Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой деятельности



Мы уже знаем, что без специального обучения предметная деятельность становится у умственно отсталых детей ведущей лишь к старшему дошкольному возрасту. Вместе с тем, она явля­ется исходной при формировании других ее видов. Поэтому обу­чение предметным действиям и ее формирование оказывается одной из центральных задач в коррекционной работе специаль­ного детского сада. Обучение предметным действиям проводит­ся на занятиях по самообслуживанию, по развитию игры, по оз­накомлению с окружающим миром, на всех видах занятий по трудовому воспитанию и в процессе проведения всех режимных моментов детского сада. Не следует думать, что при активной коррекционной работе можно закончить формирование предмет­ной деятельности на I—II годах обучения. Эту работу необходи­мо проводить постоянно в течение всех четырех лет обучения.

На дальнейшем усвоении действий с предметами, на усвое­нии способов их употребления, закрепленных в человеческом обществе, базируется возникновение элементов трудовой дея­тельности.

Овладение элементами трудовой деятельности является пря­мым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для ребенка социально значимыми сами предметные дей­ствия и требует нового уровня овладения предметными и ору­дийными действиями.

Овладение элементами трудовой деятельности оказывается не простым делом для дошкольников с нарушениями интеллекта. Уже самообслуживание включает в себя ряд весьма сложных по своей структуре навыков, которыми должны овладеть дети. Для ребенка здесь может возникнуть два затруднения: в определении и усвоении последовательности операций и в овладении каждой из них. В данном случае ребенок уже не может остаться на уров­не понимания функционального назначения предметов или при­близительного знания состава действия. Он должен овладеть как структурой действия, так и каждой составляющей его операцией. Таким образом, возникновение трудовой деятельности играет большую роль в усвоении умственно отсталым ребенком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и его логической последовательности.

Формирование элементов трудовой деятельности осуществ­ляется на специальных занятиях и в быту, и ведется в двух на­правлениях. С одной стороны, детей знакомят с трудом взрос­лых, с ролью труда в жизни всего общества, воспитывают уваже­ние к труду взрослых. С другой стороны, трудовое воспитание ведется при организации практической деятельности детей — при формировании навыков самообслуживания, на занятиях: по руч­ному труду, в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

Детей специально знакомят с разными профессиями взрос­лых. Им не только рассказывают, но и показывают, как они тру­дятся: сначала в ближайшем окружении, в повседневной жизни (вот трудится няня, дворник, воспитатель, повар, врач). Затем детей знакомят с тем, как трудятся взрослые за пределами до­школьного учреждения. Детей ведут на стройку, в ателье, на почту, в магазин, в школу. При этом каждый раз объясняют, какое зна­чение для всех людей имеет труд каждого. В самом деле, если не придет на работу повар детского сада, все дети останутся голо­дными. А вот теперь, когда повар работает, все будут накормле­ны сытно, вкусно. А шофер автобуса? Скольких людей он отве­зет на работу и с работы, скольких пап и мам привезет к детско­му саду, чтобы они могли забрать домой своих детей!

Такое ознакомление с трудом, с его социальной значимостью нужно проводить с детьми систематически.

Огромную помощь в понимании значения труда, в усвоении знаний о людях разных профессий может оказать игра, в кото­рой дети под руководством педагогов и воспитателей будут обыг­рывать полученные во время наблюдений впечатления, пооче­редно выполняя роли шофера, продавца, парикмахера и т.д.

Формирование представлений о труде взрослых проводится также в процессе ознакомления детей с художественными про­изведениями — со сказками, рассказами, стихами, с иллюстра­циями к этим произведениям, а в старших группах и со специ­альными диафильмами, рассказывающими о разных профессиях. Представления уточняются с помощью дидактических игр, например, «Кому что нужно?» (подбор картинок с изображени­ем средств труда к изображению людей разных профессий), «Ко­го позвать на помощь?» и др.

Наряду с формированием представлений о труде взрослых про­водится организация трудовой деятельности самих детей. На пер­вых годах обучения особое место уделяется привитию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Эти на­выки формируются на специальных занятиях и закрепляются во время всех режимных моментов. Механизм их формирования весьма сложен, так как их усвоение требует определенного уров­ня развития внимания, подражания, восприятия, поэтому этот раздел трудового воспитания не теряет своего значения до конца пребывания детей в дошкольном учреждении. Если обучение на­выкам самообслуживания проводится правильно, с учетом осо­бенностей развития моторики, восприятия, внимания детей, то эти занятия способствуют также формированию у детей положи­тельного отношения к труду, желания трудиться, умения пре­одолевать посильные трудности, т. е. всех тех качеств, которые необходимы для дальнейшего трудового воспитания и обучения.

Трудовое обучение осуществляется также на специальных за­нятиях по ручному труду, на которых дети выполняют различ­ные поделки. На этих занятиях необходимо, помимо навыков ручного труда, создавать у детей интерес и уважение к результату своего труда. Для этого результат труда нужно выделить и сде­лать значимым для детей. На занятиях по ручному труду дети изготавливают поделки, которые могут служить атрибутами для, игры, средством украшения группы, подарком для младших де­тей или взрослых и т.п. Поделки должны быть не только инди­видуальными, но и коллективными. В процессе создания кол­лективных поделок дети учатся работать сообща, соотносить свои действия с действиями других, результат своего труда с результа­тами труда своих сверстников, что составляет одну из основных сторон культуры труда.

Хозяйственно-бытовой труд вводится в специальном дошколь­ном учреждении на втором году обучения. Вначале он носит не­сложный характер — дети выполняют отдельные поручения (по­ливают цветы, расставляют пособия, раздают ложки перед едой и т.п.). Постепенно трудовые поручения усложняются. С третье­го года обучения проводятся специальные занятия по формиро­ванию навыков хозяйственно-бытового труда и систематические дежурства детей. Дети под руководством воспитателя проводят уборку кукольного уголка, стирают кукольное белье, учатся вы­тирать пыль, чистить обувь и др.

Следующим видом трудовой деятельности умственно отста­лых дошкольников является труд в природе. Дети ухаживают за растениями и животными в группе, трудятся на участке дошколь­ного учреждения.

Обучение труду играет огромную роль во всем психическом развитии ребенка, в его умственном и нравственном воспитании.

Прежде всего во всех видах труда дети приобретают опреде­ленные навыки и умения, овладевают предметными и орудий­ными действиями, что, в свою очередь, способствует развитию восприятия и наглядного мышления.

В процессе трудовых заданий дети учатся действовать по под­ражанию, образцу и словесной инструкции. Действия по словес­ной инструкции, сначала очень простой и короткой, а затем все более развернутой, помогают формированию детей словесной ре­гуляции деятельности.

В труде — также мы находим большие возможности для того чтобы учить детей планировать свои действия — что будет сдела­но сначала, что потом, осмысливать значение последовательно­сти действий для достижения конечного результата, к старшему дошкольному возрасту это позволяет добиться появления эле­ментов самоконтроля.

Необходимость трудиться сообща приводит к тому, что дети начинают ощущать себя членами коллектива, рассматривать свой труд как часть общего труда, гордиться своим вкладом в общий результат. На этой основе может быть сформировано не только уважение к результату своего и общего труда, но и элементы самооценки.

Коллективный труд представляет прекрасную основу для вос­питания взаимопомощи и отзывчивости и для организации по­ведения детей в целом.



Просмотров 761

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!