![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Методы и средства стратегического управления инновациями. Типы
Стратегические управленческие решения в значительной мере определяются принятыми на инновационном предприятии принципами управления, перспективами его развития, сложившейся практикой планирования. В практике получили применение: 1) управление на основе экстраполяции, при которой предполагается развитие на перспективу таких же тенденций, что и в прошлом периоде, в этих целях применяют составление текущих и инвестиционных бюджетов, долгосрочное планирование; 2) управление на основе разработки принципиально новых стратегий, которые применяют в том случае, когда становятся очевидными новые тенденции развития и требуется принятие новых принципов управления (стилей, методов и форм организации и техники управления); 3) управление на основе принятия оперативных решений, применяемое при возникновении непредвиденных обстоятельств и тенденций развития. Для целей стратегического управления используют крупномасштабные инновационные разработки, так называемые сценарии будущего, содержащие согласованные и логически взаимосвязанные предположения и описания путей развития стратегического инновационного процесса с учетом влияния глобальных факторов внешней среды. Типы инновационных стратегий: Инновационная стратегия- комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития. Инновационные преобразования могут быть направлены на осуществление следующих конкурентных стратегий: - дифференциации; - снижения издержек; - наилучшей стоимости. Стратегия дифференциации - стратегия инновационных изменений, направленных на формирование уникального облика (бренда) продукта и производящей его компании. Стратегия снижения издержек - стратегия инновационных изменений по сокращению затрат, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Стратегия наилучшей стоимости - стратегия инновационных изменений, сочетающая формирование узнаваемого бренда компании и сокращение затрат. Деятельность компании может осуществляться в рамках одной либо нескольких отраслей, имея один или несколько бизнесов. 1. Стратегия концентрированного роста - развитие компании с одним бизнесом путем создания новых товаров и захвата новых целевых рынков или путем освоения новых региональных рынков. 2. Стратегия интегративного роста - стратегия расширения фир 3. Стратегия диверсификации - стратегия развития многопрофиль По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют две группы стратегий: оборонительные и наступательные. Оборонительные стратегии (стратегии следования за лидером) отражают реакцию предприятия на действия конкурентов и косвенно на потребности и поведение потребителей. Выгода стратегий в том, что предприятие может концентрироваться на продуктах (работах, услугах), уже получивших признание рынка, и дает возможность не отстать от других. Наступательная стратегия (стратегия технологического лидера), заключающаяся в самостоятельной разработке инноваций, требует больших капитальных вложений и характеризуется постоянной разработкой технологических (продуктовых и процессных) инноваций со значительным риском. 38. Типы инновационного поведения: виоленты,патиенты,коммутанты, эксплеренты. Ученый-экономист Л. Г. Раменский разработал классификацию фирм по инновационному конкурентному поведению. След. типы инновационного поведения фирм: - виоленты; - патиенты; - коммутанты; - эксплеренты. Виолентная(силовая) стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного стандартного производства. Виолентная - стратегия, ориентирующаяся на снижение издержек производства за счет массового выпуска сравнительно недорогих, но вполне доброкачественных товаров. Девиз: «Дешево, но прилично» (но не «Дорого и плохо»). Пример: автомобили «Тойота», «Шевроле». Патиентная(нишевая) стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей и удовлетворяющих потребности, сформированные под действием моды, рекламы и др. средств. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает стандартная продукция. Девиз: «Дорого, зато хорошо!». Коммутантная(соединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила местного неспециализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества (как у патиента), а за счет индивидуализации услуги. Лозунг коммутантов: «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы». Коммутанты используют любую возможность для бизнеса, повышенная гибкость позволяет им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе, процветать на рынке. Коммутантов часто называют «серыми мышами». Эксплерентная(пионерская) стратегия ориентирована на радикальные нововведения, специализируется на создании новых или радикальных преобразованиях старых сегментов рынка. Сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиальных нововведений, продвижением новшеств на рынок. Они извлекают выгоды от первоначального присутствия на рынке и заняты рискованным первопро-ходческим бизнесом, часто их называют «первыми ласточками. Девиз: «Лучше и дешевле, если получится». Пример: первопроходцы в выпуске персональных компьютеров «Apple», биотехнологии «Джинентек» и др. 39. Соотношение инжиниринга и реинжиниринга. Понятие «бизнес-процесс». Процессно-ориентированное управление. Инжиниринг– оказание различных инженерно-консультационных услуг на коммерческой основе. Основные виды услуг носят проектный характер. Инжиниринг инноваций имеет свои специфические особенности, которые заключаются в следующем: - инжиниринг инноваций воплощается не в вещественной форме продукта, а в его полезном эффекте. Этот полезный эффект может иметь материальный носитель в виде документации, чертежей, планов, графиков или не иметь такого носителя, например обучение персонала, консультации и т. п.; - инжиниринг инноваций - объект купли-продажи, поэтому он должен иметь не только материализованную форму в виде имущества или имущественных прав, но и коммерческую характеристику; - инжиниринг инноваций в отличие от франчайзинга и ноу-хау Реинжиниринг- разновидность метода инжиниринга, но это осуществление радикальных преобразований для достижения скачкообразных изменений в основных функциональных сферах деятельности организации, кардинальное перепроектирование бизнес-процессов. Направления реинжиниринга: - осуществление диверсификации путем проникновения в родственный или неродственный бизнес; - пересмотр портфеля диверсифицированной компании; - реорганизация деятельности путем масштабного преобразования технологических процессов; - внедрение механизации, автоматизации, компьютеризации. Процессно-ориентированное управление: Бизнес-процесс– хозяйственный процесс, начинающийся с одного или более входов (заданий) и заканчивающийся созданием результата (продукции), необходимого клиенту. Первый этап при переходе компании на процессно-ориентированное управление - проектирование, или инжиниринг, бизнес-процессов компании. Далее следуют этапы управления и мониторинга бизнес-процессов, затем этап их автоматизации с помощью специализированных систем класса Workflow, и на заключительном этапе реализуется полномасштабная информационная поддержка с внедрением комплексных автоматизированных систем, баз данных и пр. Цель инжиниринга бизнес-процессов - достижение максимально эффективных бизнес-решений. В процессе планирования и управления бизнес-процессами достаточно явственными становятся причины для проведения реинжиниринга. При реализации фундаментальных реинжиниринговых проектов компании нередко осуществляют внедрение крупномасштабных информационных систем или замену информационных систем более совершенными.
![]() |