Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Краткий акмеологический словарь



 

Проведение результативных акмеологических исследований, пони­мание их научно-практической значимости, а также эффективная подготовка специалистов-акмеологов возможны лишь при однознач­ном и непротиворечивом понимании и толковании основных акмео­логических понятий и категорий. Нами были представлены и обосно­ваны некоторые базисные акмеологические категории, раскрыто их научное содержание. В то же время в последующих главах книги упо­минались и другие важные акмеологические категории, понятия и оп­ределения. Кроме того, в работах других авторов по акмеологии мож­но встретить обоснованные ими понятия и определения, справедливо претендующие на статус акмеологических категорий. Поэтому с целью их лучшего понимания и усвоения они были объединены в «Краткий акмеологический словарь». Первый вариант «Краткого акмеологического словаря» был представлен в книге «Введение в акмеологию» (издание второе, переработанное и дополненное, Калуга: КГПУ, 2001). Представленные в нем акмеологические понятия и категории явля­лись не только базисными, но и операциональными. В раскрытии их содержания было отражено нынешнее, характерное для данного этапа развития акмеологии понимание их сущностных характеристик, в то же время в них была представлена и авторская позиция.

С выходом в свет фундаментальных работ по акмеологии возникла необходимость уточнения содержания базовых акмеологических ка­тегорий, дополнения их новыми. В настоящем варианте «Краткого акмеологического словаря» представлен его дополненный и уточнен­ный вариант.

При создании данного варианта «Краткого акмеологического сло­варя» были использованы акмеологические понятия и определения, представленные в трудах автора и работах известных акмеологов К. А. Абульхановой, Е. Н. Богданова, А. А. Бодалева, А. С. Гусевой, П. А. Корчемного, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, В Г. Михайлов­ского, А. С. Огнева, А. А. Реана, И. Н. Семенова, Ю. В. Синягина, Е. А. Яблоковой и других авторов.

Акме — (от греч. acme — вершина, цветущая пора) — высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений, когда проявля­ется зрелость личности во всех сферах, максимальное развитие спо­собностей и дарований; считается, что АКМЕ приходится на период взрослости, или зрелости человека.

Акме коллективное— проявление высокого профессионализма в груп­повой деятельности, позитивно направленного ценностно-ориентационного единства, гуманистических отношений в группе и деятельности.

Акмеограмма — основной метод акмеографического подхода; пред­ставляет собой систему требований, условий и факторов, способству­ющих прогрессивному развитию и прежде всего развитию профес­сионализма личности и деятельности конкретных субъектов труда. Акмеограмма всегда индивидуальна, формально она представляет со­бой индивидуальный «срез» потенциального субъекта деятельности, его возможностей и перспектив, компенсируемых и некомпенсируе­мых свойств. Акмеограмма является обобщающей категорией по от­ношению к профессиограмме и психограмме.

Акмеолог— специалист в области акмеологии и прикладной пси­хологии, умеющий решать широкий круг научных и практических психологических и акмеологических профессиональных задач, преиму­щественно специализирующийся в работе с перспективными кадра­ми, помогающий им в осуществлении их личностно-профессионального развития вплоть до высокого уровня профессионализма.

Акмеология— наука, возникшая на стыке естественных, обществен­ных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и фе­номены прогрессивного развития человека до ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом разви­тии (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина). Акмеология изучает развивающегося человека как индивида, субъекта труда, личность и индивидуальность. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся русские ученые Б. Г. Ананьев, В. М. Бех­терев и Н. А. Рыбников, предложивший само понятие «акмеология». В настоящее время в силу гетерохронности развития акмеологическо­го знания наибольший импульс получили исследования развития че­ловека как субъекта труда, общих и частных закономерностей и фено­менов развития профессионализма личности и деятельности, поэтому на данном этапе акмеология выступает прежде всего как наука о про­фессионализме. Расширение объектного и предметного полей акмеологин позволит ей обрести содержание, соответствующее заложенным при ее создании идеям.

Акмеология прикладная — система прикладных направлений акмеологии на стыке с другими науками. Формирование прикладной акмеологии является проявлением естественной тенденции дифференциации науки, расширения ее исследовательского пространства. Объектом прикладных направлений акмеологических исследований является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся в конкретном виде профессиональной деятельности, который связан с научной дисциплиной, и достигающая вершин профессионализма. Предметом являются закономерности, механизмы, условия и факто­ры, содействующие высоким профессиональным достижениям в кон­кретной области деятельности, развитию профессионализма лично­сти и деятельности. Задачи прикладных направлений акмеологии в целом также должны соответствовать общим акмеологическим, но при этом обязательно отражать профессиональную специфику. В нас­тоящее время интенсивно развиваются следующие направления при­кладной акмеологии: педагогическая, военная, медицинская, управ­ленческая.

Акметектоника (греч. akme — «вершина, расцвет, зрелость»; tektonike -«строительное искусство, мастерство») — акмеологическая система оценивания, коррекции, моделирования и развития профессиональ­ного образа АКМЕ субъекта деятельности. Акметектоника — это осоз­нанное внутриличностное движение субъекта к эталону, которое по­зволяет ему на основе самопознания, саморазвития, самореализации определить свою «точку опоры» — источник, движущую силу развития. В акметектонике моделируемый эталон субъекта профессиональной деятельности определен как образ АКМЕ. Образ АКМЕ — совокупность наивысших качественных показателей ценностно-мировоззренческих, интеллектуальных, эмоционально-чувственных, мотивационных, во­левых, коммуникативных характеристик и составляющих психиче­ского, физиологического и духовного здоровья субъекта деятельности как профессионала, полученных в процедурах оценивания, коррекции и развития.

Активность — многозначный термин, используемый в разных науках: физиологии (электрофизиологическая активность мозга), социологии (социальная активность личности), психологии (надситуационная активность) и философии в специфических конкретных значениях.

В гегелевской философии активность рассматривалась как имманент­ная свободная форма и способ самовыражения субъекта. В акмеологическом понимании активность субъекта является главным услови­ем его саморазвития и самосовершенствования. Принцип активности субъекта является в акмеологии основополагающим.

Анализ акмеологический — метод научного исследования, состоящий в «разложении целого на составные части», то есть прежде всего в вы­явлении главных детерминант; в акмеологическом исследовании ак­меологический анализ призван выявить и описать главные детерми­нанты прогрессивного развития, основные его условия и факторы, а также то, что способствует и препятствует такому развитию. Кроме того, в процессе и результате акмеологического анализа необходимо выявлять особенные акмеологические инварианты профессионализма.

Воздействие акмеологическое — это интегрированное и целенаправ­ленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на про­грессивное развитие личности или группы. Акмеологическое воздей­ствие в методическом отношении может рассматриваться как само­стоятельное явление, имеющее сугубо акмеологическое содержание. От психологического акмеологическое воздействие отличается преж­де всего своей направленностью — на благо развивающейся личности, так как немало видов психологического воздействия являются по сути своей манипулятивными. Акмеологическим является также воздей­ствие, направленное на развитие общих и специфических акмеологи­ческих инвариантов профессионализма. В то же время акмеологическим может стать любое психологическое, педагогическое и иное воздей­ствие, осуществляемое в интересах личности как объекта воздействия и имеющее гуманистическую направленность.

Гетеростаз— исходное положение о том, что многие люди мотиви­рованы главным образом стремлением к личностному росту, поиску стимулов к саморазвитию и самореализации.

Деятельность высокопродуктивная — характеризуется высокими показателями качества по основным параметрам, допускающим квантификацию (производительности, оптимальной интенсивности и на­пряженности, высокой точности и надежности, организованности, стабильности и опосредованности); преследует положительные лич­ностные и социально-значимые цели, сохраняет здоровье субъекта труда и развивает как профессионала и личность.

Диагностика акмеологическая— особый вид комплексного, меж­дисциплинарного, интегративного познания, находящегося между подлинным знанием о сущности особенностей процесса личностно-профессионального развития человека и распознанием единичных яв­лений и проблемных ситуаций в этом процессе. Это диагностика всего того, что способствует прогрессивному личностно-профессиональному развитию на уровне общего, особенного и единичного. Акмеологиче­ская диагностика должна прослеживать процесс позитивных изменений до желаемого результата. Объектами акмеологической диагностики являются значимые характеристики личностно-профессионального развития, предметом — механизмы и факторы, обусловливающие про­цессы изменений при развитии.

Задачи акмеологические— отражают стратегические цели акмеологии, специфику ее предмета и объектов, ее состояние как науки на нынешнем этапе. В настоящее время в самом общем виде можно выде­лить несколько групп важнейших акмеологических задач: а) научное освещение феноменологии акме, разработка теоретико-методологи­ческих основ акмеологии, обоснование научного статуса акмеологии, ее места в системе наук, определение и описание количественно-каче­ственных характеристик акме; б) определение общих и частных зако­номерностей движения к акме; определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидов, субъектов труда и личностей; выявление особенного в достижении акме; в) вы­явление условий и факторов, способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии; г) разработка собственно акмеологических методов исследования и решения прак­тических задач; д) разработка акмеологических технологий прогрес­сивного развития личности и ее профессионализма; е) разработка акмеологических моделей (прежде всего профессионализма и профес­сионала), обоснование акмеологических эталонов развития; ж) разра­ботка проблем различных направлений акмеологии. Важными акмеологическими задачами являются также разработка общих алгоритмов продуктивной деятельности, создание акмеологических служб, опре­деление путей внедрения достижений акмеологии в социальную прак­тику.

Закономерности акмеологические— характеристики устойчивых связей отношений и тенденций в движении к эталонам развития лич­ности, в частности, к профессионализму личности и деятельности. Ак­меологические закономерности имеют одновременно объективный и субъективный характер, отличаются устойчивой повторяемостью, «нежесткостью», так как относятся к классу «законов-тенденций», но менее вариативны по отношению к психологическим.

Законы акмеологические— законы личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала; самовыражения лич­ности в профессии (А. А. Деркач). В настоящее время имеют описа­тельную форму. Закон личностно-профессионального развития и ум­ножения личностного потенциала констатирует взаимосвязь между процессами становления профессионализма и формированием лично­стной целостности. Закон самовыражения личности в профессии опи­сывает устойчивые связи и процессы профессионального самоопределения, самоутверждения, самореализации, профессионального образа «Я» и личностно-профессионального роста в контексте самовыра­жения личности в профессии.

Знание акмеологическое— это специфическое комплексное знание, имеющее научно-методологическую ориентацию и трехкомпонентную структуру. Оно интегрирует социальные, гуманитарные и есте­ственнонаучные (технологические) закономерности бытия человека. Знание акмеологическое является результатом познания действи­тельности и ее отражением в сознании субъекта деятельности как профессионала.

Социальный компонент акмеологического знания связан с проблемой смысла и стратегии жизнедеятельности субъекта. Это знания, вклю­чающие социокультурную направленность, гуманистическое мировос­приятие, научную логику социального познания. Данные сведения гуманистичны, поскольку заключают в себе гуманизм, гуманность, че­ловечность по отношению к людям и их деятельности. В совокупнос­ти с естественнонаучными социокультурные сведения представляют общественно-научное человекознание за счет привлечения другого знания из философии, истории, культуры, политологии, экономики, этики, юриспруденции, экологии, антропологии, медицины, генетики. Гуманитарный компонент акмеологического знания включает комп­лекс сведений о целостном человеке из психологии (общей, возраст­ной, педагогической, социальной, психологии личности, общения, по­знания, деятельности, творчества, развития), педагогики (возрастной, сотрудничества), социологии, управления и др. Интеграция знаний о человеке социокультурной направленности с физиологией, генети­кой, андрагогикой, геронтологией, психосоматикой и др. дает прира­щенное гуманитарное знание об эволюционном развитии человека в его биологическом, историческом, индивидуальном становлении. Пред­метом гуманитарного познания становятся феноменология, законо­мерности, детерминанты, факторы, механизмы, условия, способы индивидуального и профессионального развития субъекта деятель­ности. Особенно важно, что восстанавливается феномен гуманитарии в первоначальном, широком смысле слова, поскольку гуманитарный компонент включает многообразные знания субъекта деятельности о самом себе, обществе за счет дифференциации, интеграции и технологизации фундаментальных отраслей человекознания технологический компонент акмеологического знания приравнивается к искусству, мастерству, т. е. к такому виду знания, который у древних мыслителей относился к «магическому». Технологическое оснащение деятельности заключается в объективировании знаний и практического опыта субъекта деятельности. Их функциональное назначение — упо­рядочить все «частности» деятельности, перевести на уровень эффек­тивного достижения поставленных целей. К подобному типу знаний обычно относят так называемые «забытые (нераскрытые) ремеслен­ные технологии», в которых важнее всего профессиональная трени­ровка специальных, особых навыков.

Зрелость— длительный возрастной период, среднее звено жизни че­ловека между юностью и старостью (примерно от 25 до 65 лет); харак­теристика высокого уровня отдельных сторон психического развития. Ранее считалось, что в период зрелости психическое развитие стаби­лизируется и образует ровное «плато», за которым после зрелости следуют его спад, остановка, регресс. В современных исследованиях (Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова, Л. И. Анцыферова и др.) показано, что в период зрелости психическое развитие не прекращается. Этот воз­раст характеризуется появлением новых качеств, психических ново­образований, таких как активность человека по интеграции прой­денных им этапов жизненного пути, анализ достижений и ошибок прошлого опыта, мудрость, способность к варьированию и экспери­ментированию социальных ролей, к выработке индивидуальных стра­тегий адаптации и компенсации, креативный тип отношения к жизни и Др. Эти позитивные тенденции на этапе зрелости могут сопровож­даться переходными периодами, кризисами, потерями в развитии. Раз­витие в период зрелости включает оптимумы, пики, спады (А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина). Оптимумы и спады развития в период зрелости определяются характером деятельности и активности человека: наи­более интенсивно развиваются психические функции, которые вос­требованы в ходе профессиональной деятельности и в процессе непрерывного образования. Наступление зрелости человека как субъекта познания, труда и общения не совпадает по времени (Б. Г. Ананьев), что вызывает неравномерность и гетерохронность развития. В контексте акмеологии зрелость трактуется как наиболее значитель­ный период в жизни человека, знаменующийся достижением наибо­лее высоких результатов в профессиональном и личностном развитии человека. Акмеология исходит из возможности развиваемости, тренируемости, пластичности большинства психических качеств человека в период зрелости, из целесообразности опоры на накопленный чело­веком профессиональный и личностный опыт, на возрастающую в пе­риод зрелости активность человека как субъекта своего жизненного пути.

Изменчивость— исходное положение о том, что личность претерпе­вает непрерывные изменения на протяжении всей жизни человека. Категория изменчивости приобретает акмеологическое содержание при рассмотрении личности как прогрессивно развивающейся.

Инварианты профессионализма акмеологические —это основные свойства, качества и умения профессионала (в ряде случаев и необхо­димые условия), обеспечивающие высокую эффективность и ста­бильность деятельности независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное и целенаправленное саморазвитие, реализацию творческого потенциа­ла. Акмеологические инварианты профессионализма бывают: а) об­щими, то есть не зависящими от специфики деятельности и присущими всем профессионалам (развитая антиципация, высокий уровень само­регуляции, умение принимать эффективные решения, высокая креа­тивность, сильная адекватная мотивация достижений); б) особенны­ми, или специфическими, отражающими содержание и требования профессиональной деятельности (например, высокая коммуника­бельность, проницательность, стрессоустойчивость и пр.). Выявление особенных акмеологических инвариантов профессионализма являет­ся одной из задач акмеологического анализа. Концепция акмеологи­ческих инвариант профессионализма позволяет существенно уско­рить процессы личностно-профессионального развития.

Исследование акмеологическое— научное исследование, связанное с решением акмеологических проблем и задач, базирующееся на веду­щих методологических принципах акмеологии, осуществляемое с помощью научных и собственно акмеологических методов и направленное на получение акмеологического знания. Акмеологические исследо­вания могут быть теоретическо-методологическими и прикладными. Отличительной особенностью акмеологического исследования явля­ется его интегративный междисциплинарный характер.

Концепции акмеологические— системы структурированных единым замыслом акмеологических знаний о понимании сущности тех или иных акмеологических феноменов, ведущие мысли. В акмеологии разработано несколько концепций, которые составляют ее теоретиче­ские основания: концепция гуманитарно-технологического развития (А. С. Гусева), нравственного развития личности (Е. Н. Богданов), субъектогенеза (А. С. Огнев), акмеологического воздействия (А. В. Ки­риченко), профессионализма деятельности в особых условиях (В. Г. Зазыкин), профессионализма военных специалистов (П. А. Корчемный, Л. Г. Лаптев, В. М. Михайловский) и другие.

Компетентность акмеологическая— категория, которая в общем виде представляет собой когнитивный компонент системы профессиона­лизма акмеолога, сферу его профессионального ведения. Включает акмеологические знания о путях, принципах и закономерностях про­грессивного развития зрелой личности и ее профессионализма.

Компетентность профессиональная— в акмеологическом понима­нии — это главный когнитивный компонент подсистем профессио­нализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной ком­петентности во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам.

Компетентность психологическая— это одновременно разновид­ность и самостоятельный вид профессиональной компетентности. Психологическая компетентность в самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индиви­де, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия. Высокий уровень психологической компетент­ности обеспечивает успешную деятельность и взаимодействия в си­стемах «человек — человек», «человек — коллектив», «человек — боль­шие социальные группы». По данным Н. В. Кузьминой, психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных под­структур: социально-перцептивной компетентности; социально-пси­хологической компетентности; аутопсихологической компетентности; психолого-педагогической и коммуникативной компетентности.

Критерий акмеологический(в узком понимании) — мера профессио­нализма субъекта, продуктивности его деятельности, развитости личностно-профессиональных качеств и свойств. Бывают интегральны­ми, конкретными и детальными.

Мастерство— категория, принадлежащая психологии труда и акмео­логии, характеризующая свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной об­ласти, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода (К. К. Платонов). Психологическая категория «мастерство» по свое­му содержанию близка к акмеологической категории «профессиона­лизм деятельности».

Метод акмеологический— совокупность приемов, способов дей­ствия, позволяющих эффективно решать акмеологические проблемы и задачи. Ведущими акмеологическими методами в решении проблем личностно-профессионального развития являются сравнительный анализ высоко- и низкопродуктивной деятельности, свойств личнос­ти профессионала и «середняка» в профессии, акмеографические опи­сания и разработка акмеограмм.

Метод акмеографический— разновидность акмеологического мето­да; является инструментальной реализацией акмеографического под­хода, включает акмеографические описания (на уровне общего и осо­бенного) и разработку акмеограмм.

Миссия личности— смысловая стратегическая цель личности, реали­зуемая через жизненный и профессиональный путь.

Модель акмеологическая— система объектов и знаков, воспроизво­дящая существенные свойства объекта-оригинала — идеального обра­за профессионала или эталона личностно-профессионального раз­вития и пр. Акмеологические модели могут быть представлены в виде вербальных или лингвистических, аналитических и геометрических описаний, структурно-функциональных схем и пр.

Объект акмеологии— на данном этапе ее развития это прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным обра­зом в профессиональных достижениях.

Описание акмеографическое— способ представления информации предваряющий акмеограмму и соответствующий уровню общего и особенного в структуре и содержании профессионализма. Главными формами акмеографического описания являются вербальная или линг­вистическая.

Подход акмеологический— базисная обобщающая акмеологическая категория, описывающая совокупность принципов, приемов и мето­дов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи.

Подход акмеографический— система психолого-акмеологических принципов и методов, позволяющих решать проблемы и задачи раз­вития профессионализма личности и деятельности является разви­тием профессиографического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний и акмеограмм.

Подход акмеоцентрический— подход, ориентированный на принцип системности и предусматривающий согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе принадлежащих другим наукам, при приоритете акмеоло­гических и акмеографических.

Показатели акмеологические— характеристики степени продуктив­ности деятельности, развитости личностно-профессиональных ка­честв и свойств субъекта деятельности как профессионала.

Потенциал личностный— в акмеологическом понимании включает в себя не только потенциальное личности (способности, природно-обусловленные профессионально важные качества, позитивные на­следственные факторы и пр.), но и систему постоянно возобновляе­мых и умножаемых ресурсов — интеллектуальных, психологических, волевых и пр., что способствует прогрессивному личностному и про­фессиональному развитию.

Предмет акмеологии— на данном этапе ее развития представляет со­бой закономерности, психологические и акмеологические механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким профессиональным достижениям. Предмет акмеологии весьма обширен, имеет разные уровни конкретности и соответственно разные исследовательские сферы и практики. В более узком понимании предметом является поиск закономерностей само­развития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразования, самокоррекции, самооргани­зации.

В широком понимании, предметом акмеологии являются процессы и механизмы совершенствования как индивида, индивидуальности субъекта труда и личности в жизнедеятельности, профессии, обще­нии, приводящие к оптимальным путям самореализации.

Профессионал— это субъект профессиональной деятельности, об­ладающий высокими показателями профессионализма личности и дея­тельности, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личност­ной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацелен­ный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.

Профессионализм деятельности— качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалифика­цию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональ­ных навыков и умений, в том числе основанных на творческих ре­шениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью; характеристика, подлежа­щая дальнейшему развитию.

Профессионализм личности— качественная характеристика субъек­та труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессио­нализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленная на прогрессивное развитие.

Путь жизненный— необратимое время и пространство в жизни чело­века от рождения до смерти, в котором осуществляется становление, изменение, развитие личности, ее самореализация, организация жиз­ни своим индивидуальным способом и осуществление соответствую­щей стратегии.

Развитие личностно-профессиональное— это процесс развития лич­ности (в широко понимании), преимущественно ориентированной на высокий уровень профессионализма и профессиональные достиже­ния, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития, профес­сиональной деятельности и профессиональных взаимодействий.

Развитие гуманитарно-технологическое— процесс социокультур­ных, личностных и профессиональных изменений субъекта деятель­ности, которые согласуются с определяющими эти изменения зако­номерностями развития общества, личности и деятельности. Гума­нитарно-технологическое развитие — это формирующая субъекта деятельности гуманитарная технология, в которой «гуманитарное» обеспечивает содержание развития, а «технологическое» — процеду­ры, средства, способы развития, переводя убеждения, ценности и мо­тивы субъекта в устойчивые нормы поведения.

Самоэффективность— свойство личности, концептуально описанное А. Бандурой, подразумевающее убежденность человека в том, что он самостоятельно может управлять своим поведением и развитием так, чтобы они были продуктивными.

Служба психолого-акмеологическаяв самом общем виде рассматри­вается как структурная система, обеспечивающая с помощью психо­логических и акмеологических средств продуктивное использование кадрового потенциала организации, успешность профессиональной деятельности и прогрессивное личностно-профессиональное разви­тие кадров, развитие и повышение эффективности работы самой орга­низации.

Технология акмеологическая— категория, родственная понятию «психологическая технология», но отличается более узкой направлен­ностью, имеет гуманистическое содержание — на прогрессивное лич­ностно-профессиональное развитие, раскрытие личностного потенциала. Главным методом в акмеологических технологиях является акмеологическое воздействие.

Технология гуманитарная— способы и механизмы реализации гума­нитарных знаний, образованности и культуры личности в обучении, развитии и деятельности.

Уровень акмеологический— характеристика достижения субъектом труда высокого уровня профессионализма личности и деятельности. Характеристиками акмеологического уровня являются: наличие си­стемных качеств субъекта деятельности; социальная ответственность, гражданская позиция; высокие личностные и профессиональные стан­дарты; индивидуальная ресурсность (внутренний потенциал); динамич­ность, склонность к саморазвитию.

Условия акмеологические— значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого уровня прогрессивного развития зре­лой личности и особенно профессионализма личности и деятельности.

Факторы акмеологические— основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты прогрессивного развития зре­лой личности и профессионализма.

Холизм— исходное положение о том, что поведение и развитие лич­ности можно правильно объяснить только путем рассмотрения их как целостных систем. Является следствием реализации системного под­хода в психологии и акмеологии.

Эксперимент акмеологический— метод исследования, в рамках ко­торого варьируются условия развития субъекта и характер возникающих качественных позитивных изменений в его личностном и профессио­нальном развитии. Акмеологический эксперимент призван выявлять и проверять устойчивые отношения, зависимости и акмеологические закономерности, призван способствовать прогрессивному личностно-профессиональному развитию. Бывает естественным и формиру­ющим.

Экспертиза акмеологическая— это комплексная оценка субъектов труда, направленная на выявление уровня их профессионализма и ре­зервов его повышения, а также резервов личностного совершенствования.

 

Литература

 

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. — М.: Мысль, 1991.

2. Абульханова К.А. С.Л. Рубинштейн — ретроспектива и перспек­тива / Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. — М.:
Академический проект, 2000.

3. Агапов В. С. Я-концепция в структуре управленческой деятель­ности. - М.: ГУУ, 1999.

4. Агапов В. С. Становление Я-концепции личности: теория и прак­тика. — М.: Институт молодежи, 1999.

5. Акмеология: методология, методы и технологии (материалы науч­ной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, президента МААН Нины Васильевны Кузьминой). — М.: РАГС,
1998.

6. Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002.

7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.

8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды в двух томах. — М.: Педагогика, 1980.

9. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 1993.

10. Анисимов С. А., Деркач А. А., Конюхов Н. И, Павлов Б. С. Методы акмеологических исследований. — М.: РАГС, 2000.

11. Анисимов О. С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. - М.: РАГС, 1995.

12. Анисимов О. С. Принятие управленческих решений: методология и технологии. - М.: РАГС, 2002.

13. Анциферова Л. И. Психология формирования и развития лично­сти // Человек в системе наук. — М.: Наука, 1989.

14. Анциферова Л. И. Условия деформаций развития личности и кон­структивные силы человека / Психология личности: новые ис­следования / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского
и М. И. Воловиковой. - М.: ИП РАН, 1998.

15. Асеев В. Г. Личность и значимость побуждений. — М.: ИПРАН, 1993.

16. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья. — СПб., 1905.

17. Бехтерев В. М. Объективная психология. — СПб., 1907. — В. 1-3.

18. Битуева А. В. Исследование структуры ценностных ориентации госслужащих // Развитие психологической и профессиональной культуры госслужащих. — М.: РАГС, 2000.

19. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978.

20. Богданов Е. Н. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя. — М.: РАГС, 1995.

21. Богданов Е. Н., Зазикин В. Г. Введение в акмеологию. — Калуга: КГПУ, 2000; 2001.

22. Богданов Е. Н., Зазикин В. Г. Акмеология как наука, разрабатыва­ющая проблемы развития зрелой личности и профессионализ­ма / Ежегодник психологической службы департамента образо­вания Калужской области. — Калуга, 2001.

23. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфлик­те. - Калуга: КГПУ, 2002.

24. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Прикладная психодиагностика для ру­ководителей и специалистов кадровых служб. — Калуга: КГПУ, 2003.

25. Бодалев А. А. О предмете акмеологии // Психологический жур­нал. - Т. 14. - 1993. - № 5.

26. Бодалев А. А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития / Мир психологии. — 1995. — № 3.

27. Бодалев А. А. Изучение взрослого человека — важная задача акмеологической науки. — М.: РАГС, 1996.

28. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдаю­щимися? - М.: РАГС, 1997.

29. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характе­ристики и условия достижения. — М.: Флинта-Наука, 1998.

30. Бодалев А. А., Сталин В. В. Общая психодиагностика. — СПб.: Речь, 2000.

31. Бодалев А. А., Ганжин В. Т., Деркач А. А. Предмет акмеологии се­годня // Акмеология. — 2001. — № 1.

32. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдаю­щимися. — М.: Ин-т психотерапии, 2003.

33. Братусъ Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1980. — № 2.

34. Брушлинский А. В. Проблема психологии субъекта. — М.: ИПРАН, 1994.

35. Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. — М.: МГУ, 1996.

36. Буякас Т. М. Смыслы и ценности в деятельности психолога-про­фессионала // Акмеология. — 2001. — № 1.

37. Васина Н. В. К вопросу об индивидуально-психологических особенностях возрастной динамики творческой продуктивности профессиональной деятельности. — М.: МААН, 1996.

38. Вегерчук И. Э. и др. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. — М.: МГУ ПП, 1999.

39. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Л.: ЛГУ, 1986.

40. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / Под ред. С. В. Пирогова. — М.: РАГС, 1996.

41. Гусева А. С., Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологи­ческого развития государственных служащих: теория, методоло­гия, практика. — М.: Агентство «КванТ», 1997.

42. Гусева А. С., Лешин В. В. Развитие аутопсихологических способ­ностей личности: методы и технологии. — М.: РАГС, 2000.

43. Гусева Г. А. Объективные и субъективные факторы изменения ценностных ориентации государственных служащих // Эконо­мика и управление: проблемы и пути выхода из кризиса. — М.:
РАГС, 1999.

44. Денисов О. И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. — М.: МААН, 2000.

45. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вер­шин профессионализма. — М.: РАУ, 1993.

46. Деркач А. А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления пси­хологической и профессиональной зрелости личности. — М.: 1995.

47. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в осо­бых и экстремальных условиях. — М.: РАГС, 1998.

48. Деркач А. А. Теоретические проблемы акмеологии / Психология личности: новые исследования / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. — М.: ИП РАН, 1998.

49. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и пере­подготовки государственных служащих. — М.: РАГС, 1999.

50. Деркач А. А., Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры государственных служащих. — М.: РАГС, 1998.

51. Деркач А. А., Дьячков В. М. Психологические условия и факторы оптимизации личностно-профессионального развития государ­ственных служащих регионального управления. — М.: МААН,
1997.

52. Деркач А. А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. — М.: МПА, 1998.

53. Деркач А. А., Щербина А. В. Эффективность деятельности руко­водителей в экстремальных управленческих ситуациях. — М.: МПАКЦ, 1998.

54. Деркач А. А., Москаленко О. В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методоло­гия, практика. - М.: РАГС, 1999.

55. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. — М.: РАГС, 1999.

56. Деркач А. А., Маркова А. К. Профессиограмма государственного служащего. — М.: РАГС, 1999.

57. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. — М.: РАГС, 2000.

58. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное разви­тие человека. Сочинение в пяти томах. — М.: РАГС, 1999-2001.

59. Деркач В. И., Лаптев Л. Г., Секач Л. Ф. Акмеолого-технологическое обеспечение оптимальной жизнедеятельности персонала учебно-воспитательного комплекса. — М.: МПА, 1996.

60. Дмитриева М. А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология тру­да и инженерная психология. — Л.: ЛГУ, 1979.

61. Дроздов И. Н. Психологические аспекты управления кадрами. — Владивосток: ПИППККГС, 1997.

62. Дружинин В. Н. Психология жизни в России / Личность и обще­ство: актуальные проблемы современной психологии (Материа­лы Всероссийского симпозиума). — Кострома: КГПУ, 2000.

63. Дьячков В. М. Психологические особенности государственных служащих регионального управления и их профессиональный рост. - М.: МААН, 1997.

64. Егорова Т. Е. Жизнедеятельность в условиях энергоинформаци­онного обмена. — Н. Новгород: ВИПИ, 1994.

65. Елина И. Е. Компетентность как интегративная характеристи­ка профессиональной деятельности госслужащих / Экономика и управление: пути выхода из кризиса. — М.: РАГС, 1999.

66. Емельянов А. Л. Повышение профессионализма управленческой деятельности. — М.: МААН, 1997.

67. Епифанцев С. Н. Психологические особенности руководителей с чертами паранойяльной акцентуации личности. — М.: РАГС, 1996.

68. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. — Дубна: Феникс, 1997.

69. Жаворонкова Т. А. Особенности социально-перцептивного вос­приятия госслужащих и проблемы регионального управления / Развитие социальной перцепции. — М.: РАГС, 1998.

70. Забелова Л. Б. Саморегуляция психических состояний как фак­тор профессионализма государственных служащих / Психологи­ческие проблемы профессиональной деятельности кадров гос­
службы / Под ред. А. А. Деркача и В. Г. Зазыкина. — М.: РАГС, 1997.

71. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секре­ты профессии. - М.: ЦИТП, 1992.

72. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы про­фессионализма. - М.: НИИВО, 1993.

73. Зазыкин В. Г. Деятельность специалистов в особых условиях: психолого-акмеологические основы. — Депонир. рук. № 275-94. НИИВО.

74. Зазыкин В. Г. Психология проницательности. — М.: РАГС и МОУЦ, 1997.

75. Зазыкин В. Г. Проблема профессионализма специалистов служ­бы занятости // Кадровый потенциал. — 1997. — № 1.

76. Зазыкин В. Г. Амеографический подход в развитии профессио­нализма государственных служащих (Конспект лекций). — М.: РАГС, 1999.

77. Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997.

78. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994.

79. Игельник М. С. Психблогическая компетентность руководителя и эффективность антикризисного управления. — М.: МААН, 2002.

80. Игнатов В. Г., Белолипецкий В. К., Понеделков А. В. Профессиона­лизм в системе госслужбы. — Р.н/Д.: СКАГС, 1997.

81. Игнатов В. Г. и др. Профессионализм административно-полити­ческих элит. - Ростов н/Д.: СКАГС, 2002.

82. Иванов Г. П. Акмеологические аспекты формирования профессио­нально-нравственной культуры педагогов-психологов. — Авто­реферат кандидатской диссертации. — Калуга: КГПУ, 1999.

83. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. Издание 2-е. - М.: УРАО, 1998.

84. Историки античности (в двух томах). Т. 2. — М.: Правда, 1989.

85. Кадровый контроль в системе государственной службы / Под ред. А. И. Турчинова. - М.: РАГС, 2002.

86. Каменский А. М. и др. Региональная акмеологическая служба в си­стеме образования. — СПб.: СПб. КО, 1995.

87. Кириченко А. В. Акмеологическое воздействие в профессиональ­ной деятельности: теория, методология, технологии. — М.: Соль,

1998.

88. Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М.: МГУ, 1988.

89. Климов Е. А. Субъект как реальность глазами разнотипных про­фессионалов // Акмеология. — 1994. — № 1.

90. Климов Е. А. Психология профессионала. — М.: Воронеж: МПСИ, 1996.

91. Климов Е. А. Становление профессионала. — М.: Воронеж: МПСИ, 1996.

92. Кобелева О. В. Ценностный контекст управленческой деятельно­сти руководителя / Психологические и акмеологические пробле­мы управленческой деятельности. — Ульяновск: УлГУ, 1997.

93. Конюхов Н. И., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. — М.: Российский салон, 1996.

94. Копченова Т. Н. Развитие волевой сферы кадров государственной службы. - М.: МААН, 2000.

95. Корниенко Н. А, Эмоционально-нравственные основы развития личности. — Новосибирск: НГПУ, 1995.

96. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000.

97. Кричевский Р. Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности // Акмеология. — 2001. — № 1.

98. Кудряшова Л. Д. Каким быть руководителю. — Л.: ЛГУ, 1986.

99. Кулькова И. В. Социально-психологический тренинг развития пси­хологической наблюдательности кадров государственной службы / Сборник работ аспирантов. — М.: РАГС, 1996.

100. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и ма­стера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990.

101. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической дея­тельности. — СПб.: Политехника, 1993.

102. Кузьмина Н. В., Деркач А. А. Акмеология сегодня и завтра // Ак­меология. — 1994. — № 1.

103. Кузьмина Н. В. Предмет акмеологии. — Шуя: ШГПУ, 1995.

104. Кузьмина Н. В., Зимичев А. М. Проблемы развития акмеологических наук. - СПб.: МААН, 1996.

105. Кузьмина-Гаршина Н. В., Лунева Л. Ф. Опыт акмеологического исследования творчества ученого-преподавателя-поэта. — Шуя: ШГПУ, 2000.

106. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. — М.: ИЦПКС, 2001.

107. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии. — СПб.: Политехника, 2002.

108. Кухтерин С. Е. Психологические особенности функционирования моральной нормативности у различных личностных типов и их использование в интересах руководства людьми. — М.: АИ, 1999.

109. Лаптев Л. Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда. - М.: ВАД, 1998.

110. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы пси­хологии. — М.: Наука, 1984.

111. Лотова И. П. Профессиональная карьера государственных слу­жащих. - М.: РАГС, 2000.

112. Лысенко К. И. Психическая саморегуляция как метод оптими­зации функциональных состояний кадров управления. — М.: МААН, 1998.

113.Ляшенко А. И. Профессионализм в сфере социальной работы / Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача. - М.: РАГС и ВАД, 1996.

114. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Знание, 1996.

115. Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управ­ленца и его оценка. — М.: РАГС, 2001.

116. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. — Москва — Воро­неж: МПСИ, 1996.

117. Методы системного педагогического моделирования / Под ред. Н. В. Кузьминой. — М.: Народное образование, 2002.

118. Митькин А. А. На пути к современной психологии развития // Психологический журнал. — 1998. — № 3.

119. Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического ис­следования. — Автореферат кандидатской диссертации. — М.: РАГС, 1998.

120. Михайловский В. Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. — М.: ВАД, 1995.

121. Могилевкин Е. А. Влияние личностных факторов на карьеру госу­дарственного служащего // Прикладная психология и психоана­лиз. - 1998. - № 3.

122. Музарбеков Г. И. Исследование психологических механизмов от­ношения госслужащих к здоровью / Сборник аспирантских ра­бот. - М.: РАГС, 1998.

123. Мурашко С. Ф. Развитие профессионального «Я» государствен­ных служащих. — М.: МААН, 1999.

124. Новые методы психологии жизненного пути. — М.: Прогресс, 1993.

125. Общая и прикладная акмеология. Ч. 1,2/ Под ред. А. А. Деркача.-М.: РАГС, 2001.

126. Огнев А. С. Субъектогенез и психотренинг саморегуляции. — Во­ронеж: ВГУ, 1997.

127. Огнев А. С. Акмеологические основы профессионального станов­ления государственных служащих. — Воронеж: ВГУ, 1998.

128. Огнев А. С., Гончаров Ю. Н. Психодиагностика и акмеография. — Воронеж: ВФ РАГС, 1997.

129. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача. - М.: РАГС и ВАД, 1995.

130. Основы военной акмеологии / Под ред. Корчемного П. А., Лапте­ва Л. Г., Михайловского В. Г. - М.: МО, 1996.

131. Пиняева С. Е., Андреев В. Н. Личность и профессиональное разви­тие в период взрослости // Вопросы психологии. — 1998. — № 2.

132. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических поня­тий. — М.: Высшая школа, 1981.

133. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. — М.: Наука, 1982.

134. Полунин Ю.Д. Стратегия совершенствования профессиональной памяти государственного служащего. — М.: МААН, 1997.

135. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. — М.: ИАКМ, 1997.

136. Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1979.

137. Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой и В. Н. Дружинина. — М.: ИП РАН, 2000.

138. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петров­ского. — М.: Мысль, 1987.

139. Психология. Словарь. / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.

140. Психология профессиональной деятельности кадров государствен­ной службы / Под ред. А. А. Деркача и В. Г. Зазыкина. — М.: РАГС, 1997.

141. Психология и акмеология профессиональной деятельности кад­ров государственной службы / Под ред. А. А. Деркача и В. Г. За­зыкина. - М.: РАГС, 1998.

142. Психология личности: новые исследования / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой. — М.: ИП РАН, 1998.

143. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс пси­хологии развития / Под ред. А. А. Реана. — СПб,: Еврознак, 2001.

144. Психолого-акмеологическая служба. Настольная книга практи­ческого психолога / Под ред. Е. А. Яблоковой. — М.: РАГС, 2001.

145. Психолого-педагогические технологии развития профессиональ­ного мастерства кадров управления / Под ред. А. А. Деркача и Э. А. Манушина. - М.: РАГС, 1997.

146. Психология безопасности / Под ред. А. А. Деркача и М. Ф. Сека­ча. - М.: РАГС и АГЗ МЧС, 2002.

147. Рабочая книга по прогнозированию / Под ред. И. В. Бестужева-Лады. - М.: Мысль, 1992.

148. Развитие социально-перцептивной компетентности личности (материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика РАО Алексея Александровича Бодалева). — М.: РАГС, 1998.

149. Peaн А. А. Психология изучения личности. СПб.: Издательство Михайлова, 1999.

150. Романова С. А. Психологический аспект отношения к здоровью персонала госслужбы. — М.: МААН, 1998.

151. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Наука, 1976.

152. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — Л.: ЛГУ, 1990.

153. Садкова А. В. Формирование оптимальной профессиональной самооценки. — М.: МААН, 1998.

154. Секач М. Ф. Психическая устойчивость руководителя. — М.: Квант, 1997.

155. Семененко С. В. Акмеологический подход в изучении профессиона­лизма кадров управления в особых условиях. — М.: МААН, 2001.

156. Семененко С. В. Психолого-акмеологические модели профессио­нализма личности управленческих кадров в особых условиях де­ятельности. — М.: МААН, 2001.

157. Семенов И. Н. Акмеология — новое направление комплексных исследований в современном человекознании // Общественные науки современности. – 1998. – №3.

158. Сергеев В. А. Оптимизация временного ресурса государственных служащих с учетом личностно-профессиональных особенностей. — М.: РАГС, 1999.

159. Ситников А. П., Деркач А. А., Елшина И. В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные психотехнологии. — М.: Луч, 1994.

160. Ситников А. П. Акмеологический тренинг: теория, методика, пси­хотехнологии. — М.: Социокультурная инициатива, 1996.

161. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. — М.: Школьная пресса, 2000.

162. Соболев П. В. Художественная ценность: к вопросу о содержании понятия / Художественное творчество. — Л.: Наука, 1983.

163. Современная психология / Под ред. В. Н. Дружинина. — М.: ИПРАН, 1999.

164. Социально-психологическая служба промышленного предприятия: теория, опыт, практика / Под ред. Ю. М. Забродина и Е. В. Таранова. — Курган: Курганприбор, 1983.

165. Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства/ Под ред. А. Л. Журавлева, Е. В. Шороховой. - М.: ИП РАН, 1999.

166. Степанов С. Ю., Полищук О. А., Семенов И. Н. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления (методические рекомендации). - М.: РАГС, 1996.

167. Степанова Е. И. Психология взрослых — основа акмеологии. - СПб.: МААН, 1995.

168. Степнова Л. А. Акмеологическая концепция развития аутопсихологической компетентности государственных служащих. — М.: Эдельвейс, 1999.

169. Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности: овладение акмеологическими технологиями. — М.: РАГС, 2001.

170. Толмачев В. Н. Творчество в профессиональном управленческом труде // Социальная психология и психоанализ. — 1998. — № 3.

171. Фетисова Е. В. Штрихи к психологическому портрету артистов балета// Психологический журнал. — Т. 12. — 1991. — № 3.

172. Фетисова Е. В., Зазыкин В. Г. Акме в художественно-творческой деятельности // Акмеология. — 2001. — № 1.

173. Фетисова Е. В., Зазыкин В. Г. Екатерина Максимова, Владимир Васильев: АКМЕ в балетном творчестве // Акмеология. — 2002. — № 1.

174. Филиппова Г. П. Совершенствование профессионализма соци­альных работников с учетом их личностных особенностей. — М.: РАГС, 1998.

175. Хайкин В. Л. Активность (характеристики и развитие). — Москва — Воронеж: МПСИ, 2000.

176. Хелмицкий Б. Н. Продуктивность управленческой деятельности: психолого-акмеологические условия и факторы. — М.: РАГС, 1997.

177. Храпик В. А. О профессионализме руководителя лечебно-профи­лактического учреждения. — М.: РАГС, 1997.

178. Xoдaeвa Е. П. Психолого-акмеологические модели лидерского потенциала политика. — М.: Альба-ПТ, 2002.

179. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1997.

180. Цветаева М. Письмо Пастернаку // Новый мир. — 1969. — № 4.

181. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной дея­тельности. — М.: Наука, 1982.

182. Штетнер Р. Профессионализм как условие продвижения по службе / Государственная служба. Карьера и профессиональный рост. Зарубежный опыт. — М.: РАГС, 1996.

183. Щербина А. В. Оптимизация деятельности руководителей в экст­ремальных управленческих ситуациях. — М.: МААН, 1997.

184. Яблокова Е. А. АКМЕ как феномен развития группы, общности // Акмеология. — 2002. — № 1.

 

Приложение 1

 

Типовые задания к учебной дисциплине «Акмеология»

 

В настоящее время учебная дисциплина «Акмеология» является базисной для кафедр, осуществляющих выпуск специалистов-акмеологов. Она также рекомендована к изучению на психологических фа­культетах высших учебных заведений. Учебная дисциплина «Акмео­логия» включает в себя необходимую информацию о данной науке, ее теории, методах, технологиях и способах решения практических за­дач. Хотелось бы подчеркнуть, что публикаций по акмеологии не так уж много и к тому же большинство из них представляют собой науч­ные издания, поэтому необходимы систематизированные знания по данной науке, представленные в соответствии с логикой научного по­знания.

Основная цельпреподавания акмеологии состоит в усвоении си­стемы акмеологического знания, формировании умений решать ши­рокий спектр акмеологических проблем и задач, в том числе в различ­ных областях профессиональной деятельности.

Задачи курсаопределяются необходимостью освоения акмеологи­ческих знаний и умений, которые будут применены в процессе прак­тической деятельности.

В результате изучения дисциплины «Акмеология» выпускник дол­жен:

• иметь представление о месте акмеологии в системе гуманитар­ных и общественных наук, сущности и содержании акмеологи­ческих проблем и состоянии их научной разработанности, воз­можности применения акмеологического знания на практике;

• знать теоретико-методологические основы акмеологии, зако­номерности и этапы изменений зрелой личности в процессе ее прогрессивного развития, сущностные характеристики главных акмеологических условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию, научную специфику акмеологических мето­дов и технологий;

• владеть навыками акмеологического исследования и способами решения практических задач;

• уметь применять полученные знания и сформированные навыки и умения на практике при решении актуальных профессиональ­ных задач.

Теоретическая часть курса преподается в процессе лекционных за­нятий. Методы и технологии акмеологии детально анализируются на семинарах. Вопросы создания акмеологической службы в региональ­ных системах управления рассматриваются в том числе и в форме раз­бора конкретных ситуаций. Самостоятельная работа призвана углу­бить и закрепить приобретенные знания, а также повысить уровень индивидуального анализа и прогноза проблем. Индивидуальные кон­сультации призваны помочь слушателям разобраться в интересующих вопросах и в написании рефератов.

В процессе преподавания акмеологии рекомендуется написание рефератовпо следующим примерным темам.

1. Эволюция предмета акмеологии.

2. Акмеологические идеи в научных работах историков, филосо­фов, психологов, деятелей культуры.

3. Особенности акмеологического знания.

4. Опыт работы региональных психолого-акмеологических служб.

5. Акмеологическое понимание категорий «личность» и «субъект».

6. Реализация методологического принципа «единства лично­сти и деятельности» в акмеологических исследованиях.

7. Концептуальность акмеологических исследований.

8. Характеристики основных научных акмеологических школ.

9. Акмеографический подход в изучении и развитии профессиона­лизма специалистов и руководителей.

10. Акмеологическая компетентность руководителя.

11. Анализ опыта применения акмеологических тренингов программ­но-целевой направленности в развитии профессионализма.

12. Игромоделирование как акмеологический метод.

13. Феномен гетерохронности личностно-профессионального раз вития.

15. Роль продуктивной Я-концепция в развитии профессионализма.

16. Акметектоника в развитии профессионализма.

17. Психобиографический метод в акмеографических описаниях.

18. Информационная основа работы акмеологических служб.

19. Проблема раскрытия творческого потенциала в акмеологических исследованиях.

20. Акмеологические инварианты профессионализма в конкретных видах профессиональной деятельности.

21. Перспективные направления прикладной акмеологии: прогноз­ный сценарий.

В то же время рекомендованные темы не должны влиять на твор­ческую активность в выборе других тем.

Завершением чтения курса «Акмеология» является сдача экзаме­на.В экзаменационные билеты рекомендуется включение следующих вопросов.

1. Содержание и основные характеристики феномена АКМЕ.

2. Предмет и объект акмеологии. Проблемное поле акмеологии.

3. Цели и главные задачи акмеологии.

4. Общие и специальные методологические принципы акмеологии.

5. Акмеология в системе наук комплекса человекознания.

6. Характеристики акмеологии как науки.

7. Основные типы базовых акмеологических категорий.

8. Акмеологический подход в изучении развития зрелой личности.

9. Характеристики методов акмеологических исследований.

 

10. Человек как субъект развития и саморазвития.

11. Методы акмеографических описаний и построения акмеограмм.

12. Акмеологические модели: характеристики, формы описаний.

13. Акмеологические технологии: характеристики, виды, практика применения.

14. Акмеологические закономерности. Законы акмеологии.

15. Категория «субъект» в акмеологии.

16. Акмеологические тренинги программно-целевой направленнос­ти: общие характеристики, практика применения.

17. Проблема дифференциации психологического знания. Основ­ные направления прикладной акмеологии.

18. Ведущие акмеологические концепции.

19. Профессиональная компетентность в структуре профессиона­лизма. Виды профессиональной компетентности.

20. Саморазвитие и самосовершенствование как акмеологические

методы.

21 Сущностные характеристики акмеологических критериев и показателей. Их виды в различных сферах личностно-профессионального развития.

22. Структура, функции и организация акмеологических служб.

23. Профессиональные характеристики специалиста-акмеолога в си­стеме государственной службы.

24. Специфика акмеологического исследования.

25. Мониторинг личностно-профессионального развития: принци­пы, содержание, методы, этапы.

 

Приложение 2

 



Просмотров 2830

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!