Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



О предпосылках возникновения акмеологии



 

В науке иногда возникают парадоксальные ситуации, когда насущ­ные и актуальные проблемы, имеющие очевидное фундаментальное и прикладное значение, почему-то выпадают из поля зрения ученых. Их разработка осуществляется ограниченно, научная значимость явно недо­оценивается. Наступает время, все неожиданно «прозревают», и воз­никают недоуменные вопросы: как же так? почему мы этим не занима­лись, ведь это так важно и перспективно?

Ответы на эти вопросы найти нелегко. Возможно, что такое поло­жение дел связано с психологической инерцией мышления, когда из­лишняя ориентация на традиции научных школ мешает объективно взглянуть на ситуацию. С другой стороны, это может быть связано с нередко возникающей оторванностью теории от практики, когда из-за доминирования корпоративных ценностей возникает порочный круг мнимой значимости научных проблем. Причины надо искать в каж­дом отдельном случае.

В психологии такая ситуация тоже иногда возникает. В частности, в силу сложившихся обстоятельств (причины возникновения кото­рых необходимо будет проанализировать историкам психологической науки) случилось, что в психологии проблемы прогрессивного и по­ступательного развития зрелой личности, ее высших личностных и профессиональных достижений, проблемы профессионализма лич­ности и деятельности разрабатывались ограниченно, в значительной мере фрагментарно, изолированно друг от друга, не системно. Идеи о психологическом изучении развивающейся зрелой личности и ее до­стижений в таком развитии явно недооценивались. Поэтому результативность таких исследований, уровень теоретического обобщения и практическая значимость были невелики. Справедливости ради надо признать, что даже и в таких исследованиях были получены весьма важные и конструктивные результаты, настолько перспективна и пло­дотворна была сама их идея. Однако отсутствие общего теоретическо­го основания, связей между данными исследованиями, а самое главное — теоретико-методологического обобщения негативно сказывалось на их масштабности и результативности.

Ситуация коренным образом изменилась, когда появилась и стала развиваться новая наука — акмеология(от греч. acme — вершина, цве­тущая пора). Акмеология быстро заявила о себе, четко обозначив свое предметное и объектное поле и научную проблематику. С момента появления акмеологии и по сей день не происходит каких-либо ради­кальных изменений в толковании ее сущностных характеристик как науки, в описании ее проблематики. В настоящее время акмеология определяется как наука, возникшая на стыке естественных, обще­ственных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии*.

 

* Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: РАУ, 1993; Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин про­фессионализма. — М.: РАУ, 1993; Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача — М.: РАГС и ВАД, 1996; Акмеология / Под ред. А. А. Деркача - М.: РАГС, 2002 и др.

 

Сразу обратим внимание на то, что акмеология изучает развитие именно зрелой личности. В психологии понятия зрелость и взрослость нередко отождествляются, поэтому взрослый человек в продолжи­тельном между юностью и старостью возрастном периоде часто назы­вается зрелым. Взрослость и зрелость психологами рассматривается в основном как наиболее продолжительный период онтогенеза, харак­теризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духов­ных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности*

* Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.

 

Как видно из данного определения, речь идет главным образом о развитии разнообразных способностей, что является ограничени­ем психологического предметного поля познания по сравнению с акмеологическим. Хотя в некоторых психологических исследованиях последнего времени предпринимались попытки выйти за данные рамки*.

* Психология личности: новые исследования / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой. — М.: ИП РАН, 1998.

 

В акмеологии зрелость не отождествляется со взрослостью, наобо­рот, эти категории разводятся. С акмеологической точки зрения зре­лость личности — более масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гумани­стической направленности личности, нормативности поведения и от­ношений. Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманис­тическую направленность, а не только высокими профессиональны­ми достижениями и эффективной самореализацией. Проще говоря, не всякого взрослого человека можно назвать по-настоящему зрелой лич­ностью. Именно поэтому в акмеологическом понимании ступень зре­лости, а тем более вершина зрелости — АКМЕ — рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека, охваты­вающая определенный период его прогрессивного развития, связан­ного с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями. Поэтому акмеология как наука призвана и позволяет всесторонне изучать особенности важнейшего этапа развития челове­ка в период зрелости. По мнению А. А. Бодалева, «...она определяет сходное и различное у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают инди­видуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимают прослеживания характера взаимовлияния свойств и качеств «физической» и «духовной» «суб­станций» человека»*.

* Бодалев А. А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и усло­вия достижения. — М.: Флинта-Паука, 1998.

 

Направленность и масштабность проявления АКМЕ у разных лю­дей существенно отличается. Это естественно, люди от рождения не одинаковые по своим задаткам и способностям, у них разные возмож­ности развития, однако среди этого большого разнообразия можно выделить как минимум четыре магистральных пути развития, кото­рые соответствуют известному методологическому принципу изуче­ния человека (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, А. А. Бодалев):

1) «пик» в прогрессивном развитии человека как индивида;

2) наивысшие достижения в личностном развитии;

3) выдающиеся результаты в труде (то есть связанные с развитием человека как субъекта деятельности);

4) достижение вершин в развитии человека как индивидуальности.

Данные направления связаны между собой, хотя во многих случаях само развитие осуществляется гетерохронно. Акмеология призвана изучать закономерности индивидных, личностных и трудовых дости­жений у прогрессивно развивающейся зрелой личности.

Значимость акмеологического взгляда на прогрессивное развитие зрелой личности хотелось бы проиллюстрировать еще одним аргумен­том. По древнегречески «быть в АКМЕ» означает «находиться на высшей ступени». Поэтому древнегреческие доксографы (авторы сочинений, содержащих высказывания известных философов), со­ставляя жизнеописания выдающихся личностей, указывали не даты начала и конца их жизни, а время, когда они прославились своими вы­дающимися достижениями, когда у них был наивысший расцвет, пик этих достижений. Собственно, сама история, по мысли Н. В. Кузьми­ной, в акмеологическом смысле формировалась как повествование о весьма значимых событиях, участниками которых были выдающиеся личности. О «серых» личностях историки не пишут, да такие личнос­ти историю и не создают. В подтверждение этой мысли можно со­слаться на ряд широко известных исследований, имеющих не только историческое, но и акмеологическое содержание. В частности, Плу­тарху принадлежит труд по истории в сравнительных описаниях пя­тидесяти биографий выдающихся греков и римлян. Содержательно сходным является «Жизнь двенадцати цезарей» Транквилла, жизне­описания многих выдающихся исторических личностей. Н. М. Карамзин в 12-томной «Истории государства Российского» огромное внимание уделял личностно-психологическим характеристикам выдающихся отечественных исторических деятелей прошлого. А знаменитая био­графическая серия Флорентия Павленкова или литературно-истори­ческая серия «Жизнь замечательных людей», созданная по инициативе А. М. Горького. В них также главное внимание уделяется достижени­ям исторических личностей, их психологическим и характерологиче­ским свойствам и качествам, способствовавшим этим достижениям. Таких примеров акмеологичности исторической науки можно приве­сти множество.

Понятие «акмеология» было впервые предложено Н. А. Рыбнико­вым в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психо­логии — «психологии взрослости или зрелости». Однако уже в те годы между понятиями «взрослость» и «зрелость» проводилась четкая грань, они практически не отождествлялись. Напомним, что личност­ный аспект зрелости рассматривается, здесь прежде всего в контексте моральной нормативности поведения следующим образом:

• когда личные нормы и нравственные ценности соответствуют гу­манистическим;

• когда они являются главными регуляторами поведения и отно­шений;

• когда они настраивают человека на прогрессивное развитие, до­стижение высоких не только личностных, но и социально-пози­тивных результатов.

То же самое можно сказать и о деятельностном аспекте: «...если человек, проходя отрезок своего жизненного пути, который принято называть взрослостью, с предельной самоотдачей овладевает специаль­ностью, а затем с полной ответственностью за результаты своего труда работает как профессионал и, не останавливаясь на уже достигну­том им, стремится выйти на уровень Мастера в своей области труда, то это, конечно, все — показатели его зрелости как субъекта деятель­ности»*.

* Бодалев А. А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и ус­ловия достижения. — М.: Флинта-Наука, 1998.

 

Б.Г. Ананьев, предвосхищая научную перспективу и значение акмеологии, ставил задачи разработки фундаментальной теории зрело­сти, справедливо отмечая, что именно на этот период приходятся самые значительные достижения личности и пики в ее интеллектуальном развитии. Он указывал на парадоксальность сложившейся в психо­логии ситуации, когда в центре психологического познания развития человека оказался ранний и поздний онтогенез, а на периферии — те фазы, когда человек живет наиболее продуктивной творческой и со­циально-активной жизнью*.

* Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды в двух томах. — М.: Пе­дагогика, 1980.

 

Б.Г. Ананьев выдвинул тезис, согласно которому единая научная теория индивидуально-психического развития не может быть постро­ена без специальной разработки ее фундаментального раздела — воз­растной психологии зрелости или взрослости.

Если судить по длительности или времени с момента обоснования понятия «акмеология», эта наука считается молодой. Формально это действительно так. Однако, даже не рассматривая исторический ас­пект проблемы, можно утверждать, что мировоззренческие и научные идеи акмеологического содержания относительно развития и самосо­вершенствования человека, полноты его самореализации в жизни, де­ятельности и творчестве являются такими же древними, как само на­учное знание о человеке. Поиски путей самореализации личности, раскрытия ее потенциала осуществлялись практически всегда. Акмеологические идеи о развитии личности высказывались многими фило­софами древности. К примеру, базовое акмеологическое понятие о самореализации творческого потенциала личности тесно связано в смысловом отношении с понятием «самодвижения», введенного еще Платоном. Акмеологический по сути подход обретения творческого мастерства ярко и образно излагал Леонардо да Винчи в своем знаме­нитом трактате «Обучение живописца». Сказанное в полной мере от­носится и к научной мысли России. Специфика исторического разви­тия акмеологических идей была прослежена Н. В. Кузьминой, которая открыла малоизвестные, но весьма показательные страницы отече­ственной дореволюционной философско-религиозной мысли. Гума­нистические философские и антропологические идеи акмеологиче­ского содержания о самосовершенствовании, рефлексии и мудрости человека отражены в трудах В. С. Соловьева, Н. О. Лосского, А. Ф. Ло­сева, отца П. А. Флоренского.

Немало ярких мыслей о творческой профессиональной самореали­зации в конкретных видах деятельности было высказано великим рус­ским хирургом Н. И. Пироговым, основателем многих научных направ­лений в невропатологии, физиологии и психологии В. М. Бехтеревым и социологом П. А. Сорокиным и другими выдающимися отечествен­ными учеными.

Следует подчеркнуть, что в России акмеологические идеи выска­зывались не только учеными. В поэтическом творчестве заката сереб­ряного века сформировалось целое акмеологическое течение — «ак­меизм». Его основателями являлись А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам и др. Они провозглашали «воз­вращение к первозданному и совершенному человеку», его самореа­лизации, чувствам, эстетике.

Иными словами, мысли об АКМЕ, акмеологические идеи владели лучшими умами человечества; примеров, подтверждающих историзм акмеологии, можно привести немало. Это является еще одним аргу­ментом научной значимости и состоятельности акмеологии.

 



Просмотров 960

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!