Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Практика разработки акмеограмм



 

Как уже отмечалось в первом разделе, акмеограмма является соб­ственно акмеологическим индивидуально ориентированным методом исследования и решения практических задач. С точки зрения профессиографии она призвана решать вопросы не общественно приемлемого качества труда, а высокого уровня профессионализма, когда субъект деятельности по своим характеристикам и умениям существенно от­личается от «среднего» специалиста. Разработка акмеограмм являет­ся новым методом, который находится на стадии своего совершен­ствования, поэтому сейчас он является довольно трудоемким.

Как необходимо разрабатывать акмеограмму для конкретного субъек­та личностно-профессионального развития?

В первую очередь, необходимо придерживаться общей методической схемы, представленной в разделе 1.3.1. Во вторых, при ее разработке следует применять разнообразные инструментальные и неинструмен­тальные методы психологической диагностики и прогностики. Рас­смотрим более подробно технологию составления акмеограммы.

Вначале представляются общие сведения, которые определяются по анализу кадровых документов с данными экспертной оценки кол­лег или руководителей, особенно касающихся уровня квалификации.

При раскрытии содержания «Подструктуры способностей и потен­циала» личности следует активно использовать методы психологической диагностики. Уровень развития способностей определяется тра­диционными психодиагностическими методами, а также с помощью анализа скорости и успешности освоения новых видов деятельности или ее алгоритмов. Существенно сложнее оценивать потенциал лич­ности. В акмеологических исследованиях в настоящее время проверя­ется гипотеза о том, что существует связь между внутренним потен­циалом личности и уровнем ее самореализации, точнее реализованной части потенциала. То есть чем больше фактов самореализации, профес­сиональных или иных социальнопозитивных достижений, чем выше их уровень, тем соответственно больше потенциал личности. Данная гипотеза сформировалась под влиянием идей психобиографического подхода в изучении личности, анализа роли социальных условий и возможностей, «теории кумулятивных причин» и является весьма пер­спективной. О потенциале личности можно судить и по работоспособ­ности, инновационной направленности деятельности, проявлению во­левых качеств.

Следует отметить, что целостная интегральная оценка потенциала личности пока еще доказательно не обоснована. В практике работы психологов и акмеологов, осуществляемой в интересах кадровых служб, оценке подлежат, как правило, отдельные составляющие или характеристики потенциала личности, обобщение которых позволяет доказательно судить о его интегральном уровне. Высокие оценки по отдельным составляющим свидетельствуют о значительном личност­ном потенциале в целом. Рассмотрим конкретные психодиагностиче­ские методы оценки базисных составляющих личностного потенциа­ла, которые были описаны в первом разделе.

Оценка силы личности. Она является центральной в изучении лич­ностного потенциала, кроме того — это важнейший акмеологический инвариант профессионализма. Напомним, сила личности тесно связа­на с волевыми качествами, высокой работоспособностью, целеустрем­ленностью, смелостью, решительностью, способностью вселять уве­ренность в других. Сила личности — залог успешного преодоления трудностей, прогрессивного личностного роста. В некоторых моди­фикациях MMPI (автор Н. И. Конюхов)* сила личности оценивается интегрально по стобалльной шкале, как и другие личностные характе­ристики.

* Конюхов Н. И., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. — М.: 1996.

 

Чем выше показатель силы личности, тем больше ее потенциал, тем значительнее ее внутренние ресурсы для прогрессивного и успешного личностно-профессионального развития и профессиональной карье­ры. Силу личности можно оценивать также с помощью психобиогра­фического метода, анализа динамики личностных и профессиональ­ных достижений.

Интеллектуальный потенциалоценивается с помощью психологи­ческих тестов «Сложные и простые аналогии», IQ, теста Амтхауэра и др. О его уровне можно судить также по склонности нестандартно, но эффективно решать сложные задачи и проблемы, разнообразию предлагаемых способов их решения. Интеллектуальный потенциал тесно связан с познавательной потребностью личности, уровень ко­торой является его надежным индикатором.

Биологический потенциалоценивается довольно редко ввиду от­сутствия собственно интегрального показателя и существования не­линейных связей между его уровнем и продуктивностью деятельнос­ти. В частности, отмечалось, что тип нервной системы как одна из характеристик биологического потенциала может как способство­вать эффективности деятельности, так и препятствовать ей, все зависит от ее характера и содержания. В сложных условиях, например при действии экстремальных факторов, эффективнее работают люди с сильным типом нервной системы. Там же, где требуется высокая точ­ность, скрупулезность, где большую роль играют разнообразные и сла­бовыраженные факторы, лучше действуют люди со слабым типом нервной системы. Поэтому оценка биологического потенциала долж­на осуществляться совместно с профессиографическим анализом деятельности.

Психический потенциал следует оценивать также совместно с тре­бованиями, полученными в результате профессиографического ана­лиза деятельности. С его помощью можно определить конкретные требования к уровню психических процессов и функций, необходи­мых для продуктивности работы в будущей перспективной должнос­ти. Характеристики внимания, памяти, воображения можно легко оп­ределить, используя классические психологические тесты*.

* Практические занятия по психологии / Под ред. А. В. Петровского — М.: Просвещение, 1972 и др.

 

При формировании кадрового резерва на выдвижение большую роль играет наличие организаторских способностей и общей способ­ности к управленческой деятельности (ОСУД), потому что сам кадро­вый резерв формируется преимущественно на управленческие должности. Уровень ОСУД определяется с помощью теста Л. Д. Кудряшовой* в виде интегральной оценки, что удобно для сравнения претен­дентов на должности. ОСУД можно определить и с помощью не­инструментальных методов диагностики.

* Кудряшова Л. Д. Каким быть руководителю. — Л.: ЛГУ, 1986.

 

Характерологический потенциал.Как отмечалось, некоторые лич­ностные свойства и особенности характера в зависимости от вида профессиональной деятельности могут являться психологическими профессионально важными качествами. Поэтому оценке характероло­гического потенциала должен также предшествовать профессиографический анализ деятельности, направленный на их выявление. Напри­мер, для лиц управленческого труда таковыми качествами являются ответственность, инициативность, решительность, проницательность, стрессоустойчивость, воля, организованность и др.*

* Швецова Е. И. Психодиагностика в системе оценки персонала. — Новосибирск – САГС, 2001

 

Эти и другие профессионально важные качества можно определить и измерить с помощью личностных тестов, особенно хорошие резуль­таты дает применение теста Р. Кэттелла.

Потенциал направленностиличности связан прежде всего с опре­делением уровня и характера мотивации достижений и успеха, актив­ности личности, ее интересов, мировоззрения. Мотивационный потен­циал оценивается с помощью традиционных психодиагностических методов, остальные характеристики определяются с помощью наблю­дения.

Если перспективная деятельность связана с необходимостью не­стандартного решения сложных проблем, то необходимо оценивать и творческий потенциалличности у тех, кто находится в кадровом ре­зерве. К тому же психологами отмечалось, что более масштабные виды деятельности, новые технологии и алгоритмы быстрее и эффективнее осваиваются как раз теми, у кого выше творческий потенциал. Иными словами, при определении потенциала личности необходимо оцени­вать и ее творческий потенциал или, как еще принято называть, уро­вень креативности личности.

Творческим потенциалом принято называть совокупность воспол­няемых ресурсов, позволяющих создавать новые — оригинальные, ка­чественно иные, но более высокого уровня материальные и духовные ценности.

Люди с высоким творческим потенциалом отличаются развитым воображением, сильной интуицией, стремлением к самовыражению, нестандартным и продуктивным мышлением, новаторством, умением мобилизовать свои ресурсы в процессе деятельности. Ресурсная восполняемость творческого потенциала обеспечивается за счет большой познавательной активности и освоения креативных технологий (в част­ности, технологий «мозговых атак»).

Творческий потенциал личности может определяться прямыми и косвенными психодиагностическими методами. Весьма популяр­ным среди прямых диагностических методов является тест Е. Торранса. В его полном варианте он представляет собой двенадцать «субтес­тов», сгруппированных в три «батареи». Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая — невербаль­ного, третья — словесно-звукового. Наибольшее распространение по­лучила вторая «батарея», представляющая собой несколько начатых картинок с некоторым набором линий (элементов), используя кото­рые испытуемым надо дорисовать картинку до осмысленного сюжета. Оценивая количество вариантов, их оригинальность, можно количе­ственно определить уровень креативности личности.

Хорошие результаты дают также методики прямого изучения, та­кие как «Эмоциональный слух» (способность определять по интона­ционным характеристикам говорящего его эмоциональное состояние, что свидетельствует о развитости эмоционально-образной сферы лич­ности), «Фантастическое существо» (в нем отчетливо проявляется воображение и фантазия), адаптированный тест Роршаха и др.

Уровень творческого потенциала, проанализированный совместно со способностями (их разнообразие и степень выраженности) и склон­ностью нестандартно, но эффективно решать профессиональные зада­чи, повзоляет судить о наличии одаренности и таланта. Талант прояв­ляется в активной инновационной деятельности, дающей качественно более высокие результаты, если оценивать уровень ее эффективности. Обобщение полученных данных по оценке разных потенциалов по­зволяет судить о потенциале личности в целом.

При обобщенной оценке потенциала личности особое внимание уделяется наличию психологических ограничений, затруднений или барьеров, мешающих раскрытию потенциала. Это является сложной самостоятельной задачей, ждущей своего решения. В то же время проведенные исследования позволяют утверждать, что среди психо­логических ограничений и затруднений в первую очередь следует отметить сильные акцентуации характера, плохо контролируемые и имеющие негативную направленность. Они отрицательно влияют на систему отношений личности, оценок и самооценок, делая их не­адекватными, что сказывается на уровне и направленности активности личности. Серьезными психологическими ограничениями для рас­крытия потенциала являются сильные внутриличностные конфликты, причины которых субъектом не осознаются. Они приводят к дезин­теграции и дезадаптации личности, проявляющиеся в деятельности, общении, взаимодействиях, системе отношений. Психологическими затруднениями являются и отрицательные психологические установ­ки на собственные потенциальные возможности, условия их реализа­ции, которые сформировались под влиянием социального окружения или людей, с которыми осуществляются общение и взаимодействие. Существуют и критические возрастные периоды, в которых реализа­ция личностного потенциала затруднена, а также возрастные ограни­чения. Эмпирически установлен факт и наличия тендерных ограни­чений. Психологическими ограничениями, как показали прикладные исследования, являются высокий уровень тревожности и напряжен­ности личности, низкий уровень самоконтроля и нормативности по­ведения. С описанием данных ограничений можно ознакомиться, про­читав рекомендованную литературу.

Учет психологических ограничений позволил разработать четырех-компонентную систему качественной оценки потенциального, вклю­чающую следующие показатели:

• высокий потенциал, незначительные психологические ограни­чения;

• высокий потенциал, существенные психологические ограни­чения;

• невысокий потенциал, отсутствие особых ограничений;

• невысокий потенциал и значительные психологические ограни­чения.

Раскрытие содержания подструктуры «Индивидуальности» осуще­ствляется преимущественно с помощью методов экспертной оценки, наблюдения и общения с субъектом личностно-профессионального развития. Правда, особенности ценностных ориентации и потребнос­ти в достижениях можно определить с помощью психодиагностики (тесты М. Рокича, Т. Элерса и др.)*.

* Рабочая книга практического психолога / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. - М.: 2001

 

 

Описание подструктуры «Направленности» целесообразно осуще­ствлять с использованием методов наблюдения, экспертной оценки и собеседований. Хорошим методическим ориентиром для ее состав­ления является модифицированная «Карта личности К. К. Платонова»*. Немалые сложности вызывает описание подструктуры «Характе­рологических особенностей и нравственных качеств». Если характеро­логические особенности определить довольно легко, используя «лич­ностные тесты» (например, MMPI или Р. Кэттелла) и с помощью наблюдения, то нравственные качества и уровень их развития опре­делить сложнее. В этом случае очень важно выбрать нравственные стандарты и эталоны. К сожалению, в наше время, когда главными критериями достоинств человека провозглашается материальное бла­гополучие или богатство, решать эту задачу непросто. Эталонами здесь могут быть общечеловеческие или конфессиональные ценности. С помощью опросов и экспертных оценок анализируется поведение и отношения интересующей нас личности в критических ситуациях, в условиях нравственного выбора, ориентация на те или иные ценнос­ти, направленность активности. Это дает необходимую информацию для обобщающих нравственных характеристик.

* Платонов К. К. Краткий словарь системы психологический понятий. — М.: Высшая школа, 1981.

 

Практика показывает, что к людям высоконравственным часто об­ращаются за советом и с просьбами о помощи, когда возникают слож­ные жизненные ситуации. К безнравственным же — не обращаются никогда.

При составлении такой характеристики необходимо учитывать тен­денции изменения направленности нравственных качеств и ее интен­сивность.

Подструктура «Профессиональных характеристик» анализируется с помощью методов изучения характера и результативности про­фессиональной деятельности. Здесь также могут помочь эксперт­ные оценки уровня профессиональной компетентности и умений. Важной характеристикой высокого профессионального статуса явля­ется частота обращения коллег по работе за помощью в решении про­фессиональных проблем и задач.

Общие и особенные «Акмеологические инварианты профессиона­лизма» определяются с помощью анализа результатов деятельности (с учетом психологической «цены»), наблюдения, экспертных оценок и психологического тестирования. В частности, сейчас разработаны и успешно применяются аппаратурные методики оценки уровня и содержания психологический саморегуляции, стрессустойчивости и ра­ботоспособности*.

* Нерсесян Л. С. Психологические аспекты повышения надежности управ­ления движущимися объектами. — М.: Промедэк, 1992.

 

Тестирование поможет определить силу личности и уровень разви­тия психологических, профессионально важных качеств. Остальные определяются экспертами и на основе наблюдения.

В приведенных рекомендациях упор был сделан на проявления по­тенциального. Это не случайно, так как потенциальные свойства яв­ляются базисными, поэтому в значительной мере определяющими ха­рактер развития. Остальные же можно успешно развивать с помощью психологических и акмеологических развивающих технологий.



Просмотров 802

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!