины тысячи , нитей, и он улавливает вибрацию каждой из них. Сам он действует редко. Он только составляет план <...> профессор хитро замаскирован и <...> великолепно защищен <...>. Так описывается опасный враг знаменитого сыщика — скромный учитель математики. Если отрицательный герой — это враг, солдат вражеской армии, представитель другой банды, нарушитель границы, то отношение к нему очень злобное. Такого рода отрицательные персонажи описываются как люди, которые много знают и в силу этого считают, что могут победить. Поэтому задача положительного героя состоит не только в борьбе с ними, но и в раскрытии нечеловеческих замыслов врагов, которые считаются извергами, изуверами. И в этом случае борьба может идти не на жизнь, а на смерть. Приведем пример такой «злобной» характеристики из газетного очерка об одном из организаторов фашистских концлагерей: «Изощренный убийца с университетским образованием, доктор общественно-политических наук, христианского вероисповедания» (Тарасенко, 1985). Обратим здесь внимание не на то, что текст со-щан в годы советской власти и в эпоху социалистической идеологии, а на эмоциональный тон характеристики, на языковые средства ее выражения, которая песет большой заряд язвительности и злости. Образ 'умного и опасного' в рамках эпилептоидно-ю мироощущения оказывается близок образу дьявола, сатаны, черта. В «простых» текстах речь идет о грехе человека (примерами могут служить брошюры против СПИДа) и о его искуплении (W.P. Blatty «The Exorsist»; Зальтцер «Знамение»), о другой инфернальной тематике (К. Кастанеда «Дверь в иные миры»). Белянин В. Психологическое литературоведение
Характерно, что «неожиданное наступление припад-J ков, <...> вызывающих впечатление какого-то постороннего чужого для личности воздействия в прежние времена, — как пишет Д.Е. Мелехов, — давало основание расценивать эти приступы как результат вмешательства злой силы, одержимости бесами» (Мелехов, 1992, с. 74). Нередко деятельность злого умника связана с по-\ рошком (у Ф. Достоевского в «Двойнике» врач-немец^ дает какой-то порошок настоящему Голядкину, после! чего у того появляется двойник; Урфин Джюс у А. Волкова также пользуется порошком чтобы оживить деревянных солдат-зомби). Особым типом отрицательного героя является герой-красавец. Он красив, но развратен, за его красотой и непорочной внешностью тщательно скрывается такая бездна зла, которую только можно представить. Таков герой упоминавшегося выше «Знамения» (Д. Зальтцер), который является дьяволом в образе ребенка. Таков герой О. Уайлда Дориан Грей («Портрет Дориана Грея»). Он очень красив, самовлюблен. Продав дьяволу душу, он получает возможность быть вечно молодым и красивым. Дориан Грей становится причиной смерти чистой Сибиллы Вэйн, убивает своего друга Бэзила Холлоурда. Но за это он наказан. Дориан Грей встречает в деревне простую невежественную девушку, обладающую всем тем, что он утратил, и решает убить своего двойника — свой нестареющий портрет, — но тем самым убивает себя. Так реализуется идея «развратник должен быть наказан». «Промежуточный» персонаж В «темных» текстах может присутствовать, кроме положительного и отрицательного героев, и «промежуточный» герой, которого мы назвали так в силу того, что он занимает положение между ними. Он выполняет как минимум две функции. Так, промежуточный герой может быть проводником идей зла, может быть марионеткой, которой манипулирует злой гений, и тем самым он также может нести зло. Примерами таких персонажей являются спутники главного героя мистической повести «Знамение» Глава 2. Отражение черт личности в текстах (Д. Зальтцер) — гувернантка, помогающая ребенку столкнуть свою мать с балкона, офицер военной школы, го-порящий мальчику-дьяволу о книге Бытия, где сказано о его дьявольском предназначении. В других случаях «промежуточный» персонаж бы-пает пассивен и не выделяется как личность. Как пра-нило, этот персонаж не один, их много, и они организо-наны в стаю, свору, толпу. Они страшны не сами по себе, они страшны тем, что они нелюди, ненеловеки или <)аже недочеловеки, которые потеряли человеческий облик, которые забыли все святое, не помнят своего прошлого, потеряли всякое уважение к другим людям. В этом случае они становятся предостережением для главного героя, примером того, каким не должен быть человек, но каким может стать, если попадет под влияние умного и злого или не будет бороться за свои права. Вот какая характеристика дается Бандерлогам, Обезьяньему народу, похищающему Маугли: Они жили на вершинах деревьев, а так как звери редко смотрят вверх, то обезьянам и Народу Джунглей не приходилось встречаться. Но когда обезьянам попадались в руки больной волк или раненый тигр, или медведь, они мучили слабых и забавы ради бросали в зверей палками и орехами, надеясь, что их заметят. Они поднимали вой, выкрикивая бессмысленные песни, звали Народ Джунглей к себе на деревья драться, заводили из-за пустяков ссоры между собой и бросали мертвых обезьян где попало, напоказ всему Народу Джунглей. Они постоянно собирались завести и своего вожака, и свои законы и обычаи, но так и не завели, потому что память у них была короткая, не дальше вчерашнего дня. В конце концов они помирились на том, что придумали поговорку: «Все джунгли будут думать завтра так, как обезьяны думают сегодня», и очень этим утешались. (Р. Киплинг «Маугли») Схожими характеристиками наделены и Морлоки из повести Г. Уэллса «Машина времени». В этом фантастическом романе Путешественник во Времени попа- Белянин В. Психологическое литературоведение
дает в 802701 год и является свидетелем того, как мир разделился на Верхний Мир и мир людей, которые жили под землей (о категории 'верх' — 'низ' см. дальше). Описание этого «второго рода людей», ведущих подземный образ жизни, которых автор называет Мор-локами, очень похоже на описание Бандерлогов. Герой произведения падает в колодец и лежит, весь дрожа. «Воздух был наполнен гулом и жужжанием машины, накачивавшей в глубину воздух». Его «привело в себя мягкое прикосновение чьей-то руки, ощупывавшей его лицо». Он вскакивает и видит Морлоков, «которые проводили свою жизнь в темноте, и потому глаза их были ненормально велики». Затем герой видит «небольшой стол из белого металла, на котором лежали куски свежего мяса. Оказалось, что Морлоки не были вегетарианцами!». Позднее герой догадывается, что это было человеческое мясо. Все кругом было очень неясно: тяжелый запах, большие смутные контуры, отвратительные фигуры, притаившиеся в тени и ожидающие темноты, чтобы снова на-, пасть на меня! <...> Меня поразил какой-то особенно; неприятный запах. Мне казалось, что вокруг себя я слы-3 шал дыхание целой толпы этих ужасных маленьких су-\ ществ <...> они <...> приблизились снова, издавая' странные звуки, похожие на тихий смех. <...> Морлоки <...> жужжали и шелестели в тоннеле, словно листья от ветра. <...> В одно мгновение меня схватило несколько рук. Морлоки пытались оттащить меня назад. Я зажег новую спичку и помахал ею прямо перед их ослепшими лицами. Вы едва ли можете себе представить, как омерзительно, нечеловечески они выглядели, эти бледные, как бы обрубленные лица, с большими лишенными век красновато-серыми глазами! Как они дико смотрели на меня в своем слепом замешательстве! Похожи на Морлоков и Бандерлогов бараны с Дурацкого острова из повести Н. Носова «Незнайка на Луне». Целыми днями катаясь на качелях и каруселях, Глава 2. Отражение черт личности в текстах
пни из «обычных» коротышек медленно, но верно прекращаются в баранов. Близки к ним и пролы, о которых Уинстон — герой роман «1984» Д. Оруэлла писал: «Тяжелый физический фуд, заботы о доме и детях, мелкие свары с соседями, кино, футбол, пиво и главное — азартные игры — вот и все, «но вмещается в их кругозор. Управлять ими несложно». В фантастическом рассказе С. Гансовского «День шева» тоже есть некие существа (также получившие необычное наименование — в данном случае это отар-м/), ставшие мутантами в результате научного эксперимента), которые загнаны в особые резервации и поедают своих мертвых сородичей, не знают свою историю, имеют короткую память, желают навязать свои мысли другим, но при этом владеют устным счетом. Очевидно, что и иеху (yahoo) Д. Свифта («Путеше-с1вия Гулливера») — эти «грязные, эгоистические, с жи-иогными инстинктами человекообразные существа» — it противопоставлении жителям идеальной страны гу-пнгнмов (houynhnhm) — попадают в эту же группу. Лю-(юпытно, что животные (обезьяны) противопоставляются одичавшим людям как более умные и в антиутопии «Планета обезьян» П. Буля. В повести Ч. Айтматова «Буранный полустанок: И дольше века длится день...» также есть существа, ко-юрые выполняют функцию противопоставления че-повеку. Это манкурты, не помнящие своего прошлого, прекращенные жуаньжуанами в чучело прежнего человека. Очевидно, что такую же роль выполняет Полиграф 11олиграфович Шариков — результат эксперимента профессора Преображенского («Собачье сердце» М. Бул-шков). Иными словами, приведенные здесь характеристики оказываются достаточно типичными для построения многих на первый взгляд разных художественных текстов. Двойник В «темных» текстах у главного героя нередко имеется двойник. Отметим только те стороны проблемы Белянин В. Психологическое литературоведение двойника, которые имеют отношение к нашей теме. В «простых» текстах двойник выполняет две функции. Во-первых, двойник является помощником положительного персонажа или даже выступает с ним в одной роли. Таковы Сашка и Колька из повести А. При- ! ставкина «Ночевала тучка золотая». Братья-близнецы очень похожи друг на друга, чем постоянно сбивают с толку окружающих. Такую же функцию выполняет и двойник изобретателя Гарина (А. Толстой «Гиперболоид...»), спасающий его от разъяренной толпы, желающей смерти опасного для человечества инженера. Для того чтобы не быть убитым, делает себе восковую фигуру Шерлок Холмс, имеющий помощника доктора Ват-сона (А. Конан Доил «Приключения...»). Во-вторых, двойник может быть антагонистом] положительного персонажа. Именно такую функцию выполняет Голядкин-младший в повести Ф.М. Достоевского «Двойник», где он появляется для того, чтобы занять место персонажа, появившегося первым. Портретное изображение Дориана Грея, будучи наделенным его душой благодаря дьяволу, стареет, отражая все злодеяния, совершенные «оригиналом» (О. Уайдд «Портрет Дориана Грея»). Естественным финалом становится убийство Дорианом Греем своего почти живого двойника, что приводит к его собственной смерти. Мистер Хайд из романа Г. Уэллса «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», появляясь на свет в результате эксперимента, приведшего к раздвоению личности, становится убийцей своего создателя — доктора; есть двойник и у героя Э. Гофмана («Эликсир сатаны»). В рамках эпилептоидного мироощущения разделение личности на «положительную» и «отрицательную» части может быть проявлением двойственного отношения к себе, имеющему как бы две ипостаси — до припадка (спокойный, нормальный) и во время (возбудимый, гневливый). «Такие сочетания, — отмечает Д.Е. Мелехов, — одновременно проявляющихся или меняющих друг друга противоположных полярных признаков производят тяжелое впечатление двои-
«Темные» тексты очень колоритны по образности и насыщены повторяющимися семантическими компонентами, являющимися по функции психологическими предикатами. Они встречаются при описании почти всех действий героев «темного» текста, создавая шюлне определенный коннотативный ореол, и состав-мяют основу его образности. Отметим также, что мы оставляем в стороне такое существенное измерение художественного текста, как его художественность. Мы лишь полагаем, что оно связано с богатством системы образности, а в психологическом плане — скорее всего с когнитивной сложностью. Тексты «малохудожественные» будут скорее когнитивно простыми. По содержанию семантические компоненты «темного» текста связаны с физиологической и психофизиологической сторонами жизни человека, с ощущениями, коррелирующими с дисфорией, сумеречными и другими состояниями, характерными для эпилепто-идной личности. В частности, в них много описаний '•моциональных состояний 'злобы' и 'тоски', пропри-оцсптивных ощущений, ощущений равновесия, всевозможных зрительных, слуховых и обонятельных ощущений. Перейдем к описанию их вербальной реализации и литературных текстах. Питературоведение Белянин В. Психологическое литературоведение
Эмоциональные состояния В «темном» тексте преобладает такой семантический компонент, как 'тоска'. Она отличается от печали и| грусти в «печальном» тексте (см. ниже). Здесь 'тоска' не только сопровождает события, разворачивающиеся в «тем-1 ном» тексте, она давит, заставляет героя активно действо-| вать, избавляться от нее. По модальности и семантике описание 'тоски' в| «темном» тексте близко по содержанию к интериоцеп-1 тивным ощущениям, которые А.Р. Лурия относил к сфе-' ре «темных чувств» (Лурия, 1975). Однако в рамках нашей типологии эквивалентом этого психосоматического компонента становится дисфория — расстройство настроения, сопровождающееся чувством тоски, злобы и страха.! На следующий день после совершения убийства! Раскольников «шел, смотря кругом рассеянно и злобно»] (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»). Тоска и| неудовлетворенность преследуют героя романа Ф. Каф-' ки «Замок». Безысходная, невыносимая, нарастающая тоска охватывает персонажей романа «Плаха» (Ч. Айтматов). «Ночью у зека Абарнука, — пишет В. Гроссман в «вяз-, ком» по эмоционально-смысловой доминанте тексте! «Жизнь и судьба», — был приступ тоски. Не той при-\ вычной и угрюмой лагерной тоски, а обжигающей, как\ малярия, заставляющей вскрикивать, срываться с нар, уда-\ рять себя по вискам, по черепу кулаками».
![]() |