Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Законодательное регулирование инновационной деятельности



Правовое регулирование инновационных процессов - исключитель­ная прерогатива государства.

Правовая база инновационной деятельности в РФ представлена рядом законодательных актов.

К основным внебюджетным формам поддержки инновационной дея­тельности относятся следующие:

1) государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;

2) создание государством налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных льгот инноваторам;

3) включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;

4) государственное научно-методическое обеспечение инноваци­онного менеджмента государственными стандартами, методиками, инст­рукциями, положениями и другими документами по разным аспектам ана­лиза, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инно­вационного решения;

5) государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;

6) проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;

7) оказание государством помощи инноваторам в проведении сер­тификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продук­ции (услуг);

8) государственная поддержка инноваторам в осуществлении ре­монтов сложной техники;

9) осуществление государственной поддержки в углублении внут­ренних и международных коопераций;

10) создание системы федеральных внебюджетных фондов, союзов , ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;

11) осуществление государственного учета и контроля используе­мых средств внебюджетных фондов и др.

Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. № 315 создан и действует Российский фонд технологического развития (РФТР), который является головным межотраслевым внебюджет­ным фондом и финансирует проведение крупных НИОКР во всех отраслях экономики страны.

Средства этого фонда формируются за счет добровольных отчисле­ний предприятиями и организациями всех форм собственности до 1,5 % от себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг).

Для осуществления государственной поддержки высокоэффектив­ных инновационных проектов были созданы:

- Федеральный фонд производственных инноваций (26 августа 1995 г.);

- Российский фонд фундаментальных исследований (27 апреля 1992 г.);

- Федеральный фонд развития электронной техники (12 января 1995 г.);

- Федеральный экологический фонд РФ (23 июня 1992 г.) и др.

Зарубежный опыт регулирования инновационной деятельности

В настоящее время можно выделить три главных типа моделей науч­но-инновационного развития промышленно развитых стран:

1. Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция).

2. Страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария).

3. Страны, стимулирующие нововведения путем развития иннова­ционной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различ­ных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

США

Органы государственного регулирования инновационной деятельно­сти в США:

- Американский научный фонд (фундаментальные исследования);

- Американский научный совет (промышленность и университеты);

- НАСА (национальное космическое агентство);

- Национальное бюро стандартов;

- Национальный институт здравоохранения;

- Министерство обороны;

- Национальный центр промышленных исследований;

- Национальная академия наук;

- Национальная техническая академия;

- Американская ассоциация содействия развитию науки.

Первые 6 структур финансируются из федерального бюджета, по­следние 4 имеют смешанное финансирование. Источники финансирова­ния: около 50 % – частные фирмы и организации; 46 % – федеральное пра­вительство (на основе конкурсов); остальное – университеты, колледжи, неправительственные организации.

В настоящее время США имеют самые большие расходы на НИОКР среди ведущих развитых стран мира, что в долгосрочной перспективе дает лидерство в мировом НТП, в современных технологиях.

Государство стимулирует создание венчурных фирм (фирм «риско­ванного» капитала) и исследовательских центров.

На современном этапе НТП возросла роль НИР малого бизнеса.

в США действуют фирмы «спин-офф»8, венчурные фирмы, инвестиционные фонды.. Фирмы «спин-офф»- «фирмы-отпрыски», отделяющиеся от вузов, независимых институтов, государ­ственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций.

Япония

Государственное регулирование инновационных процессов также характеризуется индикативным планированием налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в про­движении новой наукоемкой продукции.

Особенностями развития японской экономики является дальнейшая концентрация промышленного производства и капитала фирм, переход на ресурсосберегающие технологии на основе микроэлектронной техники, приоритет обрабатывающих и сборочных производств, сферы услуг. Ве­дущие отрасли народного хозяйства: информатика, производство инте­гральных схем и электронной техники.

В результате активной инновационной деятельности Япония занима­ет первое место в мире по уровню ВВП на душу населения, эффективности использования ресурсов, темпам экономического роста среди промышлен-но развитых стран, продолжительности жизни населения.

Германия. Англия. Франция

Эти страны - ведущие в составе Евросоюза и занимают соответст­венно 3, 4 и 5-е места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР

Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. Основные направления инновационной политики Евросоюза:

- выработка единого антимонопольного законодательства;

- использование системы ускоренной амортизации оборудования;

- ресурсосберегающие технологии на основе микроэлектронной тех­ники, приоритет обрабатывающих и сборочных производств, сферы услуг;

- льготное налогообложение НИОКР;

- поощрение малого наукоемкого бизнеса;

- прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии;

- стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.


Организационные инновации

Организационные инновации – это инновационные изменения в структуре организации предприятия; новые формы организации деятель­ности, а именно:технологических процессов;трудовой деятельности;и передачи информации и пр.

Цели осуществления организационных инноваций:

1) реализация новой стратегии развития;

2) изменение структуры предприятия с учетом нового законодатель­ства и стандартов;

3) улучшение финансовых показателей в рамках основной деятель­ности компании;

4) устранение внутриорганизационных проблем;

5)вывод предприятия из кризиса.
Под организационной структуройпонимают упорядоченную сово­купность производственных и управленческих подразделений и их органи­зационных отношений.

Организационная структура инновационной организации может быть функциональной, тематической и матричной, также имеют место смешанные формы (функционально-матричная, проектно-матричная).

Функциональная структура инновационной организации характери­зуется объединением в специализированных отделах и подразделениях персонала однородных специальностей (исследователи, конструктора, тех­нологи, испытатели, экономисты и т. д.), применяется для специализиро­ванной организации, проводящей исследования и разработки в определен­ной отрасли с повторяющимися однотипными задачами.

Тематическая структура инновационной организации характеризу­ется сосредоточением в отделах специалистов различной специализации и профиля для разработки определенной научной темы (инновационного проекта), применяется для организации, в которой проводятся оригиналь­ные исследования и разработки, не повторяющиеся вообще или в течение планового периода.

Наиболее эффективной формой -матричная структура-состоит в раз­делении управленческой и профессиональной ответственности. Специалисты различных функциональных отделов привлекаются к работам по направлению, при этом единое подразделение не формируется.

Смешанные структуры инновационной организации предполагают сочетание различных типов структур.



Просмотров 1911

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!