Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Психолого-акмеологическая служба: статус, функции, организация деятельности



 

При обсуждении вопросов связи акмеологии с практикой особое внимание следует уделить необходимости создания акмеологических или психолого-акмеологических служб. Психолого-акмеологические службы призваны стать важным связующим звеном между психоло­гической и акмеологической наукой и практикой. Именно они в пер­вую очередь должны продемонстрировать возможности акмеологии в эффективном решении актуальных практических задач. Именно в них должны находить практическое воплощение многие психологические и акмеологические идеи.

В настоящее время акмеологами разработаны научные и организа­ционные основы создания и функционирования психолого-акмеоло­гических служб различного уровня*.

* Психолого-акмеологическая служба. Настольная книга практического психолога. Методическое пособие / Под ред. Е. А. Яблоковой. — М.: РАГС, 2001 и др.

 

Однако, прежде чем обратиться к ним, скажем несколько слов об исторических предпосылках их появления. Идея создания психолого-акмеологических служб является развитием концепции «психологи­ческих» или «социально-психологических служб», разработанной еще в восьмидесятых годах XX века. В те годы психологическая служба мыс­лилась и создавалась как организационная система практического использования возможностей психологии для решения актуальных практических задач и прежде всего психологической диагностики, экс­пертизы, консультации в сфере производства, народного образования, медицины, охраны правопорядка и др. Необходимость масштабного использования психологического знания на практике была обуслов­лена значительным повышением роли «человеческого фактора» в про­изводстве, управлении, образовании и др., что было вызвано научно-техническим прогрессом. В те годы стало очевидным, что развитие техники, новых информационных технологий, профессиональных взаимодействий между субъектами деятельности предъявляет каче­ственно иные, более высокие требования к интеллектуальной и эмо­циональной сферам личности, обусловливает значительные нагрузки на них на пределе психологических возможностей человека. К тому же работа создаваемых служб социального развития организаций должна была опираться на систему комплексного научного знания о человеке. Естественно, стали изменяться требования к профессио­нальной подготовке специалистов. Качественно новые задачи потре­бовали использования гуманитарных знаний, среди которых психоло­гические стали занимать ведущее место*.

* Бодалев А. А., Ломов Б. Ф., Лучков В. В. Психологическую науку на службу практике// Вопросы психологии. — 1979. — № 4.

В короткие сроки были разработаны типовые структуры психоло­гических служб, их статус, характер деятельности, определен спектр решаемых задач, практика внедрения психологических знаний и на­работок *.

* Социально-психологическая служба промышленного предприятия: тео­рия, опыт, практика / Под ред. Ю. М. Забродина и Е. В. Таранова. — Курган, 1983.

 

Психологи стали осуществлять следующее:

• помогать работе кадровых подразделений;

• разрабатывать планы социального развития;

• заниматься вопросами повышения трудовой мотивации;

• организовывать работу по оптимизации психологического кли­мата;

• обеспечивать психологическую компенсацию неблагоприятных функциональных состояний, возникающих в процессе деятель­ности;

• проводить психокоррекцию негативных форм социального пове­дения и пр.

Психологические службы появились во многих организациях и на предприятиях, в ряде отраслей промышленности, родах войск. Они на практике доказали свою высокую эффективность. Однако в процессе «перестройки» и «радикальных экономических реформ» система пси­хологических служб была разрушена.

В настоящее время проблема воссоздания таких служб стала вновь актуальной. Прежде всего это обусловлено социально-психологичес­кими «издержками» реформ, высокой психологической «ценой» пе­реходного периода, жесткими требованиями рыночных отношений к субъектам деятельности. В то же время просто «реанимировать» такие службы было бы неверно, так как коренным образом изменились требо­вания времени и условия их функционирования, отсюда и возникла идея создания именно психолого-акмеологических служб.

Что же представляет собой современная психолого-акмеологическая служба?

В чем ее отличие от психологической службы?

Каковы ее цели, задачи, функции, организационная структура?

В первую очередь следует отметить, что психологические службы создавались для иной общественно-экономической формации, поэто­му ряд их стратегических задач в настоящее время являются неакту­альными или они претерпели значительную трансформацию (к при­меру, обеспечение деловой репутации заменено на формирование эффективного имиджа). В то же время немало практических задач, в частности связанных с формированием кадрового потенциала орга­низации, остались по сути прежними. К тому же существенно возросла потребность в профессионалах высокого уровня, что обусловило при­влечение научного знания к решению задач прогрессивного личностно-профессионального развития, а это уже знания акмеологические. Появились и новые задачи, требующие привлечения акмеологического знания, — формирование корпоративных отношений, паттерналистского стиля руководства, достижение социального партнерства. Все это привело к необходимости организации психолого-акмеологи­ческих служб.

В настоящее время психолого-акмеологическая служба —это структурная система, обеспечивающая с помощью психологических и акмеолошческих средств продуктивное использование кадрового по­тенциала организации, успешность профессиональной деятельности и прогрессивное личностно-профессиональное развитие кадров, повыше­ние эффективности работы самой организации, ее развитие и повыше­ние конкурентоспособности.

Очевидно, что структурные подразделения психолого-акмеологических служб могут быть разноуровневыми, то есть создаваться в кон­кретных частных, государственных организациях, объединениях, ве­домствах, но при этом возможна и целесообразна их интеграция в холдинговые или ведомственные психолого-акмеологические служ­бы, координирующие деятельность «низовых» подразделений, обес­печивающие их работу научно и методически

Была разработана проектная концепция психолого-акмеологической службы в системе государственной службы Российской Федерации*.

* Психолого-акмеологическая служба Настольная книга практического психолога. Методическое пособие / Под ред Е. А. Яблоковой — М.: РАГС, 2001

 

Данная психолого-акмеологическая служба предусматривает двух­уровневую организацию:

• на федеральном уровне — администрация Президента РФ, Пра­вительство РФ, федеральные ведомства;

• на региональном уровне — администрации регионов.

Создание психолого-акмеологических служб рекомендовано и на муниципальном уровне

Главной цельютакой службы является психолого-акмеологическое сопровождение деятельности государственной службы на уровне сис­темного обеспечения развития ее кадрового потенциала, которое на­ходится в поле решения стратегической проблемы гуманистически направленного социокультурного преобразования среды жизнедея­тельности человека

Частными целямиявляются:

• психолого-акмеологическое обеспечение кадровой работы;

• психолого-акмеологическая оптимизация работы, профессио­нальных взаимодействий и отношений государственных слу­жащих;

• психолого-акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития государственных служащих;

• психологическая помощь в формировании деловой репутации и авторитета структур государственной службы.

Отмеченные цели имеют так называемый универсальный характер и могут распространяться и на другие психолого-акмеологические службы, не имеющие отношения к государственной службе.

Исходя из данных целей формулируются и основные задачи пси­холого-акмеологических служб. Их количество, вид и содержание должны быть «привязаны» к специфике деятельности организации или ведомства.

Правовой основой деятельности психолого-акмеологических служб являются законы Российской Федерации, законодательные акты, уста­вы учреждений и организаций.

Исходя из целей и задач психолого-акмеологических служб опре­делены и обоснованы следующие основные направления их работы:

• информационно-аналитическое;

• организационно-проектировочное;

• акмеолого-технологическое;

• научно-исследовательское.

Информационно-аналитическое направление работы психолого-ак­меологических служб связано со следующим:

• со сбором и анализом разноуровневой информации о деятельно­сти и взаимодействиях организации, ее кадровом потенциале (в том числе данных инструментальной и неинструментальной психо­логической диагностики),

• осуществлением различного вида экспертных оценок;

• проведением мониторинга (кадрового, рейтингового, психологи­ческого пространства и пр.);

• осуществлением разработки прогнозов и прогнозных сценариев;

• выявлением «очагов», провоцирующих напряженность в дея­тельности и отношениях, снижающих их эффективность.

Это ключевое направление, так как получаемая информация ис­пользуется для работы других направлений психолого-акмеологиче­ской службы.

Организационно-проектировочное направление призвано обеспе­чить решение ряда актуальных и специфических задач организации. В рамках данного направления осуществляется:

• сопровождение кадровой работы (подбор, расстановка, аттеста­ция персонала, формирование резерва на выдвижение, планиро­вание профессиональной карьеры);

• формирование корпоративных отношений;

• оптимизация морально-психологического климата;

• разработка проектов социального развития, преодоления кризис­ных явлений, эффективного имиджа организации;

• планирование и реализация деятельности по связям с обществен­ностью и средствами массовой информации.

Акмеолого-технологическое направление связано со следующей ра­ботой:

• преодолением психологических затруднений у работников и ру­ководителей организации;

• сопровождением их личностно-профессионального роста;

• разрешением конфликтов.

В рамках данного направления осуществляется психологическое и акмеологическое консультирование, применяются акмеологические технологии для развития профессионализма специалистов и руково­дителей. Работа по данному направлению является преимущественно индивидуальной.

Научно-исследовательское направление призвано осуществлять сле­дующее:

• обобщать передовой опыт работы психолого-акмеологических служб и внедрять его в практику;

• разрабатывать новые методы, алгоритмы и технологии решения профессиональных задач;

• способствовать росту профессионального мастерства специалис­тов и руководителей самих психолого-акмеологических служб.

В случае необходимости данные направления могут быть дополне­ны и другими.

Ввиду специфики решаемых задач информация о работе психо­лого-акмеологических служб может быть как открытой, так и сугубо конфиденциальной. Конфиденциальной считается информация, за­трагивающая статус и свободу личности и содержащая следующее:

• результаты индивидуальной психологической диагностики;

• данные, отражающие сущность и содержание личных психологи­ческих проблем и затруднений субъектов деятельности;

• любую другую информацию, обнародование которой может на­нести ущерб личности и организации.

Степень доступности другой информации о работе психолого-ак­меологических служб определяется руководителем организации или ведомства.

Следует иметь в виду, что результаты работы психолого-акмео­логических служб имеют хотя и научно обоснованный, но все же рекомендательный характер. Поэтому работа служб не ущемляет инте­ресов должностных лиц и не снимает с них персональной ответственности.

Принимая во внимание миссию и цели психолого-акмеологических служб, характер и содержание решаемых задач, целесообразно, чтобы они были самостоятельными структурными подразделениями, нахо­дящимися под непосредственным руководством главы организации или учреждения, ведомства. Данная функциональная независимость обеспечит объективность их работы, а следовательно, и ее результа­тивность. Включение служб в иерархическую структуру организации решительным образом может повлиять на реальное целеполагание их деятельности. Практика показывает, что в этом случае происходит пе­ревес узко корпоративных целей и интересов над стратегическими, что в конечном счете наносит ущерб организации.

Структура психолого-акмеологических служб должна соответство­вать их целям и задачам, но при этом и отвечать уровню и ресурсным возможностям организации, хотя в акмеологических исследованиях рекомендованы их типовые структуры. Финансовое и материальное обеспечение работы службы берет на себя организация или ведомство.

Для акмеологических разработок характерно следующее:

• определены должностные профессиональные обязанности спе­циалистов таких служб,

• определен статус, требования к качеству деятельности специали­стов;

• созданы профессиограммы.

С их содержанием можно ознакомиться, обратившись к рекомендо­ванной литературе.

Мировой опыт свидетельствует, что создание таких служб способ­но дать значительный социальный и экономический эффект для орга­низации, значительно превышающий затраты на их работу.

 

Выводы

Обобщая все, что представлено в данном разделе, подведем итоги вопросов связи акмеологии и практики.

1. Эта связь осуществляется преимущественно через прикладные направления акмеологии, которые в настоящее время находятся в стадии своего становления, поэтому и представленные резуль­таты носят научно-практический, обобщенный описательный ха­рактер.

2. В то же время они наглядно свидетельствуют о возможностях прикладной акмеологии. В частности, это проявляется в том, что разработанные акмеологические модели и описания профессио­нальной компетентности и ее специальных видов обладают свой­ством универсальности и могут являться методическим этало­ном развития компетентности субъектов труда в конкретных профессиональных сферах.

3. Представленная акмеологическая модель профессионализма лич­ности управленческих кадров, осуществляющих деятельность в особых условиях, также обладает свойством универсальности и
может применяться как индивидуально, так и в акмеологической обучающей системе развития профессионализма.

4. Разработанные критерии АКМЕ в художественно-творческой деятельности создали необходимые предпосылки для проведе­ния работ на уровне конкретных субъектов.

5. Технологии разработки акмеограмм позволяют решать индиви­дуально ориентированные задачи.

6. Имеющиеся возможности практической акмеологии позволяют планировать и добиваться новых результатов.

Подводя итоги описанию акмеологии как науки, ее нынешнему со­стоянию, тенденциям и перспективам развития, хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее.

• Акмеология уверенно заявила о себе и доказала свою перспектив­ность в разработке важнейших научно-практических проблем, в первую очередь связанных с развитием профессионализма, личностно-профессиональным развитием, достижением вершин в про­фессиональной деятельности.

• Акмеологическое знание, акмеологический подход, акмеологи­ческие методы, модели и технологии находят все более широкое применение в практике подготовки кадров высшей квалифика­ции, в разработке индивидуальных программ профессионального роста и саморазвития, в планировании и воплощении профессио­нальной карьеры.

• Акмеологические концепции и, в частности, концепция развития профессионала могут рассматриваться не только как знание обобщающего характера, но и как методологическая установка в решении акмеологических задач. Данные концепции, естественно, будут дорабатываться, уточняться и совершенствоваться, однако их общая архитектоника выглядит достаточно определенно. В этом деле очевидной перспективой является обобщение результатов междисциплинарных и собственно акмеологических исследова­ний по проблеме развития профессионала и профессионализма.

• Проведенный анализ исследований значимых условий и факто­ров развития профессионализма показал, что проделана большая работа по практическому внедрению акмеологических знаний. В то же время необходимо интенсифицировать работу по таким исследованиям:

а) активизации творческого потенциала субъекта развития;

б) нормативной и волевой регуляции поведения и деятельности;

в) закономерностей и динамики формирования новых эталонов профессиональных достижений.

• Необходимо продолжить акмеологические исследования теоре­тико-методологического характера. Накопленные эмпирические факты нуждаются в теоретическом обобщении, тенденции к диф­ференциации акмеологии также требуют углубленного обосно­вания теоретического характера. На этих направлениях и будет сконцентрировано внимание акмеологов.

• Требуют своего продолжения исследования специальных при­кладных направлений акмеологии. Для этого уже созданы не­обходимые теоретико-методологические предпосылки.

• Остро стоит проблема развития медицинской акмеологии. Про­фессионал в медицине — каков он? Какими он должен обладать качествами, какая у него должна быть нравственная регуляция
поведения, как избежать профессиональной деформации лично­сти, какие траектории развития профессионализма в медицине, какими на сегодняшний день должны быть эталоны профессионализма, как создать условия для личностно-профессионального развития врача? Эти и многие другие акмеологические вопросы требуют скорейшего и обоснованного ответа.

• Не менее важные вопросы стоят и в политической акмеологии. Что такое профессионализм в политике? Ведь если говорить откровенно, то немалое число нынешних политиков активно стремятся к власти не ради реализации каких-то политических идей, а движимые психологическими акцентуациями, корыстью, стремлением самоутвердиться любой ценой. Акмеология может и должна поставить этому надежный заслон, дав однозначную трактовку и описания профессионализма в политической дея­тельности

• Требует ускоренного развития направление, связанное с разработ­кой основ юридической акмеологии. В этой сфере деятельности, а также в работе правоохранительных органов имеется немало тревожащих психологических моментов, связанных с профессио­нальной деформацией личности, когда происходящие изменения делают деятельность и отношения совсем иными, даже социаль­но негативными

• Необходимо расширять и углублять исследования и в других прикладных областях акмеологии — военной, педагогической, инженерной, социальной, развивать новые направления. Настало время приступить к активной разработке проблем АКМЕ в художественно-творческой деятельности. Работа предстоит боль­шая и интересная.

• Перспективами акмеологии как науки является выход за рамки развития профессионализма. Достижение АКМЕ возможно ведь не только в профессиональной деятельности. Немало выдающихся личностей, оставивших глубокий след в истории и повлиявших на мировоззрение людей, систему их отношений, давших отчет­ливые нравственные ориентиры и установки, по большому счету профессиональной деятельностью не занимались и профессио­нальную карьеру не делали. В связи с этим необходимо обраще­ние более пристального внимания к проблемам нравственного совершенствования личности, формирования нравственного авто­ритета, духовного развития. Это чрезвычайно сложные проблемы, решение которых невозможно без четкого определения мировоз­зренческой позиции акмеологии, что естественным образом при­ведет к ее идеологической ориентации.

• Все вышеперечисленное, безусловно, требует новых акмеологических исследований проблем индивидуальности человека, кото­рые приблизят акмеологию как науку к тем изначальным идеям, которые были положены в ее основу. Акмеология перестанет быть только наукой о профессионализме, ее предметное и объект­ное поле, проблематика существенно расширятся. Она приобре­тет новый научный статус.

 



Просмотров 1089

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!