Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Акмеологический подход в изучении развития зрелой личности



 

Описание акмеологии как самостоятельной науки в системе человекознания будет неполным, если не провести сравнительный анализ акмеологической позиции и подходов к решению важной междисцип­линарной проблемы развития личности по отношению к подходам, принятым в психологии. Такой анализ позволит четче очертить пред­метную и объектную области акмеологии и круг решаемых проблем. Своеобразие и уникальность акмеологического объекта и предмета обусловливают специфичность акмеологических исследований и по­лучаемого акмеологического знания. Акмеология, как подчеркивалось ранее, будучи интегративной наукой, имеет весьма тесные междис­циплинарные связи с психологией и особенно с такими ее централь­ными направлениями, как психология личности и психология развития. В то же время при наличии значительного общего акмеологический аспект изучения развития зрелой личности, как не раз подчеркива­лось, отличается от психологического. Это связано в первую очередь с тем, что в нем реализуется акмеологический подход.

Акмеологический подход представляет собой систему принципов, приемов и методов, позволяющих решать акмеологические проблемы и задачи.

Акмеологический подход (более подробно его содержание будет рас­смотрено в разделе 1.3) базируется не только на описанных выше методо­логических принципах, но и на позиции по отношению к изучаемому объекту, а также на применении собственно акмеологических методов исследования и решения практических задач. Поэтому опора на него может позволить получить качественно новые научные результаты. Эти результаты отличаются от того, что могут дать, к примеру, психо­логические исследования. Данные отличия заслуживают особого вни­мания, потому что они позволят лучше понять специфичность акмео­логического знания и особенности акмеологического исследования.

Прежде всего, акцентируем внимание на позиции по отношению к объекту исследования и на самом объекте. Проиллюстрируем это обобщенным сравнительным анализом акмеологического и психоло­гического подходов в разработке проблемы развития личности. Мы отдаем себе отчет в том, что для полного описания необходимо про­анализировать по сути дела все направления исследований психоло­гии развития, что вряд ли возможно, да и нецелесообразно в жанро­вых рамках данной работы. Поэтому рассмотрим только те отличия и аспекты, которые, на наш взгляд, хорошо иллюстрируют проблему.

Проблеме личности в психологии посвящены многочисленные ис­следования. По сути дела, это центральное направление, с которым связаны все остальные. Как отмечал Б. Ф. Ломов, «...психические явления формируются, развиваются и проявляются в деятельности и общении, но принадлежат они не деятельности и общению, а их субъекту — общественному индивиду, личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да и сами по себе они не существуют. Но этими качествами обладает личность. Таким образом, и проблема общения, и проблема деятель­ности "замыкаются" на проблему личности»*.

* Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.

 

Такое понимание проблемы личности стало основой для формули­рования личностного принципа, который требует изучения психиче­ских функций, процессов, состояний и деятельности как непосредст­венно связанных с личностью.

Исследования личности традиционно осуществлялись и осуществ­ляются в психологии по нескольким направлениям — это разработка типологий и классификаций личности, концепций личности, иссле­дования характера, способностей, направленности личности, ее отно­шений и пр. В то же время одно из центральных направлений имеет содержательно-процессуальный характер и заключается в изучении изменений, происходящих с личностью под влиянием различных ус­ловий и факторов. Ядром этого направления следует признать иссле­дования развития личности. Именно здесь акмеология наиболее тес­но соприкасается с психологией. Но различие позиций и подходов ощущается практически во всем.

В первую очередь, это связано с изучением возрастных аспектов развития: в психологии, как и в педагогике, объектом исследований развития личности преимущественно являлись дети, подростки, весь­ма представительными являются геронтологические исследования личности. Кроме того, в психологических исследованиях развития человека основное внимание уделялось периодизации его жизни, пси­хологическим изменениям, происходящим с возрастом.

Это отразилось и на проблематике психологических теоретических исследований развития личности — сейчас в психологии разработано около двух десятков теоретических концепций развития личности, но ни одна из них не имеет акмеологического содержания. Обратимся к системному описанию категориального строя основных парадигм раз­вития в психологии*, в котором отчетливо просматривается ориента­ция на принцип субъектности.

* Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология развития человека. — М.: Школь­ная пресса, 2000.

 

В нем рассмотрены основные междисциплинарные парадигмы раз­вития — натурализм, социоморфизм, культуролизм, теологизм, гносеологизм и антропологизм, раскрыто их содержание через описания объекта развития, предпосылок и условий, механизмов, базовых про­цессов, детерминант и результатов развития. Однако и в данной фун­даментальной теоретической схеме речь не идет о прогрессивном раз­витии зрелой личности при достижении ею вершин. Иными словами, акмеологическая научная «ниша» оказалось практически не занятой. Акмеология в отличие от других наук занимается исключительно процессами развития зрелой личности. Если же рассматривать направ­ленность такого развития, то акмеологию интересует только прогрес­сивное развитие зрелой личности, нацеленное на достижение вершин в этом развитии. Регрессивные аспекты развития входят в предметное поле акмеологии, но в контексте выявления психологических условий и факторов, препятствующих прогрессивному развитию, которые сле­дует устранить или преодолеть. Сравнительный анализ показывает, что предметное поле акмеологии существенно уже психологического, хотя нерешенных проблем и задач здесь очень много, поэтому-то оно является самостоятельным и по сути дела «незанятым».

Важным отличием является также отношение к сущностным харак­теристикам личности. Анализ психологических публикаций показы­вает, что в этом вопросе доминируют как минимум два основных под­хода. В одном из них приоритет отдается влиянию «биологического» или природно-обусловленного. То есть главными факторами развития личности провозглашаются те, которые связываются с материальной основой психики — типом нервной системы, конституциональными особенностями и пр. Другой подход преимущество отдает «социаль­ному в человеке», связанному с обучением, воспитанием, влиянием социальной среды и пр. Представители разных научных школ и на­правлений психологической науки в изучении личности во многих случаях ориентированы на те или иные стороны соотношения био­логического и социального, по сути дела абсолютизируя их, поэтому многие психологические феномены и явления описываются преиму­щественно с одной из данных позиций. Ранее в отечественной психо­логии отчетливый крен был в сторону доминирования социального в понимании сущности личности. Правда, провозглашался подход, ос­нованный на диалектическом соотношении природной и социальной детерминации, но пропорционально это соотношение не было опреде­лено. В настоящее время отмечается отход от этой позиции, однако не в сторону «биологического». Это отчетливо просматривается в исследованиях в рамках принципа субъектности. Данный принцип, это было нами показано, созвучен с акмеологическими идеями, поэтому нередко его называют «парадигмальным» для акмеологии. Так, Л. И. Анцыферова подчеркивала: «Развитие личности — это не то, что с лич­ностью "случается"; личность — это субъект своего собственного развития, постоянно находящийся в поиске и построении тех видов деятельностного и отношения к миру, в котором могут лучше всего проявиться и развиваться уникальные потенции конкретного инди­вида»*.

* Анцыферова Л. И. Условия деформаций развития личности и конструк­тивные силы человека / Психология личности: новые исследования / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского и М. И. Воловнковой. — М.: ИП РАН, 1998.-С. 31.

 

С такой точки зрения жизненный путь человека следует рассматри­вать не только с позиций возрастной, но обязательно и личностной периодизации. Правда, при этом акцентировалось внимание на том, что «субъектом жизни» может стать не каждый. По мнению В. Н. Дру­жинина, творцом собственного жизненного пути может стать лишь тот, кто обладает определенными личностными качествами.

Вот здесь-то акмеологический взгляд расходится с психологиче­ским: задача акмеологии как раз в том и состоит, чтобы как можно больше людей стали «творцами своего жизненного пути» именно за счет развития этих «определенных личностных качеств», раскрытия и реализации личностного потенциала.

Однако вернемся к отмеченным подходам. Сразу отбрасывая абсо­лютизацию одного из них, отметим, что с акмеологической точки зре­ния более близкой является позиция известного русского характеролога А. Ф. Лазурского, который подчеркивал, что главное в человеке — это «богатство личности», то есть разнообразие и сложность психи­ческих явлений и способностей. Лазурский под развитием личности понимал «максимум развития способностей и дарований, обогащения их», то есть тем самым подчеркивал равноправие приобретенного и потенциального.

Поэтому акмеолога будет интересовать в первую очередь то, что наилучшим образом способствует прогрессивному личностному раз­витию, независимо от того, является это «биологическим» или «соци­альным». Если, к примеру, профессиональные достижения будут за­висеть в основном от природно-обусловленных качеств, акмеологи ни в коем случае не «замкнутся» на профессиональном отборе, а будут искать механизмы развития или компенсации, когда преимуществен­ное развитие одного качества восполнит недостаток другого. Конечно, проще было бы просто отобрать людей с уникальными природными качествами, но акмеология как раз и призвана уравнять шансы, дать возможность добиться успеха и тем, кто не так богато одарен от рож­дения.

Акмеологический подход также существенно отличается от психо­логического в отношении очень тонкой и деликатной проблемы акцентуи­рованных личностей. Многие психологи акцентуации рассматривают буквально как выход личностного качества или характерологической черты за пределы условной нормы, поэтому при решении практичес­ких задач часты случаи рассмотрения их как профессиональных про­тивопоказаний. С формальной точки зрения они, конечно, правы. Действительно, со многими акцентуированными личностями очень трудно общаться, взаимодействовать и работать. Они требуют особо­го внимания и отношения, а это создает дополнительные сложности. Но просто взять и сделать их психологическими или социальными маргиналами — это негуманно, да и ошибочно, а акмеология отлича­ется прежде всего гуманистической направленностью. Поэтому если у конкретной личности акцентуации не компенсируются (или их не следует компенсировать), они не имеют социально негативной на­правленности и сознательно контролируются личностью, акмеологи в первую очередь будут искать тот вид профессиональной деятельно­сти, в котором данная акцентуация будет являться профессионально важным качеством, ведь профессий очень много. Было доказано, что умеренно выраженная акцентуация, имеющая социально позитивную направленность, в большинстве случае становится психологическим, профессионально важным качеством, помогающим добиться успеха в деятельности, именно такие акцентуации являются главными детер­минантами профессиональных достижений. В частности:

• лица с умеренно выраженной паранойяльной акцентуацией до­биваются серьезных результатов в управленческой деятельности;

• среди истероидов много блестящих ораторов и харизматических политиков;

• если повышена маниакальность, то это люди «прорыва», им за счет реализации мощного настроя и волевого потенциала удает­ся буквально сломать крайне устойчивые негативные ситуации;

• педантичная личность будет действовать очень эффективно, вы­полняя контрольные функции;

• повышенная шизоидность помогает в новаторском поиске и так далее.

Главное, чтобы такой человек нашел свое место в огромном профес­сиональном мире.

Кроме того, акмеологические исследования свидетельствуют, что многие личности, особенно добившиеся выдающихся результатов в творческой деятельности, независимо от того, является ли это творче­ство научным, художественным или исполнительским, как раз и яв­ляются акцентуированными личностями. Недаром о них говорят, что они «обладают яркой индивидуальностью», «необычные», «неорди­нарные, ни на кого не похожие». С акмеологической точки зрения наличие таланта является лишь необходимым условием для успеха в творческой деятельности. Талант, подкрепленный особенно силь­ным характером, который может проявляться в одержимости идеей, необычайном упорстве, высочайшей мобилизации в труде, огромной самоотдаче, является залогом успеха. Причем эта особенная сила час­то связана не с чем иным, как с некоторыми контролируемыми акцен­туациями.

Еще одно отличие акмеологического подхода от психологического, касается проблемы развития личности. В психологии длительное время считалось, что развитие личности — это процесс ее формирова­ния как социального качества индивида в результате его социализа­ции и воспитания. Утверждалось, что внутренней силой такого раз­вития являются противоречия между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Развитие личности в рамках данной трактовки в самом общем виде рассматривается как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграция в ней. Были выделены три основные фазы такого процесса*:

фаза адаптации (что предполагает усвоение действующих цен­ностей и норм и овладение соответствующими средствами и спо­собами деятельности);

фаза индивидуализации (как порождение противоречия между необходимостью быть «таким, как все» и стремлением выделить­ся из фона);

фаза интеграции (как связи со стремлением быть представлен­ным со своими особенностями и отличиями, а также потребнос­ти общности принять индивида).

* Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: МГУ, 1993.

 

Акмеологическое понимание сущности процессов развития ближе к положениям принципа субъектности, а также к идеям А. Ф. Лазурского и базисным положениям гуманистической психологии. По мнению одного из основателей гуманистической психологии А. Маслоу «...суть развития человека — стремление реализовать в процессе жизнедеятель­ности свой врожденный потенциал»*.

* Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб. Питер, 1997. — С. 502.

 

Об этом говорилось в трудах других основателей гуманистической психологии К. Роджерса и Г. Олпорта, которые главным в развитии личности провозглашали ее самоактуализацию*.

* Там же. - С. 502.

 

Однако акмеологический взгляд хотя и близок к идеям гуманисти­ческой психологии, но не тождественен им. Для акмеологов важны не только процессы самореализации, а еще то, что является принципиаль­ным с акмеологической точки зрения, их направленность. В акмеологическом понимании главным содержанием развития должна стать прогрессивная и гуманистическая (а не какая иная, особенно эгоис­тическая) самоактуализация и самореализация личности.

А. Маслоу в своих обобщающих исследованиях по гуманистичес­кой психологии дал исчерпывающую и весьма комплиментарную пси­хологическую характеристику самоактуализирующимся людям, от­метив следующие их личностные особенности: более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы; непосред­ственность, простота и естественность; центрированность на проблеме; независимость и потребность в уединении; автономия: независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; вершинные или мис­тические переживания; общественный интерес; глубокие межличност­ные отношения; демократический характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность; сопротивление окультуриванию.

Данные характеристики являются неструктурированной по форме и содержанию совокупностью, а не системой, что снижает ценность информации. Но не это главное. Основатель гуманистической психо­логии в характеристике самого дорогого для него — самоактуализирую­щейся личности не отметил ее именно гуманистической направлен­ности. Таким образом, получается, что такая личность развивается только для себя, с ориентацией только на себя. Это лучшее подтверж­дение отличий акмеологического подхода от позиций гуманистиче­ской психологии, хотя, повторимся, имеются и общие позиции.

Преимущественная ориентация на самоактуализацию, конечно, мо­жет способствовать повышению самостоятельности человека и его не­зависимости от обстоятельств, так как она, в частности, развивает его конкурентоспособность. Последнее время в некоторых психологиче­ских исследованиях развитие данного свойства рассматривается как большое личностно-профессиональное достижение, крайне необходи­мое человеку в условиях рыночной экономики. С одной стороны, это действительно так. В то же время в связи с доминированием такой точ­ки зрения следует напомнить о предостережении К. Хорни и Э. Фром­ма о том, что преимущественная ориентация на конкуренцию может пагубно влиять на психическое здоровье и развитие личности, потому что конкуренция насыщает собой все области жизни, она формирует позицию презрения к слабым и зависть к сильным. Отсюда «...воз­никает феномен двойной морали. С одной стороны, успех вызыва­ет у окружающих восторг, преуспевающий человек превозносится. При этом не осведомляются, при помощи каких средств успех был достигнут»*.

* Анциферова Л. И. Условия деформаций развития личности и конструк­тивные силы человека / Психология личности: новые исследования / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой — М.: ИП
РАН, 1998. - С. 42.

 

Акмеология же, ориентирующая личность на гуманистическую на­правленность развития, способна оградить от таких психологических деформаций. В этом смысле акмеологический подход близок к идеям С. Л. Рубинштейна, который подчеркивал, что «...уровень развития оп­ределяется тем, насколько субъект является теплом и светом для дру­гих. Оценка высшего — с точки зрения того, как оно и что изменяет, усовершенствует в других людях»*.

* Абульханова К. А. С. Л. Рубинштейн — ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинина. — М.: Академический проект, 2000.

 

Самоактуализация и самореализация личности должны, конечно, сочетаться с ее адаптацией, индивидуализацией и интеграцией, но при приоритете гуманистически направленной индивидуализации. Само­актуализация и самореализация обладают определенным сходством с процессами индивидуализации, но у них иное качество: просто «выде­литься» не является самоцелью, а вот «выделиться» за счет професси­ональных, личностных или духовных достижений, системы отноше­ний — это является главным в акмеологическом понимании. По мере такого развития растет целостность и интегративность психологиче­ской организации личности, накапливаются и реализуются новые по­тенции, расширяются и углубляются связи личности с окружающим миром, обществом и другими людьми. Заметим, что в психологии раз­вития речь шла не о приоритетах, а о диалектических связях, когда подчеркивалось, что в процессе своего развития личность все более овладевает общественным опытом, но одновременно все более приоб­ретает самостоятельность и автономность, то есть индивидуализация и социализация являют собой взаимосвязанные части единого про­цесса личностного развития.

Кроме всего вышеперечисленного, в акмеологическом подходе не­сколько иная позиция по отношению к потенциальному и актуальному личности. В психологических исследованиях отмечалось, что личность развивается как бы в двух сферах — потенциальной и актуальной. К сфе­ре потенциального относятся:

• природные особенности, присущие человеку;

• особенности как индивида;

• способности;

• социальные возможности общества, которые могут быть исполь­зованы для личностного развития. К сфере актуального относятся:

• качественно новопреобразованное потенциальное;

• внешние проявления реально функционирующего.

Таким образом, развитие личности будет прогрессивным, а возмож­но, и гармоничным, если оно осуществляется в обеих сферах, а не изо­лированно. Акмеологическая точка зрения в данном случае близка к психологической, но приоритет все же отдается реализации потенциа­льного. Однако в акмеологии потенциал личности рассматривается с собственных позиций — как система постоянно пополняемых и возоб­новляемых ресурсов*.

* Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. -М: РАГС, 2001.

 

Потенциал — это не только то, что дано от природы, но и постоянно индивидуально пополняемая, возобновляемая и совершенствуемая система знаний и умений, характерологических свойств и пр., что, ес­тественно, связано с личностным и личностно-профессиональным развитием. Возобновляемая часть потенциала личности в настоящее время зависит главным образом от самого субъекта и в гораздо меньшей степени от общества или государства, которое сейчас не имеет гу­манистически ориентированной политики и идеологии.

Акмеологическая позиция отлична от психологической еще и в от­ношении к главным детерминантам раскрытия потенциала личности в процессе развития, хотя и существует сходство с позицией психоло­гии развития. В первую очередь в качестве общего, конечно, следует отметить необходимость развития способностей личности, и прежде всего сложных частных, до уровня одаренности. Развитие сложных частных способностей обычно осуществляется в процессе обучения, самообучения и профессиональной деятельности. Но следует пом­нить, что это можно делать индивидуально в процессе использования акмеологических технологий или с помощью акмеологических тре­нингов. Сходными являются и приоритеты развития. Б. Г. Ананьев высказывал мысль, что в основе всякого развития лежит прежде всего развитие интеллектуальное. Личностное развитие происходит преж­де всего тогда, когда пополняются знания, расширяется кругозор, со­вершенствуются интеллектуальные умения, то есть реализуется во­зобновляемая составляющая потенциала, что можно осуществлять в процессе обучения, а главное — самообучения. Интеллектуальное раз­витие в большинстве случаев имеет следствием гуманизацию отноше­ний личности, ее ориентацию на качественно иные эталоны и идеалы. В процессе такого развития происходит изменение системы потреб­ностей человека, при этом все больше возрастает роль высших духов­ных потребностей и потребностей в самореализации. Это является общим для акмеологической и психологической позиций.

Однако при отмеченном существенном сходстве все же имеются и отличия. Они связаны со взглядом на изменение отношений и взаимо­действий в процессе и результате развития. В психологии часто вы­сказывается мысль, что в развитии часто доминирует принцип зави­симого, в частности, диадического развития личности, поскольку мы живем в системе таких диадических взаимодействий, как «начальник-подчиненный», «учитель — ученик», «родитель — ребенок», «лидер — ведомый» и пр. (Р. Сирс, Э. Эриксон).

Иногда этот принцип дополняется принципом обретения психосо­циальной идентичности, согласно которому человек, развиваясь, при­обретает черты своей социальной группы. Акмеологический взгляд на это иной: в процессе прогрессивного личностного развития диадические отношения выравниваются и становятся равноправными, а пси­хосоциальная идентичность снижается благодаря индивидуализации развития, так как достигнутый акмеологический уровень субъекта обычно более высокий по отношению к группе. Прогрессивно и ин­тенсивно развивающаяся личность выходит за рамки диадических и психосоциальных ограничений. Правда, возможны варианты, когда она сама начинает доминировать в диаде и становится своеобразным эталоном в социальной группе. У гуманистически ориентированной личности эти связи качественно иные. Вообще же данный вопрос тре­бует углубленного изучения.

Заметны различия в акмеологической и психологической позициях по отношению к проблеме обобщенных концепций или моделей раз­вивающейся личности. В психологии создано немало моделей лично­сти, претендующих на интегративный характер. Однако в решении акмеологических задач, пожалуй, лишь несколько системных концеп­ций получили должное распространение, правда, при определенной их коррекции и уточнении. Среди них в первую очередь следует на­звать концепцию функционально-динамической структуры личности К. К. Платонова и системную структуру личности В. С. Мерлина*.

* Мерлин В. С. Психология индивидуальности. — Москва — Воронеж: МПСИ, 1996; Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. — М.: Наука, 1982.

 

С их помощью описывались модели личностно-профессионального развития государственных служащих, компенсации конфликтнос­ти личности, психологическая устойчивость управленческих кадров, создавались системы мониторинга кадрового роста.

Для решения акмеологических задач данные модельные структуры личности были уточнены и конкретизированы. В частности, были до­бавлены подструктуры способностей и характера. Как нами отме­чалось, прогрессивное развитие личности немыслимо без развития сложных и частных способностей до уровня одаренности, поэтому данная подструктура просто необходима. Характер сильно влияет на выбор жизненных траекторий, личностных стандартов и эталонов, а также их реализацию. Кроме того, такое важное личностное качество, как воля, сильно влияющая на процессы саморазвития, не «вписыва­ется» ни в одну из перечисленных подструктур, кроме подструктуры характера. Если речь идет о личностно-профессиональном развитии, то целесообразно в данной модели подструктуру опыта содержатель­но дополнить личностно-профессиональными качествами. Это будет показано на примере акмеологической концепции развития профес­сионала (см. раздел 1.4). Уточнена и иерархическая организация дан­ных подструктур. Ввиду того, что в личностном развитии двигателями активности являются принятые эталоны и стандарты, выступающие как системообразующие факторы в виде «образа-цели» этого разви­тия, ведущую роль играют подструктуры направленности личности и характера. Отмеченные моменты являются общим ориентиром в ис­пользовании моделей личности для решения акмеологических задач. Предстоит немало поработать, чтобы были созданы акмеологические модели развивающейся личности.

Таковы в общем виде основные отличия акмеологических позиций от психологических в изучении развития личности и особенно про­грессивного развития зрелой личности, направленного на достижение вершин в этом развитии. Но интересно отметить, что по мере развития акмеологии наметилась определенная тенденция к сближению пози­ций. Данная тенденция была описана А. К. Марковой на примере эво­люции профессиогенетического подхода в развитии профессионала*.

* Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессио­нала. - М.: РАГС, 2000.

 

Были обоснованы следующие вехи этого сближения:

• от поэлементного к целостному системно-структурному подходу;

• от системно-структурного к генетическому, историческому и ди­намическому;

• от технологического к антропоцентрическому;

• от узкодеятельностного к субъектному;

• от жестконормативного к индивидуализированному, вероятност­ному; » от антропоцентрического к гуманистическому;

• от гуманистического к акмеологическому.

Таким образом, в изучении развития зрелой личности у психологии и акмеологии имеются как общие, так и отличительные позиции. Эти отличия характеризуют своеобразие и самостоятельность акмеологического знания и акмеологии как науки. Проведенное сопоставление не преследует конфронтационные цели, наоборот, лишний раз свиде­тельствует о необходимости интеграции наук в разработке проблемы прогрессивного развития зрелой личности.



Просмотров 1147

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!