Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Развитие профессионализма личности управленческих кадров, осуществляющих деятельность в особых условиях



 

В деятельности современных руководителей и управленческих кад­ров заложено немало объективных и субъективных противоречий, которые существенным образом ее усложняют, снижают результатив­ность. В первую очередь следует отметить противоречия между тре­бованиями хозяйственной практики и уровнем профессионализма кадров управления, особенно когда эти требования находятся на границе возможностей субъектов управленческой деятельности или превыша­ют их. Зафиксирован значительный рост нагрузки на интеллектуаль­ную, эмоциональную и волевую сферы современного руководителя, что приводит к возникновению негативных психических состояний, снижает работоспособность и эффективность деятельности. Следует отметить также следующее:

• постоянное действие различных экстремальных факторов (эко­номических, организационных, техногенных, психологических, социальных, экологических и др.);

• возникновение экстремальных управленческих ситуаций, которые, в свою очередь, значительно усложняют управленческую деятельность, предъявляют повышенные требования к субъекту управленческого труда, прежде всего — к его профессионализму.

В результате существующих противоречий и действия экстремальных факторов современная управленческая деятельность в большинстве своем относится к классу профессиональной деятельности, осуществ­ляемой в особых условиях. Она отличается следующими особенно­стями:

• носит постоянно усложняющийся гетерохронный социотехнический характер;

• включает разнообразие сложных видов конкретной деятельнос­ти, включенных в иерархические отношения;

• имеет во многом творческий характер ввиду доминирования не­стандартных ситуаций;

• сопровождается высокой психической напряженностью и други­ми негативными психическими состояниями;

• имеет высокую психологическую «цену»;

• отличается выраженной прогностической природой решаемых задач;

• требует принятия ответственных решений в сложных ситуациях;

• предъявляет весьма жесткие требования к личностно-профессиональным качествам субъекта деятельности и его профессиона­лизму.

В настоящее время в психологических и акмеологических исследо­ваниях профессионализм руководителей, осуществляющих свою де­ятельность в особых условиях, и особенно его личностная состав­ляющая (профессионализм личности) изучены недостаточно. Ранее основное внимание уделялось главным образом деятельностному ас­пекту.

Проведенные акмеологические исследования позволили разрабо­тать модели профессионализма личности руководителей в особых условиях деятельности,определить условия его продуктивного раз­вития*.

* Семененко С. В. Акмеологический подход в изучении профессионализма кадров управления в особых условиях деятельности. — М.: МААН, 2001; Щербина А. В. Оптимизация деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. — М.: МААН, 1997 и др.

 

Психолого-акмеологические модели была разработаны в русле сис­темной методологии, поэтому профессионализм управленческих кад­ров, осуществляющих свою деятельность в затрудненных или особых условиях, представлялся в виде системы, имеющей ряд взаимосвязан­ных подсистем.

Первая подсистемаподсистема особых условий. В ней фокусиру­ется информация о характеристиках таких условий и действующих в них экстремальных факторов. Выявлено, что экстремальные факторы, определяющие условия деятельности как особые, имеют следующие характеристики:

• объективный характер, мало зависящий от субъекта деятельнос­ти, его регулятивных возможностей;

• различную вероятность появления — от хорошо предсказуемого момента до случайного;

• различную силу и интенсивность, обусловленные их природой (техногенные, организационные, экологические, психологиче­ские, социальные и пр.);

• действие, вызывающее возникновение негативных умеренно вы­раженных функциональных состояний у субъекта;

• действие, затрудняющее выполнение деятельности, профессио­нальные взаимодействия, общение.

Проведенные исследования показали, что в управленческой дея­тельности чаще всего встречаются следующие конкретные виды экст­ремальных факторов:

• информационные и иные перегрузки;

• дефицит необходимой информации;

• неопределенность субъективно и объективно значимой ситуации;

• конфликты;

• угрозы;

• кризисы;

• производственные и иные стрессы;

• дефицит времени;

• существенно завышенные требования к субъекту деятельности;

• очень высокие психоэнергетические затраты;

• психологическая несовместимость;

• неадекватный стиль управления вышестоящего руководителя;

• неадекватное поведение и отношение персонала;

• дефицит или неопределенность;

• информация об экстремальных факторах;

• негативные экологические факторы.

Многие из отмеченных экстремальных факторов действуют совме­стно и взаимосвязанно, например, стрессы и перегрузки приводят к сильному утомлению, высоким психоэнергетическим затратам, что повышает вероятность ошибок, промахов и срывов. Ряд факторов вы­ступают как актуальные проблемы, требующие оперативного и точно­го решения, поэтому их рассматривают как экстремальные управлен­ческие ситуации.

Иными словами, в особых условиях организаторской деятельности действуют как сами экстремальные факторы, так и возникают экстре­мальные управленческие ситуации. Первые негативно влияют на функ­циональные состояния субъекта и регуляцию его деятельности. Вто­рые являются оперативными, сложными дополнительными задачами, требующими немедленного решения, поэтому делают работу слож­но совмещенной. Сложно совмещенная деятельность характеризуется тем, что в процессе ее выполнения одновременно преследуются несколь­ко целей, которые могут быть и не связанными между собой.

Вторая подсистема — личностная, включающая все, что характери­зует кадра управленческой деятельности как индивида, субъекта дея­тельности и личность в профессиональной деятельности, отношениях, взаимодействиях и общении. Структурирование информации в этой подсистеме в психолого-акмеологических исследованиях показало, что с системных позиций это можно представить в виде совокупности структурных составляющих:

1) блок способностей к управленческой деятельности, включающий общие способности к управленческой деятельности, интеллекту­альные, коммуникативные и организаторские способности, спо­собности к саморегуляции;

2) блок личностной компетентности, включающий прежде всего аутопсихологическую компетентность (адекватный образ Я-профессионала, самоконтроль, самооценку пр.), социально-перцеп­тивную, социально-психологическую и психолого-педагогичес­кую компетентности;

3) блок личностно-профессиональных качеств. В проведенном обзо­ре были упомянуты следующие интегративные качества: хорошее внимание, память, сильная воля, работоспособность, проницательность. Особую группу составляют интеллектуальные качества: глубина ума, системность мышления, интуиция и их динами­ческие характеристики;

4) блок личностно-деловых качеств: целеустремленность, реши­тельность, организованность, дисциплинированность, требова­тельность, инициативность, объективность, внимательное и так­тичное отношение к персоналу, критичность и самокритичность, способность заряжать других своей энергией (отдельную группу составляют предпринимательские качества);

5) мотивационно-целевой блок, в котором описываются цели и мо­тивы профессиональной деятельности и профессиональных дости­жений; в его состав входят и побудительные причины нацеленности на самореализацию и самосовершенствование в управленческой деятельности;

6) блок акмеологических инвариантов профессионализма. Общие инварианты профессионализма: высокий уровень антиципации, развитая саморегуляция, сила личности, креативность и каче­ства, способствующие принятию эффективных решений; специ­альные акмеологические инварианты: направленность на общение и взаимодействие, организационный потенциал, устойчивость к стрессам;

7) блок управленческого опыта, включающий специальные каче­ства, сформированные в процессе обучения и рефлексии своей профессиональной деятельности; они проявляются прежде всего в том, что субъект способен эффективно использовать имеющие­ся профессиональные знания и умения;

8) блок морально-нравственных качеств включает в первую очередь такие качества, как порядочность, честность, верность своему слову, доброжелательность, справедливость;

9) блок управленческой позиции; сама управленческая позиция рассматривается как «узел» коммуникаций и отношений руково­дителя, находящихся под его контролем и обусловливающих на­правленность активности, свободу организационного маневра, который предполагает «взвешивание» диспозиций, гибкое ма­неврирование; управленческая позиция руководителя считается сильной, если она позволяет осуществлять точные и надежные прогнозы, расчетливо рисковать, формировать и использовать ресурсы, минимизировать расходы и затраты, гибко маневриро­вать имеющимися возможностями, формировать и полноценно использовать кадровый потенциал;

10) блок самоэффективности, характеризующей когнитивные и регуляторные возможности субъекта управленческой деятельности. Высокая самоэффективность проявляется в вере в возможность реализовать свой личностный и профессиональный потенциал, в широких функциональных возможностях, высокой ответствен­ности, самостоятельности и независимости, эмоциональной ста­бильности, особенно в необычных условиях.

При практическом использовании данной модели возможно при­менение акмеографического подхода, в частности акмеографических описаний на уровне особенного, и разработка акмеограмм на уровне индивидуального.



Просмотров 1114

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!