Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Современное состояние акмеологии



 

Закончим обсуждение особенностей акмеологии как науки систе­мы человекознания характеристикой ее современного состояния. Что же отличает акмеологию как науку на нынешнем этапе ее развития? Если дать общую характеристику ее состояния, то акмеологию от­личают фундаментальность, интегративный характер и гуманистиче­ская направленность.

Фундаментальностьакмеологии проявляется в ее особенностях. Акмеология, как было уже отмечено, сразу четко и непротиворечиво обозначила свои объект, предмет, проблематику и цели, при этом не занимала ничьей «научной ниши», как это нередко случается с други­ми новыми науками. Замысел создания акмеологии как науки состоял в том, что исследования прогрессивного развития зрелой личности в силу каких-то причин не заняли центрального места в психологии и смежных с ней науках, поэтому и осуществлялись бессистемно, в из­вестной мере стихийно.

Акмеология быстро прошла все этапы, необходимые для становления любой науки. Можно констатировать, что в акмеологии уже сложился свой обоснованный и строгий категориально-понятийный аппарат (более подробно об этом в разделе 1.2). Сейчас существуют такие по­нятия и определения:

• акмеологический и акмеографический подходы;

• акмеологические закономерности;

• акмеологические условия и факторы;

• акмеологические инварианты профессионализма;

• акмеограмма;

• акмеологический уровень и потенциал.

Они из дискуссионных стали, по сути дела, операциональными и ра­бочими.

Следует особо подчеркнуть, что в акмеологии успешно разрабаты­вается собственный акмеологический методический инструментарий, что имеет далеко не каждая наука. Наряду с общенаучными метода­ми — анализом, обобщениями, структуризацией, факторизацией и др. в акмеологии активно используются методы ее родовой науки психо­логии — опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, моделиро­вание, семантический дифференциал и радикал и пр. Но к настоящему времени уже разработаны и совершенствуются собственно акмео­логические методы: акмеографические описания и построение акмеограмм, которые показали свою перспективность и «доводятся» до широкого применения в научных исследованиях и практике (более подробно о них в разделе 1.3).

Фундаментальность акмеологии как науки подтверждается также разработанными теоретическими концепциями, среди которых преж­де всего необходимо упомянуть следующие:

• личностно-профессионального развития;

• нравственной культуры;

• гуманитарно-технологического развития;

• акмеологическую концепцию профессионализма деятельности в особых и экстремальных условиях;

• рефлексивной самоорганизации творческого мышления;

• акмеологического воздействия, акмеологического тренинга и др. (О. С. Анисимов, Е. Н. Богданов, А. А. Деркач, А. С. Гусева, В. Г. Зазыкин, А. В. Кириченко, А. П. Ситников, С. Ю. Степанов и др. (см. рекомендованную литературу).

Теоретическая акмеология вплотную подошла к проблеме описа­ния акмеологических законов и закономерностей, что также является свидетельством ее научной фундаментальности. В настоящее время проблема акмеологических законов и закономерностей стала особен­но актуальной. Это связано с необходимостью обобщения и теоре­тического осмысления накопленных многочисленных эмпирических данных, определения тенденций развития акмеологии в связи с уточ­нением ее предмета и проблематики. Б. Ф. Ломов, рассматривая про­блему закона и закономерностей в психологии, отмечал: «Основная цель любой науки состоит в том, чтобы вскрыть объективные законы, которым подчиняются изучаемые ею процессы и явления. Более того, какая-либо область знания превращается в действительную науку лишь по мере того, как она продвигается по пути реализации этой цели. Именно этой цели в конечном счете подчинены и теоретические, и экспериментальные исследования; от достижений в ее реализации зависят также успехи применения науки на практике» *.

* Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. -С. 106.

 

Думается, это мысль полностью справедлива и для акмеологии. В настоящее время в акмеологических публикациях активно дискутируется вопрос о виде и характере акмеологических законов и зако­номерностей, при этом нередко проводятся параллели с психологиче­скими законами и закономерностями. Действительно, между ними есть немало общего. Но все же акмеология, несмотря на свое интенсивное развитие, находится на стадии становления как науки, поэтому гово­рить о существовании общих и специфических акмеологических за­конов и закономерностей можно пока только на концептуальном уровне. В то же время акмеологические законы и закономерности ре­ально существуют, они были выявлены в результате теоретических и прикладных акмеологических исследований. Сегодня проводится ра­бота по их точному формулированию и оформлению.

Акмеологические закономерности, как показывают проведенные ис­следования, имеют определенное сходство с закономерностями наук, входящих в комплекс человекознания, потому что у них общий глав­ный объект исследования, однако они имеют свои специфические от­личия. Что же характерно для акмеологических закономерностей? Обобщение результатов акмеологических исследований позволило выявить ряд их значимых особенностей.

Во-первых, акмеологические закономерности являются по сути сво­ей объективными устойчивыми связями и отношениями. Примером тому могут служить связи и отношения между уровнем одаренности личности и ее движением к профессионализму. Очевидно, что при равных «стартовых» возможностях эта связь в общем виде пропорцио­нальна — чем выше одаренность, тем больших вершин профессиона­лизма можно достичь. На определенных этапах эта зависимость мо­жет иметь различный характер — линейный или экспоненциальный, или какой другой, но тенденция одна и та же — рост профессиона­лизма. Другой пример устойчивой связи — уровень самоорганизации личности и динамика движения к профессионализму. И здесь связь пропорциональная. Таких устойчивых связей и отношений много. Важной задачей акмеологических исследований является их дальней­шее определение и описание.

Во-вторых, акмеологические закономерности одновременно объек­тивны и субъективны. Объективность их определяется действующи­ми условиями, относящимися в основном к «достартовому» периоду развития, к принятым в обществе ценностям, стандартам, проявляющим­ся в отношении к профессионализму и профессионалам. Естественно, что общественный запрос на профессионалов высокого уровня явля­ется благоприятным условием развития профессионализма. Субъек­тивность же связана с индивидуальными особенностями субъекта развития, с «преломлением» объективных факторов сквозь призму его внутренних условий.

В-третьих, как обладающие свойством устойчивости, акмеоло­гические закономерности характеризуются повторяемостью. Именно устойчивость и повторяемость позволяют «тиражировать» акмеоло­гические методы и технологии, в частности, развития профессиона­лизма.

В-четвертых, акмеологические закономерности сходны с психологи­ческими тем, что они относятся к четвертому и пятому (по классифи­кации Б. Ф. Ломова) уровням закономерностей, а именно относящим­ся к процессам психического развития человека и закономерностям между различными уровнями организации психических процессов.

В-пятых, акмеологические закономерности относятся к классу «за­конов-тенденций», отличающихся «нежесткостью», вариабельностью относительно устойчивого «среднего». Это особенно наглядно про­является при описании общего (тенденции), особенного и единич­ного (вариации) в саморазвитии и личностно-профессиональном раз­витии.

В-шестых, акмеологические закономерности по сравнению с пси­хологическими менее вариативны. Происходит это вследствие того, что, к примеру, профессионализм деятельности характеризуется преж­де всего стабильностью высоких результатов, а профессионализм лич­ности — «жесткими» стандартами и личностными нормами поведения, что, естественно, уменьшает вариативность. К тому же использование стандартизированных акмеологических технологий существенно де­терминирует сам процесс личностного развития.

Исходя из сущности акмеологии, можно утверждать, что акмеоло­гические законы и закономерности отражают устойчивые отноше­ния, связанные с процессами прогрессивного развития личности и, в частности, личностно-профессионального развития.

В настоящее время в теоретических акмеологических исследова­ниях предпринимаются попытки сформулировать и обосновать собст­венно акмеологические законы: личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала и самовыражения личности в профессии.

Закон личностно-профессионального развития и умножения лич­ностного потенциала устанавливает взаимозависимость между про­цессом становления профессионального мастерства и формированием личностной целостности. Он пока имеет описательную форму. В нем отражается следующее:

• констатируется, что движущей силой личностно-профессионального развития выступают различные противоречия между пер­спективным, потенциальным и наличным;

• раскрывается содержание личностно-профессионального разви­тия в контексте изменения соотношения индивидуализации и социализации, умножения потенциала, изменения мотивационно-смысловой и потребностной сфер личности, расширения объект­ного и предметного полей деятельности, повышения психологи­ческой культуры и пр.

Закон самовыражения личности в профессии.Он также пока име­ет описательную форму. В нем описываются процессы и механизмы профессионального самоопределения, самоутверждения, самореали­зации, профессионального образа «Я» и личностно-профессионально­го роста в контексте самовыражения личности в профессии.

Таково общее видение сущностных характеристик акмеологических законов и закономерностей. Углубление и расширение этих ис­следований позволит вплотную подойти к проблеме создания общей теории акмеологии.

Интегративный характеракмеологии определяется ее обширными междисциплинарными связями, аккумулирующими результаты комп­лексных исследований в решении центральной проблемы прогрессив­ного развития зрелой личности, нацеленной на достижение вершин в этом развитии. Процессы личностного развития чрезвычайно сложны и многоплановы, поэтому их организация и оптимизация требуют ин­теграции и систематизации различных знаний на основе выявленных методологических принципов — в первую очередь комплексности и системности, помогающих интегрировать разноуровневое знание в обобщенные схемы описания. Интеграция этого знания обусловлена тем, что акмеология тесно связана с такими фундаментальнейшими направлениями общей психологии, как психология личности, диффе­ренциальная психология, возрастная психология, психология творче­ства. В то же время прогрессивное развитие личности осуществляется в процессе деятельности, общения и профессиональных взаимодей­ствий, поэтому фундаментальные и прикладные исследования облас­ти психологии труда и профессий, психологии развития, психологии общения близки к акмеологической проблематике.

Междисциплинарные связи с педагогикой, философией, культуро­логией, физиологией нами ранее подчеркивались. Следует заметить, что отмеченные междисциплинарные связи и даже встречающаяся общность объекта исследований не отождествляют акмеологические и психологические исследования, так как в акмеологических исследо­ваниях имеется свой «фирменный» предмет и своя проблематика, от­личные от предмета и проблематики психологических исследований.

Междисциплинарные связи с науками, не входящими в психологи­ческий комплекс, привели к возникновению специальных направлений акмеологии. Очевидно, что разработка проблем профессионализма в какой-то конкретной области профессиональной деятельности обяза­тельно приведет к движению научного знания по траектории «отдель­ное — особенное — общее», что стимулирует обоснование новых направ­лений акмеологии. Акмеология, обладая большой притягательной силой, привлекает повышенное внимание специалистов различных наук — психологов, юристов, военных, врачей и многих других, кото­рые, выполняя акмеологические по сути исследования на стыке наук, заложили, как отмечалось, новые направления акмеологии.

Данный процесс дифференциации акмеологического знания явля­ется естественным для акмеологической науки. Правда, этот объек­тивный процесс обусловливает необходимость решения обратных задач, поэтому необходимо создавать условия для того, чтобы он со­провождался и интеграцией, проявляющейся прежде всего в углуб­ленной разработке теоретико-методологических основ акмеологии. Диалектическое единство дифференциации и интегративности — вот отличительные черты современной акмеологии.

Гуманистическая направленностьакмеологии является не только важной характеристикой ее фундаментальности, но и отличительным признаком как науки. В исследованиях, проведенных в разные годы Н. В. Кузьминой, было показано, что профессионалами высокого класса становятся примерно около 5 % тех, кто занят в том или ином виде профессиональной деятельности.

У остальных же успехи существенно скромнее, а следовательно, ниже самореализация в профессиональных и жизненных достижени­ях, что в конечном счете сказывается на самооценке личности, приво­дит к негативным для нее последствиям. Заметим, что потребности в самореализации являются у подавляющего большинства людей наи­менее удовлетворенными, следовательно, всегда остроактуальны­ми. Психологические последствия неудовлетворенных актуальных потребностей хорошо известны науке и практике. Однако предло­жить научно-практические рекомендации по коренному изменению ситуации могут далеко не многие научные дисциплины из-за своей специфики, объекта и предмета, ограниченности возможностей ме­тодов.

Именно акмеология в силу своей объектной и предметной направ­ленности, стратегических целей, решаемых научно-практических за­дач, а также наличия специальных методов призвана коренным образом изменить сложившуюся негативную ситуацию. Акмеологическое знание помогает людям в личностной и профессиональной самореа­лизации, в профессиональных и жизненных достижениях, исправляя коренным образом в интересах человека отмеченную чудовищную диспропорцию — 5 % и 95 %! Поэтому-то одной из центральных задач акмеологии является определение общих и особенных условий и фак­торов, способствующих прогрессивному развитию личности.

Гуманистическая направленность акмеологии обусловливается еще и тем, что одним из ведущих методологических принципов этой науки является принцип гуманизма, который был нами рассмотрен выше.

Данная направленность акмеологии проявляется также в ее сугубо личностной ориентированности, проявляющейся в определении не только общих и особенных, но и единичных акмеологических условий и факторов, что очень важно на индивидуальном и отдельном уров­нях, то есть для конкретной личности. Иными словами, все, что изуча­ется и разрабатывается акмеологией, направлено в первую очередь на благо конкретной, а не абстрактной личности, на гармонизацию ее развития и отношений. К этому следует добавить, что акмеологические методы и технологии, например, построение акмеограмм, акмео-технологии ориентированы всегда на проблемы отдельного человека, сугубо персонифицированы.

Указанный аспект делает акмеологическое знание практически на­правленным и востребованным. Особенно отчетливо это проявляется в тех направлениях акмеологии, которые связаны с изучением зако­номерностей становления и развития профессионализма личности и профессионализма деятельности. Можно с уверенностью сказать, что нет такой сферы профессиональной деятельности, где бы остро не сто­яла проблема профессионализма, где бы не нуждались в профессио­налах своего дела. Акмеологическое знание является, пожалуй, наи­более конструктивным в решении проблем профессионализма, хотя акмеология не претендует на рассмотрение категории профессиона­лизма исключительно как акмеологической.

Таковы общие характеристики акмеологии на нынешнем этапе ее развития.



Просмотров 1005

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!