Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Но это только в поученье ей Муравей сказал, А сам на прокормление из жалости ей хлеба дал



Сам Л.С. Выготский комментирует это так: «Из­майлов был, видимо, человек добрый, который дал стре­козе хлеба и заставил муравья поступить согласно пра­вил и морали» (Выготский, 1987, с. 120).

Естественно, что Л.С. Выготский не может не оце­нить эти две басни с позиции объективной психологии искусства, полагая, что в данном случае «происходит унич­тожение всякого поэтического смысла», а сам Измайлов выступает как «весьма посредственный баснописец, ко­торый не понимал тех требований, которые предъявля­лись ему сюжетом его рассказа» (там же, с. 108).

Не вдаваясь здесь в дискуссию об эстетических достоинствах разных вариантов басни, отметим, что в рамках используемой субъективно-психологической трактовки художественного текста интерес представ­ляет именно выявление причин разной интерпрета­ции одной и той же «затекетовой» ситуации.

Вернемся к И.А. Крылову, анализируя творчество которого Л.С. Выготский пишет: «...Издавна за Крыло-



Белянин В. Психологическое литературоведение


вым установилась репутация моралиста, выразителя идей среднего человека, певца житейской практичнос­ти и здравого смысла». Он приводит, в частности, мне­ние Н.В. Гоголя, который Крылова «в целом истолко­вывал <...> как здоровый и крепкий практический ум» (там же, с. 185).

Таким образом, результаты типологизации этого текста не противоречат впечатлению некоторых чита­телей и исследователей. Достаточно часто речь идет не о понимании текста, а именно о впечатлении от текста. Сам текст несет в себе определенную оценку действи­тельности. Читатель же оценивает и описанный в тек­сте фрагмент действительности, и оценку, которую дает ей автор. Нередко читатель не соглашается с предлага­емой ему интерпретацией действительности и отно­сится иначе не только к изображаемому, но и к оценке автора. Результат восприятия текста читателями ока­зывается не таким, как его планировал автор.

«Вряд ли учитель математики и логик Льюис Кэр­ролл хотел сделать "Приключения Алисы в стране чудес" жестокой и страшной сказкой, но получилась она вовсе не доброй», — пишет об этом один из ис­следователей этой сказки Д. Урнов. «Существует мне­ние, — продолжает он, — что это совсем не детская сказка. Попробуйте <...> прикиньте, сколько раз на протяжении всего повествования Алиса вскрикивает, взвизгивает, и вы убедитесь, что это очень нервная сказка. Что мир, в котором живет маленькая Алиса, на самом деле тревожен. Сколько слез, драк, одна погоня за другой!»

«Кэрролл опасался, — пишет английский исследо­ватель Падни, — что жутковатая фантастичность "За­зеркалья" может напугать маленьких читателей» (Пад­ни, 1982, с. 94). Иллюстрации Бармаглота и героя, деру­щегося с ним, были сняты с фронтисписа по просьбе читателей, полагавших, что «чудище слишком страш­ное и может напугать нервных и впечатлительных де­тей» (там же).

Такое восприятие совершенно не противоречит тому, что многие читатели любят «Алису» за ее сказоч-


Глава 3. Индивидуально-психологические особенности... 235

ность, парадоксальность и остроумие, просто не обра­щая внимания на ее жестокости, и получают от книги огромное удовольствие.

Таким образом, на примере восприятия одного типа текстов мы показали множественность интерпретаций (смыслов), ему придаваемых, и разнобой читательских оценок.

Как отмечал А.Р. Лурия, понимание текста пред­ставляет собой «усвоение не только поверхностных значений, которые непосредственно следуют из содер­жащихся в тексте слов и грамматически оформленных словосочетаний, но и усвоения внутренней, глубокой системы подтекстов и смыслов» (Лурия, 1979, с. 47).

Поскольку замысел текста носит внетекстовый ха­рактер, понимание замысла может быть одновременно и пониманием того, что в тексте непосредственно не дано. Это понимание может оказаться неверным в смыс­ловом и коннотативном планах, что не лишает читателя права на личное отношение к произведениям.

Используя рассмотренные в данной главе концеп­ции, мы можем утверждать следующее: ядро личнос­ти, установка, акцентуация, доминанта личности в зна­чительной мере определяют направленность и изби­рательность или перцептивные искажения восприя­тия окружающего мира. Определению того, как это происходит и что в этом отношении может предло­жить анализ художественного текста, посвящена сле­дующая глава.



Просмотров 754

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!