![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Организационные формы инновационной деятельности
Инновационная деятельность характеризуется многообразием организационных форм. Это связано с тем, что процесс нововведений охватывает разнообразные сферы деятельности: научно-техническую, финансовую, информационную, маркетинговую и др. Научная организация– это организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности. В России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ: Секторы науки и их содержание: 1) государственный; 2) предпринимательский; 3) высшее образование; 4) частный бесприбыльный (некоммерческий). К государственному сектору относят организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом, В предпринимательский сектор входят все организации и предприятия, основная деятельность которых связана с производством продукции или услуг в целях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства; бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации. Сектор «Высшее образование» включает: университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса; НИИ, экспертные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем высших учебных заведений или управляемые ими, или ассоциированные с ними; организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Министерства образования). Частный бесприбыльный сектор: частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды), кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору; частные индивидуальные организации. Перечисленные научные организации и предприятия по источнику финансирования относятся к госбюджетным и внебюджетным.
Виртуальные организации. Виртуальная корпорация– создаваемая на временной основе сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков, бывших конкурентов), объединенных современными информационными системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологическую основу виртуальных корпораций составляют информационные сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое партнерство. Принципы образования виртуальной организации: · упразднение отношений преимущественного подчинения; · центры индивидуальной выгоды (прибыли); · географическая рассредоточенность; · отделение выработки политики от принятия решений; · использование информационных технологий и телекоммуникационных процессов; · свобода немедленного доступа к информации; · совместная собственность и меняющиеся альянсы; · объединение ключевых технологий и компетенций; · ускоренное производство и обслуживание; · возросшие индивидуальные права; · образование в рамках организации; · совместная работа заказчиков, поставщиков, руководителей, исполнителей, государственных органов. Отличительные черты виртуальной организации: · непостоянный характер функционирования; · осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций; · взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтересованными организациями через серию соглашений, договоров и взаимное владение собственностью; · образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности; · частичная интеграция с материнской компанией и сохранение отношений совместной собственности до тех пор, пока это считается выгодным; · договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях. К виртуальным организациям относятся: · интернет-магазины; · виртуальные конструкторские бюро; · виртуальные консалтинговые фирмы; - учебные заведения с дистанционным обучением и пр. Достоинства виртуальных организаций: · отсутствие (минимизация) расходов, связанных с арендой и эксплуатацией производственных мощностей; · свободный рабочий график сотрудников; · использование современных коммуникационных технологий; · высокая адаптивность к различным изменениям. 19. Бизнес-инкубатор: назначение и особенности фун-ния. Бизнес-инкубатор– внебюджетная структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, выполняющая следующие виды работ: экспертизу инновационных проектов; поиск инве- сторов и предоставление гарантий; предоставление на льготных условиях помещений, оборудования; оказание на льготных условиях правовых, рекламных, информационных, консультационных и прочих услуг. Отличительной особенностью данной формы организации является то, что эта структура занимается развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта. Бизнес-инкубаторы бывают трех типов: · бесприбыльные субсидир уются местными властями, заинтересованными в создании рабочих мест и экономическом развитии региона; · прибыльные – частные организации, предоставляющие широкий спектр услуг. Не снижают тарифы за услуги, но позволяют арендаторам платить только за те услуги, которыми арендатор фактически воспользовался; · филиалы высших учебных заведений за плату, которая может быть достаточно высокой, предоставляют землю, помещения, лабораторное оборудование, необходимые услуги. Общая практика деятельности бизнес-инкубаторов предполагает, что вновь образованные фирмы (преимущественно инновационные) находятся в бизнес-инкубаторе не более 3-4 лет. Этот срок условно можно разделить на 5 этапов: 1) выбор претендента по параметрам новизны замысла и обоснования возможности его материального воплощения; 2) предоставление помещения и оборудования в аренду; 3) первый год работы в инновационном инкубаторе. Бизнес-инкубатор предоставляет услуги на льготных условиях; 4) при благоприятных условиях - развитие фирмы в течение 2-3 лет с постепенным ростом арендной платы и платы за услуги; 5) выход фирмы из бизнес-инкубатора с переездом на новое место. При неблагоприятных условиях - невозможности основателей фирмы развить собственное дело - договор с нею может быть разорван на любом этапе.
![]() |