Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел 1. Теоретические и методологические основы акмеологии



Введение

 

Акмеология— новая наука, уверенно заявившая о себе в конце вось­мидесятых и начале девяностых годов двадцатого века. Четко обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство, научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус — была официально зарегистрирована как самостоятельная наука. В различных вузах Российской Федерации были организованы кафедры акмеологии. Через аспирантуру и докторантуру начата под­готовка кадров высшей квалификации по специальности 19.00.13 — психология развития, акмеология. В высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и других городов были организо­ваны диссертационные советы по данной специальности. В 1991 году была создана и официально зарегистрирована Международная акаде­мия акмеологических наук со своей штаб-квартирой в Санкт-Петер­бурге и отделениями в Москве, крупных регионах России и за рубежом. В 1994 году начал издаваться теоретический журнал «Акмеология», а с 1997 года и журнал «Вопросы акмеологии». Стали регулярно про­водиться научные конференции и симпозиумы по акмеологии. В Моск­ве был создан Международный акмеологический институт — первое учебное заведение для подготовки специалистов-акмеологов высшей квалификации.

Следует подчеркнуть, что научный приоритет в создании акмеоло­гии по всеобщему признанию принадлежит России. За рубежом к ак­меологии проявляется повышенный интерес, особенно к тем научным направлениям, которые непосредственно связаны с развитием профес­сионализма личности и деятельности.

Возникновение, становление и развитие акмеологии непосредст­венно связано с именами многих выдающихся российских ученых и прежде всего члена-корреспондента Российской академии образования (РАО), профессора Нины Васильевны Кузьминой и действительного члена РАО, профессора Алексея Александровича Бодалева. Именно их научные идеи и интуиция, талант организаторов, энергия и жиз­неутверждающий оптимизм позволили акмеологии в короткие сроки уверенно занять ведущие позиции в системе наук о человеке. По их инициативе и с их непосредственным участием были созданы кафед­ры и отделения акмеологии в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и ее филиалах, Калужском государствен­ном педагогическом университете им. К. Э. Циолковского, Северо-Осетинском государственном университете, ряде высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Воронежа, Шуи и других городов. Под руководством лидеров этих направлений успешно защищены сотни кандидатских и докторских диссертаций, созданы научные школы, увидели свет десятки монографий и сборников.

Столь стремительное становление и развитие акмеологии обуслов­лено не только тем, что акмеологические идеи сплотили немало та­лантливых ученых и организаторов науки, но и необычайно привле­кательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований.

Акмеология развивается в полном соответствии с логикой разви­тия научного знания. На первом этапе своего становления объектом акмеологии был главным образом профессионализм деятельности учителей. В это время увидели свет книги Н. В. Кузьминой, которые стали по-настоящему этапными для утверждения акмеологии*. В них акмеологическое знание было доказательно представлено как акту­альное, самостоятельное и высокоэффективное. Но главным все же стало доказательство его универсальности. Несмотря на то что речь в этих книгах шла о профессионализме учителя и мастера производ­ственного обучения, стало совершенно очевидным, что предложенные принципы и подходы, описанные закономерности справедливы для изучения и развития профессионализма и в других видах деятель­ности. Эта мысль была развита в совместной работе А. А. Деркача и Н. В. Кузьминой**.

 

* Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990; Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. — СПб., 1993.

** Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин про­фессионализма — М.: РАУ, 1993.

 

В этом же году академиком РАО А. А. Бодалевым была выпущена работа*, имевшая чрезвычайно важное научное значение, потому что в ней был четко описан методологический строй акмеологии.

* Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: РАУ, 1993.

 

Наконец, в 1993 году была опубликована брошюра* В. Г. Зазыкина и А. П. Чернышева, в которой значительное внимание было уделено обоснованию собственно акмеологических методов изучения и разви­тия профессионализма.

* Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессиона­лизма. - М.: НИИ ВО, 1993.

 

Эти и другие работы стали своеобразным научным плацдармом для интенсивного развития теоретических и прикладных акмеологичес­ких исследований. В 1995 году под редакцией А. А. Деркача выходит в свет фундаментальная коллективная монография «Основы общей и прикладной акмеологии»*. В данном труде были обобщены многие ак­меологические исследования, уточнена методологическая и теорети­ческая основа акмеологии, определены ее важнейшие научные на­правления, описаны главные результаты, в том числе и конкретных прикладных исследований, обозначены научные перспективы.

* Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 1995.

 

После выхода данного труда интенсивность акмеологических ис­следований существенно возросла. Свои монографические работы по различным проблемам и направлениям акмеологии опубликовали ве­дущие ученые-акмеологи О. С. Анисимов, Е. Н. Богданов, А. А. Бодалев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. В. Кириченко, Н. А. Ко­валь, Н. И. Конюхов, Н. А. Корниенко, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, А. С. Огнев, В. В. Петрусинский, А. А. Реан, И. Н. Семенов, М. Ф. Секач, А. П. Ситников, С. Ю. Степа­нов, Ю. В. Синягин и многие другие.

Этапным для акмеологии многие специалисты называют фунда­ментальный пятитомный труд «Акмеология: личностное и профес­сиональное развитие человека», в котором было не только система­тизировано накопленное акмеологическое знание, но и впервые были сформулированы акмеологические законы*.

*Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. В 5 т. / Под ред. А. А. Деркача. - М.: 2000-2001.

 

Со временем в акмеологическом знании наметилась естественная тенденция к дифференциации, что является характерным для многих развивающихся наук. Появились новые самостоятельные научные на­правления — педагогическая акмеология, военная акмеология, акмеология деятельности в особых и экстремальных условиях, управленческая акмеология. В стадии формирования находятся юридическая и медицинская акмеология, активно разрабатываются акмеологические про­блемы в сфере социальной работы, экономики и спорта. В то же время дифференциация науки усилила потребность в интеграции акмеологического знания, уточнении его теоретико-методологических осно­ваний и тенденций развития, в акмеологических исследованиях обоб­щающего характера. Такие исследования необходимы не только для углубления разработки теории акмеологии, они нужны для улучше­ния качества подготовки специалистов-акмеологов. Вследствие этого остро стал вопрос о подготовке учебного пособия по акмеологии. Та­кое учебное пособие было издано в 2000 году* и стало методическим обеспечением читаемых курсов по акмеологии не только в КГПУ, но и ряде других высших учебных заведений. В нем были изложены ре­зультаты исследований авторов в области интеграции акмеологического знания:

• категориально-понятийный аппарат;

• общие и частные принципы акмеологического исследования;

• закономерности, методы акмеологического исследования;

• концепции развития профессионализма и профессионала.

* Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. — Калуга, 2000.

 

Эти знания необходимы для вхождения в акмеологическую пробле­матику, ориентации в мире задач, связанных с изучением прогрес­сивного развития зрелой личности и ее профессионализма. Данное учебное пособие вызвало большой интерес у специалистов, которые высказали немало ценных замечаний и предложений авторам, направ­ленных на его улучшение. В результате в 2001 году увидело свет его второе издание, которое авторами было существенно дополнено и до­работано. В нем, в частности, впервые был представлен краткий акмеологический словарь, в котором обоснованы основополагающие по­нятия и категории акмеологии. В этом же году вышло двухтомное учебное пособие «Общая и прикладная акмеология»*.

* Общая и прикладная акмеология. Ч. 1, 2 / Под ред. А. А. Деркача. — М.: 2001.

 

В 2002 году вышел первый большой (40 п. л.) учебник «Акмеоло­гия», подготовленный в Российской академии государственной служ­бы при Президенте Российской Федерации авторским коллективом под общей редакцией А. А. Деркача*.

* Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002.

 

В то же время потребность в издании учебно-методической лите­ратуры по акмеологии не уменьшилась. В частности, появилась необ­ходимость публикации таких учебно-методических пособий, которые отличались бы единой определяющей логикой изложения и были бы ориентированы на решение практических проблем. Таковым видится настоящее учебное пособие. В его основу положено обобщение акмео­логических исследований, выполненных авторами, представителями их научных школ и другими специалистами-акмеологами, а также опыт чтения курса «Акмеология» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и других вузах России.

Авторы будут признательны всем, кто поддержал идею написания данного учебного пособия по акмеологии и высказал свои пожелания и предложения.

А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин

Москва

2002-2003 гг.

 

 

Раздел 1. Теоретические и методологические основы акмеологии

 



Просмотров 1195

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!