Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Акмеологические критерии и показатели



 

Применение акмеологических методов в акмеологических иссле­дованиях и при решении практических задач будет результативным, если оно опирается на состоятельную и информативную критериаль­ную основу. Действительно, какими мерками оценить акмеологиче­ский потенциал личности, динамику его личностно-профессионального развития или уровень профессионализма? Это очень сложные и многогранные характеристики, но они должны быть обязательно опре­делены и оценены, иначе главная задача личностно-профессионального развития решена не будет. Для этого и были разработаны акмеоло­гические критерии и показатели. Само содержание акмеологических критериев и показателей определяется спецификой акмеологии как науки, ее задачами, особенностями предмета и объекта.

В настоящее время сложилось в целом однозначное понимание сущности и содержания акмеологических критериев и показателей, в которых отражено сегодняшнее состояние акмеологии, когда пре­имущественно разрабатываются проблемы развития профессиона­лизма. Поэтому в данных определениях отражены главным образом субъектно-деятельностные аспекты, что скорее соответствует уровню особенного в акмеологическом знании.

Акмеологический критерий — это мера профессионализма субъекта деятельности, продуктивности его деятельности, мера личностно-про­фессионального развития.

Акмеологические показатели — это характеристики степени продук­тивности деятельности, развития личностно-профессиональных качеств и свойств субъекта деятельности как профессионала.

Приведенные определения иллюстрируют акмеологическое содер­жание данных категорий. Однако у них есть еще одна характеристика, определяющая их отличие от других, в частности, психологических критериев и показателей. Они, если так можно выразиться, «двумер­ные», в которых одно из «измерений» отражает процессы и динамику развития. Поясним эту мысль. Например, в психологии труда опера­торская деятельность, как правило, оценивается интегральным кри­терием «надежность». Не рассматривая его содержание, отметим, что этот критерий будет считаться акмеологическим, если речь идет, во-первых, о достижении очень высокого уровня надежности, что харак­терно для деятельности настоящих профессионалов, и во-вторых, о возможностях и способах ее повышения за счет личностно-профес­сионального развития специалиста.

Акмеологические критерии и показатели могут быть одновременно объективными и субъективными. Их объективность состоит в том, что многие характеристики профессионализма поддаются непосредствен­ному измерению, оценке и сравнению с использованием надежных и апробированных методов. Субъективность связана с особенностями самооценки, самоконтроля, образа «Я» субъекта развития.

Акмеологические критерии бывают интегральными (обобщенны­ми) и конкретными (особенными). Интегральные акмеологические критерии связаны с фундаментальными проявлениями профессио­нализма. Конкретные — в большей степени отражают специфику профессиональной деятельности. Например, Н. В. Кузьмина, рассмат­ривая проблемы профессионализма педагогической деятельности, та­кими критериями называла меру самообразования и самоконтроля, меру подготовленности к профессиональной деятельности и пр.

В акмеологических исследованиях обоснованы и содержательные акмеологические критерии:

• наличия видов и форм профессионального АКМЕ (по масштабу, временной периодизации, направленности);

• общественной значимости АКМЕ;

• потенциальных способностей достигать АКМЕ.

Акмеологические показатели, в свою очередь, также бывают интег­ральными, конкретными и детальными. В акмеологических исследо­ваниях обосновываются различные их виды. Общая точка зрения от­носительно их содержания находится в стадии завершения своего формирования, еще предстоит сложная и длительная разработка их единой типологии. Между имеющимися типологиями существует из­вестное сходство, но есть и различные толкования, например, отли­чий интегральных показателей от интегральных критериев. Не оста­навливаясь на этом подробно, представим некоторые из них.

К интегральным показателям профессионализма относятся:

• эффективность профессиональной деятельности;

• процессуальные характеристики деятельности;

• развитость профессионального общения;

• зрелость личности профессионала.

Содержание конкретных акмеологических показателей можно по­яснить на примере. В результате соотнесения признаков мастерства и профессионализма была предложена система конкретных акмеоло­гических показателей профессионализма деятельности, по которым можно осуществлять его оценку. Профессионализм деятельности в самом общем виде может характеризоваться следующими показате­лями:

• высокой стабильной продуктивностью или эффективностью де­ятельности;

• высоким уровнем квалификации и профессиональной компетент­ности;

• оптимальной интенсивностью и напряженностью труда;

• высокой точностью и надежностью деятельности;

• высокой организованностью;

• низкой опосредованностью (как зависимости от внешних факто­ров);

• креативностью;

• высоким уровнем концентрации знаний в труде;

• возможностью развития субъекта труда как личности;

• направленностью на достижение положительных социально-зна­чимых целей.

Применение некоторых показателей позволит получать количест­венные оценки в определенных единицах измерения. Однако в большинстве случаев сделать это очень сложно. Например, при оценке таких характеристик, как опосредованность, то есть определенная неза­висимость от внешних условий и факторов, специфики взаимодейст­вий. Поэтому в таком случае рекомендуется использовать количест­венные экспертные оценки.

Надо отметить, что вид акмеологических критериев и показателей может во многом определяться спецификой профессиональной дея­тельности. Критерии и показатели профессионализма военных специ­алистов могут отличаться от, скажем, профессионализма композито­ра, хотя инвариантные отношения, несомненно, будут общими.

 

Акмеологические модели

 

При решении акмеологических задач часто возникает необходи­мость представления полученных результатов в некотором обобщающем виде, системно отражающем выявленные свойства или характерис­тики. Использование акмеологических методов, в частности сравни­тельного анализа, необходимо осуществлять, имея не только наличные характеристики изучаемого объекта, но и те, которые приняты за эта­лон. Кроме того, проведение акмеологических эмпирических иссле­дований должно основываться на структурированном теоретическом представлении изучаемого свойства или явления. Наконец, сам про­цесс личностно-профессионального развития должен направляться идеальным представлением — образом будущего состояния субъекта труда, который должен отражать его желаемые свойства. Во всех опи­санных случаях общим является необходимость создания соответст­вующих акмеологических моделей.

Прежде чем обсудить содержание акмеологических моделей, сле­дует высказать ряд принципиальных соображений по проблеме мо­делей и моделирования. В науке под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства объекта-оригинала. Модель — это искусственно созданное для изучения явление (предмет, процесс, ситуация), аналогичное дру­гому явлению, непосредственное исследование которого затруднено или невозможно.

Иными словами, модель — это всегда некое подобие. Наличие этого подобия позволяет использовать модель в качестве представителя объекта-оригинала. Во всех случаях модели выступают в качестве ана­лога объекта-оригинала, они сходны с ним, но не тождественны ему. Степень соответствия модели объекту-оригиналу является важным показателем полноты и истинности теории, с помощью которой и со­здавалась модель. Разработка моделей — моделирование — это обще­научный метод исследования любых явлений, состоящий в построе­нии и исследовании особых объектов — моделей (вещественных или знаковых) и других объектов — оригиналов или прототипов. Модели выполняют следующие гносеологические функции:

• иллюстративную;

• трансляционную;

• объяснительную;

• предсказательную.

В науке и технике моделирование применяется очень широко и по­зволяет решать многие проблемы, не доступные глубокому и точному теоретическому анализу. Моделирование играет важную роль в Машиностроении, архитектуре, транспорте и др. Наиболее распростра­ненными являются математические и физические модели и модели-описания. Главными требованиями к ним являются адекватность объекту-оригиналу, информационная близость, возможность даль­нейшей трансформации (развития, уточнения), воспроизводимость. Нарушение этих требований делает модель неработоспособной.

Известен случай, когда во время дискуссии по проблемам челове­ческого мозга была предложена «простая и оригинальная» его модель. Сказано было буквально следующее; как известно, общее электриче­ское сопротивление мозга человека составляет примерно пять килоомов, следовательно, резистор в пять килоомов и является моделью мозга. Очевидно, что здесь были нарушены первые два требования, поэтому такой резистор является не моделью мозга, а моделью всего лишь его одного свойства — общего электрического сопротивления, ведь остальные главные свойства мозга в этой «модели» вообще учте­ны не были. Итак, в любой настоящей модели должны быть адекватно представлены главные свойства объекта-оригинала.

В психологии, начиная с гештальт-психологии, модели применяют­ся широко: были разработаны математические модели личности, сен­сорного пространства, переработки информации и принятия решений, некоторых видов профессиональной деятельности, модели деятельно­сти человека-оператора, систем «человек — машина» и пр.

Моделирование применяется и в педагогике, в основном при опи­сании педагогических систем. В частности, разработка моделей педа­гогических систем осуществляется в пять этапов*:

1) определение объекта исследования;

2) активизация накопленных знаний об объекте-оригинале;

3) обоснование необходимости применения моделирования;

4) выбор существующих переменных и постулатов;

5) отбор тех объектов, которые поддаются изучению.

* Методы системного педагогического моделирования / Под ред. Н. В. Кузь­миной. — М.: Народное образование, 2002.

 

В акмеологии моделей пока существенно меньше, вернее, сейчас начинают создаваться теоретические и методологические основы их разработки, однако это вовсе не означает, что потребность в них не­большая. Данное направление прикладной акмеологии формируется, осуществляется обобщение созданных акмеологических моделей.

Изучение моделей, разработанных в психологии, позволяет пред­положить, что построение акмеологических моделей может осуществ­ляться по той же схеме, что и психологических. Это обусловлено бли­зостью их предметных и объектных областей. Процессуально это может выглядеть следующим образом. Сначала на основе теоретиче­ских исследований формулируется гипотеза и на ее фундаменте созда­ется некая концептуальная (прескриптивная) модель. В ней отражаются обобщенные связи, качества и отношения на уровне имеющегося те­оретического знания. Ее теоретическое изучение позволяет разрабо­тать более конкретную модель, называемую нормативной. Норматив­ная модель, построенная на основе теоретико-методологического анализа, должна, вообще говоря, в значительной мере отражать пси­хологическую сущность изучаемого явления. При построении норма­тивной модели необходимо в первую очередь определить ее содержа­ние. Поставленные задачи и специфика изучаемого объекта требуют, чтобы в модели, во-первых, была информация об условиях деятель­ности и развития, действующих факторах, характере их влияния на субъекта деятельности, регуляцию деятельности, ее «психологиче­скую цену»; во-вторых, о личностных характеристиках субъекта дея­тельности, подлежащих развитию до уровня профессионализма.

Важным моментом, связанным с разработкой модели, является вы­бор ее формы. Для нормативных моделей в силу их обобщенного ха­рактера рекомендуются качественные лингвистические описания, хотя возможно применение и других видов аналитических описаний.

В нормативных моделях необходимо также описание существующих связей между ее отдельными составляющими. Наконец, при разработ­ке нормативной модели следует определить и раскрыть содержание путей ее проверки и доработки, то есть определить план эмпиричес­ких исследований и их обоснование.

Получаемая нормативная модель подлежит эмпирической или экс­периментальной проверке. Следующие за теоретическими эмпирические исследования позволят существенно уточнить и конкретизировать со­держание модели, в результате чего она корректируется и дополняет­ся. Обобщение данных теоретических и эмпирических исследований лежат в основе уточненной модели, которая уже существенно ближе к объекту-оригиналу. Это стимулирует дальнейшие теоретические ис­следования, позволяющие приблизить гипотезу к изучаемому объек­ту. Затем создается новая теоретическая модель, которая опять же проверяется эмпирически, уточняется и дополняется. И так далее, пока степень приближения к объекту-оригиналу не будет максималь­но возможной. В этом случае получается так называемая дескриптив­ная модель, с ней и осуществляется дальнейшая работа*.

* Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

 

На базе дескриптивной модели осуществляется анализ и система­тизация психологических факторов, способствующих развитию про­фессионализма личности, определяются пути развития, разрабатыва­ются научно-практические рекомендации.

Сходство способа построения психологических и акмеологических моделей не означает тождественности их содержания. При создании акмеологических моделей следует помнить, что их содержанием явля­ется то, что имеет самое непосредственное отношение к прогрессивно­му личностно-профессиональному развитию вплоть до уровня про­фессионализма. Это главная отличительная черта акмеологических моделей. При этом форма или способ ее представления в модели не играют существенной роли.

Обобщение акмеологических исследований по проблеме модели­рования позволило дать определение акмеологической модели. Итак, акмеологическая модель — это система объектов и знаков, воспроиз­водящая существенные свойства объекта-оригинала — идеального об­раза профессионала или эталона личностно-профессионального раз­вития.

В акмеологии с помощью моделей синтезируется знание о том, что должно быть сформировано. Осуществляется сопоставление того, что имеется в наличии, с тем, что должно быть сформировано. Наконец, определяются условия и факторы, способствующие этому процессу.

При создании акмеологических моделей важной задачей является выбор ее формы, ведь от этого также зависит ее близость к объекту-ори­гиналу. Модель-подобие в акмеологии, естественно, создать невозмож­но, поэтому речь будет идти об адекватности и полноте модельных описаний. В настоящее время в акмеологии получили наибольшее распространение модели, основанные на различных формах систем­ного описания*:

* Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Л.: ЛГУ, 1986.

 

• вербальные или лингвистические качественно строгие (системы

понятий, тексты, семантические поля, дихотомии и пр.);

• аналитические (табличные, матричные, функциональные);

• геометрические (пространственные модели, графы, кольцевые структуры и пр.);

• структурно-функциональные (кибернетические).

На первых этапах создавались относительно простые акмеологические модели в виде лингвистических описаний, отражающие те или иные стороны профессионализма. С развитием акмеологии содержа­ние данных моделей расширилось. Например, в настоящее время со­здаются обобщенные модели профессионального мастерства и про­фессионализма для представителей различных профессиональных групп, различных видов компетентности, профессионализма деятель­ности в экстремальных управленческих ситуациях, профессионализ­ма личности и деятельности в особых и экстремальных условиях и др. Более подробно о них будет сказано во втором разделе книги.

В качестве примера можно сослаться на модели обучения, исполь­зуемые в процессе личностно-профессионального развития и его мо­ниторинга*.

* Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личностно-про­фессионального развития в системе подготовки и переподготовки государ­ственных служащих. — М.: РАГС, 1999.

 

Они были разработаны для отслеживания и корректировки разви­тия личностно-профессиональных качеств и профессионального опы­та. Применялись простые экспоненциальные модели, стохастическая монотонная модель, модель системы с переменной структурой и транс­формационная модель.

В данной работе была также представлена и модель профессиона­лизма профконсультантов службы занятости, которые в ней являются ведущими специалистами. Эта модель имела структурно-функцио­нальную форму представления и включала подструктуры профессио­нальной компетентности, опыта, умений, акмеологических инвариантов профессионализма, личностно-профессиональных качеств, мотивации, с описанием их психологического и акмеологического содержания.

В акмеологии применение моделей не ограничивается только ис­следовательскими целями. Моделирование активно применяется при разработке программ или индивидуальных планов личностно-профессионального развития. Такие модели обычно ориентированы на применение метода игромоделирования.

Очевидно, что создание общих методических основ акмеологиче­ского моделирования является важной и перспективной проблемой акмеологии.

 

Акмеологические технологии

 

Акмеографические методы и прежде всего акмеологическая диа­гностика, экспертиза, акмеографические описания и акмеограммы дают хорошее представление о стартовых возможностях и потенциале субъекта, нацеленного на достижение высокого профессионализма личности и деятельности. Следующая важная акмеологическая зада­ча, имеющая отношение к проблеме методических оснований акмео­логии, — это выявление того, каким образом или с помощью каких методов или способов осуществлять прогрессивное личностно-профессиональное развитие до уровня высокого профессионализма. Кон­цептуально эти методы и способы называются акмеологическими технологиями.

В науке категория «технология» в самом общем виде (мы не каса­емся «технологии» как научно-практической дисциплины) рассматривается как совокупность методов и приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, призванных изменить свойства и состояния чего-либо, хотя сейчас предложено более сорока других определений. В психологии категория «технология» получила за последнее время самое широкое распространение, ведь с ее помощью можно получить ответы на многие вопросы «как?». Такие понятия, как «психологиче­ская технология» или «психотехнология», родственное им — «психо­техника», «социальная технология» и др., стали операциональными. Соответственно смыслу данной категории, применение психологиче­ских технологий направлено в первую очередь на изменение харак­теристик психических состояний, психических процессов и свойств личности, осуществляемое в субъект-субъектных взаимодействиях. Иными словами, психологические технологии являются инструмен­тальным или неинструментальным средством осуществления такой целенаправленной деятельности.

Психологические технологии стали активно применяться в психо­логических тренингах, направленных на решение личностных психо­логических проблем, развитие профессионально важных качеств, важнейших психических функций. Сущностью психологических тех­нологий является психологическое воздействие, позволяющее из­менить состояние человека, протекание его психических процессов и даже свойств личности. Психологические технологии тесно связаны с системой умений осуществлять такое воздействие. В силу этого пси­хологические технологии нередко имеют манипулятивный характер, когда не учитываются или просто игнорируются интересы объекта воздействия. Примером тому могут служить психологические техно­логии, применяемые в политической и коммерческой рекламе.

Категория «технология» в силу своей высокой значимости и больших практических возможностей быстро заняла видное место и в акмеоло­гии. Акмеологическая технология — совокупность средств, направлен­ных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма. Стали активно раз­рабатываться проблемы создания акмеологических технологий и их методического обеспечения. «Технологический аспект» стал оказывать влияние на уточнение базовых акмеологических категорий, в частности, некоторые акмеологи утверждают, что профессиональное мастерство можно рассматривать прежде всего как владение комплексом продук­тивных психотехнологий и технологий профессиональной деятельности.

Акмеологические технологии нередко отождествляют с психологи­ческими, но близки они с ними только лишь с формальной и процес­суальной точек зрения. Да, действительно, сущностью акмеологических технологий является психологическое воздействие, вернее, его специальный вид, называемый акмеологическим воздействием. Да, это воздействие связано со специальными умениями субъекта воздейст­вия. Но их принципиальным отличием является направленность воз­действия. Акмеологические технологии в первую очередь отличает их гуманистическая направленность, так как они призваны помочь в осу­ществлении прогрессивного развития личности, тогда как немало пси­хологических воздействий по сути являются манипулятивными. Гу­манистическая направленность акмеологических технологий стала основой для гуманитарно-технологического развития личности*.

* Гусева А. С., Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. — М.: РАГС, 1997.

 

В акмеологии разработаны и успешно применяются гуманитарные технологии самопознания, самооценки и саморазвития. Акмеологи­ческие технологии всегда индивидуально направлены, они использу­ются для личностно-профессионального развития конкретной лич­ности.

Главным методом акмеологических технологий является внутрен­не или внешне осуществляемое акмеологическое воздействие.

Что же представляет собой акмеологическое воздействие и в чем его главное отличие от психологического?

Акмеологическое воздействиеэто интегрированное и целена­правленное влияние, осуществляемое на личность или группу, имеющее гуманистическое содержание и направленное прежде всего на развитие личности или группы.

И в этом случае отличие состоит прежде всего в направленности, которая в свою очередь определяет и само содержание воздействия. Таким образом, акмеологическим может стать любое психологическое воздействие, осуществляемое в интересах личности, ее развития — объекта воздействия — и имеющее гуманистическую направленность. В этом случае акмеолог, как и в случае акмеологического эксперимен­та, является союзником субъекта развития, у них общие стратегичес­кие цели. Однако цели акмеологического воздействия этим не ограни­чиваются. Считается, что главной их целью является стимулирование развития свойств субъектности, когда объект акмеологического воздействия становится более активным, ответственным, по-хорошему амбициозным, когда у него существенно возрастает самоэффектив­ность. В этом случае акмеологическое воздействие осуществляется преимущественно на мотивационную и ценностно-смысловые сферы личности.

В то же время такие воздействия могут быть и собственно акмеологическими, если они направлены на развитие того, что лежит в основе профессионализма деятельности и личности, а именно акмеологиче­ских инвариантов профессионализма. Применение акмеологического воздействия, осуществляемое главным образом в условиях формиру­ющего акмеологического эксперимента, должно повысить их уровень, создать предпосылки для дальнейшего роста.

Если конкретизировать сказанное, то в первую очередь следует по­вышать уровень антиципации: люди должны не только хорошо предвосхищать то, что связано с их профессиональной деятельностью, но и думать о сегодняшнем дне, и о том, что будет послезавтра, к чему при­ведет их деятельность и отношения, как будут жить их дети, потомки, у них должно повышаться чувство ответственности. То есть каждый свой выбор или решение они должны просматривать сквозь призму ближайших и отдаленных последствий не только для себя лично, но и ближних, знакомых, жителей своего города или региона, страны. Сделать это очень непросто в виду сильной инерционности мышле­ния значительной части населения и привычке переадресовывать от­ветственность.

Повышение уровня саморегуляции в результате акмеологического воздействия необходимо для того, чтобы сформировать у людей уве­ренность в себе, своих силах, исключить возникновение паники и пес­симистических настроений, боязни завтрашнего дня, повысить их ра­ботоспособность, стрессоустойчивость, более полно реализовать свой потенциал, то есть сделать личность более сильной.

Развитие способности к принятию решений может реально повы­сить решительность как характеристику личности, поможет не только возрастанию социальной активности, но и организации ее целена­правленного характера. Наконец, акмеологическое воздействие долж­но способствовать раскрытию творческого потенциала личности.

Исходя из анализа сущностных характеристик акмеологического воздействия, можно с уверенностью утверждать, что оно является мощным средством развития профессионала. С технологической точ­ки зрения средства акмеологического воздействия отличаются значи­тельным разнообразием. Это могут быть специальные тренинги, практикумы, деловые или ролевые игры, индивидуальная работа по само­развитию с помощью специальных программ и методик.

Разработка инструментария акмеологических технологий привела к формированию направления, которое называется акметектоникой*.

* Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002.

 

Акметектоникарассматривает исключительно внутренние побу­дительные причины и детерминанты «технологического характера» движения к профессиональному АКМЕ.

Создание теоретических и методических основ акметектоники яв­ляется весьма перспективной акмеологической проблемой.

На данном этапе развития акмеологии осуществляется интенсив­ная разработка новых и совершенствование известных акмеологиче­ских технологий.



Просмотров 2062

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!