Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Научные ориентации акмеологии, ее связь с другими науками



 

Как отмечалось, в настоящее время потребность в акмеологическом знании существенно актуализировалась. Данный этап развития наше­го общества поставил перед каждой личностью непростые задачи, для которых, вероятно, не существует стандартных готовых решений. Со­ответственно нынешнему состоянию общества в условиях неопре­деленности, риска и «размытых» нравственных норм социальной ре­гуляции поведения личность должна проявлять себя самостоятельно, полагаясь главным образом на собственные силы. Иными словами, должен формироваться активный и независимый тип личности, про­тивоположный исполнителю.

Данная острая социально-психологическая ситуация в стране стала своеобразным социальным заказом для развития акмеологии и ее при­кладных направлений как науки о ценности личности, ее самосовер­шенствовании и способности высокоэффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, жить полноцен­ной жизнью. Отмеченный подход к изучению развивающейся лично­сти обусловил доминирование в акмеологии научной парадигмы, по образному выражению К. А. Абульхановой, «идущей от реальности», но в то же время, по нашему убеждению, направленной на перспекти­ву. Поэтому такие характеристики акмеологии, как реалистичность и перспективность, во многом определили ее научные ориентации и по­ложение в системе человекознания.

Научные ориентации акмеологии опираются на совокупность идей о ценности человека, его духовного мира, способности к творческому саморазвитию и самосовершенствованию (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина). Как отмечал один из идейных основателей акмеоло­гии выдающийся русский ученый В. М. Бехтерев, «... прогресс народа, его цивилизация и культура зависят прежде всего от степени разви­тия личности...».

Именно жизненные пути, личностные, творческие и профессио­нальные достижения выдающихся личностей составляют конкретную почву теоретических акмеологических исследований. Сказанное опре­деляет и своеобразие научных ориентации и статуса акмеологии.

При изучении и описании научных ориентации акмеологии следу­ет помнить, что они проявляются преимущественно в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом и методологическом планах или ас­пектах.

Онтологический план характеризует объектное пространство акмео­логии. Как наука, она охватывает такую сферу человеческой реально­сти (прежде всего профессионализм и его развитие), которая специ­ально глубоко не рассматривается другими науками, следовательно, не может характеризоваться «простым переносом», экспликацией и интеграцией знания из смежных с акмеологией наук.

Гносеологический план характеризуется самостоятельностью иссле­довательской деятельности, в которой рассматривается прежде всего собственно акмеологический аспект человеческой реальности специ­фическими для данной науки методами. В практической деятельнос­ти акмеология использует собственные технологии и приемы самораз­вития и самосовершенствования.

Аксиологический план выражает собой базисные ценности личнос­ти. С акмеологической точки зрения, одной из целей жизни человека в современном постиндустриальном и информационном обществе явля­ется его направленность на достижение вершин в личностном и про­фессиональном развитии, гуманизация данного развития.

Методологический план отражает статус акмеологии как новой самостоятельной науки, интегративной и междисциплинарной, комп­лексной по форме и системной по способу организации знания.

Среди других аспектов акмеологии следует назвать культурологи­ческий, этический, геронтологический, эстетический, синергетический.

В проведенных акмеологических исследованиях, направленных на решение методологических задач, было доказано, что в акмеологии имеются как минимум три научно-методологические ориентации:

• естественнонаучная;

• общественно-гуманитарная;

• технологическая.

Естественно-научная ориентация выражается в том, что эмпири­ческие акмеологические факты и отношения описываются и интер­претируются в дисциплинарных стандартах, характерных для класси­ческого естествознания, ведь акмеология, как и родовая по отношению к ней психология, главным образом взаимодействуют с конкретными объектами.

Общественно-гуманитарная ориентация в акмеологии проявляется еще более многообразно. Она имеет разные онтологические определенности, но основное связано с прогрессивным развитием личности при гармоничном сочетании личностных и общественных интересов.

Технологическая ориентация проявляется в связи с системотехни­кой, теорией информации и праксиологии, а также через технологи­ческие стандарты практически ориентированного прикладного знания.

Акмеология как наука комплекса человекознания имеет различные межпредметные связис другими науками, помогающие ей в решении акмеологических проблем, определении акмеологических закономер­ностей. Межпредметные связи акмеологии отличаются содержанием и направленностью, характером и широтой предмета, его ценностными ориентациями, онтологическим статусом объекта, научными и практи­ческими задачами, по высоте и значимости целей субъекта развития.

У акмеологии тесные междисциплинарные связи с науками, входя­щими в комплекс человекознания. Там акмеологии принадлежит за­метное место.

Каково оно?

На этот счет имеются различные точки зрения. Так, Б. Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» указал место акмеоло­гии в системе наук о человеке, поместив ее в ряд «педагогика — акмеология — геронтология». В те годы это соответствовало ее научному статусу. Прошло время, акмеология расширила свое предметное поле, проведенные научные исследования показали ее возможности в реше­нии сложных комплексных проблем, что обусловило расширение ее междисциплинарных связей. Изменились и точки зрения относитель­но ее места в системе наук о человеке. Остановимся на них.

В настоящее время распространенным является мнение, что родо­вой наукой для акмеологии является психология. Это, безусловно, спра­ведливо. Психология многими теоретиками науки (Б. М. Кедров и др.) часто оценивается как центральная дисциплина в системе современ­ных наук, изучающих человека, поэтому психологические знания по­стоянно используются в акмеологических исследованиях. Особенно это касается таких направлений психологии, как психология личности, дифференциальная и генетическая психология, психология развития, психология труда и профессий, социальная и возрастная психология, психология творчества, а также специальных разделов психологии. Мало того, длительное время в акмеологии использовался исклю­чительно психологический инструментарий исследований и прежде всего психодиагностические методы и развивающие психотехноло­гии. Они используются и сейчас, но уже в новом качестве и совместно с собственно акмеологическими методами. Но особенно тесные связи у акмеологии с психологией развития, которая имеет более широкий объект — развивающуюся личность во всех возрастных диапазонах (напомним, акмеология, согласно своему предмету, изучает прогрес­сивно развивающуюся зрелую личность при достижении ей вершин в своем развитии).

Другой наукой, с которой акмеология связана самым непосредст­венным образом, является, конечно же, философия. Связи с филосо­фией осуществляются по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической.

Философия, рассматривающая общие тенденции развития науки, пристальное внимание уделяет и акмеологии, в частности ее науч­ному статусу, ценностным точкам отсчета в анализе акмеологической проблематики, определяя систему критериев (экзистенциальных, ис­торических, нравственных, культурологических, эстетических и др.), которые позволяют точно определить, что является движением к АКМЕ, а что — нет. Философия мировоззренчески задает аксиологи­ческие идеалы и праксиологические цели для акмеологии. Она же не­посредственно влияет также на методологические основания построе­ния акмеологии как комплексной науки, направляя научный поиск на определение акмеологического содержания ведущих методологичес­ких принципов.

Тесными являются связи акмеологии с педагогикой, так как объек­том педагогики является также развивающаяся личность, правда другой отдельной возрастной группы (дети и подростки). Однако не­которые подходы, принципы и методы являются общими как для пе­дагогики, так и для акмеологии.

В силу своей общественно-гуманитарной природы и аксиологически-гносеологического статуса акмеология тесно связана также с та­кими науками, как история и культурология, социология и экономика, экология и политология. Осевой линией во взаимодействии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного бытия личности и ее профессиональной и экзистенциальной самореа­лизации в избранной сфере деятельности.

 



Просмотров 1269

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!