Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Развитие профессиональной компетентности и ее специальных видов



 

Исследования проблем развития профессиональной компетентно­сти и ее различных видов в акмеологии занимают особое место, так как профессиональная компетентность является главной составной частью профессионализма личности и деятельности, важным услови­ям становления профессионала. Мы не раз подчеркивали, что в повы­шении уровня профессиональной компетентности важное значение имеет интеллектуальное развитие. Само же повышение уровня компе­тентности служит стимулом к формированию новых навыков и умений, то есть росту профессионального мастерства. Развитие компетентнос­ти ужесточает личностно-профессиональные стандарты, положитель­но влияет на мотивацию личностных и профессиональных достиже­ний. К тому же оно практически не имеет существенных ограничений, а это в свою очередь является ключом к расширению субъектного про­странства. Роль профессиональной компетентности и ее акмеологи­ческое значение трудно переоценить.

Исследования профессиональной компетентности базируются на адекватном понимании ее сущностных характеристик, отражающих общее содержание самой категории компетентности. Речь об этом уже шла в первом разделе, но на обобщенном, концептуальном уровне. Рассмотрим акмеологический аспект проблемы компетентности более подробно.

В науке компетентность (competentia — принадлежность по праву) — характеристика обладания знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность, автори­тетность в определенной области. Существует и еще один аспект трак­товки: competence — это законно принятая способность авторитетного лица совершать определенные акты или действия в конкретных усло­виях, круг полномочий. Поэтому компетентный (competens — принад­лежащий, соответствующий, способный) — это знающий, сведущий в определенной области специалист, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо, имею­щий право решать вопросы как подведомственные.

С психологической точки зрения в содержании данных определе­ний просматривается ряд взаимосвязанных особенностей, которые и обусловливают качественные характеристики этого свойства личности.

Первая характеристика профессиональной компетентности назы­вается гностической, или когнитивной, она отражает наличие необ­ходимых профессиональных знаний. Их объем и уровень и являются главной характеристикой компетентности.

Вторая — регулятивная, позволяющая использовать имеющиеся профессиональные знания для решения профессиональных задач. Очевидно, что регулятивный компонент включает в себя проектиро­вочную и конструктивную составляющие, проявляющиеся в умении прогнозировать и принимать эффективные решения.

Третья — рефлексивно-статусная, дающая право за счет признания авторитетности действовать определенным образом.

Четвертая — это нормативная характеристика, отражающая круг полномочий, сферу профессионального ведения.

Наконец, пятая является коммуникативной характеристикой, так как пополнение знаний или практическая деятельность всегда осуще­ствляются в процессе общения или взаимодействий.

Таким образом, когда речь идет о компетентности в чем-либо, сле­дует отмечать или выделять все названные компоненты. С этих пози­ций на уровне общего в акмеологических исследованиях необходимо подходить к изучению и развитию профессиональной компетентнос­ти и ее конкретных видов.

На уровне особенного в профессиональной компетентности обяза­тельно отражается специфика профессиональной деятельности, сум­ма специальных профессиональных знаний, особенности профессио­нальных отношений и пр.

В качестве примера рассмотрим краткое изложение структуры про­фессиональной компетентности профконсультантов службы занятос­ти. Проведенные исследования показали, что в силу характера выпол­няемой деятельности профессиональная компетентность включает основные компоненты:

• профессионально-правовую компетентность (знание законода­тельства о труде и нормативных актов, распорядительных доку­ментов службы занятости на всех ее уровнях, методических ма­териалов по профессиональному консультированию и пр.);

• профессиологическую компетентность (система знаний о раз­личных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к субъек­ту труда, общей и специальной профессиональной подготовке, факторах профессионального развития, видах профессиональ­ной деформации личности и пр.);

• социально-перцептивную компетентность (ввиду того, что дея­тельность профконсультанта относится к системе «человек — че­ловек», то необходима система знаний о типах личности, детерминантах поведения и отношений, восприятии и понимании человека человеком и пр.);

• коммуникативную компетентность (ввиду того, что деятель­ность профконсультантов осуществляется в процессе общения, необходимы знания содержания различных форм межличностного общения, методов психологических воздействий, особенно­стей их применения).

Профессиональная компетентность является обобщающей психо­логической и акмеологической категорией. Если ее рассматривать с системных позиций, то можно утверждать, что она не является неким монообразованием, а содержит различные взаимосвязанные компо­ненты. Это было показано на примере ее наличествующих главных ха­рактеристик: гностической, рефлексивно-статусной и др. К тому же на уровне особенного она, как отмечалось, может выступать в конкрет­ных видах, отражающих специфику профессиональной деятельности и взаимодействий. В то же время, если данная деятельность относится к классам «человек — человек», «человек — коллектив», «человек — большие социальные группы», ее особенным видом является психо­логическая компетентность, которая без преувеличения является стержневой составной частью профессиональной компетентности и включающей: социально-перцептивную компетентность; социально-психологическую компетентность; аутопсихологическую; коммуника­тивную компетентность; психолого-педагогическую компетентность.

Данные виды психологической компетентности, а также условия, факторы и технологии их развития стали объектами прикладных пси­хологических и акмеологических исследований. Опишем некоторые из них.

Психологическое и акмеологическое содержание социально-пер­цептивной компетентности рассматривалось с различных позиций. Было показано, что в ее основе лежат такие интегративные свойства и умения, как проницательность и наблюдательность.

В процессуальном аспекте проницательность включает межлично­стное оценивание, стереотипизацию, классификацию, сравнение, со­поставление, анализ, рефлексию. В результате формируется образ другого человека, происходит понимание главных детерминант его поведения и отношений. Особое внимание в работах уделялось мето­дам развития проницательности, базирующимся на фиксации и ин­терпретации неконтролируемых или слабо контролируемых форм поведения и различных индикаторов, отражающих внешний облик че­ловека, его экспрессию, характеристики речи, цветопредпочтения, привычки, симпатии и пр. Это по сути является важным методом неинструментальной психологической диагностики. В психолого-акмеологических исследованиях разработано системное структурно-функциональное описание проницательности как специального вида социально-перцептивной компетентности, что позволяет определить конструктивные пути ее развития до акмеологического уровня. Данный подход к раскрытию содержания социально-перцептивной компетент­ности и путям ее развития является весьма перспективным. К тому же он доказал свою состоятельность при решении важных практических задач.

Социально-перцептивная компетентность рассматривалась также и как система эмоционально-чувственного и интеллектуального вос­приятия, понимания и оценки социальных субъектов в деятельности и общении*.

* Вегерчук И. Э. и др. Социально-перцептивная компетентность в профес­сиональном общении. — М: МГУ ПП, 1999.

 

Была разработана структурная модель социально-перцептивной компетентности, которая включала три подструктуры: потенциаль­ную, процессуальную и результирующую. Оценка социально-перцеп­тивной компетентности осуществлялась по таким характеристикам, как:

• точность восприятия другого человека; » его понимание и оценивание;

• способность системно реагировать на социальные субъекты;

• возможность адекватно мысленно моделировать (структурно представлять) личностные особенности воспринимаемого.

Кроме того, оценивались умения использовать при межличностном оценивании различные личностные индикаторы, а также разнообра­зие приемов оценивания и др.

Существуют четыре уровня развития социально-перцептивной компетентности:

• желаемый;

• стабильный;

• неудовлетворительный;

• критический.

Повышение уровня социально-перцептивной компетентности за­висит не только от проницательности, но и от ее базисного свойства, каким является наблюдательность. Структура наблюдательности как базового качества и умения включает следующие компоненты:

• перцептивный;

• когнитивный;

• рефлексивный;

• эмпатийный;

• мотивационный;

• прогностический.

Выявлены личностные качества, способствующие развитию наб­людательности. Разработана (в табличной форме) системная модель функционирования и развития наблюдательности. Важным научно-практическим результатом стали разработанные акмеологические тренинги развития наблюдательности, которые в короткие сроки по­зволяют существенно повысить уровень это ценного профессиональ­но важного качества.

Социально-перцептивная компетентность изучалась и в професси­ональном общении.

Было показано, что характеристиками такого вида социально-пер­цептивной компетентности являются:

• гуманистическая направленность субъекта труда;

• рефлексивно-перцептивные знания и умения;

• позитивная профессиональная Я-концепция;

• некоторые личностные свойства (интеллект, воля, эмпатия, на­блюдательность, доброжелательность, эмоциональная теплота).

Определены пути развития социально-перцептивной компетентно­сти в профессиональном общении, основанные на рефлексивных зна­ниях и повышении уровня рефлексивной организации деятельности. Полученные результаты заслуживают внимания, в то же время их сла­бая систематизация и целенаправленность (ведь описанные свойства, качества и умения, вообще говоря, справедливы для развития и друго­го вида компетентности) говорят о необходимости строгого подхода к решению акмеологических задач.

Если социально-перцептивная компетентность имеет важное зна­чение в видах профессиональной деятельности, где осуществляется интенсивное общение и взаимодействия, то аутопсихологическая компетентностьимеет ключевое значение для осуществления про­грессивного личностно-профессионального развития. От ее уровня зависят:

• качество самоанализа;

• адекватность самооценки;

• уровень саморегуляции, самоэффективность и другие важнейшие свойства.

Аутопсихологическая компетентность важна при осуществлении развития путем включения в акмеологическую развивающую среду, где субъект развития осуществляет тесные взаимодействия со специа­листами в процессе акмеологического эксперимента. Но ее роль осо­бенно велика при осуществлении саморазвития, в том числе личност­но-профессионального.

С акмеологической точки зрения аутопсихологическая компетент­ность рассматривается как готовность и способность личности к целе­направленной психической работе по изменению свойств личности, ее поведения, деятельности и отношений в сторону прогрессивного личностно-профессионалъного развития.

Кроме того, аутопсихологическая компетентность является следстви­ем способности к целенаправленной ориентации во внутриличностном пространстве. Аутопсихологическая компетентность проявляется так­же в умении личности использовать и развивать собственные ресур­сы, поэтому она является результатом особого рода психологической деятельности, которая относится к классу внутриличностной деятель­ности. Ее предметом является саморазвитие и самосовершенствова­ние человека.

Аутопсихологическая деятельность может иметь непроизвольный, произвольный и постпроизвольный характер. С акмеологической точ­ки зрения особый интерес представляет произвольный вид аутопсихологической деятельности, которая характеризуется осознанностью, мотивированностью и контролируемостью.

Сущностные характеристики аутопсихологической компетентнос­ти могут быть представлены с системных позиций.

Аутопсихологическая компетентность представляется как система, включающая следующие структурные компоненты:

рефлексивный компонент, включающий способность осуществ­лять адекватную самооценку и эффективный самоконтроль, в том числе и их динамических характеристик;

проективный компонент, состоящий в способности осуществлять планирование развивающей самопреобразующей деятельности;

интрокоммуникативный компонент как системопреобразующий внутренний диалог;

конструктивный компонент, проявляющийся в способности осу­ществлять целенаправленные внутриличностные изменения;

организаторский компонент, выступающий в умении наращи­вать свои ресурсы для саморазвития;

прогностический компонент как способность и умение предвос­хищать ключевые моменты своего развития.

Таким образом, развитие аутопсихологической компетентности осу­ществляется преимущественно во внутриличностном пространстве с выходом в межличностное. Основным методом развития являются акмеологические технологии, применяемые в индивидуальной работе и с помощью групповых тренингов.

В аутопсихологической компетентности акцентируются свойства личности, позволяющие направить активность человека на самопо­знание, адекватную самооценку, самоконтроль и самоуправление. Ее развитие возможно и с ориентацией на биоэнергетические ресурсы, что позволяет активно влиять на функциональные состояния и тем самым повышать стрессоустойчивость и работоспособность.

Это развитие позволяет повысить уровень этического и экологичес­кого самосознания, ускорить процесс личностно-профессионального развития.

Если рассматривать данную компетентность преимущественно в регуляторном плане как систему специальных умений, то актуализиру­ется вопрос о наличии аутопсихологических способностей личности (АПС), условий и технологий их развития*.

* Гусева А. С., Лешин В. В. Развитие аутопсихологических способностей человека: методы и технологии. — М: РАГС, 2000.

 

Было доказано, что АПС оказывают сильное влияние на такой ком­понент саморазвития, как самосовершенствование. Эти способности операционализируют процессы энергоинформационного преобразо­вания у развивающейся личности и включают интериоризацию, ре­флексию и внутреннюю адаптацию, информацию о потенциальных возможностях в самосовершенствовании. Были разработаны акмеоло­гические технологии развития таких способностей до высокого уров­ня, обусловленного требованиями профессионализма.

Представленная схема структурного содержания психологической компетентности, включающей социально-перцептивный, социаль­но-психологический, аутопсихологический, коммуникативный и пси­холого-педагогический виды компетентности постоянно развивается и совершенствуется. Обосновано наличие и других видов психологи­ческой компетентности, которые являются важной составной частью профессиональной компетентности. Среди них особо следует выде­лить рефлексивную и конфликтологическую компетентность.

Рефлексия как отражение, система информативных обратных свя­зей играет огромную роль в развитии личности, ее деятельности, общении, отношениях и взаимодействиях. Рефлексивные компонен­ты содержатся во всех видах профессиональной и психологической компетентности. В психологии и акмеологии отмечены связи между уровнем развития рефлексии и продуктивности личностно-профессионального развития, правда, эта связь нелинейная. Все это актуализи­ровало проблему изучения и развития рефлексивной компетентности.

Рефлексивная компетентностьэто профессиональное свойство личности, проявляющееся в эффективном осуществлении рефлексив­ных процессов, реализации рефлексивных способностей, что ускоряет процессы личностно-профессионального развития, повышает креатив­ность деятельности*.

* Степанов С. Ю., Полшцук О. А., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления. — М.: РАГС, 1996.

 

Рефлексивная компетентность состоит в осведомленности относи­тельно процессов актуализации личности, реализации рефлексивных способностей в осмыслении и преодолении стереотипов мышления и образования нового инновационного содержания. Это важное про­фессиональное свойство личности, позитивно влияющее на процессы личностно-профессионального развития. Особенно велика роль реф­лексивной компетентности в переосмыслении личностного и профес­сионального опыта, что способствует формированию новых профес­сиональных эталонов и стандартов, стимулирующих развитие.

Проведенные исследования показали, что структура рефлексивной компетентности включает в себя:

• знания о ролевых функциях и позициональной организации кол­лективного взаимодействия (кооперативный тип рефлексии);

• представления о внутреннем мире другого человека, психологи­ческих детерминантах его активности и отношений (коммуника­тивный тип рефлексии);

• представления о своих поступках и отношениях, образ собствен­ного «Я» как индивидуальности (личностный тип рефлексии); « знания об объектах и способах взаимодействия с ними (интел­лектуальный тип рефлексии).

На основе разработанной модели рефлексивной компетентности были созданы и апробированы соответствующие технологии ее разви­тия, которые относятся к классу психологических и акмеологических практикумов и тренингов, в частности, рефлексивно-инновационный тренинг. Их применение позволяет повысить уровень профессиона­лизма субъектов управленческой деятельности по отдельным крите­риям и показателям в среднем на 10-15%.

Важным видом профессиональной и психологической компетент­ности является конфликтологическая компетентность.Актуальность ее обоснования и изучения обусловлена значительным увеличением числа конфликтов, имеющих негативные разрушительные послед­ствия. Умение разрешать конфликты и управлять ими стало важней­шей характеристикой профессионализма специалистов и руководителей, осуществляющих свою деятельность в системах «человек — человек» и «человек — коллектив».

Конфликтологическая компетентность рассматривается какког­нитивно-регуляторная подструктура профессионализма личности и деятельности позволяющая предвосхищать конфликты, разрешать их на справедливой основе, оказывать психологическое воздействие на кон­фликтующие стороны с целью снижения негативных последствий кон­фликтов.

В проведенных исследованиях была определена и описана психо­логическая структура конфликтологической компетентности, вклю­чающая ряд взаимосвязанных компонентов:

гностического (знания о причинах возникновения конфликтов, закономерностях и этапах его развития и протекания, особенностях поведения, общения и деятельности оппонентов, их психических состояниях, применяемых приемах конфликтного противобор­ства, психологических характеристик конфликтных личностей);

регулятивного, или конструктивного (умения воздействовать на оппонентов, влиять на их оценки, суждения, мотивы противобор­ства, умения разрешать конфликт на справедливой и конструктив­ной основе, в том числе выступая в качестве «третейского судьи», умения формировать общественное мнение по отношению к оп­понентам, организовывать работу в постконфликтной ситуации);

проектировочного (умения на основе имеющихся знаний умения предвосхищать поведение и деятельность оппонентов в конфликте, его влияние на психологический климат в коллективе, последствия для организации);

• рефлексивно-статусного (развитая рефлексивная организация деятельности и отношений, рефлексия собственного поведения и общения, отражения иерархических отношений);

нормативного (знание корпоративных этических норм поведения и отношений, следование им).

В психолого-акмеологических исследованиях были разработаны различные виды системного описания конфликтологической компе­тентности по данным структурным компонентом с раскрытием содер­жания необходимых знаний, умений, личностно-профессиональных качеств и детерминант развития (объективные и субъективные усло­вия и факторы, психологические механизмы)*.

* Денисов О. И. Проблема конфликтологической компетентности руково­дителя. — М.: МААН, 2000; Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личнос­ти в конфликте. - Калуга: КГПУ, 2002.

 

Разработаны акмеологические технологии и специальные тренин­ги для развития конфликтологической компетентности.

Существует специальный вид психологической компетентности, который необходим руководителям для осуществления эффективно­го антикризисного управления. Значимость его подтверждена акмеологическими исследования профессионализма руководителей в слож­ных ситуациях управления, характерных для переходного периода. Для кризисов характерны различные острые психологические прояв­ления: снижение доверия, возрастание конфликтов, преобладание не­гативных эмоциональных состояний, неуверенность, снижение тру­довой мотивации и пр. Поэтому психологическая компетентность в условиях антикризисного управления стала объектом специальных акмеологических исследований. Было показано, что она является сис­темой, включающей семь относительно самостоятельных, но взаимо­связанных подсистем или подструктур*.

* Игельник М. С. Психологическая компетентность руководителя и эффек­тивность антикризисного управления. — М.: МААН, 2002.

 

Подструктура социально-перцептивной компетентности. Она игра­ет особую роль в восприятии и понимании личностных особенностей управленческой команды и персонала, их психических и эмоциональных состояний в экстремальных условиях кризиса, оказывающих сильное влияние на поведение и отношения

Подструктура социально-психологической компетентности, вклю­чающая знания, отражающие изменения групповых процессов и фун­кций при действии экстремальных факторов, характерных для кризи­сов, и самих кризисных явлений, интеллектуальные умения получать и анализировать психологическую информацию, умения точно ориен­тироваться в социальных ситуациях, выделять их детерминанты, пред­видеть их исходы, высокий уровень интеллектуальных способностей, рефлексию, эмпатию.

Подструктура аутопсихологической компетентности, включаю­щая рефлексивные знания и личностно-профессиональные качества, обеспечивающие высокую психологическую устойчивость, готовность к управленческой деятельности в кризисных условиях, способствую­щих лидерскому поведению, вызывающих доверие со стороны персо­нала, способствующих осуществлению влияния на окружающих.

Подструктура коммуникативной компетентности, представляющая систему знаний о видах, различных формах, методах и факторах эф­фективности делового, служебно-товарищеского, субординационного и доверительного общения, о методах психологического воздействия на партнеров по общению, об их особенностях в условиях затруднен­ного общения при действии экстремальных факторов, о влиянии не­гативных психических эмоциональных состояний на восприятие, понимание и осмысление информации, систему специальных комму­никативных умений, позволяющих осуществлять эффективное об­щение, влиять на партнеров по общению в различных ситуациях взаи­модействий и находящихся в различных (в том числе и негативных) психических эмоциональных состояниях.

Подструктура психолого-педагогической компетентности, включа­ющая знания и умения стабилизировать настроения и отношения, формировать доверие, уверенность, благоприятный морально-психо­логический климат.

Данные подструктуры образуют единую систему психологической компетентности руководителя в условиях антикризисного управле­ния. Такая компетентность может повышаться и развиваться с по­мощью акмеологических методов и технологий.

Специальный вид профессиональной компетентности, базирую­щийся на социально-перцептивном, социально-психологическом и профессиологическом видах компетентности, имеет непосредственное отношение к практике работы с персоналом, раскрытию кадрового потенциала организации. Это профессиональная компетентность субъекта кадровой работы*.

* Дроздов И. Н. Психологические аспекты управления кадрами. — Влади­восток: ПИППКГС, 1997.

 

Данный вид компетентности имеет следующие структурные состав­ляющие:

методическая компетентность в области средств и способов от­бора кандидатов, оценки их профессиональных умений и про­фессионально важных качеств, предполагающая способность выделять критерии и показатели, владение психологическими методами оценивания, умения анализировать и объяснять полу­ченные факты;

социально-психологическая компетентность;

профессионально-управленческая компетентность, проявляющая­ся в знании особенностей функционирования конкретного субъек­та в общей системе профессиональных взаимодействий. Весовые коэффициенты каждого вида компетентности составляют соответственно: 0,32; 0,16 и 0,52. Описаны характеристики «оценоч­ной» деятельности таких специалистов: » быстрота оценивания;

• точность оценивания;

• соотносимость результатов оценивания с данными, полученны­ми в результате использования инструментальных методов пси­ходиагностики;

• прогностичность оценок;

• надежность оценивания и оценок;

• степень организованности оценочной деятельности.

Разработана модель тренингового развития компетентности в оце­ночной деятельности. Выявлены субъективные факторы развития данного вида компетентности:

• наблюдательность;

• проницательность;

• умение анализировать и составлять классификации и типологии;

• направленность на взаимодействие;

• интерес к личности;

• внимательность;

• умение управлять своими состояниями и эмоциями.

Психолого-акмеологические исследования профессиональной ком­петентности, ее специальных видов как составляющих профессиона­лизма личности и деятельности, условий и факторов развития осуществляются масштабно и интенсивно. Значительное внимание уделяется акмеологическим аспектам развития коммуникативной компетентно­сти, культурологической, социальной компетентности и другим видам. Их результаты позволили подойти к обоснованию новой акмеологической категории — акмеологической компетентности, которая в общем виде рассматривается как когнитивный компонент системы профес­сионализма акмеолога, сфера его профессионального ведения вклю­чает акмеологические знания о путях, принципах и закономерностях прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма.



Просмотров 1584

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!